78863

Эволюция концепции науки в позитивизме

Доклад

Логика и философия

Эволюция концепции науки в позитивизме. Позитиви́зм философское учение и направление в методологии науки определяющее единственным источником истинного действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание методы которого автоматически переносятся на другие науки в том числе социальногуманитарные.

Русский

2015-02-10

29.5 KB

4 чел.

Билет 30. Эволюция концепции науки в позитивизме.

Позитиви́зм  философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука - сама себе философия».

В ходе дальнейшего развития позитивизма мировоззренческая сторона научной деятельности постепенно «выводится за  скобки». Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и  познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания в 19 – 20 веках, а также необоснованностью претензий классической философии стать «фундаментом» наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание.

Недостатки: характерен не критический подход к науке, ее восхваление, поспешность выводов.

Так называемый «второй позитивизм» (эмпириокритицизм - Мах, Авенариус) претендовал на создание абсолютно новой философии, основанной на «естественном понятии о мире» и устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта. Внешнее и внутреннее (среда и Я) представляются здесь как неразрывно связанные, находящиеся в «принципиальной координации». Они составлены из однородных элементов мира (ощущений), которые в одной связи выступает как физические, в другой – как психические. Так же и содержание опыта описывается как нейтральное – ни материальное, ни идеальное, и представляет в конечном итоге поток ощущений. Эмпириокритицизм объявляет себя философией естествознания ХХ века.

Дальнейшее развитие позитивизма связано с формированием неопозитивизма (Б.Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической философии (основатель - Л. Витгенштейн), позднее, со становлениемпостпозитивизма – Т.Кун, К.Поппер, И. Лакатос и др.

Главной своей задачей неопозитивизм считает анализ логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается  наука. Это:

-принцип верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта),

-принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.),

-принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис – физику).

Аналитическая философия и постпозитивизм в своих рамках сформировали интересную и плодотворную философию науки. Здесь приоритетным для исследования становится разработка анализа и динамики научного знания. Утверждается, что развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования. Революции в науке, согласно идеям Куна, являются сменой господствующей парадигмы (общей научной картины мира), происходящей вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы. Основным критерием научности теории новая философия считает принцип её проверяемости (верифицируемость) и опровержимости (фальсифицируемость)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6462. Проблема адаптации сирот-выпускников детских домов 31.87 KB
  Проблема адаптации сирот-выпускников детских домов Рассматривая проблемы социальной адаптации сирот-выпускников, необходимо обратить внимание на социально-психологический портрет нынешнего выпускника детского дома, вступающего в самостоятельную жизн...
6463. Проблемы адаптации студентов к общежитию 39.75 KB
  Проблемы адаптации студентов к общежитию Адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Необходимо отметить, что адаптация не только дает возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформиров...
6464. Проблема влияния СМИ на сознание населения РФ: результаты социологического исследования 28.51 KB
  Проблема влияния СМИ на сознание населения РФ: результаты социологического исследования Необходимость проведения данного исследования вызвана, прежде всего, тем, что СМИ оказывают скорее отрицательный, чем положительный результат на население. Сформ...
6465. Проблемы трудоустройства российской молодежи 32.54 KB
  Проблемы трудоустройства российской молодежи Произошедшие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической...
6466. Ролевое поведение в семье и семейная дипломатия 35.11 KB
  Ролевое поведение в семье и семейная дипломатия Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявл...
6467. Роль и значимость сексуального поведения в семейно-брачных отношениях 38.34 KB
  Роль и значимость сексуального поведения в семейно-брачных отношениях Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое буд...
6468. Социальная работа с инвалидами в Российской Федерации 25.12 KB
  Социальная работа с инвалидами в Российской Федерации Инвалидность представляет собой социальное явление, избежать которое не может ни одно общество, и каждое государство, основываясь на уровне своего развития, приоритетах и возможностях формирует с...
6469. Социальная работа с подростками с отклоняющимся поведением 30.45 KB
  Социальная работа с подростками с отклоняющимся поведением Актуальность данной темы заключается в том, что, в нее вовлечены широкие массы людей и в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к ее увеличению. Данная проблема является про...
6470. Социально-трудовые отношения работников учреждений социально-культурной сферы 30.13 KB
  Социально-трудовые отношения работников учреждений социально-культурной сферы С приходом рыночной экономики учреждения культуры оказались в принципиально новых условиях, диктующих необходимость повышенной мобильности в плане адаптации к рыночным усл...