78866

Философия в системе социально-гуманитарного знания

Доклад

Логика и философия

Философия в системе социально-гуманитарного знания. При изучении социально-культурных процессов и явлений общество культура человек в современной науке принято делать отличия социально-гуманитарного знания от естественного...

Русский

2015-02-10

28.5 KB

2 чел.

Вопрос 33. Философия в системе социально-гуманитарного знания.

При изучении социально-культурных процессов и явлений (общество, культура, человек) в современной науке принято делать отличия социально-гуманитарного знания от естественного.Такими отличиями будут:

Во-первых, законы общества создаются людьми в отличие от законов природы, где они действуют стихийно.

Во-вторых, законы общества историчны, т.е. менее долговечны.

В-третьих, законы общества реализуются через сознательную деятельность людей, тогда как законы природы существуют независимо от сознания людей.

В-четвертых, социально-гуманитарное познание - это всегда ценностно-смысловое, т.е. оно исследует не природную сущность вещи, а её ценностную сущность, её качественную сторону.

В-пятых, если в естествознании главная и определяющая процедура познания есть объяснение, где истина доказывается, то в социально-гуманитарном знании дела человеческие подлежат пониманию, где субъект их переживает как свои собственные, глубоко личные, отсюда и истина в обществознании не доказывается, а лишь истолковывается, интерпретируется, как мера понимания, сопереживания.

Эти и другие особенности социально-гуманитарного знания влияют на понимание предмета социально-гуманитарных наук. Предметом обществознания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».

Функции синтеза социально-гуманитарного знания берет на себя философия, поскольку только она способна обобщить данные наук и вненаучных форм знания (религия, искусство) в целостное научно-теоретическое мировоззрение и предельно общую картину мира.

Определяя место философии в системе социально-гуманитарного знания, важно понять, что для философии, главным предметом познания является человек,общество. И потому направленность философии как части культуры к раскрытию смысла жизни имеет вполне определенный гуманистический характер. Сила мудрости связывается философией со способностью познания смысла жизни для достижения человеческого счастья.

Философия неразрывно связана с идеей осознания смысла всего того, что делает человек, что он провозглашает, к чему стремится, в том числе и смысла научного познания, достижения истины.

 Это обстоятельство определяет тот факт, что в любой науке, гуманитарной или естественной, неизбежно встают вопросы философского характера. Для ученого важно осознание проблем, позволяющих понять смысл сделанных открытий, смысл в соотношении различных научных идей, в конечном итоге, смысл достигнутых выводов.

Философский подход к проблеме имеет существенно иной характер. Философия на всем протяжении своего развития стремится понять сущность добра и зла в их противостоянии другу. Результатом философского анализа проблемы является знание в абстрактной, предельно обобщенной форме, а потому общезначимое по своему содержанию.

Философские обобщения раскрывают роль добра и зла в человеческой жизни, их место в процессе развития общества и человека. Развитие философии привело культуру к выводу о противоположности добра и зла, о том, что признание существования добра и зла ни в какой мере не означает их равнозначной роли в жизни. Наоборот, зло несет с собой разрушение, и только добро созидательно. Философия обосновывает идею того, что добро представляет собой естественную и потому неотъемлемую сущность бытия. Добро в философии раскрывается как правда жизни, то есть единственный верный путь ее развития.