78866

Философия в системе социально-гуманитарного знания

Доклад

Логика и философия

Философия в системе социально-гуманитарного знания. При изучении социально-культурных процессов и явлений общество культура человек в современной науке принято делать отличия социально-гуманитарного знания от естественного...

Русский

2015-02-10

28.5 KB

8 чел.

Вопрос 33. Философия в системе социально-гуманитарного знания.

При изучении социально-культурных процессов и явлений (общество, культура, человек) в современной науке принято делать отличия социально-гуманитарного знания от естественного.Такими отличиями будут:

Во-первых, законы общества создаются людьми в отличие от законов природы, где они действуют стихийно.

Во-вторых, законы общества историчны, т.е. менее долговечны.

В-третьих, законы общества реализуются через сознательную деятельность людей, тогда как законы природы существуют независимо от сознания людей.

В-четвертых, социально-гуманитарное познание - это всегда ценностно-смысловое, т.е. оно исследует не природную сущность вещи, а её ценностную сущность, её качественную сторону.

В-пятых, если в естествознании главная и определяющая процедура познания есть объяснение, где истина доказывается, то в социально-гуманитарном знании дела человеческие подлежат пониманию, где субъект их переживает как свои собственные, глубоко личные, отсюда и истина в обществознании не доказывается, а лишь истолковывается, интерпретируется, как мера понимания, сопереживания.

Эти и другие особенности социально-гуманитарного знания влияют на понимание предмета социально-гуманитарных наук. Предметом обществознания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».

Функции синтеза социально-гуманитарного знания берет на себя философия, поскольку только она способна обобщить данные наук и вненаучных форм знания (религия, искусство) в целостное научно-теоретическое мировоззрение и предельно общую картину мира.

Определяя место философии в системе социально-гуманитарного знания, важно понять, что для философии, главным предметом познания является человек,общество. И потому направленность философии как части культуры к раскрытию смысла жизни имеет вполне определенный гуманистический характер. Сила мудрости связывается философией со способностью познания смысла жизни для достижения человеческого счастья.

Философия неразрывно связана с идеей осознания смысла всего того, что делает человек, что он провозглашает, к чему стремится, в том числе и смысла научного познания, достижения истины.

 Это обстоятельство определяет тот факт, что в любой науке, гуманитарной или естественной, неизбежно встают вопросы философского характера. Для ученого важно осознание проблем, позволяющих понять смысл сделанных открытий, смысл в соотношении различных научных идей, в конечном итоге, смысл достигнутых выводов.

Философский подход к проблеме имеет существенно иной характер. Философия на всем протяжении своего развития стремится понять сущность добра и зла в их противостоянии другу. Результатом философского анализа проблемы является знание в абстрактной, предельно обобщенной форме, а потому общезначимое по своему содержанию.

Философские обобщения раскрывают роль добра и зла в человеческой жизни, их место в процессе развития общества и человека. Развитие философии привело культуру к выводу о противоположности добра и зла, о том, что признание существования добра и зла ни в какой мере не означает их равнозначной роли в жизни. Наоборот, зло несет с собой разрушение, и только добро созидательно. Философия обосновывает идею того, что добро представляет собой естественную и потому неотъемлемую сущность бытия. Добро в философии раскрывается как правда жизни, то есть единственный верный путь ее развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46269. Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. (Эльконин, Леоньтев) 13.07 KB
  Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. То что непосредственно определяет развитие психики ребенка это сама его жизнь развитие реальных процессов этой жизни иначе говоря развитие деятельности ребенка как внешней так и внутренней. Значит в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни.
46270. Electricity Basics 13.06 KB
  Electricity is mde by converting some form of energy into flowing electrons t the power plnt. The type of power plnt depends on the source of energy used: therml power col oil gs nucle r underground stem solr power photovoltic kinetic power wter wind nd chemicl power fuel cell. This system enbles power plnts I nd end users to be connected together. Wtt W is unit mesure of electric power tht depends on mps nd volts.
46271. Языковая просодия, уровни изучения. Суперсегментные звуковые единства. Словесное ударение основные виды 13.05 KB
  Словесное ударение основные виды. Уровни изучения: словесное ударение и фразовая интонация Ударение в слове выделение фонетическими средствами одного слога в составе группы слогов. Виды ударений: экспираторное выдыхательное динамическое силовое ударение за счёт силы выдоха долготное тоновое ударение за счёт восходящего нисходящего комбинированного языкового тона на фоне нейтрального или др. prosodi припев ударение наслаиваются на цепочку сегментов слогов слов фраз предложений.
46272. Понятие субъекта в концепции Ж.Пиаже 13.02 KB
  Понятие субъекта в концепции Ж. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид который не знает себя в качестве субъекта не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения даже не подозревая об этом. По Пиаже ребенок на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий. Конструкция представления об окружающем мире о реальности у ребенка в первые годы...
46273. Ж.Пиаже Как дети образуют математические понятия 13.01 KB
  Пиаже Как дети образуют математические понятия. Младшие дети думают что число изменилось. Но дети в возрасте около 7 лет уже понимают что перемещение не меняет число бусинок. Дети должны уловить принцип сохранения количества прежде чем они могут образовывать понятия числа.
46275. The category of mood 12.83 KB
  There re three moods in English the indictive mood the impertive mood nd the subjunctive mood.The indictive mood form shows tht wht is sid must be regrded s fct s something which hs occurred or is occurring t the moment of speking or will occur in the future. Therefore the indictive mood hs wide vriety of tense nd spect forms in the ctive nd pssive voice.
46276. Кризис семи лет 12.81 KB
  Основная симптоматика кризиса:Потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;Манерничание: ребенок чтото из себя стоит чтото скрывает уже душа закрыта;Симптом горькой конфеты: ребенку плохо но он старается этого не показывать;Трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Переживания приобретают смысл сердящийся ребенок понимает что он сердит благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к...
46277. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» 12.75 KB
  Некоторые считали что в этом возрасте важно развитие сенсомоторноманипулятивной деятельности. Однако решили что речь используется ребенком в данный период возраста для налаживания сотрудничества с взрослыми в предметной деятельности. В игровой деятельности ребенок моделирует отношения между людьми. Большие трудности представляло выделение ведущей деятельности у подростков.