78868

Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания

Доклад

Логика и философия

Место проблемы человека в системе социальногуманитарного знания Построить социальную онтологию отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса невозможно. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социальноисторического процесса. Что такое человек Каковы его природа и сущность Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека Все это суть проблемы философской антропологии учения о человеке исследующего своеобразие человеческого...

Русский

2015-02-10

28.5 KB

0 чел.

35. Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания

Построить социальную онтологию, отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса, невозможно. «История есть развитие духа в недрах человечества», утверждает Поль Рикёр. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социально-исторического процесса. Что такое человек? Каковы его природа и сущность? Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека? Все это суть проблемы философской антропологии—учения о человеке, исследующего своеобразие человеческого бытия: чем он является сегодня и каким он может стать в будущем, каковы исторические судьбы человечества. Человек - это сложнейший мир, объединяющий природные и духовные качества. Проблема человека — это прежде всего философская проблема, хотя, конечно, человек постигается религией и искусством, тайну человека пытается разгадать целый ряд гуманитарных наук, таких, как физиология, генетика, психология, медицина.

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества

Человек - живое существо, и потому смертен.

В наиболее  полной  форме  обоснования  идей  философской  антропологии

изложены М. Шеллером в работе ”Положение человека в космосе”. В этой  работе

статус человеческого бытия выявляется через  сравнение  человека  с  другими

формами органического мира  в  плане  становления  и  эволюции  психического

начала:   чувственного   порыва,   инстинкта,   ассоциативной    памяти    и

практического  интеллекта.   Жизнь  человека  содержит  в  себе  эти   формы

отношения с миром и в этом  смысле  человек  в  принципе  не  отличается  от

животного. И  М. Шеллер убежден: “Человек-естественный есть животное. Он  не

развился из животного царства, а был,  есть  и  всегда останется  животным”.

Однако между человеком и остальным животным миром,  по  мнению  М.  Шеллера, имеется сущностное различие.

 Идеи  М.  Шеллера  о  сущности  человека  несколько  в  иной  плоскости

развивает  его  последователь   А.Гелен   (1904-1976).   А.Гелен   отвергает

рассмотрение человека по аналогии с  животным. Он  критикует  те  теории,  в

которых низшие ступени человеческого развития расцениваются  как  близкие  к

животному образу жизни и  лишь  последующие,  высшие  ступени  как  подлинно

человеческие. Вместе с тем он, также как и М.  Шеллер, специфику и  сущность

человека выводит и определяет лишь  в  ходе  сравнения  с  животным.   Более

того,  эту  специфику  А.  Гелен  связывает   с   особой   исключительностью

биологической организации человека. По мнению  А.  Гелена,  “человек  -  это существо, открытое миру”.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3373. Бюджетный менеджмент. Краткий конспект лекций 443 KB
  Сущность и составные бюджетного менеджмента. Вопросы для рассмотрения: Сущность бюджетного менеджмента. Система управления бюджетом. Составные бюджетного менеджмента. Изложение вопросов темы: 1. Сущность бюджетного менеджмента. Бюдж...
3374. Понятие бухгалтерского баланса 121.5 KB
  Понятие бухгалтерского баланса Цель лекции – осветить элементы баланса Вопрос 1. Понятие баланса Вопрос 2. Виды баланса  Понятие бухгалтерского баланса В любом виде деятельности важное значение имеет соответствие между намеченными к выполн...
3375. Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК 110.5 KB
  Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК  Цель и задачи ознакомительной практики Ознакомительная практика является важной частью учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправле...
3376. Колебания. Тест по физике 651.5 KB
  Колебания, совершаемые телом, являются гармоническими если на тело: действует внешняя сила действует сила трения действие внешних сил и сил трения равны нулю действуют и внешние силы и сила трения Перкуссия ...
3377. Пример теплотехнического расчета ограждающих конструкций 554 KB
  Пример теплотехнического расчета ограждающих конструкций 1. Исходные данные Техническое задание. В связи с неудовлетворительным тепло-влажностным режимом здания необходимо произвести утепление его стен и мансардной крыши. С этой целью выполнить расч...
3378. Определение электродвижущей силы фотоэлемента с запирающим слоем 621.9 KB
  Определение электродвижущей силы фотоэлемента с запирающим слоем Цель: Задачей настоящей работы является измерение фото - ЭДС  Еф и фототока Iф, возникающих в селеновом фотоэлементе под действием света. Изменяя освещённость Е поверхности фотоэл...
3379. Введение в лабораторный практикум по физике 436.5 KB
  Введение в лабораторный практикум по физике Какова цель лабораторной практики в высшем учебном заведении. Таких целей несколько. Лабораторные работы позволяют:  проиллюстрировать теоретические положения физики; познакомиться с приборами...
3380. Элементы кинематики 359 KB
  Лекция 1. Элементы кинематики. Введение. Основные кинематические понятия и характеристики. Нормальное, тангенциальное и полное ускорения. Угловая скорость, угловое ускорение. 1. Введение. Физику можно назвать наукой о н...
3381. Обработка результатов измерений в физическом практикуме 303.5 KB
  Содержит изложение методики обработки результатов измерений, получаемых во время практических занятий в учебной лаборатории. Предназначен для оказания помощи студентам технических специальностей всех форм обучения при подготовке к лабораторным работ...