78868

Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания

Доклад

Логика и философия

Место проблемы человека в системе социальногуманитарного знания Построить социальную онтологию отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса невозможно. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социальноисторического процесса. Что такое человек Каковы его природа и сущность Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека Все это суть проблемы философской антропологии учения о человеке исследующего своеобразие человеческого...

Русский

2015-02-10

28.5 KB

0 чел.

35. Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания

Построить социальную онтологию, отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса, невозможно. «История есть развитие духа в недрах человечества», утверждает Поль Рикёр. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социально-исторического процесса. Что такое человек? Каковы его природа и сущность? Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека? Все это суть проблемы философской антропологии—учения о человеке, исследующего своеобразие человеческого бытия: чем он является сегодня и каким он может стать в будущем, каковы исторические судьбы человечества. Человек - это сложнейший мир, объединяющий природные и духовные качества. Проблема человека — это прежде всего философская проблема, хотя, конечно, человек постигается религией и искусством, тайну человека пытается разгадать целый ряд гуманитарных наук, таких, как физиология, генетика, психология, медицина.

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества

Человек - живое существо, и потому смертен.

В наиболее  полной  форме  обоснования  идей  философской  антропологии

изложены М. Шеллером в работе ”Положение человека в космосе”. В этой  работе

статус человеческого бытия выявляется через  сравнение  человека  с  другими

формами органического мира  в  плане  становления  и  эволюции  психического

начала:   чувственного   порыва,   инстинкта,   ассоциативной    памяти    и

практического  интеллекта.   Жизнь  человека  содержит  в  себе  эти   формы

отношения с миром и в этом  смысле  человек  в  принципе  не  отличается  от

животного. И  М. Шеллер убежден: “Человек-естественный есть животное. Он  не

развился из животного царства, а был,  есть  и  всегда останется  животным”.

Однако между человеком и остальным животным миром,  по  мнению  М.  Шеллера, имеется сущностное различие.

 Идеи  М.  Шеллера  о  сущности  человека  несколько  в  иной  плоскости

развивает  его  последователь   А.Гелен   (1904-1976).   А.Гелен   отвергает

рассмотрение человека по аналогии с  животным. Он  критикует  те  теории,  в

которых низшие ступени человеческого развития расцениваются  как  близкие  к

животному образу жизни и  лишь  последующие,  высшие  ступени  как  подлинно

человеческие. Вместе с тем он, также как и М.  Шеллер, специфику и  сущность

человека выводит и определяет лишь  в  ходе  сравнения  с  животным.   Более

того,  эту  специфику  А.  Гелен  связывает   с   особой   исключительностью

биологической организации человека. По мнению  А.  Гелена,  “человек  -  это существо, открытое миру”.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65780. Источники права. Понятие нормативно-правового акта и его виды 30.5 KB
  Для понимания процессов правообразования а также для понимания того откуда брать право в решении юридических дел необходимо обратиться к источникам права. Об источниках права говорят прежде всего как о факторах питающих появление и действие права.
65782. Язык и речь. Формы и типы речи 23.42 KB
  Таким образом речь это язык в действии реализация конкретного языка. Речь отражает опыт говорящего его состояние. Мимика и жестикуляция в подавляющем большинстве случаев только сопровождают звуковую речь придавая ей добавочные эмоции либо смысловые оттенки.
65783. Позитивистская традиция в философии науки 27 KB
  Позитивисты видели роль философии в развитии науки исследования закономерностей языка науки. Позитивизм наиболее широко распространенное течение западной философии второй половины XIXXX веков утверждающее что источником подлинного положительного позитивного знания могут быть лишь отдельные...
65785. Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем 39.5 KB
  Первичная архаичная формация включала в себя первобытно-общинный и азиатский способы производства. Азиатский способ производства был характерен для многих народов но долго сохранялся лишь в странах Азии до начала XX в. Проблема азиатского способа производства в течение двух последних столетий остается дискуссионной.
65787. Преднаука и философия познания в античном мире (классический период) 44 KB
  Классический связан с именами Сократа Платона Аристотеля. Проблема человека впервые была выделена у Сократа. Метод Сократа был вполне научным методом выявления знания который впоследствии Аристотелем был назван индукцией и был приемом выявления определений для общих понятий.