78868

Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания

Доклад

Логика и философия

Место проблемы человека в системе социальногуманитарного знания Построить социальную онтологию отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса невозможно. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социальноисторического процесса. Что такое человек Каковы его природа и сущность Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека Все это суть проблемы философской антропологии учения о человеке исследующего своеобразие человеческого...

Русский

2015-02-10

28.5 KB

0 чел.

35. Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания

Построить социальную онтологию, отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса, невозможно. «История есть развитие духа в недрах человечества», утверждает Поль Рикёр. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социально-исторического процесса. Что такое человек? Каковы его природа и сущность? Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека? Все это суть проблемы философской антропологии—учения о человеке, исследующего своеобразие человеческого бытия: чем он является сегодня и каким он может стать в будущем, каковы исторические судьбы человечества. Человек - это сложнейший мир, объединяющий природные и духовные качества. Проблема человека — это прежде всего философская проблема, хотя, конечно, человек постигается религией и искусством, тайну человека пытается разгадать целый ряд гуманитарных наук, таких, как физиология, генетика, психология, медицина.

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества

Человек - живое существо, и потому смертен.

В наиболее  полной  форме  обоснования  идей  философской  антропологии

изложены М. Шеллером в работе ”Положение человека в космосе”. В этой  работе

статус человеческого бытия выявляется через  сравнение  человека  с  другими

формами органического мира  в  плане  становления  и  эволюции  психического

начала:   чувственного   порыва,   инстинкта,   ассоциативной    памяти    и

практического  интеллекта.   Жизнь  человека  содержит  в  себе  эти   формы

отношения с миром и в этом  смысле  человек  в  принципе  не  отличается  от

животного. И  М. Шеллер убежден: “Человек-естественный есть животное. Он  не

развился из животного царства, а был,  есть  и  всегда останется  животным”.

Однако между человеком и остальным животным миром,  по  мнению  М.  Шеллера, имеется сущностное различие.

 Идеи  М.  Шеллера  о  сущности  человека  несколько  в  иной  плоскости

развивает  его  последователь   А.Гелен   (1904-1976).   А.Гелен   отвергает

рассмотрение человека по аналогии с  животным. Он  критикует  те  теории,  в

которых низшие ступени человеческого развития расцениваются  как  близкие  к

животному образу жизни и  лишь  последующие,  высшие  ступени  как  подлинно

человеческие. Вместе с тем он, также как и М.  Шеллер, специфику и  сущность

человека выводит и определяет лишь  в  ходе  сравнения  с  животным.   Более

того,  эту  специфику  А.  Гелен  связывает   с   особой   исключительностью

биологической организации человека. По мнению  А.  Гелена,  “человек  -  это существо, открытое миру”.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53704. Скорость движения. Перевод скорости из одного наименования в другое 80.5 KB
  Цели урока: Образовательные: продолжить работу по усвоению понятия скорость. Научиться переводить скорость на основе различных заданий. С какой скоростью он шел 2 Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80 км ч.
53705. Сравнение долей 98 KB
  На доске записана скороговорка. На доске записаны примеры: 3333= замени умножением и реши 46= замени сложением и реши 66= решите Ответы записываю на доске. Помогите Карлсону из предложенных чисел выбрать то которое соответствует возрасту Малыша на доске записаны числа: 1 6 8 9 73 1...
53706. В доме у москвича 89 KB
  Сегодня мы с вами заглянем в древний поселок. Во время путешествия будьте внимательны, ведь полученные вами знания нам обязательно пригодятся в дальнейшем.
53707. Масленица в музыке 184 KB
  Ключевая компетенция - способность личности мобилизовать свои знания умения а также способы выполнения действий необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах...
53708. Реализация гражданских прав в современном мире 75 KB
  Учащиеся приобретают опыт ведения дискуссий. Беседа с учащимися Учитель: Перед тем как познакомиться с нашими правами давайте вспомним что такое право Учащиеся: называют несколько определений права: Правоэто величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества. Учитель: Скажите пожалуйста а какие права существуют Учащиеся: Естественные и позитивные. Учитель: Какие права считаются естественными Учащиеся: Право на жизнь на свободу.
53709. Растениеводство 88.5 KB
  На какие две группы можно их разделить Дикорастущие одуванчик береза подорожник. Какие еще прядильные культуры вы знаете Овощеводство это выращивание овощных культур.Ответ Редиска Чем занимается эта отрасль Какие овощные культуры вам известны Какие овощи бывают Какие части мы едим: Листовые салат Плодовые томат кабачок Корнеплоды морковь свёкла репа редис петрушка Цветковые артишок цветная капуста...
53710. Объемная открытка. Бумажная пластика 64.5 KB
  Обучить: выполнять поделки в стиле бумажная пластика видам бумажной пластики приёмам складывания технике безопасности при использовании ножниц клея. Оборудование урока: для учителя: ПТК открытки шаблоны конспект урока. Изделие План урока № этапа урока вида работ Название этапа урока вида работ Время Всего 45 минут I.
53711. Безличные глаголы 75 KB
  Вызванный к доске должен назвать наклонение определить число выделить окончание и суффикс если не справляется вызывается желающий ответить с места а стоящий у доски подписывает выделяет части слова. наклонение от глагола подержать т.
53712. Виды односоставных предложений 37.5 KB
  Совершенствовать умение различать виды односоставных предложений. Развитие умений определять стилистическую роль односоставных предложений. А сейчас мы познакомимся с видами односоставных предложений.