78872

Марксистский подход к исследованию социальной реальности

Доклад

Логика и философия

Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.

Русский

2015-02-10

31.5 KB

3 чел.

Билет 40. Марксистский подход к исследованию социальной реальности

Задача социальной науки по Марксу — обнаружить скрытую, глубинную социальную реальность, лежащую в основе идей, представлений, знаний.

Человек — человек производящий, приспосабливает к себе окружающий мир, от животного человека отличает производительный труд.

Человек по природе целостен, добр, разумен. Вера и чувства являются выражением либо рационального начала, либо отчуждения.

В коммунистическом обществе в человеке в полной мере проявятся заложенные положительные качества и он вернется к своему подлинному состоянию, когда неотчужденность будет базироваться не на низком уровне общественного развития, а на всемогуществе человека и невиданном изобилии.

Общество есть система связей и отношений между индивидами, образующиеся в процессе деятельности (трудовой), это продукт взаимодействия людей. Общество всегда присутствует в человеке и влияет на его поведение.

Социальное развитие происходит согласно определенным законам.

Историческая необходимость через многочисленные случайности пробивает себе дорогу.

Общества проходят одни и те же стадии развития (эволюционизм), человечество движется в одном и том же направлении.

Знание законов исторического развития дает возможность понимать прошлое, настоящее и предсказывать будущее.

Законы исторической необходимости реализуются через деятельность людей — авторов исторической драмы, которые должны ускорить действия законов.

Представление об обществе как о социальной системе выражено в понятии общественной формации, состоящей из взаимосвязанных элементов в состоянии неустойчивого равновесия.

Общественная формация состоит из базиса и надстройки. Базис определяет общественную формацию.

Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы + производственные отношения.

Производительные силы — ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства. Производительные силы играют ведущую роль по отношению к производственным отношениям.

Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства.

Надстройка — юридические, политические отношения и институты, общественное сознание (право и политика), идеология (мораль, наука, религия, искусство). Подлинной реальностью обладают лишь экономика и отчасти политика, остальное: отражение производственных отношений.

Помимо базиса и надстройки формация включает в себя структуру социальных классов, групп, формы семьи, образа жизни.

Наиболее известная классификация формаций по Марксу: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая.

Подлинная история человеческого общества наступит с утверждением коммунистической формации, черты которой: исчезновение порабощающего человека разделения труда, противоположности умственного и физического труда, превращение труда из средства в необходимость жизни, всестороннее развитие человека, небывалый рост производительных сил и общественного богатства, реализация лозунга французского коммуниста Э. Кабе: «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

Динамика социального развития обусловлена постоянными противоречиями и конфликтами между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. Производительные силы не могут не развиваться.

Неустойчивое равновесие нарушается и производственные отношения превращаются в препятствие к развитию производительных сил, соответственно подвергаются революционному преобразованию и смене. В результате меняется общественная формация (социальная революция).

Социальная революция — способ качественного преобразования общественных отношений, быстрый, конфликтный, тотальный сдвиг в социальных отношениях, который ускоряет общественный прогресс, средство для революции политической.

Классы в широком смысле слова — любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борьбе.

Классы в узком смысле слова — социальные группы, различающиеся по отношению к средствам производства.

Существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства.

Важнейший признак класса — классовое самосознание. Если тождество интересов групп не создает общности — они не образуют класса. Пример классового самосознания — политическая партия.

Идеология — сознательное и бессознательное мифотворчество для замены подлинной социальной практики. Господствующие классы — гигантские фабрики по производству иллюзий: политических, юридических, научных, религиозных, моральных, художественных. Подлинная наука есть антипод идеологии и призвана разгадать связь иллюзорных образований с экономическими и политическими интересами социальных сил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40685. Стратегическое планирование на предприятии 29.5 KB
  Стратегия представляет собой систему управленческих решений определяющих перспективные направления развития организации сферы форм и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей. По содержанию стратегия это модель действий инструмент для достижения целей организации. Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации. В общем виде стратегии могут быть классифицированы следующим образом: корпоративные...
40686. Структура кадров предприятия и пути ее совершенствования 54.5 KB
  В организации состоящей из многих частей должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации. Связи между частями организации осуществляются через каналы коммуникации. Виды связей соответствуют видам тех отношений между частями организации которые объединяют части в единое целое.
40687. Цена и ценообразование в рыночной экономике 137 KB
  Сейчас необходимо перейти к вопросу о том как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне когда спрос и предложение равны. меньше уровень спроса при данном уровне доходов; и наоборот чем ниже цена тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q покупаемого на рынке а на ординате движение цены Р то...
40688. Менеджмент: сущность, виды и методы 36.5 KB
  Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социальноэкономического развития. Менеджер – это специалист которого нанимают для организации и управления какимто участком для осуществления управленческой деятельности. Методы управления – способы формы воздействия руководителя на подчиненных: 1. Интеграционный Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление...
40689. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики 34.5 KB
  Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...
40690. Ценовая политика предприятия 35.5 KB
  Предлагается учитывать следующие факторы формирующие рыночные цены: Факторы спроса определяющие цену спроса на товар которую предлагает покупатель: Платежеспособный спрос который может выделить покупатель на данный товар; Уровень сбережений которые покупатель делает чтобы не покупать товар; Объем спроса – количество товара которое покупатель способен приобрести при некотором уровне цены; Потребительские свойства товара его качественные характеристики; Полезность товара – способность его удовлетворить потребности потребителя...
40691. Проблемы развития предпринимательства в России 29 KB
  Проблемы развития предпринимательства в России. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 209ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации далее также Федеральный закон. Одним из ключевых нововведений установленных в Федеральном законе является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр...
40692. «Жизненный цикл» товара, его экономический смысл 24.5 KB
  Иcxoдными днными для пpинятия peшeний пpи pзpбoткe или кoppeктиpoвкe пpoдyктoвoй пoлитики являeтcя нлиз жизнeннoгo цикл тoвp н pынкe кoтopый пpeдcтвляeт coбoй мoдeль pынoчнoй peкции oтpжeннoй в пpмeтpx вpeмeни и cтoимocтныx пoкзтeляx. Зня зкoнoмepнocти pзвития жизнeннoгo цикл oтдeльныx гpyпп видoв тoвpoв и пpoгнoзы длитeльнocти oтдeльныx eгo фз пpeдпpиятиe мoжeт oпpeдeлить мoмeнт нчл НИОКР зпycк в пpoизвoдcтвo и внeдpeния н pынoк нoвыx издeлий и мoдepнизции cyщecтвyющиx вpeмя yxoд c дннoгo pынк ycтpeвшиx нe пoльзyющиxcя cпpocoм...
40693. Управление персоналом предприятия 27 KB
  Управление персоналом предприятия. Управление персоналом организации или менеджмент персонала – целенаправленная деятельность руководящего состава организации специалистов подразделений системы управления персоналом включая разработку концепции и стратегий кадровой политики принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом представляет собой часть менеджмента связанную с трудовыми ресурсами предприятия. Управление персоналом это разработка и реализация кадровой политики включающей: планирование наем и размещение рабочей...