78872

Марксистский подход к исследованию социальной реальности

Доклад

Логика и философия

Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.

Русский

2015-02-10

31.5 KB

3 чел.

Билет 40. Марксистский подход к исследованию социальной реальности

Задача социальной науки по Марксу — обнаружить скрытую, глубинную социальную реальность, лежащую в основе идей, представлений, знаний.

Человек — человек производящий, приспосабливает к себе окружающий мир, от животного человека отличает производительный труд.

Человек по природе целостен, добр, разумен. Вера и чувства являются выражением либо рационального начала, либо отчуждения.

В коммунистическом обществе в человеке в полной мере проявятся заложенные положительные качества и он вернется к своему подлинному состоянию, когда неотчужденность будет базироваться не на низком уровне общественного развития, а на всемогуществе человека и невиданном изобилии.

Общество есть система связей и отношений между индивидами, образующиеся в процессе деятельности (трудовой), это продукт взаимодействия людей. Общество всегда присутствует в человеке и влияет на его поведение.

Социальное развитие происходит согласно определенным законам.

Историческая необходимость через многочисленные случайности пробивает себе дорогу.

Общества проходят одни и те же стадии развития (эволюционизм), человечество движется в одном и том же направлении.

Знание законов исторического развития дает возможность понимать прошлое, настоящее и предсказывать будущее.

Законы исторической необходимости реализуются через деятельность людей — авторов исторической драмы, которые должны ускорить действия законов.

Представление об обществе как о социальной системе выражено в понятии общественной формации, состоящей из взаимосвязанных элементов в состоянии неустойчивого равновесия.

Общественная формация состоит из базиса и надстройки. Базис определяет общественную формацию.

Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы + производственные отношения.

Производительные силы — ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства. Производительные силы играют ведущую роль по отношению к производственным отношениям.

Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства.

Надстройка — юридические, политические отношения и институты, общественное сознание (право и политика), идеология (мораль, наука, религия, искусство). Подлинной реальностью обладают лишь экономика и отчасти политика, остальное: отражение производственных отношений.

Помимо базиса и надстройки формация включает в себя структуру социальных классов, групп, формы семьи, образа жизни.

Наиболее известная классификация формаций по Марксу: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая.

Подлинная история человеческого общества наступит с утверждением коммунистической формации, черты которой: исчезновение порабощающего человека разделения труда, противоположности умственного и физического труда, превращение труда из средства в необходимость жизни, всестороннее развитие человека, небывалый рост производительных сил и общественного богатства, реализация лозунга французского коммуниста Э. Кабе: «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

Динамика социального развития обусловлена постоянными противоречиями и конфликтами между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. Производительные силы не могут не развиваться.

Неустойчивое равновесие нарушается и производственные отношения превращаются в препятствие к развитию производительных сил, соответственно подвергаются революционному преобразованию и смене. В результате меняется общественная формация (социальная революция).

Социальная революция — способ качественного преобразования общественных отношений, быстрый, конфликтный, тотальный сдвиг в социальных отношениях, который ускоряет общественный прогресс, средство для революции политической.

Классы в широком смысле слова — любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борьбе.

Классы в узком смысле слова — социальные группы, различающиеся по отношению к средствам производства.

Существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства.

Важнейший признак класса — классовое самосознание. Если тождество интересов групп не создает общности — они не образуют класса. Пример классового самосознания — политическая партия.

Идеология — сознательное и бессознательное мифотворчество для замены подлинной социальной практики. Господствующие классы — гигантские фабрики по производству иллюзий: политических, юридических, научных, религиозных, моральных, художественных. Подлинная наука есть антипод идеологии и призвана разгадать связь иллюзорных образований с экономическими и политическими интересами социальных сил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81748. Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме 41.54 KB
  Твардовского Василий Теркин. Вместе с тем Твардовский следовал своему намерению побольше самого себя в поэме: лирическое начало в Теркине расширилось по сравнению со Страной Муравией стало многогранным обогатило эпические традиции которые попрежнему сильно ощутимы в поэме но проявляются иначе чем прежде. Достоверность картин жизни поэт подчеркнул и тем что назвал Василия Теркина не поэмой или эпопеей а книгой про бойца. Кроме массы бойцов плотно населяющих поэму обрисованных лаконично но остро выразительно в Василии...
81749. Нравственная эволюция героя в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Анализ эпизода из рассказа 33.83 KB
  Чехов рассказывает печальную историю образованного дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева превращающегося в провинциальной глуши в угрюмого нелюдима и черствого эгоиста. Старцев пытается войти в жизнь горожан найти отклик на те мысли и чувства которыми он живет но скоро опыт научил его малопомалу что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним то это мирный благодушны и даже неглупый человек но стоит только заговорить с ним о чемнибудь несъедобном например о политике или науке как он становится в тупик или заводит...
81750. Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы 32.96 KB
  С одной стороны жизнь в этой деревне поражает своей сонливостью безмолвием бездеятельностью. Закономерности существования определяют приметы: брови чешутся слёзы; лоб кланяться с правой стороны чешется мужчине с левой женщине; уши зачешутся значит к дождю. С другой стороны в описании Обломовки заметен акцент на великолепии окружающей природы на хлебосольстве господ поэзии быта усадьбы красоте народных праздников ласке матери. Подчеркнуты нравственные стороны рисуемой жизни: искренность доброта и незлобие: В глазах...
81751. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.Чехова «Вишневый сад». Роль символики и подтекста в чеховской драматургии 36.04 KB
  Ситуация из жизни отдельных людей внутренне соотнесена в пьесе с ситуацией в жизни страны так уже было у Ч. На первый взгляд это опятьтаки обычная чеховская пьеса дающая картину нелепой нескладной жизни. В отличие от всех предшествующих пьес Чехова в Вишневом саде все эти образы нелепой и несчастливой жизни характеризуют не современную жизнь вообще а жизнь определенного исторического периода уже закончившегося изжитого. Вишневый сад рисует не устойчивый образ жизни а ее историческое движение.
81752. Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии 19 века 29.57 KB
  Таков и мцыри и лирический герой стих. Парус Лермонтовский герой – герой романтический мятежный поэтому страсти его всегда максимально накалены а его внутренний мир чрезвычайно сложен. Лирический герой противопоставляет себя обществу и оно не приемлет его. герой одинок как и парус в тумане моря голубом как Демон.
81753. Жанровое своеобразие и идейное звучание «Слова о полку Игореве» Связь «Слова…» с устным народным творчеством 32.87 KB
  Определив хронологический диапазонсвоего повествования от старого Владимира до нынешнего Игоря автор рассказывает о дерзком замысле Игоря навести свои полки на Половецкую землю испити шеломом Дону. В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода восторженно характеризует удалых кметей воинов курян. И хотя описывается первая победа принесшая русским князьям богатые трофеи автор вновь возвращается к теме грозных предзнаменований грядущего поражения кровавыя зори свет поведают черные тучи с моря идут...
81754. Тема любви и смерти в прозе И.А.Бунина 31.39 KB
  Бунина на примере одного произведения Рассказы Бунина о любви это повествование о ее загадочной ускользающей природе о тайне женской души которая томится жаждой любить но никогда не полюбит. Исход любви; по Бунину всегда трагичен В повести Митина любовь героя преследует романс Рубинштейна на слова Генриха Гейне: Я из рода бедных Азров Полюбив мы умираем. МуромцеваБунин а в книге Жизнь Бунина пишет о том что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса который услышал в юношеском возрасте и в Митиной любви...
81755. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века 31.76 KB
  Выражением концепции исторического пути народа или государства Н. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги по которым эта бричка колесит не только реалистическая картина российского бездорожья но и символ кривого пути национального развития. Птицатройка символ национальной стихии русской жизни символ великого пути России в мировом масштабе.
81756. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка и стиха пьесы 36.33 KB
  В комедии Горе от ума кто умное действующее лицо ответ: Грибоедов А знаешь ли что такое Чацкий Пылкий благородный и добрый малый проведший несколько времени с очень умным человеком именно с Грибоедовым и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Ими заканчивается их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь ум.