78872

Марксистский подход к исследованию социальной реальности

Доклад

Логика и философия

Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.

Русский

2015-02-10

31.5 KB

4 чел.

Билет 40. Марксистский подход к исследованию социальной реальности

Задача социальной науки по Марксу — обнаружить скрытую, глубинную социальную реальность, лежащую в основе идей, представлений, знаний.

Человек — человек производящий, приспосабливает к себе окружающий мир, от животного человека отличает производительный труд.

Человек по природе целостен, добр, разумен. Вера и чувства являются выражением либо рационального начала, либо отчуждения.

В коммунистическом обществе в человеке в полной мере проявятся заложенные положительные качества и он вернется к своему подлинному состоянию, когда неотчужденность будет базироваться не на низком уровне общественного развития, а на всемогуществе человека и невиданном изобилии.

Общество есть система связей и отношений между индивидами, образующиеся в процессе деятельности (трудовой), это продукт взаимодействия людей. Общество всегда присутствует в человеке и влияет на его поведение.

Социальное развитие происходит согласно определенным законам.

Историческая необходимость через многочисленные случайности пробивает себе дорогу.

Общества проходят одни и те же стадии развития (эволюционизм), человечество движется в одном и том же направлении.

Знание законов исторического развития дает возможность понимать прошлое, настоящее и предсказывать будущее.

Законы исторической необходимости реализуются через деятельность людей — авторов исторической драмы, которые должны ускорить действия законов.

Представление об обществе как о социальной системе выражено в понятии общественной формации, состоящей из взаимосвязанных элементов в состоянии неустойчивого равновесия.

Общественная формация состоит из базиса и надстройки. Базис определяет общественную формацию.

Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы + производственные отношения.

Производительные силы — ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства. Производительные силы играют ведущую роль по отношению к производственным отношениям.

Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства.

Надстройка — юридические, политические отношения и институты, общественное сознание (право и политика), идеология (мораль, наука, религия, искусство). Подлинной реальностью обладают лишь экономика и отчасти политика, остальное: отражение производственных отношений.

Помимо базиса и надстройки формация включает в себя структуру социальных классов, групп, формы семьи, образа жизни.

Наиболее известная классификация формаций по Марксу: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая.

Подлинная история человеческого общества наступит с утверждением коммунистической формации, черты которой: исчезновение порабощающего человека разделения труда, противоположности умственного и физического труда, превращение труда из средства в необходимость жизни, всестороннее развитие человека, небывалый рост производительных сил и общественного богатства, реализация лозунга французского коммуниста Э. Кабе: «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

Динамика социального развития обусловлена постоянными противоречиями и конфликтами между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. Производительные силы не могут не развиваться.

Неустойчивое равновесие нарушается и производственные отношения превращаются в препятствие к развитию производительных сил, соответственно подвергаются революционному преобразованию и смене. В результате меняется общественная формация (социальная революция).

Социальная революция — способ качественного преобразования общественных отношений, быстрый, конфликтный, тотальный сдвиг в социальных отношениях, который ускоряет общественный прогресс, средство для революции политической.

Классы в широком смысле слова — любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борьбе.

Классы в узком смысле слова — социальные группы, различающиеся по отношению к средствам производства.

Существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства.

Важнейший признак класса — классовое самосознание. Если тождество интересов групп не создает общности — они не образуют класса. Пример классового самосознания — политическая партия.

Идеология — сознательное и бессознательное мифотворчество для замены подлинной социальной практики. Господствующие классы — гигантские фабрики по производству иллюзий: политических, юридических, научных, религиозных, моральных, художественных. Подлинная наука есть антипод идеологии и призвана разгадать связь иллюзорных образований с экономическими и политическими интересами социальных сил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14331. Визначення моменту інерції маятника Обербека 82.5 KB
  Лабораторна робота №4 Визначення моменту інерції маятника Обербека Мета роботи: Використовуючи основний закон динаміки обертового руху визначити момент інерції хрестоподібного маятника Обербека Прилади та обладнання: хрестоподібний маятник Оберб...
14332. Механіка матеріальної точки. Механіка твердого тіла 1.26 MB
  ФІЗИКА Методичні рекомендації Модуль І Механіка матеріальної точки Модуль ІІ Механіка твердого тіла В методичних рекомендаціях наведені типові задачі з рішенням а також приклади задач для самостійної роботи. Заг
14333. Механіка матеріальної точки та твердого тіла 5.29 MB
  ФІЗИКА Методичні рекомендації до вивчення курсу фізики. Механіка модуль ІІІ. Для студентів спеціальностей: У методичних рекомендаціях викладено повний лекційний курс з дисципліни фізики з розділу Механіка матеріальної точки та твердого тіла а також навед
14334. Механіка матеріальної точки. Механіка твердого тіла. Методичка 1.78 MB
  Методичні рекомендації до виконання лабораторних робіт з дисципліни ФІЗИКА Модуль 1 Механіка матеріальної точки модуль 2 Механіка твердого тіла Миколаїв 2010 Методичні рекомендації до виконання лабораторних робіт з дисципліни фізика розділу Ме...
14335. Вимірювання фізичних величин та обробка результатів. Методичка 619.5 KB
  МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ДО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМУ З ФІЗИКИ Вимірювання фізичних величин та обробка результатів для студентів спеціальностей Методичні рекомендації до лабораторного практикуму з фізики: Вимірювання фізичних величин та обробка результа
14336. Оценка достоверности результатов эксперимента с помощью критерия Пирсона 242.5 KB
  Лабораторная работа №5 Тема: Оценка достоверности результатов эксперимента с помощью критерия Пирсона Цель работы: ознакомление и приобретение навыков статической обработки результатов экспериментальных данных в судостроении Задача: выполнить статическую обрабо...
14337. Якорное устройство судна. Экспериментальная оценка уравнения цепной линии 270.5 KB
  Тема: Якорное устройство судна. Экспериментальная оценка уравнения цепной линии. Цель работы: Ознакомление с характеристиками и физическим явлением используемом в якорном устройстве. Задача: Определить основные параметры формы тяжелой гибкой нити усилия натя...
14338. Швартовное устройство судна. Экспериментальная оценка формулы Эйлера 542.5 KB
  Лабораторная работа №1 Тема: Швартовное устройство судна. Экспериментальная оценка формулы Эйлера. Цель работы: ознакомление с характеристиками и физическим явлением используемом в швартовном устройстве. Задача: определить коэффициент трения f между канатом...
14339. Грузовое устройство судна. Экспериментальная оценка грузоподъемности и коэффициента полезного действия талей 428.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Тема: Грузовое устройство судна. Экспериментальная оценка грузоподъемности и коэффициента полезного действия талей. Цель работы: Ознакомление с характеристиками и физическим явлением используемом в грузовом устройстве. Задача: Опре...