78876

Проблема истины в социально-гуманитарных науках

Доклад

Логика и философия

Проблема истины в социально-гуманитарных науках. При рассмотрении проблемы истины важно уяснить специфику ее классической неклассической и пост-неклассической трактовки а также особенности современного понимания ряда частных вопросов: ситуативность и объективный характер истин социально-гуманитарных наук; их взаимосвязь с социальной реальностью; экзистенциально-антропологический подход к истине в гуманитарном знании. Классическая концепция во-первых понимает под истиной соответствие наших знаний объекту; во-вторых предполагает возможность...

Русский

2015-02-10

13.21 KB

39 чел.

Билет № 44. Проблема истины в социально-гуманитарных науках.

При рассмотрении проблемы истины важно уяснить специфику ее классической, неклассической и постнеклассической трактовки, а также особенности современного понимания ряда частных вопросов: ситуативность и объективный характер истин социально-гуманитарных наук; их взаимосвязь с социальной реальностью; экзистенциально-антропологический подход к истине в гуманитарном знании.

Классическая концепция, во-первых, понимает под истиной соответствие наших знаний объекту; во-вторых, предполагает возможность устранить все социокультурные препятствия на пути постижения истины, сделать среду между субъектом и объектом познания абсолютно прозрачной, то есть получить знание, полностью лишенное внешних (идеологических), субъективных искажений; в-третьих, утверждает, что относительно каждого объекта познания существует лишь одна истина, которая со временем победит все другие неверные точки зрения, преодолеет заблуждения. Классический сциентизм в обществознании, который может базироваться на позитивизме, натурализме, вере в абсолютную силу математических методов, склоняется к такому пониманию истины.

Неклассическая трактовка истины, возникшая в общественных науках на рубеже XIX—XX вв., во-первых, сохраняя ориентацию на постижение сущности и свойств объекта, отказывается от подчеркнутого дистанцирования субъекта познания от объекта. Она признает присутствие субъекта познания в таком объекте, как общество, а следовательно, и невозможность устранить его влияние, в том числе искажающее, на познавательный процесс. Во-вторых, она требует разработки идеи познавательной активности субъекта, понимаемой как выбор им тех или иных методов и процедур познания, соответствующих параметрам познавательной ситуации. В-третьих, неклассическая концепция истины отвергает ее монопольный характер, допуская существование различных точек зрения в науке как различных ракурсов интерпретации или вариантов описаний, эквивалентных друг другу. Она требует от ученого повышенной критичности мышления по отношению к получаемым им результатам, что часто психологически трудно совместимо с научной смелостью и убежденностью в своей правоте, столь необходимыми в научном творчестве.

Современное отношение к истинам социальных и гуманитарных наук: невозможно отождествлять выводы, вытекающие из какой-либо научной концепции, ее теоретические конструкты с социальной реальностью и строить в соответствии с ними реальную жизнь всего общества, использовать их в качестве оснований глобальных социальных проектов. Каждая из концепций оказывается истинной лишь по отношению к определенному типу экономических или политических задач

Важнейшей особенностью истин социального познания является их ситуативный (интервальный) характер: они оказываются действительными лишь в определенных масштабах пространства и времени, в той или иной социокультурной ситуации, в границах определенных социальных институтов.

При характеристике истин гуманитарного знания (литературоведения, искусствознания, педагогики и психологии) современные исследователи подчеркивают их ценностную нагруженность, способность воспроизводить не только объективный мир, но субъективные состояния и интересы.

В методологическом плане можно говорить о двух моделях понимания истины в современном социально-гуманитарном познании. Первая модель была сформулирована в работах Гадамера и Рикера и связана с характерной для гуманитарных наук «герменевтической» ситуацией истины как ситуации конкурирующих смыслов, когда в науке существует целый спектр понимания истины, так что отдать предпочтение какому-то из них оказывается непросто.

Вторая, неклассическая концепция истины складывается в социально-гуманитарном знании по мере того как с возрастанием влияния постмодернизма в нем устраняется разграничение субъекта и объекта. В этом случае общий принцип соответствия оказывается ненужным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85602. Тенденции, факторы и перспективы развития малого предпринимательства как вида экономической деятельности 562.5 KB
  В настоящее время полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа...
85603. Кормление грудью полезно не только для малыша, но и для матери 234.44 KB
  Возможность с первых месяцев перевести младенца на искусственное вскармливание появилась не так давно и многие женщины по разным причинам начали лишать своих детей столь необходимого для них грудного молока. Современная наука давно доказала неоценимую пользу грудного молока для малыша.
85604. Составление тренировочного комплекса для лечения остеохондроза 104.1 KB
  При близорукости удаленные предметы кажутся расплывчатыми смазанными нерезкими. Прогрессирование близорукости постепенно приводит к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки и существенному снижению остроты зрения. Занятия физкультурой при слабой степени близорукости Люди имеющие близорукость слабой степени могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Физкультура при средней степени близорукости от 3 до 6 диоптрий Круг средств физкультуры и спорта которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней...
85605. Процесс обработки результатов измерений с многократными наблюдениями 193.91 KB
  Измерение - совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу физической величины, обеспечивающих нахождение соотношения (в явном или неявном виде) измеряемой величины с ее единицей и получение значения этой величины.
85606. Датчики измерения скорости 824.5 KB
  На сегодняшний день существует большое количество различных датчиков скорости, предназначенных для работы в разных условиях, с разными входными параметрами. В основном они бывают контактными или бесконтактными. Несмотря на то, что предпочтение отдается бесконтактным датчикам, контактные устройства еще широко применяются.
85607. Разработка цифрового индикатора 302 KB
  Цель курсового проекта - разработка цифрового устройства - цифрового индикатора а также научиться использовать нормативно-техническую документацию при разработке изделия ознакомиться с порядком построения изложения и оформления конструкторской документации.
85608. Производственная безопасность 5.19 MB
  5 Перечень аварий и неполадок имевших место на исследуемом ОПО и на других аналогичных объектах или аварий связанных с обращающимися опасными производственными веществами Источниками сведений об авариях могут быть акты расследования аварий на предприятиях данные Ростехнадзора России МЧС России банки данных об аварийности и травматизме публикуемые в открытой печати Интернет и др. Пострадавших нет. Пострадавших нет [14] 08.ст 140 150 150 155 140 135 130 135 140 130 Насосы сырьевые горячие поршневые 4 Давление МПа 10 11 12 13 14...
85609. Разработка проекта котла типа БГ-35 345.95 KB
  При выполнении расчёта в целях уменьшения ошибок и связанных с ними пересчётов до проведения поверочно-конструкторских расчётов пароперегревателя целесообразно определить тепловосприятия этих поверхностей по уравнениям теплового баланса и свести тепловой баланс по паровому котлу в целом.
85610. Построение проверяющих и диагностических тестов 785.5 KB
  Техническая диагностика определяет состояние, в котором находится технический объект (устройство, система). Объект, у которого определяется состояние, называется объектом диагноза, диагноз представляет собой процесс исследования объекта диагноза.