78880

Проблема генезиса науки и способы классификации основных этапов ее эволюции

Доклад

Логика и философия

Проблема генезиса науки и способы классификации основных этапов ее эволюции В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы предпосылки науки но не сама наука в собственном смысле слова которая возникает только в Новое время. Онито и образуют первоначальное целое единой науки как таковой науки вообще в отличие от философии. В понимании генезиса возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода.

Русский

2015-02-10

29.5 KB

11 чел.

2. Проблема генезиса науки и способы классификации основных этапов ее эволюции

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали. В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука в собственном смысле слова, которая возникает только в Новое время. С середины XVII в. в Англии происходит буржуазная революция. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу — буржуазии — нужна была наука, т. е. такая система научного знания, которая — прежде всего для развития промышленности исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. Первыми возникают механика, астрономия и математика, где фактов было накоплено больше. Они-то и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии.

В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма(внешнее воздействие), появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами — социальными, экономическими и др. В качестве главного фактора научно познавательной деятельности выступают «социальные заказы», «социоэкономические условия», непосредственно определяющего возникновение и развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции.

Интернализм(внутренне воздействие), основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п. Поэтому главное внимание при изучении  науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания.

Периодизация наук — это их развертывание «по горизонтали», т. е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов. Существует два основных вида периодизации: 1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак»; 2) диалектический, когда критерием этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других  его противоречий. 

Наука как целостный феномен возникает в Новое время и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания.

Историю науки можно периодизировать и по другим основаниям. Соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез, можно выделить две крупные стадии:I. Аналитическая, куда входит классическое и неклассическое естествознание ( непрерывная дифференциация наук; преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях)

II.Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Характерной особенностью этой стадии является возникновение междисциплинарных проблем и соответствующих «стыковых» научных дисциплин — таких как биофизика, биохимия, психофизика, геохимия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70283. Анализ маркетинговой среды и рынка потребителей 105.5 KB
  Микросреда фирмы. Ведь канал начал работать в период спада когда ассигнования на рекламу у многих фирм оказались ограниченными и фирмы тратили деньги очень осторожно. Маркетинговая среда представляет собой совокупность не поддающихся контролю сил с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга.
70284. Сущность, принципы, методы и функции маркетинга. Понятие, принципы маркетинга и методы маркетинговой деятельности предприятия 74 KB
  В новых условиях хозяйствования производственные предприятия и объединения стоят перед необходимостью решения многих весьма трудных и неотложных задач. Для их выполнения необходимы не только изменения в организационно-управленческих структурах, но и глубокая перестройка мышления...
70291. Аналіз збутової діяльності фірми (на прикладі підприємства ПП „Курс”) 71.17 KB
  Перспективи вдосконалення та напрями стимулювання збуту в комерційній діяльності підприємства. Охарактеризувати перспективи вдосконалення та напрями стимулювання збуту в комерційній діяльності підприємства. Предметом дослідження є структура проблеми особливості напрямки розвитку...