78885

Проблема методов познания в философии Нового времени

Доклад

Логика и философия

Проблема методов познания в философии Нового времени Наука находится в центре внимания главных философских направлений XVII XVIII вв. Основные области философии этого времени онтология и гносеология. ontos сущее и logos слово понятие учение учение о бытии как таковом знании об истинно существующем раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия наиболее общие сущности и категории сущего Гносеология позже стал употребляться термин эпистемология в переводе с греческого теория познания раздел философии в...

Русский

2015-02-10

29.5 KB

1 чел.

Билет № 7. Проблема методов познания в философии Нового времени

Наука находится в центре внимания главных философских направлений XVIIXVIII вв., служащих фундаментом, на котором в XIXXX вв. строится философия науки. Основные области философии этого времени — онтология и гносеология. Онтология (от греч. ontosсущее и logos — слово, понятие, учение) — «учение о бытии как таковом», «знании об истинно существующем», раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего» Гносеология (позже стал употребляться термин «эпистемология») в переводе с греческого «теория познания», «раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и его возможностей, отношения знания к реальности»

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики (от лат. — школьный), стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах.)  и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.

Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником  познания и критерием его истинности.      

Заслуга Ф.Бэкон, в частности, состоит в том, что он  со  всей определенностью подчеркнул: научное  знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувствительных данных, а именно из целенаправленного организованного опыта, эксперимента. Более того, наука  не  может  строиться  просто  на   непосредственных данных чувства.

Главное отличие эмпиризма от рационализма состоит в следующем. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) полагают, что исходным пунктом для построения научного знания являются идеи разума, а основным методом — дедукция. Эмпири(ци)сты (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, французские материалисты, Д. Юм) считают, что исходным пунктом для построения научного знания является опыт, а основным методом — эмпирическая индукция (Ф. Бэкон) или преобразования простых идей в сложные (Дж. Локк).

Бэкон и Декарт — два основоположника науки Нового времени — «трудились в одном и том же направлении: сокрушали старое здание и на его обломках воздвигали новое. За обоими пошли последователи... [которые] разделились на два лагеря. Одни, следуя Бэкону и доведя до крайности его методологию, объявили непогрешимыми опыт и индукцию, другие, следуя примеру Декарта, увлекались его программой построения картины мира.

Локковская теория познания, продолжая традицию Ф. Бэкона, противостоит Декарту. Локк считал, что не существует врожденных идей и принципов и что все без исключения общие принципы только кажутся нам врожденными, в действительности же за ними скрывается накапливаемый опыт.