78885

Проблема методов познания в философии Нового времени

Доклад

Логика и философия

Проблема методов познания в философии Нового времени Наука находится в центре внимания главных философских направлений XVII XVIII вв. Основные области философии этого времени онтология и гносеология. ontos сущее и logos слово понятие учение учение о бытии как таковом знании об истинно существующем раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия наиболее общие сущности и категории сущего Гносеология позже стал употребляться термин эпистемология в переводе с греческого теория познания раздел философии в...

Русский

2015-02-10

29.5 KB

2 чел.

Билет № 7. Проблема методов познания в философии Нового времени

Наука находится в центре внимания главных философских направлений XVIIXVIII вв., служащих фундаментом, на котором в XIXXX вв. строится философия науки. Основные области философии этого времени — онтология и гносеология. Онтология (от греч. ontosсущее и logos — слово, понятие, учение) — «учение о бытии как таковом», «знании об истинно существующем», раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего» Гносеология (позже стал употребляться термин «эпистемология») в переводе с греческого «теория познания», «раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и его возможностей, отношения знания к реальности»

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики (от лат. — школьный), стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах.)  и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.

Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником  познания и критерием его истинности.      

Заслуга Ф.Бэкон, в частности, состоит в том, что он  со  всей определенностью подчеркнул: научное  знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувствительных данных, а именно из целенаправленного организованного опыта, эксперимента. Более того, наука  не  может  строиться  просто  на   непосредственных данных чувства.

Главное отличие эмпиризма от рационализма состоит в следующем. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) полагают, что исходным пунктом для построения научного знания являются идеи разума, а основным методом — дедукция. Эмпири(ци)сты (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, французские материалисты, Д. Юм) считают, что исходным пунктом для построения научного знания является опыт, а основным методом — эмпирическая индукция (Ф. Бэкон) или преобразования простых идей в сложные (Дж. Локк).

Бэкон и Декарт — два основоположника науки Нового времени — «трудились в одном и том же направлении: сокрушали старое здание и на его обломках воздвигали новое. За обоими пошли последователи... [которые] разделились на два лагеря. Одни, следуя Бэкону и доведя до крайности его методологию, объявили непогрешимыми опыт и индукцию, другие, следуя примеру Декарта, увлекались его программой построения картины мира.

Локковская теория познания, продолжая традицию Ф. Бэкона, противостоит Декарту. Локк считал, что не существует врожденных идей и принципов и что все без исключения общие принципы только кажутся нам врожденными, в действительности же за ними скрывается накапливаемый опыт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61794. Гімнастика (акробатика) 27.06 KB
  Розмикання на витягнуті руки. Стійка ноги нарізно руки за голову 12 підняти руки в гору підвестись на носки вдих; 34 опустити руки у в. стійка ноги нарізно руки на поясі 1 поворот тулуба праворуч руки в сторони долонями вгору...
61795. Символіка. Що це таке? 28.92 KB
  Мета: поглибити знання про символи; познайомити із різноманітністю символіки у нашому житті; поширити і збагатити знання учнів про народні символи України; виховувати повагу до символіки Батьківщини...
61796. Вік. Цифри. День народження 25.98 KB
  Мета: засвоєння нової лексики; формування вміння ставити запитання типу How old re you How old is she та відповідати на них; розширення кругозору учнів; розвиток мовної здогадки та мовленнєвої реакції учнів...
61797. Твоя країна — Україна. Символи держави 35.33 KB
  Мета: формувати уявлення про країну; ознайомити з найбільшими містами і річкам України; Розширити знання учнів про державні символи України; викохувати патріотичні почуття любов і гордість за державу.
61799. Гроші. Види та функції грошей 25.28 KB
  Мета: Узагальнити й систематизувати знання з теми, закріпити розуміння основних понять і термінів, навчити застосовувати вивчене на практиці. Розвивати абстрактно-логічне та образне мислення, інтерес до науки, проведення економічного аналізу.
61800. Школа м’яча 27.57 KB
  Руки в сторони пальці в кулак. Руки в сторони пальці в кулак. ноги разом руки до плечей. На 1 крок лівою ногою вперед руки в стороні 2 приставити ногу руки до плечей 3 нахил 4 в.
61801. Форма «рондо» 22.25 KB
  Мета: Познайомити з поняттям форма рондо з творчістю О.Бородін романс Спляча красуння Для виконання: Класне рондо В русі: В. Тип уроку: комбінований Наочно дидактичні засоби: компютер; презентація; Учень повинен знати: поняття форма рондо...