78922

Понятие хронотипа и его роль в СГН

Доклад

Логика и философия

Культурнохудожественный хронотоп как единство художественного пространствавремени впервые концептуально и методологически раскрыл М. Ядром этих моделей и становится континуум пространствавремени. Время здесь сгущается уплотняется становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется втягивается в движение времени сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысливается и измеряется временем.

Русский

2015-02-10

29 KB

0 чел.

51. Понятие хронотипа и его роль в СГН.

Культурно-художественный хронотоп как единство художественного пространства-времени впервые концептуально и методологически раскрыл М.М. Бахтин, показавший, что основная тенденция современной науки, состоящая в отказе от принципа наблюдаемости, усиливает проектно-конструктивную деятельность в познании, в котором выстраиваются модели основных условий бытия изучаемых объектов. «Ядром» этих моделей и становится континуум пространства-времени.

Хронотоп в исследовании культуры позволяет раскрыть социально-исторические основания формирования и динамики художественных явлений и форм. Сам М. Бахтин понимает хронотоп как «существенную взаимосвязь временных и пространственных представлений, художественно освоенных в литературе... В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет и характеризуется художественный хронотоп».

Таким образом, хронотоп выступает общей формой для социального и гуманитарного познания. Интересно, что до Бахтина идею внутренней связи пространства и времени раскрыл Маркс. Исследуя рабочее время, он обнаружил, что само капиталистическое общество реализует присущую ему тенденцию постоянного ускорения за счет «преодоления пространства посредством времени», что время выступает «пространством исторического развития человека».

Введенное Бахтиным в исследовательское поле социально-гуманитарных наук понятие «хронотоп» использовалось ранее физиологом А.А. Ухтомским для обозначения единства и целостности темпоральных и пространственных отношений. Бахтин наполнил понятие хронотопа гуманистическими, культурно-историческими и ценностными смыслами. В его концепции хронотоп — это пересечение времени и пространства, фиксируемое как точка встречи человека и бытия. Благодаря превращенности реальных пространственно-временных форм человек приспосабливается к реальности, активно действует, рискует, творит, преодолевает и овладевает этими формами бытия. Хронотоп — удачная метафора, описывающая живой пространственно-временной континуум, в котором протекает развитие человека, понимаемое как уникальный процесс в составе космоса. Согласно концепции хронотопа существуют не отвлеченные аспекты бытия, но живые и неуничтожимые из бытия события. Поэтому те зависимости, в которых выражены законы бытия, представляют собой не абстрактные случайные пересечения, а «мировые линии», которыми давно прошедшие события связываются с событиями данного мгновения, а через них — с событиями исчезающего вдали будущего.

Важной особенностью полноправного и полноценного гуманитарного и художественного сознания является то, что оно, осознавая объективность времени, не оценивается точностью его отражения, не привязано к внешнему миру, а длится по имманентным законам, которые «позволяют» инверсию прошлого, будущего и настоящего, допускают отсутствие вектора времени, его «вертикальность» вместо горизонтального движения, одновременность неодновременного, наконец, вневременность. Эти имманентные сознанию временные инверсии и «трансформации» эксплицированы в художественных текстах, получают в них концентрированную объективацию.

Человеческое сознание проникнуто временной организацией. От нее зависит форма переживания, действия и видения мира. Пространство и время — условия протекания человеческой деятельности, которая имеет субъективный смысл. Этот смысл опредмечивается в результатах, означивается в системе языка и становится элементом культуры, характеризуют специфику пространственного и темпорального бытия социума. Социальное время и пространство — категории, характеризующие социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. Время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость, пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий.

Бахтин создал модель анализа темпоральных и пространственных отношений и способов их «введения» в художественные и литературоведческие тексты, что может послужить образцом для исследования когнитивных текстов. Размышления над текстами Бахтина о формах времени и пространства приводят к мысли о возможности превращения хронотопа в универсальную, фундаментальную категорию, которая может стать одним из принципиально новых оснований эпистемологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73433. Утримання асфальтобетонних покриттів 19.05 KB
  У процесі експлуатації автодоріг узбіччя так само як і покриття проїзної частини перетерплюють зміни у своїх геометричних параметрах у рівності поверхонь осідання руйнування накопичуються різні забруднення виникає необхідність у виробництві ремонтних робіт.
73434. Утримання і поточний ремонт земляного полотна і водовідвідних споруд 20.34 KB
  Головні вимоги по утриманню і ремонту за періодами року Основні роботи по утриманню земляного полотна Основні роботи по утриманню водовідвідних споруд Основні види деформацій і руйнувань Роботи з утримання і поточного ремонту земляного полотна спрямовані на збереження його поздовжнього...
73435. Принцип планування робіт по утриманню та ремонту доріг 42.03 KB
  Планування робіт по утриманню доріг Система показників ефективності Планування ремонтних робіт Потреба в реконструкції або ремонті у всіх випадках установлюється шляхом виявлення ділянок доріг фактичний стан яких по якихнебудь параметрах і характеристикам не задовольняє діючим вимогам...
73436. Обстеження та оцінка інженерного облаштування доріг 228.34 KB
  Оцінка архітектурних якостей автомобільної дороги і обслуговування проїжджаючих Оцінка інженерного облаштування доріг Лінійний графік архітектурного стану дороги Схеми розміщення дорожніх знаків Великий вплив на безпеку й зручність руху виявляють архітектурні якості автомобільної дороги.
73437. Капітальний ремонт автомобільної дороги 25.01 KB
  Виправлення земляного полотна у плані поздовжньому і поперечному профілях на окремих ділянках; усунення руйнувань на ділянках що виникли внаслідок недостатнього водовідводу; влаштування дренажів ізолюючих прошарків; укріплення укосів та інші роботи що забезпечують стійкість земляного полотна...
73438. Ямковий ремонт 113.69 KB
  Поняття ямковий ремонт Умови виконання ямкового ремонту Підготовка полотна до виконання ямкового ремонту Через навантаження та перевантаження матеріали дорожнього покриття зношуються та старіють. Ремонт дорожніх покриттів виконують найчастіше з настанням стійкої теплої...
73439. Фрезерування дорожнього покриття 135 KB
  Основна перевага гарячого фрезерования – менше зусилля затрачуване на руйнування покриття що знімається, а тому найбільш популярні в шляховиків машини холодного фрезерования. У сучасних машинах холодного фрезерования також удосконалена конструкція кріплення різців.
73440. Аналіз даних про дорожньо-транспортні випадки 15.03 KB
  Призначення аналізу ДТП Аналіз даних по потерпілим Послідовність огляду місця ДТП Аналіз розподілу дорожньотранспортних випадків на всьому протязі дороги й щільності їх концентрації дозволяє виявляти небезпечні ділянки й установлювати ступінь впливу дорожніх умов на аварійність.
73441. Виявлення небезпечних ділянок на автомобільних дорогах 175.4 KB
  Дані про дорожньо-транспортні випадки дозволяють одержати лише часткову картину ступеня небезпеки руху по дорозі й окремим її ділянкам. Для виявлення небезпечних ділянок і прогнозування ступені небезпеки окремих ділянок дороги використовують методи оцінки коефіцієнтів аварійності й безпеки.