78922

Понятие хронотипа и его роль в СГН

Доклад

Логика и философия

Культурнохудожественный хронотоп как единство художественного пространствавремени впервые концептуально и методологически раскрыл М. Ядром этих моделей и становится континуум пространствавремени. Время здесь сгущается уплотняется становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется втягивается в движение времени сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысливается и измеряется временем.

Русский

2015-02-10

29 KB

0 чел.

51. Понятие хронотипа и его роль в СГН.

Культурно-художественный хронотоп как единство художественного пространства-времени впервые концептуально и методологически раскрыл М.М. Бахтин, показавший, что основная тенденция современной науки, состоящая в отказе от принципа наблюдаемости, усиливает проектно-конструктивную деятельность в познании, в котором выстраиваются модели основных условий бытия изучаемых объектов. «Ядром» этих моделей и становится континуум пространства-времени.

Хронотоп в исследовании культуры позволяет раскрыть социально-исторические основания формирования и динамики художественных явлений и форм. Сам М. Бахтин понимает хронотоп как «существенную взаимосвязь временных и пространственных представлений, художественно освоенных в литературе... В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет и характеризуется художественный хронотоп».

Таким образом, хронотоп выступает общей формой для социального и гуманитарного познания. Интересно, что до Бахтина идею внутренней связи пространства и времени раскрыл Маркс. Исследуя рабочее время, он обнаружил, что само капиталистическое общество реализует присущую ему тенденцию постоянного ускорения за счет «преодоления пространства посредством времени», что время выступает «пространством исторического развития человека».

Введенное Бахтиным в исследовательское поле социально-гуманитарных наук понятие «хронотоп» использовалось ранее физиологом А.А. Ухтомским для обозначения единства и целостности темпоральных и пространственных отношений. Бахтин наполнил понятие хронотопа гуманистическими, культурно-историческими и ценностными смыслами. В его концепции хронотоп — это пересечение времени и пространства, фиксируемое как точка встречи человека и бытия. Благодаря превращенности реальных пространственно-временных форм человек приспосабливается к реальности, активно действует, рискует, творит, преодолевает и овладевает этими формами бытия. Хронотоп — удачная метафора, описывающая живой пространственно-временной континуум, в котором протекает развитие человека, понимаемое как уникальный процесс в составе космоса. Согласно концепции хронотопа существуют не отвлеченные аспекты бытия, но живые и неуничтожимые из бытия события. Поэтому те зависимости, в которых выражены законы бытия, представляют собой не абстрактные случайные пересечения, а «мировые линии», которыми давно прошедшие события связываются с событиями данного мгновения, а через них — с событиями исчезающего вдали будущего.

Важной особенностью полноправного и полноценного гуманитарного и художественного сознания является то, что оно, осознавая объективность времени, не оценивается точностью его отражения, не привязано к внешнему миру, а длится по имманентным законам, которые «позволяют» инверсию прошлого, будущего и настоящего, допускают отсутствие вектора времени, его «вертикальность» вместо горизонтального движения, одновременность неодновременного, наконец, вневременность. Эти имманентные сознанию временные инверсии и «трансформации» эксплицированы в художественных текстах, получают в них концентрированную объективацию.

Человеческое сознание проникнуто временной организацией. От нее зависит форма переживания, действия и видения мира. Пространство и время — условия протекания человеческой деятельности, которая имеет субъективный смысл. Этот смысл опредмечивается в результатах, означивается в системе языка и становится элементом культуры, характеризуют специфику пространственного и темпорального бытия социума. Социальное время и пространство — категории, характеризующие социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. Время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость, пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий.

Бахтин создал модель анализа темпоральных и пространственных отношений и способов их «введения» в художественные и литературоведческие тексты, что может послужить образцом для исследования когнитивных текстов. Размышления над текстами Бахтина о формах времени и пространства приводят к мысли о возможности превращения хронотопа в универсальную, фундаментальную категорию, которая может стать одним из принципиально новых оснований эпистемологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63878. Проблема межпоколенческой преемственности как основы социокультурного единства современного российского общества 43.5 KB
  Актуальность проблемы социокультурного единства российского общества обуславливается прежде всего кардинальными изменениями происходившими и протекающими ныне во всех сферах жизни россиян. Социальные и культурные ценности вместе с социумом претерпевают активную...
63879. К вопросу о возможности всемирной культуры в контексте работы И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» 21.48 KB
  Иммануэль Валлерстайн в своей книге Анализ мировых систем и ситуация в современном мире затрагивает тему всемирной культуры и задается вопросом: возможна ли она При различном употреблении этого термина культура это то что некоторые люди чувствуют или делают в отличие от других которые чувствуют или делают...
63880. Социальный смысл деятельности сотрудников ОВД 41 KB
  Правоприменительная деятельность полиции обществом оценивается как неудовлетворительная несмотря на принимаемые со стороны властей меры. Факторов снижающих эффективность деятельности системы органов внутренних дел далее ОВД множество однако в рамках данной работы хотелось бы более подробно...
63881. Психологическая защита как основной способ обеспечения информационно – психологической безопасности личности 42 KB
  В современных условиях на человека ежедневно обрушиваются различного рода отрицательные эмоциональные переживания попытки психологического манипулирования и тайного принуждения. В данной ситуации чрезвычайно актуальным становится обеспечение собственной информационно психологической безопасности.
63882. Интернет как фактор развития социального отчуждения 17.85 KB
  Интернет появился совсем недавно и если брать соотношение взрослого и молодого поколения то можно с полной уверенностью сказать что основное количество пользователей интернета это люди в возрасте от 15 до 45 лет старшее поколение сегодня только привыкает к изучению...
63883. Социальное отчуждение - проблема современного общества 44.5 KB
  Но разве возможно заменить межличностное общение понять что происходит в душе человека увидеть его глаза и понять его настроение если вы не видите собеседника. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека.
63884. Формы проявления социальной солидарности и социального отчуждения в современной России 29.3 KB
  Кроме этого нужно отметить что научно-технический прогресс также оказывает значительное влияние на развитие нашего общества. Данные вопросы актуальны и затрагивают различные сферы общества. Говоря о социальной солидарности можно сказать что она является одним из основных компонентов существования общества.
63885. Трансформация социальных стереотипов 20.92 KB
  Социальные стереотипы прежде всего это упрощенные схематизированные образы социальных объектов разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Так например бывают этнические и религиозные профессиональные идеологические возрастные и другие стереотипы.
63886. Социальная ответственность бизнеса в мировой экономике 83.5 KB
  Однако несмотря на актуальность феномена КСО общепринятого точного определения для социальной ответственности нет. Несмотря на отсутствие единого и общепринятого определения КСО это понятие обычно относится к процессу принятия решений в бизнесе осуществляемому в привязке к этическим ценностям следованию...