78929

Объяснение и понимание в социологии, экономике, психологи

Доклад

Логика и философия

Объяснение и понимание в социологии экономике психологи и т. понимающей социологии во второй половине 19 века в философской подпочве социальнонаучного знания в лице Джамбаттиста Вико Фридриха Шлейермахера и всех тех кто различал социальный мир и мир природы и в связи с этим заявляли о необходимости выработки особых методов познания социального мира. Формирование из этой концепции понимания в социологии. Вычленение социологии как отдельного знания из социальной философии О.

Русский

2015-02-10

31.5 KB

0 чел.

59. Объяснение и понимание в социологии, экономике, психологи и т.д.

Объяснение какого-то явления – это рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из нее описания рассматриваемого явления. Наиболее развитая форма объяснения, широко применяемая в науке, – объяснение на основе научного закона, функционирующего как описание. Такое объяснение будем называть теоретическим. Не всякое объяснение опирается на научный закон и может быть названо теоретическим. Объяснение может опираться также на случайное общее утверждение.

Связь объяснения с пониманием можно трактовать как коммуникативный акт. При этом данная связь может осуществляться через прямой контакт объясняющего с понимающим или может быть опосредована текстом (естественного или формализованного языков). Во втором случае именно текст будет нести в себе объяснение, запечатленное в нем в виде определенного смысла. Связь объяснения и понимания в этом случае как бы рассредоточена во времени и в пространстве. Понимание в коммуникативном акте, опосредованном текстом состоит в том, чтобы раскрыть смысловое содержание текста.

     Объяснение как коммуникативный акт ставит целью донести логический план знания индивиду, перевести объективное знание в форму субъективного бытия (чужого по отношению к объясняющему). Понимание же преследует цель усвоить содержание знания, то есть тоже перевести его в форму субъективного бытия (своего). Направленность обеих процедур одинакова, но первая процедура предполагает активность со стороны объясняющего, а вторая - со стороны понимающего.

     По своей логической структуре, следовательно, объяснение и понимание здесь совпадают, но различаются активностью субъектов (объясняющего и понимающего). Есть, однако, другой, более существенный аспект, позволяющий и требующий различать объяснение и понимание на этом уровне.

Корни и основание т.н. «понимающей социологии» во второй половине 19 века — в философской подпочве социально-научного знания в лице Джамбаттиста Вико, Фридриха Шлейермахера и всех тех, кто различал социальный мир и мир природы, и в связи с этим заявляли о необходимости выработки особых методов познания социального мира. Формирование из этой концепции понимания в социологии. Вычленение социологии как отдельного знания из социальной философии О. Конта и Г. Спенсера. Т. н. «первый позитивизм». Изначальная позитивистская тенденция «первого социологического корпуса»: М. Вебер, У. Томас, Дж. Мид и другие. Изменение этой тенденции феноменологической социологией: Демонстрация ограниченности позитивистского подхода.

Появление «антипозитивистской социологии» в конце 19 — начале 20 века в лице В. Дильтея («философия жизни»), Баденской школы неокантианства, М. Вебера, Г. Зиммеля. Окончательная выкристаллизация, формирование и закрепление понимающей традиции в социологии. Последовавший за этим расцвет субъективистских и иррационалистических теорий, занимавшихся проблемами специфики общественного познания и его отличиями от познания естественнонаучного. Выражение этого в усилении феноменологических, символико-интеракционистских и других субъективистских школ в рамках понимающей традиции.

Основные этапы развития социологии — как периодическая смена теоретико-методологических установок, которые можно свести к двум типам: натурализм и субъективизм. Рассмотрение натурализма как подхода к социальному миру как объективному явлению, независимому от сознательной человеческой деятельности и своего бытия в сознании людей; отрицание субъективного фактора в социальной жизни, гипостазирование роли природной или системной объективности, метафизическая абсолютизация «нечеловечности» социальных условий, отрицание человеческой сознательности и творческого отношения человека к миру. Рассмотрение субъективизма как теории, где основное внимание уделяется анализу именно сознания. Понимающая социология как типичный представитель социологического субъективизма.

Исследование Дильтеем проблемы понимания как самопознания наук о духе. Дильтей — как сторонник понимающего метода и критик позитивистской социологии. Разработка Дильтеем понимающей версии методологии и социальных наук. Противопоставление естественнонаучно ориентированной социологии наук о духе, как наук понимающего цикла, которым Дильтей пытается дать методологическое и гносеологическое обоснование. Обоснование Дилтеем нового понимающего метода в социологии, изложение основания науки — описательной психологии. Представление здесь психологии как основы изучения и продвижения наук о духе. Определение при этом психологии именно как «описательной» т.к. в ее основу заложен расчленяющий метод, противостоящий методу объяснительному. Детальная дистинкция понятий объяснительной и описательной наук.

«Понимающая социология» Макса Вебера.

Связи и регулярность, присущие человеческому поведению. Получение посредством истолкования понимания поведения людей. Контроль за пониманием связи с помощью обычных методов каузального сведения. Целерациональная интерпретация и целерациональное поведение, как обладающие наибольшей очевидностью. Субъективизм, объективность — как иллюзия. Рациональное и иррациональное толкование как цель социологического объяснения. Разработка прагматического истолкования, основываясь на рационально понятых связях действий, и создание за этим рациональной конструкции «социального человека» — как единственный метод понимающей социологии. Действие (т.е. понятное отношение к объектам, имеющее субъективный смысл) — как специфический объект понимающей социологии. Целерациональность — как идеальный тип для оценки степени иррациональности действия индивида в понимающей социологии. Субъективизм и «рассмотрение изнутри» как особенность метода понимающей социологии при рассмотрении внутренних пластов человеческого поведения.

«Понимающий субъективизм» Макса Вебера. Субъективная целерациональность — как наиболее понятный тип смысловой структуры действий. Объяснение понимающей социологией самой себе действий исследуемых ей индивидов. Объяснение пониманием самому себе через категории «адекватной смыслу причиной обусловленности» действительного через совпадение (желательно) или несовпадений (нежелательно) с «правильным типом», — поскольку это совпадение составляет самую понятную каузальную связь (т.к. именно эта связь наиболее адекватна смыслу).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34364. Основы биотехнологии 27 KB
  Микроорганизмы характеризуются разнообразными физиологическими и биохимическими свойствами. Микроорганизмы широко распространены в природе в грамме почвы их может содержаться до 3 млрд. Существуют микроорганизмы способные усваивать азот синтезировать белок и др. Микроорганизмы играют важную роль в круговороте веществ в природе.
34365. Основные сведения о технологии и ее отраслях 26.5 KB
  в связи с развитием крупной машинной промышленности. Задача курса технологии состоит в изучении и выборе оптимальных видов технологических процессов сырья энергии топлива в определении эффективных направлений научнотехнического прогресса в промышленности. Современное развитие промышленности идет по пути увеличения масштабов производства совершенствования технического оснащения существующих предприятий возникновения новых технологических процессов. Для развития промышленности сегодняшнего дня характерны тенденции: Быстрый рост числа...
34366. Анализ разновидностей технологий и их характеристика 23.5 KB
  Наиболее распространенная классификация технологии по видам потребительских стоимостей. Машины выполняют функции посредников размещенного между человеком исполнителем технологии и предметом труда. В рамках производственного процесса выделяют базовые или основные технологии совокупность которых традиционно называют технологией производства и вспомогательные которые традиционно называют экономикой производства. Вспомогательные технологии призваны обслуживать базовые.
34367. Взаимосвязь технологии с экономикой и другими науками 24.5 KB
  Все факторы влияющие на рост производительных сил человека: искусность и квалификация эффективность и оснащенность производства прогресс науки как производительной силы все это прямо или косвенно находит свое воплощение в технических средствах труда. По мере исторического развития процесса труда происходит обогащение производительных сил новыми моментами и новыми производительными силами носящими общественный характер. Технологические отношения охватывают отношения между человеком средствами труда и предметом труда в производственном...
34368. Производственные системы и производственные процессы 25 KB
  Производственные системы и производственные процессы. Так даже для получения сельскохозяйственных продуктов основа природные процессы произрастания необходимо создавать производственные системы. Производственные системы включают все необходимое для производства продукции: 1. Примером производственной системы в материальном производстве являются: завод фабрика организация колхоз и т.
34369. Критерии оценки экономической эффективности пр-ва 23.5 KB
  Показатель экономической эффективности технго процесса должен учитывать все виды затрат. Себестоимость это совокупность материальных и трудовых затрат предприятия на изготовление и реализацию продукции выраженных в денежной форе. Различают основные затраты непосредственно связанные с процессом прва расходы на основные материалы технологическое топливо энергию покупные полуфабрикаты зарплату основных рабочих и расходы связанные с обслуживанием процесса и управлением. В зависимости от доли отдельных элементов затрат в себестоимости...
34370. Оптимизация и экономическая оценка технологических процессов 23 KB
  Другими словами можно определить что расходные коэффициенты – это затраты на единицу продукции с учетом качества потребляемого сырья и стоимости. Эти затраты связаны с увеличением степени чистоты используемого сырья. характеризует сколько может получится целевого продукта с единицы сырья. К= m сырья m целевого продукта C1 C2 = Пц Пп В технологических процессах используется несколько видов сырья.
34371. Понятие технологического процесса, основные его параметры и характеристики 30 KB
  Производственный процесс это совокупность всех действий людей и орудий труда необходимых для изготовления или ремонта продукции. Технологический процесс это основная часть производственного процесса направленная на получения из сырья готовой продукции. Экономические: производительность выпускаемой продукции П = Q t кГ ч т ч; где Q количество произведенной продукции кГ т шт. 100 где Qф фактическое количество произведенной продукции кГ т шт.
34372. Динамика произв. затрат при развитии технол. процесса 55 KB
  Прошлого овеществленного труда Тп включающего в себя все затраты труда связанные с получением исходного для данной технологии продукта а также затраты на орудия труда используемые в анализируемом технологическом процессе; 2. Живого труда Тж включающего все затраты человеческого труда предусмотренные в анализируемом технологическом процессе на выпуск готовой продукции. Общие удельные затраты на единицу продукции представляющие собой сумму прошлого и живого труда Тс = Тп Тж min являются наиболее обобщенными технологическими...