78934

Монархия как форма правления

Курсовая

История и СИД

Дать общую характеристику формы правления и рассмотреть её классификацию. Разобраться с понятием монархии как формы правления. Обозначить отличительные признаки данной разновидности формы правления. Рассмотреть существование монархии в России. Рассмотреть абсолютную монархию вместе с её признаками. Проанализировать конституционную монархию с её подвидами и признаками

Русский

2015-09-20

133 KB

12 чел.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория государства и права»

ТЕМА: Монархия как форма правления


Содержание

[1]
Введение

[2]
Глава 1. Монархия  как разновидность формы правления

[2.1] § 1. Понятие и классификация форм правления

[2.2]
§ 2. Понятие  монархии

[2.3] §3. Признаки монархии

[2.4]
§ 4. Становление конституционной  монархии в России

[3]
Глава 2. Разновидности монархической формы правления

[3.1] § 1. Абсолютная монархия и ее признаки

[3.2]
§2. Конституционная монархия. Её разновидности и признаки.

[3.3]
§3. Дуалистическая монархия

[3.4] § 4. Парламентская монархия

[4]
Заключение

[5]
Список литературы


Введение

Одним из разделов, изучаемых теорией государства и права, является изучение форм государственного устройства. Классификация государств производится по различным критериям, одним из которых является форма правления.

Монархия (в переводе с греческого - единовластие, единодержавие) – это такая форма правления государством, при которой верховная власть, в большинстве случаев,  осуществляется одним человеком (монархом) и передаётся, как правило, по наследству.

Тема о монархической форме правления государством  является актуальной для современного общества и заботит умы многих, особенно в последние годы. Именно поэтому я выбрала эту тему.

Объектом  исследования является монархия  как форма правления.

Предметом исследования является правовое регулирование монархии.

Целью данной работы является анализ особенностей монархической формы правления.

В связи с назначенными целями в курсовой работе решается ряд задач:

  •  Дать общую характеристику  формы правления и рассмотреть её классификацию
  •  Разобраться с понятием монархии как формы правления
  •  Обозначить отличительные признаки данной разновидности формы правления
  •  Рассмотреть существование монархии в России
  •  Рассмотреть абсолютную монархию вместе с её признаками
  •  Проанализировать конституционную монархию с её подвидами и признаками

Данная работа позволила мне:

  1.  Получить и усвоить  комплекс общественно-теоретических знаний.
  2.  Сформировать  общее представление о понятии монархии и её видах.

Выбранной мной теме посвящено множество литературы, поэтому мне было очень интересно подбирать и анализировать необходимый материал, я использовала учебную литературу таких авторов как Марченко М.Н., Венгеров А. Б., Алексеев С. С., Морозова Л.А. и других авторов.

Для того чтобы раскрыть сущность монархии как формы правления, в курсовой работе будет дана классификация форм правления, будут приведены примеры форм правления различных государств.

Моя исследовательская работа состоит из введения, в котором обозначаются поставленные цели и задачи; двух глав, разделённых на параграфы; заключения и списка использованной мною литературы.


Глава 1. Монархия  как разновидность формы правления

§ 1. Понятие и классификация форм правления

Форма правления является одним из трёх характеризующих форм государства.

Под формой правления, как одной из разновидностей форм государства,  мы понимаем, «способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с  другом и с населением».

Следует заметить, что форма правления занимает особое место в теоретическом осмыслении государства. Вы спросите почему? Потому что именно она определяет, кто осуществляет верховную государственную власть в стране, и каким образом.

К верховной государственной власти относят главу государства( монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Термин «форма правления» используется в основных законодательствах многих стран. Есть и такие страны, где этого термина нет, но указывается главный принцип правления - «монархия» (конституция Испании 1978г.) или «республика» (конституция Германии 1949г.)  Но есть и  государства в конституции, которых не используется ни один из этих трёх терминов, например Израиль или Кампучия до 1993г..

Для того чтобы определить  форму правления в интересующем вас государстве, нужно узнать  правовой статус главы государства - это и является основным признаком формы правления (выборный в республике, наследственный в монархическом государстве).

Форма правления показывает нам, то: как создаются высшие органы власти, а также их структуру; какие принципы лежат  в основе взаимодействия этих органов; какая существует структура построения взаимоотношений между верховной властью и гражданами; существующую меру организации органов государства, позволяющую обеспечивать права и свободы граждан.

В настоящее время существует несколько критериев для определения формы правления того или иного государства:

  1.  Способ передачи власти. В республике передача власти осуществляется путём  выборов, а в монархии путём  унаследования власти.
    1.  Ответственность высших органов государственной власти перед населением. В монархии монарх безответственен перед народом,  в отличие от главы государства в республике.
    2.  Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.  

Многие мыслители осуществляли попытки разработать классификацию форм правления. Например, Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с уже существующими в то время формами организации и осуществления власти, попытался разработать свою классификацию по критерию - кто и как правит. Таким образом, он выделял следующие формы:

  •  Республику
    •  Монархию
      •  Деспотию

Также Аристотелю принадлежат и разновидности той или иной формы правления: демократия (власть народа), аристократия (власть элиты), геронтократия (власть пожилых), охлократия (власть толпы), олигархия (власть немногих).

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики (существующие нескольких видов: президентская, парламентская, смешанная). Но следует учесть, что некоторые различия этих двух форм в настоящее время стираются. Возникают новые, «смешанные» виды формы правления:

  •  Монархия с республиканскими признаками, примером такой формы могут служить такие страны как ОАЭ и Малайзия.
  •  Также можно наблюдать и республику с признаками монархии (Туркменистан, Гамбия).
  •  Теократическая республика (Иран, согласно конституции 1979г.)


§ 2. Понятие  монархии

Вспоминая мифы и фольклорные произведения разных стран, можно заметить наличие, уже в то время, царей, которым приписывалось благородство, честь, доблесть, справедливость. С древних времён люди верили, что монархом может быть только избранный богом человек, следовательно, и его семья была особенной, поэтому власть передавалась по наследству. Монарх был, своего рода,  посредником между божеством и народом. Монархия в отличие от республики, по мнению монархистов,  имеет несколько религиозный характер.  Монарх для своего народа, в первую очередь считается нравственным авторитетом,  а не юридическим.

Как уже говорилось ранее, монархия в переводе с греческого означает «единовластие», « единодержавие». Вся полнота власти в стране с этой формой правления принадлежит монарху. Монарх может пользоваться  титулом князя, короля, царя, императора, герцога, фараона и т.д.; имеет право на получение денежных средств из государственной казны на содержание себя, своей семьи, своего двора. В большинстве случаев власть передавалось от отца к старшему сыну. Считается, что монарх не несёт юридической ответственности перед народом, и именно за монархом всегда стоит последнее слово, вне зависимости от вида монархии.  Так же следует заметить, что отличительной чертой монархии является то, что пребывание у власти заранее не ограничено каким-либо определенным сроком.

В настоящее время можно смело утверждать, что монархическая форма правления очень разнообразна; на каждый признак имеется своё исключение. Некоторые из монархических стран не в полной мере соответствуют определению. Перейдём к более подробному рассмотрению основных признаков монархического государства.

§3. Признаки монархии

Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

  1.  Наличие единоличного правителя. Я думаю, что нет смысла давать объяснения этому пункту, подробнее об этом вы читали в предыдущем параграфе.
  2.  Династическое наследование власти. Нам уже известно из предыдущих параграфов, что власть передавалась по наследству.

Но в истории и нынешней конституционной практике  известны различные способы возведения на престол. Окунёмся в отечественную историю и вспомним, как пример, смену династии Рюриковичей на династию Романовых в 1613г.  А в федеративной монархии Малайзии монарх избирается сроком на 5 лет из числа султанов 9 штатов. Также можно захватить власть силой. Совершить дворцовый переворот. Пригласить монарха - и такие случаи известны истории.

  1.  Пожизненность правления: законы, существующие в монархической стране, не предусматривают основания для отстранения от власти.
  2.  Концентрация в руках монарха всей полноты власти: это значит, что только от монарха зависит решение по любому вопросу; монарх в праве упразднять и создавать органы государственной власти; именно монарх назначает людей на те или иные должности.
  3.  Отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной: он несёт ответственность только перед Богом и Историей.
  4.  Правление монарха, как правило, осуществляется, с помощью чиновников, министров, советников и т.д.

Этими признаками обладает, как правило, классическая (абсолютная) монархия, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам. Т.е. такой вид монархии предполагает  неограниченную власть. При абсолютной монархии воля народа может изъявляться максимум через совещательный орган. Примерами такой монархии служат страны: Оман, Саудовская Аравия, Бруней, Свазиленд.

Помимо классической  существуют ещё ограниченные  (конституционные) виды   монархии. При  ограниченной монархии власть правителя ограничена конституцией, не писаным правом или традициями. К такому виду относятся сословно-представительная монархия (Российская империя) и нынешняя конституционная монархия (Великобритания), в которой власть монарха ограничивается парламентом, независимым судом, правительством, конституцией.


§ 4. Становление конституционной  монархии в России

В XVII веке в России, как и в остальных странах, начинает складываться абсолютная монархия, возникшая не сразу после установления самодержавного строя и образования централизованного государства.  Ведь самодержавие – это ещё не значит, что абсолютизм. Для абсолютизма характерны и другие черты и условия. Например, такие, как: максимальное сосредоточение власти в руках  одного лица. Очень важно заметить, что для возникновения абсолютной монархии необходим переход от феодальной системы  к капиталистической.

У абсолютизма в России были свои отличительные черты по отношению к Европейскому абсолютизму.

Во-первых, период становления абсолютизма в России выпал на пору развития крепостничества, тогда как в Европе ситуация складывалась в противоположную сторону. Европа наоборот развивалась в сторону капитализма и отказывалась от старых феодальных устоев, в том числе и крепостное право.

Во-вторых, социальной базой российского абсолютизма было служивое сословие и крепостное дворянство. А на западе это был союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось усилением влияния государства на все сферы жизнедеятельности.  Прежде всего, это проявлялось в стремлении расширить территорию, заполучить выходы к морям, а также и в появлении, уже в XVIII в., более ужесточённых форм закрепощения и т.д.

Глава государства, в то время, представлял собой некоего «Отца Отечествия», а народ как - бы его дети. Отсюда желание контролировать все сферы общественной и частной жизни, вплоть до того в какое время нужно гасить свет и какие танцы танцевать на общественных приёмах.

В эпоху абсолютизма характерны частые дворцовые перевороты, которые осуществлялись дворцовой гвардией и дворянской аристократией. Наблюдается частая смена правителей, это свидетельствует о том, что в установившейся системе личность монарха уже не имела особого значения. Всё решал механизм власти.

Что касается политической идеологии, то для неё характерна чёткая классификация социальных групп, юридическое описание деятельности каждого из подданных. Отсюда вырисовывается ещё один признак абсолютизма - обилие юридических актов, издаваемых по каждому поводу.

В сфере экономической идеологии имеет место быть философия меркантилизма, которая направляет экономику на превышение экспорта над импортом, бережливость, накопление.

В России создаются мануфактурные производства, крестьянская торговля, барщинное помещичье производство - это свидетельствует о зарождении  капитализма в стране.

Правящим классом в стране остаётся дворянство. Боярство стремительно ограничивается, а позже и вообще исчезнет. При назначении на руководящие должности уже не играет роли аристократическое происхождение. Его заменяют выслуга лет, преданность государю и квалификация. Эти принципы были закреплены в Табели о рангах (1722г.).

Абсолютная монархия — форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты, и происходит максимальная концентрация власти.

Вывод к главе

Таким образом, монархия - это форма правления, при которой власть осуществляется единолично, передаётся по наследству, и не имеет временных ограничительных рамок.

Монархия как форма правления прошла в своем развитии достаточно долгую эволюцию. Организация верховной власти в конкретной стране зависела от целого ряда факторов. Среди этих факторов следует отметить: размеры территории, этнический состав, культуру, внешнее окружение, географическое положение, религию и др.

Всякий раз возникала новая  разновидность монархии, которая в наибольшей мере способствовала адаптации общества к сложившимся условиям.

Указанные в главе признаки помогают нам создать общее впечатление о понятии «монархия», но в конкретной исторической действительности были различные исключения и отступления от перечисленных черт. Различные сочетания этих признаков дают и разные виды монархий, о которых мы поговорим в следующей главе.

 


Глава 2. Разновидности монархической формы правления

§ 1. Абсолютная монархия и ее признаки

Для абсолютной монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. Он вправе самостоятельно, ни от кого не завися, назначать чиновников, издавать законы, вести внутреннюю и внешнюю политику, собирать и расходовать налоги.

Абсолютистская форма монархии, как правило сопровождается жестокостью, произволом, эксплуатацией народа, господством правящих классов, защитником интересов которых чаще всего выступает монарх.

Неограниченная монархия возникла в рабовладельческом обществе. Её расцвет приходится на XVI-XVIII вв.. Зачастую в таком обществе, монархия выступает как неограниченная деспотия. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия, где глава государства представляет одновременно и светскую и религиозную власть (Ватикан).

Попробуем выделить юридические признаки абсолютистской монархии:

  •  Концентрация в руках монарха всех ветвей власти
  •  Отсутствие представительных органов, ограничивающих его власть
  •  Народ бесправен, по отношению к участию  в организации управления государством
  •  Монополия на власть со стороны монарха

В настроящее время абсолютные монархии сохранились на Востоке ( Омен, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и т.д.). Конечно, они несколько отличаются от абсолютизма средневековья, и в них есть признаки конституционной монархии, но это лишь для того, чтобы приспособиться к современным требованиям.

Конечно, может показаться, что в настоящее время очень сложно представить государство с несколько ограниченными правами для народа, но если задуматься, то современные абсолютные монархии обладают некоторыми преимуществами и достоинствами. Так например, верховная власть может концентрировать ресурсы государства на решение актуальных задач.  Осуществление всех ветвей власти правителем, даёт огромное преимущество, т.к. законодательная, судебная и исполнительная власть тесно взаимодействуют друг с другом, тем самым уменьшается вероятность разногласий.

Но следует учесть, что все вышеперечисленные достоинства имею место быть, лишь в том  случае, если монарх является сильной и умной личностью, заинтересованной в развитии страны и отстаивании её национальных интересов. В противном же случае, все эти положительные достоинства мигом превращаются в массу недостатков. Таких, например, как злоупотребление властью, что повлечёт за собой установление диктатуры. Или же такие недостатки как: юридическая безответственность монарха, за свои поступки, бесконтрольность государственной власти и т.п.


§2. Конституционная монархия. Её разновидности и признаки.

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Буржуазные революции в XVII - XVIII вв стремились создать более умеренные, по сравнению с абсолютистскими, формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха. Прийти к нахождению компромиссов между классом феодалов и стремительно растущей буржуазией.    В поздний период средневековья наличие монархии сопровождалось созданием парламентов (представительных учреждений «третьего сословия»). Возникла некая двойственность государственной власти. Несмотря на то, что монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, зачастую он был вынужден считаться с деятельностью парламента. Конечно, монарх имел огромную власть над парламентом: он мог наложить вето на его законы, назначать депутатов в верхнюю палату, мог и вовсе распустить парламент. Однако представительное учреждение в монархии выступает законосовещательным органом, с которым монарх был вынужден считаться.

Конституционной монархии свойственно юридическое ограничение законодательной и исполнительной деятельности монарха.

Монарх назначал правительство, которое несло ответсвенность перед ним, но зачастую деятельность этого самого правительства подвергалась критике и обсуждению в парламенте. Отсюда, несмотря на то, что правитель назначал главу и министров в правительстве, ответственность правительство несло перед парламентом, а не перед монархом.

Все создающиеся монархом  акты приобретают юридическу силу, лишь после того, как будут одобрены парламентом; и основаны они должны быть непременно на конституции.

В конституционной монархии, правитель играет больше символическую роль; является представителем нации, народа, государства. Здесь будет очень уместно сказать, что он царствует, но не правит.

В современной теории значительно снизилось критическое отношение к такой форме правления, как монархия. Основанием для этого послужил исторический опыт государств, потерпевших крах в использовании новых форм правления - военно-диктаторских, республиканских. Словом монархия вовсе не отжившая, не устаревшая форма правления. Её государствоведческий потенциал не исчерпан.

В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают: дуалистическую и парламентарную монархию.


§3. Дуалистическая монархия

Первоначально формой ограниченной монархии была дуалистическая, которая также исторически являлась переходной формой от абсолютной монархии. Она характеризуется тем,  что «наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями» .

Признаки дуалистической монархии:

  •  По конституции верховная власть разделена между правительством, которое избирается народом (законодательная) и монархом (исполнительная)
  •  Король обладает правом наложения вето на решения парламента, создания законов-декретов, имеющих равную законам парламента юридическую силу
  •  Правитель имеет право на роспуск парламента
  •  Монарх назначает премьер-министров, правительства, руководителей местного управления и самоуправления, которые несут ответственность только перед ним

Некоторые учёные относят к дуалистическим сословно-представительные и феодальные государства, существовавшие в средние века в Западной Европе. В настоящее время классический дуалистических монархий не существует. Хотя нередко к ним относят Бутан, Иорданию, Монако, Люксембург и пр. В Российской Империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905-1917 гг.

В Конституции Иордании 1953г. говорится, что верховная власть разделена между королём и парламентом. Властные полномочия преобладают у монарха. Король есть глава государства и не несёт ответственности за свои действия (ст. 30). Титул короля передаётся по наследству, согласно Конституции, по принципу майората ( от отца к старшему сыну, по мужской линии) (ст. 28). Существуют некоторые требования, которыми должен обладать претендующий на престол: он должен быть законнорожденным и исповедовать ислам.

Законодательная власть, согласно конституции Иордании, принадлежит Национальной ассамблее, состоящей из Сената и Палаты депутатов.

Король является главой исполнительной власти. Он провозглашается представителем страны на международной арене: заключает мир, объявляет войну. Иными словами он является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Иордании.

Судебная власть в Иордании, провозглашена независимой, но король вправе даровать прощение и ужесточать наказание. Ни одна смертная казнь не осуществляется без одобрения Короля. Монарх имеет право назначать на должности судей и снимать их с этих должностей.

На первый взгляд можно сказать, что Иорданское государство очень схоже с дуалистическим, но на самом деле оно не является таковым на все сто процентов. Т.к. правительство несёт ответственность не только перед своим Королём (ст. 49) , но и перед Палатой депутатов (ст. 51).

Дуалистическая монархия является переходной формой правления, эволюционирующая в сторону парламентской монархии или республики.

 § 4. Парламентская монархия

Другая разновидность ограниченной монархии - парламентарная. В ней власть монарха ограничена во всех сферах его деятельности. Поэтому согласование социальных интересов и потребностей осуществляется не сосредоточением всей власти в руках монарха, а распределением их между разными органами государственной власти. Благодаря этому происходит быстрое реагирование на проблемы народа и своевременное разрешение этих проблем, способом нахождения компромиссов. Таким образом в личности монарха олицетворяется символ единства общества, общность исторической судьбы и т.д.

Парламентской монархии присущи характерные юридические признаки:

  •  Монарх выполняет представительную функцию. Обладая властными полномочиями, он не использует их самостоятельно.
  •  Режим взаимодействия законодательной и исполнительной властей осуществляется не путём их жёсткого разделения, а путём сотрудничества.
  •  Фактически парламент формирует правительство, которое ответственно именно перед ним.
  •  Монарх обладает наследственной и пожизненной властью.

Многим государствам в Европе (Великобритания, Голландия, Испания, Бельгия, Швеция) и в Азии (Япония) присуща парламентская форма правления.

В Англии и в Испании власть монарха является пожизненной и наследственной. Но власть в этих странах имеет ряд различий.

В Испании власть не носит божественного характера и источником государственной власти является  народ. А в Англии монарх выступает источником власти и одновременно главой Церкви . В Англии существует такое понятие «суверен»- это означает статус монарха, который не носит титула главы государства, но на практике им является; властные полномочия он осуществляет с согласия премьер-министра.

В Испании монарх получает свою власть из рук парламента. Именно парламент выбирает наследника или регента ( в случае несовершеннолетия наследника), признаёт недееспособность правящего. Испанский король не входит не в одну из ветвей власти, как глава государства. Он выступает символом единства государства, стоя над органами государственной власти. Даёт гарантии эффективного функционирования органов власти. Также монарх Испании является главнокомандующим страны, это даёт ему право помилования, объявляет войну, заключает мир, организует награждение орденами, право на подписание международных договоров,  право на назначение дипломатического представителя государства, присваивает звания  и т.д.

В Англии термином  «Корона» обозначаются все органы исполнительной власти, а правительство является «слугами Короны». Английский монарх, по традиции, является главным  членом парламента и, соответственно, входит в его состав. Но известно, что монарх не может посещать заседания парламента, не имея специального приглашения. Очень интересно то, что обладая независимыми от парламента правами, правитель в редких случаях ими пользуется. Например, у английского монарх есть право наложения вето на законы парламента, но известно, что этим правом не пользовались уже с 1707г. Монарх является главнокомандующим Великобритании, но в период военных действий эти полномочия ложатся на руки премьер-министра.

У монархов, как в Испании, так и в Англии существует право на роспуск парламента, но это решение должно быть согласовано с премьер-министром.

В обеих странах очень схож механизм функционирования власти, основанный на принципе парламентаризма, который предполагает ответственность перед парламентом. Монархи Испании и Англии предлагают кандидатуру премьер-министра, однако им назначается лидер той партии, которая одержала победу на выборах. Работа правительства опирается на доверие, а это возможно лишь в том случае, если большая часть депутатов является сторонниками победившей партии, поэтому в работе используется принцип сотрудничества. Поэтому большей и значительной властью обладает премьер-министр, опирающийся на поддержку парламента.

В Англии и Испании ответсвенность за действия монархов несёт премьер-министр.


Заключение

Форма правления -  характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.

Монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ её организации и осуществления, социально-психологического состояния общества.

Монархия является одной из древнейших форм правления, возникшая в 2371 - 2230 гг. до н. э.. Монархия была основной формой правления в средние века, и, не смотря на буржуазно – демократические революции она продолжала оставаться преобладающей формой правления.

Не следует думать, что это какая-то прошедшая или ожившая форма правления, которая уступит место другим формам в развитии государственности. Она так же является очень актуальной в настоящее время.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении многих столетий. В наше время насчитывается множество государств  с монархической формой правления, среди них 10 Западноевропейских государств, в Азии монархии составляют 1\4 часть, и 3 государства в Африке и т.д. Среди других форм правления в иных государствах,  политические лидеры фактически так же являются монархами, просто имеют эти должности другие наименования (генеральные секретари коммунистической партии).  Наследственный характер передачи власти, присущий монархии, я считаю, очень удобный и стабильный способ передачи власти. Он  обеспечивает законность  нового монарха.

Конечно, монархическая форма правления эволюционировала, но если сравнить монархию на Западе и Востоке, то можно заметить, что на Западе она сохранила лишь формальные черты, в то время как на Востоке монархия не сильно отличается от классической формы монархии.

В процессе работы я выяснила, что монархия – это форма правления, в которой верховная власть  передаётся по наследству и является пожизненной.

Монархия существует двух видов: абсолютная и конституционная. Последняя в свою очередь делится на дуалистическую и парламентарную.

Таким образом, после рассмотрения различных форм правления, мы можем уточнить понимание принципиальных вопросов организации и деятельность государственного аппарата. Проблема формы правления - это, прежде всего, проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.


Список литературы

           Учебная литература:

  1.  Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е издание – М.: Норма, 2004. – 458 с.
  2.  Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-е издание   –   М.: Юриспруденция, 2000. – 528с.
  3.  Крутских В.Е. Энциклопедический юридический словарь: Словарь под ред.  Крутских Владимира Емельяновича  – М.: ИНФРА-М, 2004. – 864с.
  4.  Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / Марченко Михаил Николаевич; Рец. В.П. Казимирчук и др.;МГУ им. М.В. Ломоносова. -2-е изд. перераб. и доп.-М.:Проспект:ТК Велби,2008. – 640с.
  5.  Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. 3-е издание доп. и перераб. –М.: Дело – 2015. – 564с.
  6.  Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. 5-е издание дополнено и переработано – М: Норма НИЦ Инфра-М, 2015. – 464с.
  7.    Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 776с.
  8.  Садиков В.Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие /Садиков Вадим Николаевич.-2-е изд., перераб. и доп. –  М.: Проспект, ТК Велби,2008. – 768с.
  9.  Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие. 2-е издание – М.: Проспект, 2008. – 464с.

Электронные ресурсы:

  1.  Большая юридическая библиотека http//www/bibliotekar/ru/com. (дата обращения 22.04.2015 г.)
  2.   Википедия - свободная электронная энциклопедия https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 14.03.2015, 29.03.2015, 14.04.2015, 28.04.2015)
  3.   Энциклопедия Кругосвет - универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия http://www.krugosvet.ru/ (дата обращения: 18.03.2015)
  4.    Allbest.ru – база знаний  http://allbest.ru/  ( дата обращения: 28.04.2015).

* КонсультантПлюс: Основные документы. Приложение для iPad. (дата обращения: 22.04.2015г., 28.04.2015 г.)

* КонсультантПлюс: Студент. Приложение для iPad. (дата обращения: 18.03.2015 ,  3.04.2015)

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14072. Всеволод Нестайко. «Тореадори з Васюківки». Поняття про повість 36.5 KB
  УРОК № 50 Тема.В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Поняття про повість. Мета:ознайомити учнів з новим розділом повісті Тореадори з Васюківки допомогти усвідомити особливості жанру повісті; розвивати навички виразного читання переказу аналізу поведінки та вчин
14073. Урок. І Калинець. «Писанки» 30.5 KB
  УРОК № 52 Тема. І Калинець. Писанки. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника допомогти сприйняти красу й оригінальність його поезій; розвивати навички виразного читання коментування ліричних творів визначення ролі метафори та порівняння у них; р
14074. Поетична вітальня. І. Калинець. Цикл «Дивосвіт»: «Стежечка», «Блискавка», «Веселка» 28 KB
  УРОК № 53 Тема. Поетична вітальня. І. Калинець. Цикл Дивосвіт: Стежечка Блискавка Веселка. Мета: ознайомити учнів з оригінальними неповторними віршами І. Калинця про природу допомогти усвідомити особливості та красу цих творів; розвивати навички виразного...
14075. Стельмах. «Химера лісового озера, або Митькозавр з Юрківки» 35 KB
  УРОК № 55 Тема. Я. Стельмах. Химера лісового озера або Митькозавр з Юрківки. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника викликати цікавість до його пригодницьких книжок; розвивати навички виразного читання переказу аналізу прочитаного; виховувати
14076. Ярослав Стельмах. «Химера лісового озера, або Микитькозавр з Юрківки» 53 KB
  УРОК № 56 Тема. Я. Стельмах. Химера лісового озера або Микитькозавр з Юрківки. Мета:ознайомити учнів із новими розділами повісті спонукати до читання художньої літератури; розвивати навички виразного читання переказу характеристики героїв; виховувати допитливіст
14077. Ярослав Стельмах. «Химера лісового озера, або Микитькозавр з Юрківки». Урок з української літератури 28 KB
  УРОК № 57 Тема.Я. Стельмах Химера лісового озера або Микитькозавр з Юрківки. Мета:ознайомити учнів із новими пригодами двох друзів; прищеплювати інтерес і любов до читання художньої літератури; розвивати навички виразного читання уміння фантазувати передбачати
14078. Ярослав Стельмах. «Химера лісового озера...». Урок з української літератури 30 KB
  УРОК № 58 Тема.Я. Стельмах. Химера лісового озера. Мета:ознайомити учнів із кульмінацією та розв’язкою твору; розвивати навички виразного читання переказу виділення найнапруженіших епізодів у творі висловлення власної думки щодо прочитаного; виховувати почуття ...