78938

Социологический и культурологический подходы к исследованию науки

Доклад

Логика и философия

Основные функции современного соц. сциентизма: социолог не определяет цели и их проблемы исследования, это результат руководства общества; так называемые руководители общества получают от социологов данные, рекомендации и прочие «орудия» технологического плана, которые они могут применять или нет в каждом нужном направлении; для выработки своих рекомендаций социологи должны полностью отказаться от фил. взглядов на общество.

Русский

2015-02-10

25 KB

6 чел.

5. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки.

Сциентизм: 1) – отождествление спец.- науч. знания   с единственно аутентичной формой познания (сущ-т одна наука, др.  к ней притягиваются: наука – только естествознание).

2) антиисторизм          3) натурализм

4) эмпиризм           

5)  элеменация философской и соц. – этической проблематики в связи с наукой.

Типы сциентизма: социологический, культурологический, методологический.

Социологический – это направление фил. науки и соц. науки 19-20вв., представители которого ориентируют исследования соц. науки на методологию наук естественных. Выражался в попытках некритического, искусственного привнесения в чел. общество приемов естествознания. 1 этап – начало формирования сциентизма – с 30г. 19в. Образ науки связывается с физикой – механизм, или биологией – организм. (Миль, Керре, Спенсер, Парето). 2 этап 20-50гг. 20 в. Основная форма проявления – подчеркнутая форма базирования на неопозитивизме, на структурно-функциональном подходе. 3 этап – технологический, с 60х.г. Акцент на  прикладные, соц. – инженерные функции соц. знания.

Основные функции  современного соц. сциентизма:  социолог не определяет цели и их проблемы исследования, это результат руководства общества; так называемые руководители общества получают от социологов данные, рекомендации и прочие  «орудия» технологического плана, которые они могут применять или нет  в каждом нужном направлении; для выработки своих рекомендаций социологи должны полностью отказаться от фил. взглядов на общество.

Культурологический – мировоззренческая установка по которой наука явл. высшей культурной ценностью, а прогресс науки обуславливает весь соц. и кул. прогресс   человечества. Наука-основа к науке, позиция религии, основа культуры. Эта форма сциентизма напрямую ведет к культу науки. Наука – суррогат религии, якобы, дающий ответ на все коренные проблемы бытия. Наука, в отличие от религии, проявляет свою силу в открытости и вне завершенности разрабатываемых ее постоянно меняющихся моделей реальности.

Методологический – гносеологическая установка, по которой  методы науки признаются единственно возможными для познания или методы точных и естественных наук признаются универсальными.

Аппорциональность сциентизма и антисциентизма проявляется и в научной саморефлекции относительно вопроса развития самого научного знания. Здесь такая бинарность выражается в форме   интернализма или экстернализма.   

Интернализм – направление в историографии и теории развития науки, по которому главную движущую силу науки составляет имманентно – присущие ей внутренние силы, средства и закономерности.  

Экстернализм - направление в историографии и теории развития науки, по которому наука как система знаний и соц. институт явл. имманентной, органич. частью социокультуры,  и,  следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68107. Визитка «Путешествие в страну дорожных знаков» 71 KB
  Звучит мелодия из передачи Сердце Африки на фоне мелодии звучат слова и проходят участники команды ЮИД Команда Горячая десятка из Краснодона завершая свой кругосветный информационно-просветительский тур добралась до сердца Африки. ЮИД не подведёт Звучит песня Остров невезения...
68108. Літературна вікторина “Дивовижний світ книг” 30 KB
  Що Вам відомо про найменшу у світі книгу де і коли вона була надрукована Найменша у світі книга 1х1 мм. Яка вага найтяжчої книги у світі та про що розповідається у ній Найтяжча книга у світі вагою 50 кг видана у Великобританії. Яка назва даного найбільшого видання у світі Це багатотомна збірка...
68109. Збірка прозових мініатюр «Лабіринтами життя…» 260.5 KB
  Ольга Захарівна Северин Своєрідні ліки від байдужості Збірочка оповідань Лабіринтами життя Ольги Северин це картини її власної душі. Картини душі Ольги Северин чисті наївні спонукають прислухатись до шелесту ранкових зірок ще раз переконатись що життя прекрасне тому що ми живемо й можемо творити його самі.
68110. Рекомендации по снижению уровня безработицы в городе Усть-Илимске 398.5 KB
  Рассмотреть теоретические аспекты разработки программ развития городов; провести анализ состояния социально-экономических показателей города Усть-Илимска, провести анализ стратегии развития города Усть-Илимска; сформулировать практические рекомендации по снижению уровня безработицы.
68111. Обереги нашого життя – птахи 254 KB
  Мета: збагатити знання учнів про чудодійні обереги нашого життя птахи; творчо осмислити і систематизувати матеріал про ластівку; зясувати як у народі ставилися до ластівки чому її називають Божою пташкою; привчати учнів самостійно опрацьовувати додаткові навчальні та народознавчі матеріали...
68112. Біблійні легенди. «Чому людина не знає, доки живе». Підсумок за темою 118.5 KB
  Продовжити знайомити із біблійними легендами продовжувати вчити учнів читати текст за особами працювати з текстом осмислювати його зміст; формувати уміння ділити текст на частини; збагачувати словниковий запас; розвивати логічне мислення память увагучитацькі навики швидкість та виразність читання...
68113. Де літав ти, Чорногузе 158.5 KB
  Де ж ти була Далеко Як звуть тебеЛелека Отже ми з вами сьогодні поговоримо про чудового птаха про живий символ України лелеку або як його ще називають Чорногуза. Продовження бесіди Лелека є символом любові та радості. Також вважають що лелека є покровителем сімї і рідного дому.
68114. Будинок англійця 48.5 KB
  So, all pupils are in a good mood and we can start our lesson. Please look at the blackboard and read the motto. It is some English proverb “East or West home is best”, “There is no place like home”. Aim. Повідомлення теми та мети уроку. Today we are going to speak about your home and about...
68115. Я вибирала долю собi сама… 93.5 KB
  Мета: 1) познайомити учнів із творами Л. Костенко, їх неповторністю й оригінальністю; 2) формувати особистість, яка має почуття гідності, багатий духовний світ; розвивати акторські навички учнів; 3) виховувати громадянську позицію учнів, уміння аналізувати залежність виникнення...