78938

Социологический и культурологический подходы к исследованию науки

Доклад

Логика и философия

Основные функции современного соц. сциентизма: социолог не определяет цели и их проблемы исследования, это результат руководства общества; так называемые руководители общества получают от социологов данные, рекомендации и прочие «орудия» технологического плана, которые они могут применять или нет в каждом нужном направлении; для выработки своих рекомендаций социологи должны полностью отказаться от фил. взглядов на общество.

Русский

2015-02-10

25 KB

5 чел.

5. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки.

Сциентизм: 1) – отождествление спец.- науч. знания   с единственно аутентичной формой познания (сущ-т одна наука, др.  к ней притягиваются: наука – только естествознание).

2) антиисторизм          3) натурализм

4) эмпиризм           

5)  элеменация философской и соц. – этической проблематики в связи с наукой.

Типы сциентизма: социологический, культурологический, методологический.

Социологический – это направление фил. науки и соц. науки 19-20вв., представители которого ориентируют исследования соц. науки на методологию наук естественных. Выражался в попытках некритического, искусственного привнесения в чел. общество приемов естествознания. 1 этап – начало формирования сциентизма – с 30г. 19в. Образ науки связывается с физикой – механизм, или биологией – организм. (Миль, Керре, Спенсер, Парето). 2 этап 20-50гг. 20 в. Основная форма проявления – подчеркнутая форма базирования на неопозитивизме, на структурно-функциональном подходе. 3 этап – технологический, с 60х.г. Акцент на  прикладные, соц. – инженерные функции соц. знания.

Основные функции  современного соц. сциентизма:  социолог не определяет цели и их проблемы исследования, это результат руководства общества; так называемые руководители общества получают от социологов данные, рекомендации и прочие  «орудия» технологического плана, которые они могут применять или нет  в каждом нужном направлении; для выработки своих рекомендаций социологи должны полностью отказаться от фил. взглядов на общество.

Культурологический – мировоззренческая установка по которой наука явл. высшей культурной ценностью, а прогресс науки обуславливает весь соц. и кул. прогресс   человечества. Наука-основа к науке, позиция религии, основа культуры. Эта форма сциентизма напрямую ведет к культу науки. Наука – суррогат религии, якобы, дающий ответ на все коренные проблемы бытия. Наука, в отличие от религии, проявляет свою силу в открытости и вне завершенности разрабатываемых ее постоянно меняющихся моделей реальности.

Методологический – гносеологическая установка, по которой  методы науки признаются единственно возможными для познания или методы точных и естественных наук признаются универсальными.

Аппорциональность сциентизма и антисциентизма проявляется и в научной саморефлекции относительно вопроса развития самого научного знания. Здесь такая бинарность выражается в форме   интернализма или экстернализма.   

Интернализм – направление в историографии и теории развития науки, по которому главную движущую силу науки составляет имманентно – присущие ей внутренние силы, средства и закономерности.  

Экстернализм - направление в историографии и теории развития науки, по которому наука как система знаний и соц. институт явл. имманентной, органич. частью социокультуры,  и,  следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39758. Понятие эмоций и чувств 297.09 KB
  Понятие эмоций и чувств. Роль эмоций и чувств в жизни человека Терминологические расхождения Соотношения понятий эмоция чувства эмоциональные состояния Место эмоций и чувств в структуре психики Основные качества эмоций и чувств Эмоции и деятельность Теории эмоций и чувств II. Физиологические теории эмоций и чувств Теория Джемса Лонге ее критика Таламическая теория эмоций КеннонаБарда Эксперименты Олдса Д. Павлова роль коры больших полушарий головного мозга Роль ретикулярной формации и второй сигнальной...
39759. Виды мышления 36.5 KB
  Это: нагляднодейственное нагляднообразное словеснологическое мышление. Нагляднодейственное мышление существует и у высших животных. Нахождение этого способа называется нагляднодейственным мышлением см. В психологии выделяется так же как самостоятельный вид нагляднообразное мышление.
39760. Определение внимания 129.5 KB
  Различие в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания. Физологические основы внимания. В исследовании физиологических основ внимания особенно большая заслуга принадлежит отечественным физиологам: И.
39761. Понятие воли 131 KB
  Само же понятие воли как стороны сознания формировалось медленно. Сложность изучения проблемы воли состоит в том что как в обыденном так и в научном сознании воля понимается поразному. Пушкина: волю первую твою я исполню как мою или в обыденном языке делать чтото насильно означает делать против своей воли как проявление силы характера противопоставление: волевой безвольный.
39762. Воображение 149.5 KB
  Сходства и различия воображения с восприятием памятью и мышлением; 3 Функции воображения. Физиологические и психологические механизмы воображения воображение и органические процессы 1. Связь воображения с реальностью: а закон двойного выражения чувств б закон общего эмоционального знака в закон эмоциональной реальности 4. Психологический механизм воображения а диссоциация б ассоциация.
39763. ВОСПРИЯТИЕ 73.5 KB
  Физиологической основой восприятия являются процессы проходящие в органах чувств нервных волокнах и центральной нервной системе. Следовательно ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры...
39764. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) 104.5 KB
  Рубинштейн в качестве компонента в структуре деятельности рассматривал также движения. Движения это механизмы посредством которых осуществляются действия выражающие поведение. Специфические человеческие движения вырабатывались в процессе труда. Движения человека направлены на предмет на орудие как средство труда.
39765. Индивидуальный стиль деятельности 33 KB
  Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности создает новые связи между свойствами субъекта. Сочетание объективных и субъективных условий однозначно детерминирует лишь общее направление деятельности и некоторые наиболее общие характеристики операций и движений.
39766. Качества ума 31 KB
  Калмыкова для обозначения общих умственных способностей учащихся использует термин обучаемость под которым понимает сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств ума от которых зависит продуктивность учебной деятельности при наличии исходного уровня знаний положительной мотивации и т. Формируясь и развиваясь в процессе онтогенеза качества ума человека как достаточно устойчивые особенности его личности Являются новообразованиями психики которые проявляются в меняющихся условиях мыслительной...