78939

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития

Доклад

Логика и философия

Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества в котором господствует свобода равенство и братство. Традиционные цивилизации. Техногенные цивилизации. Особенности техногенной цивилизации: Ориентация на совершенствование техники производства.

Русский

2015-02-10

25.5 KB

2 чел.

6. Традиционалистский и техногенный типы цивилизац. развития

Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества, в котором господствует свобода, равенство и братство. Позднее в исторической и философской литературе под цивилизацией  стали понимать различные культурно-исторические  типы обществ, объединявших несколько государств, сходных по историческим условиям своего возникновения и общности культурного развития..

Вместо изучения истории по странам и государствам или же общего деления на древнюю, среднюю и новую истории некоторые исследователи в качестве новой единицы деления предложили изучать ее по культурно-историческим типам. – Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

1) Традиционные цивилизации. Исследования прошлых цивилизаций интересны богатейшим фактическим материалом о жизни, обычаях и самобытной культуре традиционных обществ.

Отличительные особенностями являются крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если и были новые виды, то только те, которые не противоречили традиционным. Формы и виды деятельности, изменения социальных порядков, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе – все подчинено традиции, все освящено авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Ход времени имеет циклический, повторяющийся характер. Существование древних аграрных обществ растянулось на тысячелетия.

2) Техногенные цивилизации. Стали формироваться в западной Европе в 17-18 веках. Насчитывает всего 4,5 столетия. Темпы развития производительных сил и социальных изменений гораздо интенсивнее традиционных цивилизаций. Быстро развивалась в Западной Европе и начала оказывать свое влияние на сотавшиеся традиц. общества.

Особенности техногенной цивилизации:

1) Ориентация на совершенствование техники производства.

2) По мере роста производительных сил и технического прогресса непрерывно возрастает применение достижений науки в материальном производстве.

3) развитие материального производства, обусловленное научно-техническим прогрессом, радикально изменило социально-экономические отношения в обществе, его культуру и духовный облик. Ослабление религии, переход к раннему капитализму.

4) С развитием техногенной цивилизации непрерывно возрастает значение науки и в материальном производстве, и в духовной жизни общества. Открыты объективные законы реального мира и их применение помогло науке занять доминирующее положение в современной культуре.

Отличия традиционной от техногенной цивилизаций.

Если в техногенной цивилизации важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов и истин, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиционной цивилизации все усилия направлены на сохранение в неизменном виде всего накопленного прежнего опыта, способов и видов деятельности.

Другой базисной ценностью техногенной цивилизации является ориентация не на здравый смысл обыденного познания, а на научную рациональность.

Хотя и здравый смысл также нельзя считать иррациональным.

Но он далек от научной рациональности, которая опирается на использование точных понятий и логически выверенных доказательств, а также экспериментальную проверку гипотез и теорий. Именно научная рациональность позволила техногенной цивилизации добиться крупнейших достижений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62357. Тренировочные упражнения к уроку русского языка в 11 классе 20.67 KB
  Много ошибок допускается при работе с предложением такого типа: Опровергая общее утверждение 1 приведите хотя бы один довод против. А в варианте 1 ответа предложение определённо-личное то есть подлежащего нет но сказуемое глагол 2ого лица множественного числа косвенно его выражает опровергая приведите довод против.
62358. Робота з природним матеріалом. Флоромозаїка з насіння 1.93 MB
  Мета: дати учням поняття про флоромозаїку; розширити знання про історію виникнення мозаїки; навчити дітей виготовляти композицію з насіння: Квітка осені сприяти розвитку уяви фантазії мислення уваги естетичного смаку образного мислення; мілкої моторики мязів пальців; сприяти вихованню охайності уважності та інтересу до роботи.
62361. Вправи та задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання. Кругові вирази. Побудова геометричних фігур за зразком 594.61 KB
  Діти до нас сьогодні в гості завітав космонавт. Лист Любі діти я тільки прилетів з дуже далекого космосу. На яке число ми щойно збільшували і зменшували інші числа на 6 Діти відкрийте свої зошити знайдіть новий робочий рядок і запишіть каліграфічно це число в рядок через клітинку.
62364. Слова, які означають назви предметів (іменники) 354.96 KB
  До кожного з них поставте запитання хто або що вчитель читає слова а учні хором ставлять запитання хто або що Комбайн комбайнер льотчик літак футбол село селянин корівник корова мурашка мурашник. На яке питання відповідає слово відгадка Що означає це слово назву предмета...