78944

Формирование эмпирического метода исследования

Доклад

Логика и философия

Некоторый фрагмент действительности объективные события результаты относящиеся либо к объективной реальности факты действительности либо к сфере сознания и познания факты сознания. В научном познании факты играют двоякую роль: вопервых совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; вовторых факты имеют решающее значение в подтверждении теорий если они соответствуют совокупности фактов или их опровержении если тут нет соответствия. При этом недопустимо выхватывать отдельные...

Русский

2015-02-10

26.5 KB

0 чел.

11. Формирование эмпирического метода исследования

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения: 1. Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»). 2. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины. 3. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируются в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.

В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия). Расхождение отдельных или нескольких фактов с теорией не означает, что последнюю надо сразу отвергнуть. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.

В любой науке следует исходить из данных фактов, которые необходимо признавать, независимо от того, нравятся они нам или нет. При этом недопустимо «выхватывать» отдельные факты, а необходимо стремиться охватить по возможности все факты (без единого исключения). Только в том случае, если они будут взяты в целостной системе, в их взаимосвязи, они и станут «упрямой вещью», «воздухом ученого», «хлебом науки».

Не следует «гнаться» за бесконечным числом фактов, а, собрав определенное их количество, необходимо в любом случае включить собранную систему фактов в какую-то концептуальную систему, чтобы придать им смысл и значение. Ученый не вслепую ищет факты, а всегда руководствуется при этом определенными целями, задачами, идеями и т.п.

Таким образом, эмпирический опыт никогда — тем более в современной науке — не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки — это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Они состоят из абстрактных объектов (идеальных конструктов) разного рода — постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60314. Концептуальные основания проектирования педагогических систем и технологий 36.5 KB
  Что записать в ваш педагогический словарь Педагогическая технология Педагогическая система Педагогическая система общеобразовательной школы Авторская педагогическая система Педагогическая ситуация...
60315. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ В РЕЖИМЕ МАСТЕРА 81 KB
  Модификация таблицы. В ccess это файл который служит для хранения данных сгруппированных в таблицы а также хранения таких объектов как запросы формы отчеты макросы и модули. Строки таблицы называются записями а столбцы полями.
60316. Правосудие и принципы его осуществления 62.5 KB
  Правосудие и принципы его осуществления 2 часа План Понятие правосудия и его отличительные признаки. Понятие и значение принципов правосудия. Классификация принципов правосудия. Краткая характеристика отдельных принципов правосудия...
60317. ОТДЕЛ ЗЕЛЕНЫЕ И КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ 213.5 KB
  Предварительное домашнее задание Укажите строение монадной одноклеточной водоросли хламидомонады отметив цифрами структуры клетки. Порядок Вольвоксовые объединяет водоросли монадной организации – одноклеточные и ценобиальные порядок Хлорококковые...
60319. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ В РЕЖИМЕ ТАБЛИЦ. ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ 186.5 KB
  Целью занятия является освоение следующих вопросов: Технология проектирования таблицы в режиме таблиц. Сохранение и заполнение таблиц Модификация таблицы. При проектировании таблицы в Режиме таблиц надо задать имена полям.
60320. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ В РЕЖИМЕ КОНСТРУКТОРА СОЗДАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ 177.5 KB
  Понятие целостности данных и каскадности при обновлении таблицы. Понятие материнской и дочерней таблицы. Модификация структуры и содержания таблицы. Обычно сложный ключ выбирается в тех случаях когда ни одно поле таблицы однозначно не определяет запись.
60321. Оплодотворение 1.1 MB
  Изучить стадии процесса оплодотворения происходящие в каждой стадии сложные процессы взаимодействия спермиев и яйцеклетки акцентировать особое внимание на процессе образования одноклеточного организма - зиготы.