78948

Роль государства в управлении научно-техническим потенциалом

Доклад

Логика и философия

Четко проступает ряд новых сформировавшихся за последние десятилетия тенденций во взаимоотношениях науки и государства внутри самой сферы науки между отдельными ее составляющими и наконец между наукой и обществом в целом. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях: как законодатель устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научнотехнической сферы; как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок; как массовый...

Русский

2015-02-10

43 KB

2 чел.

Роль государства в управлении научно-техническим потенциалом

Государство – это основной институт политической системы общества. Комплекс входящих в государственную научно-техническую политику мероприятий создает среду, благоприятную для технологических и социально-экономических преобразований, лежащих в основе общественного прогресса. Четко проступает ряд новых, сформировавшихся за последние десятилетия тенденций во взаимоотношениях науки и государства, внутри самой сферы науки между отдельными ее составляющими и, наконец, между наукой и обществом в целом. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях:

как законодатель, устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научно-технической сферы;

как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок;

как массовый потребитель новой технической продукции, военной и гражданской;

как крупный субъект научно-технической деятельности

как координатор совместных действий по развитию национального научно-технического потенциала в целом: выработки целевых установок и приоритетных направлений, стимуляции взаимодействия всех секторов науки и ускорения процесса нововведений.

Все составляющие научно-технического потенциала и все стадии процесса нововведений становятся объектом государственной опеки и регулирования. В этом плане характерна эволюция самого официального термина, обозначающего данное направление деятельности государства: до 70-х годов — это «научная политика», с середины 70-х и до конца 80-х — «научно-техническая политика», сегодня — «научная, технологическая и инженерная политика»; —как политическая сила, способная определить отношение всего общества к проблемам развития науки и техники, обеспечить поддержку науки обществом, но в то же время способная и подчинить науку своим интересам, которые не всегда адекватно отражают объективные интересы общества.

Роль науки в развитии общества неизмеримо возрастает, а ученые и инженеры обретают статус наиболее авторитетной социальной группы, к мнению которой прислушиваются. Законодательные и исполнительные структуры власти располагают мощными научно-информационными учреждениями, активно участвующими в подготовке и принятии решений по всем крупным вопросам жизни страны. Уровень причастности науки к самым разным сферам жизни общества сегодня столь значителен. Собственный научный потенциал является, необходимым условием равноправного участия в кооперации и возможности извлечь из нее наибольшую пользу. А возможность выбора между собственными, заказанными на стороне или коллективными исследованиями обеспечивает доступ к расширенному резервуару научно-технических ресурсов и позволяет гибко выбирать оптимальную тактику. Таким образом, анализ сущности, основных этапов эволюции и закономерностей функционирования научно-технического потенциала развитых стран показывает, что именно наука является базовой структурой инновационных экономик этих стран, обеспечивая не только гарантированное массовое производство инноваций фундаментального и прикладного характера, но также высокое качество жизни, конкурентноспособность в глобализирующемся мире.

Обращая объективный взгляд на события последнего 70-летнего отрезка российской истории, мы не может уйти от того факта, что за годы советской власти в стране был создан мощный научный потенциал. В достигнутом результате были материализованы важные элементы научной государственной политики. Решающей заслугой советской власти было создание государственной системы научно-исследовательских институтов (НИИ), обеспечившей широкий фронт исследовательских работ. Основы этой политики стали формироваться уже в начале 1918 года. Прогресс науки в Советской России был предопределен не только и не столько одной ее институциализацией. В этом успешном, но таком сложном и весьма противоречивом процессе ответственную, если не решающую роль, сыграли два социополитических фактора. Первый из них был связан с изменением места и роли науки в обществе. Чтобы сделать науку инструментом реализации своих грандиозных замыслов, государство шло на значительные материальные затраты. Несмотря на большие финансовые затруднения, уже в 1918 г. общая доля расходов на науку составила около 3% от общего бюджета государства. Начиная с 1921 г. ассигнования на развитие науки ежегодно увеличивались более чем на 30%. Наука полностью перешла на государственное содержание. Второй фактор развития науки был связан с воодушевленной, самоотверженной деятельностью ее фанатов и подвижников. Их вдохновлял свежий ветер революции, ее пафос свободы, неограниченный выбор путей построения всего нового, все те черты, которые роднили революцию и науку. Русская научная интеллигенция сохранила свои исторические традиции творить и добывать знания для отечества, для народа. Это бескорыстие революционного творчества, обеспечивающее невиданные темпы работы, явилось могущественным фактором развития науки. Как ни парадоксально, но самый впечатляющий рост научных учреждений пришелся на короткий отрезок времени – со второй половины 1918 г. до начала 20-х гг. В период гражданской войны, интервенции, когда рушилось хозяйство страны, государственная политика сохраняла приоритетное положение науки. В эти годы становления советского государства только для разработки широкой медико-биологической тематики было создано 14 крупных НИИ. К концу же 1926 г. число созданных институтов по проблемам биологии удвоилось. В этом же 1929 г. начал активно проводиться в жизнь ложный тезис о классовой природе науки. Претворение его в жизнь методами политической расправы привело к уничтожению многих неугодных ученых, ликвидации научных школ, разгрому целых дисциплин и направлений. С другой стороны несомненно, что самый серьезный вред науке принесли ее огосударствление и идеологизация. Вместе с ними в жизнь науки надолго вошли жесткое планирование, бюрократизация управления, изоляция от мирового научного сообщества. Эти факторы достаточно сильно работали против ярких личностей, нивелировали их творческую отдачу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50928. Врожденные механизмы развития речи. Роль слуха в формировании речи. Центры слуха и речи 14.58 KB
  Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы: развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать
50929. Строение преддверия внутреннего уха, его функциональное назначение, связь с другими отделами уха и черепа 14.66 KB
  Преддверие и полукружные каналы — органы чувства равновесия и положения тела в пространстве...
50930. Понятие «надставной трубы», ее назначение 15.13 KB
  Воздух из трахеи попадает в гортань: орган фонации (орган производящий звук), который определяет высоту, силу звука и его тембровую окраску. Все органы, что выше гортани осуществляют переработку гортанного звука и является надставной трубой.
50931. Государство. Функции государства 101.5 KB
  Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников
50932. Знаходження коренів нелінійного рівняння комбінованим методом хорд та дотичних 37 KB
  Мета. Навчитися уточнювати корені нелінійного рівняння комбінованим методом хорд та дотичних. Обладнання. Лист формату А4, ручка , олівець, лінійка, програмне забезпечення С ++.
50933. Метод Гауса рішення системи лінійних рівнянь, складання алгоритму 48.5 KB
  Мета. Навчитися вирішувати системи лінійних рівнянь методом Гауса, скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4, ручка, програмне забезпечення , ПК.
50934. Метод Крилова побудови власного багаточлена матриці 61.5 KB
  Мета. Навчитися знаходити власний багаточлен матриці методом Крилова. Устаткування: лист формату А4, ручка, програмне забезпечення Borland C++