78948

Роль государства в управлении научно-техническим потенциалом

Доклад

Логика и философия

Четко проступает ряд новых сформировавшихся за последние десятилетия тенденций во взаимоотношениях науки и государства внутри самой сферы науки между отдельными ее составляющими и наконец между наукой и обществом в целом. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях: как законодатель устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научнотехнической сферы; как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок; как массовый...

Русский

2015-02-10

43 KB

2 чел.

Роль государства в управлении научно-техническим потенциалом

Государство – это основной институт политической системы общества. Комплекс входящих в государственную научно-техническую политику мероприятий создает среду, благоприятную для технологических и социально-экономических преобразований, лежащих в основе общественного прогресса. Четко проступает ряд новых, сформировавшихся за последние десятилетия тенденций во взаимоотношениях науки и государства, внутри самой сферы науки между отдельными ее составляющими и, наконец, между наукой и обществом в целом. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях:

как законодатель, устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научно-технической сферы;

как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок;

как массовый потребитель новой технической продукции, военной и гражданской;

как крупный субъект научно-технической деятельности

как координатор совместных действий по развитию национального научно-технического потенциала в целом: выработки целевых установок и приоритетных направлений, стимуляции взаимодействия всех секторов науки и ускорения процесса нововведений.

Все составляющие научно-технического потенциала и все стадии процесса нововведений становятся объектом государственной опеки и регулирования. В этом плане характерна эволюция самого официального термина, обозначающего данное направление деятельности государства: до 70-х годов — это «научная политика», с середины 70-х и до конца 80-х — «научно-техническая политика», сегодня — «научная, технологическая и инженерная политика»; —как политическая сила, способная определить отношение всего общества к проблемам развития науки и техники, обеспечить поддержку науки обществом, но в то же время способная и подчинить науку своим интересам, которые не всегда адекватно отражают объективные интересы общества.

Роль науки в развитии общества неизмеримо возрастает, а ученые и инженеры обретают статус наиболее авторитетной социальной группы, к мнению которой прислушиваются. Законодательные и исполнительные структуры власти располагают мощными научно-информационными учреждениями, активно участвующими в подготовке и принятии решений по всем крупным вопросам жизни страны. Уровень причастности науки к самым разным сферам жизни общества сегодня столь значителен. Собственный научный потенциал является, необходимым условием равноправного участия в кооперации и возможности извлечь из нее наибольшую пользу. А возможность выбора между собственными, заказанными на стороне или коллективными исследованиями обеспечивает доступ к расширенному резервуару научно-технических ресурсов и позволяет гибко выбирать оптимальную тактику. Таким образом, анализ сущности, основных этапов эволюции и закономерностей функционирования научно-технического потенциала развитых стран показывает, что именно наука является базовой структурой инновационных экономик этих стран, обеспечивая не только гарантированное массовое производство инноваций фундаментального и прикладного характера, но также высокое качество жизни, конкурентноспособность в глобализирующемся мире.

Обращая объективный взгляд на события последнего 70-летнего отрезка российской истории, мы не может уйти от того факта, что за годы советской власти в стране был создан мощный научный потенциал. В достигнутом результате были материализованы важные элементы научной государственной политики. Решающей заслугой советской власти было создание государственной системы научно-исследовательских институтов (НИИ), обеспечившей широкий фронт исследовательских работ. Основы этой политики стали формироваться уже в начале 1918 года. Прогресс науки в Советской России был предопределен не только и не столько одной ее институциализацией. В этом успешном, но таком сложном и весьма противоречивом процессе ответственную, если не решающую роль, сыграли два социополитических фактора. Первый из них был связан с изменением места и роли науки в обществе. Чтобы сделать науку инструментом реализации своих грандиозных замыслов, государство шло на значительные материальные затраты. Несмотря на большие финансовые затруднения, уже в 1918 г. общая доля расходов на науку составила около 3% от общего бюджета государства. Начиная с 1921 г. ассигнования на развитие науки ежегодно увеличивались более чем на 30%. Наука полностью перешла на государственное содержание. Второй фактор развития науки был связан с воодушевленной, самоотверженной деятельностью ее фанатов и подвижников. Их вдохновлял свежий ветер революции, ее пафос свободы, неограниченный выбор путей построения всего нового, все те черты, которые роднили революцию и науку. Русская научная интеллигенция сохранила свои исторические традиции творить и добывать знания для отечества, для народа. Это бескорыстие революционного творчества, обеспечивающее невиданные темпы работы, явилось могущественным фактором развития науки. Как ни парадоксально, но самый впечатляющий рост научных учреждений пришелся на короткий отрезок времени – со второй половины 1918 г. до начала 20-х гг. В период гражданской войны, интервенции, когда рушилось хозяйство страны, государственная политика сохраняла приоритетное положение науки. В эти годы становления советского государства только для разработки широкой медико-биологической тематики было создано 14 крупных НИИ. К концу же 1926 г. число созданных институтов по проблемам биологии удвоилось. В этом же 1929 г. начал активно проводиться в жизнь ложный тезис о классовой природе науки. Претворение его в жизнь методами политической расправы привело к уничтожению многих неугодных ученых, ликвидации научных школ, разгрому целых дисциплин и направлений. С другой стороны несомненно, что самый серьезный вред науке принесли ее огосударствление и идеологизация. Вместе с ними в жизнь науки надолго вошли жесткое планирование, бюрократизация управления, изоляция от мирового научного сообщества. Эти факторы достаточно сильно работали против ярких личностей, нивелировали их творческую отдачу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28907. Внешняя политика Советского Союза в 1945—1984 гг. 44.5 KB
  Победа в Великой Отечественной войне решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций постоянным членом Совета Безопасности. Трумэн предложил образовать военнополитический союз западных стран создать на границах СССР сеть военных баз развернуть программу экономической помощи европейским странам пострадавшим от фашистской Германии доктрина Трумэна. Реакция СССР была вполне предсказуема.
28908. Цели и этапы перестройки 26.5 KB
  Горбачевым перестройка нашла живой отклик во всех слоях советского общества. Если говорить коротко то перестройка€ означала: создание эффективного механизма ускорения социально экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка уважениек ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования поощрение новаторства; решительный поворот к науке соединение научно технических достижений с экономикой и многое другое. К началу 1990х годов перестройка завершилась...
28909. Перестройка и распад СССР (1985–1991 гг.) 46.5 KB
  Перестройка и распад СССР 19851991 гг. В стране был введен пост президента первым президентом СССР стал Горбачев. В марте была отменена 6 статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. I Съезд народных депутатов СССР 1989 г.
28910. Внешняя политика в годы перестройки 24.5 KB
  ; XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого но взаимосвязанного по сути дела целостного мира. Было признано что жизнеспособность мирового сообщества в многовариантности развития в его многоликости: национальной духовной социальной политической географической культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу; 5 необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов а также учета баланса их интересов поиска...
28911. Человечество в конце XX-начале XXI веков 24 KB
  мир всё в большей степени взаимозависимый столкнулся с угрозой которая может быть предотвращена только общими усилиями. Всё больше и больше кажется что мир должен либо исчезнуть либо выжить как единое целое. Глобальная угроза которую сулит разрушение окружающей среды и истощение материальных и энергетических ресурсов была не первым материальноэнергетическим кризисом с которым столкнулся мир. мир снова застрял в историческом узком месте выбраться из которого можно при помощи новых технологий включая исследования в области...
28912. Становление новой российской государственности 45.5 KB
  Проведенные изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1977 года. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. На основании решений референдума Президент приступил к разработке новой Конституции. Верховный Совет данный указ президента признал не соответствующим Конституции и в свою очередь принял решение о смещении президента как нарушившего Конституцию.
28913. Радикальная социально-экономическая модернизация 43.5 KB
  Конкурентный рынок мог утвердиться только на базе частной собственности поэтому необходимо было приватизировать передать в частную собственность значительную часть предприятий ограничить роль государства как хозяйствующего субъекта. Следующим этапом реформ стала приватизация государственных предприятий. Согласно ей было проведено акционирование государственных предприятий 51 акций распределялись между работниками предприятий а остальные поступали в открытую продажу: каждому россиянину выдавался приватизационный чек ваучер стоимостью...
28914. Основные направления внешней политики России в новой геополитической ситуации (1991–2002 гг.) 43.5 KB
  Провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Конструктивное решение международных проблем возможно только путем мирных переговоров путем учета законных национальных интересов всех стран мира. В этих условиях неимоверно возрастает роль ООН в решении международных проблем.
28915. Февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия 38.5 KB
  Специфика исторического процесса в России спрессовала во времени и пространстве фундаментальные проблемы общественного преобразования разных эпох. Особую остроту и зрелость революционной ситуации в России к началу 1917 г. Заявив что судьбу политического строя в России должно решать Учредительное собрание. Самодержавие в России окончательно пало.