78948

Роль государства в управлении научно-техническим потенциалом

Доклад

Логика и философия

Четко проступает ряд новых сформировавшихся за последние десятилетия тенденций во взаимоотношениях науки и государства внутри самой сферы науки между отдельными ее составляющими и наконец между наукой и обществом в целом. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях: как законодатель устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научнотехнической сферы; как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок; как массовый...

Русский

2015-02-10

43 KB

8 чел.

Роль государства в управлении научно-техническим потенциалом

Государство – это основной институт политической системы общества. Комплекс входящих в государственную научно-техническую политику мероприятий создает среду, благоприятную для технологических и социально-экономических преобразований, лежащих в основе общественного прогресса. Четко проступает ряд новых, сформировавшихся за последние десятилетия тенденций во взаимоотношениях науки и государства, внутри самой сферы науки между отдельными ее составляющими и, наконец, между наукой и обществом в целом. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях:

как законодатель, устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научно-технической сферы;

как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок;

как массовый потребитель новой технической продукции, военной и гражданской;

как крупный субъект научно-технической деятельности

как координатор совместных действий по развитию национального научно-технического потенциала в целом: выработки целевых установок и приоритетных направлений, стимуляции взаимодействия всех секторов науки и ускорения процесса нововведений.

Все составляющие научно-технического потенциала и все стадии процесса нововведений становятся объектом государственной опеки и регулирования. В этом плане характерна эволюция самого официального термина, обозначающего данное направление деятельности государства: до 70-х годов — это «научная политика», с середины 70-х и до конца 80-х — «научно-техническая политика», сегодня — «научная, технологическая и инженерная политика»; —как политическая сила, способная определить отношение всего общества к проблемам развития науки и техники, обеспечить поддержку науки обществом, но в то же время способная и подчинить науку своим интересам, которые не всегда адекватно отражают объективные интересы общества.

Роль науки в развитии общества неизмеримо возрастает, а ученые и инженеры обретают статус наиболее авторитетной социальной группы, к мнению которой прислушиваются. Законодательные и исполнительные структуры власти располагают мощными научно-информационными учреждениями, активно участвующими в подготовке и принятии решений по всем крупным вопросам жизни страны. Уровень причастности науки к самым разным сферам жизни общества сегодня столь значителен. Собственный научный потенциал является, необходимым условием равноправного участия в кооперации и возможности извлечь из нее наибольшую пользу. А возможность выбора между собственными, заказанными на стороне или коллективными исследованиями обеспечивает доступ к расширенному резервуару научно-технических ресурсов и позволяет гибко выбирать оптимальную тактику. Таким образом, анализ сущности, основных этапов эволюции и закономерностей функционирования научно-технического потенциала развитых стран показывает, что именно наука является базовой структурой инновационных экономик этих стран, обеспечивая не только гарантированное массовое производство инноваций фундаментального и прикладного характера, но также высокое качество жизни, конкурентноспособность в глобализирующемся мире.

Обращая объективный взгляд на события последнего 70-летнего отрезка российской истории, мы не может уйти от того факта, что за годы советской власти в стране был создан мощный научный потенциал. В достигнутом результате были материализованы важные элементы научной государственной политики. Решающей заслугой советской власти было создание государственной системы научно-исследовательских институтов (НИИ), обеспечившей широкий фронт исследовательских работ. Основы этой политики стали формироваться уже в начале 1918 года. Прогресс науки в Советской России был предопределен не только и не столько одной ее институциализацией. В этом успешном, но таком сложном и весьма противоречивом процессе ответственную, если не решающую роль, сыграли два социополитических фактора. Первый из них был связан с изменением места и роли науки в обществе. Чтобы сделать науку инструментом реализации своих грандиозных замыслов, государство шло на значительные материальные затраты. Несмотря на большие финансовые затруднения, уже в 1918 г. общая доля расходов на науку составила около 3% от общего бюджета государства. Начиная с 1921 г. ассигнования на развитие науки ежегодно увеличивались более чем на 30%. Наука полностью перешла на государственное содержание. Второй фактор развития науки был связан с воодушевленной, самоотверженной деятельностью ее фанатов и подвижников. Их вдохновлял свежий ветер революции, ее пафос свободы, неограниченный выбор путей построения всего нового, все те черты, которые роднили революцию и науку. Русская научная интеллигенция сохранила свои исторические традиции творить и добывать знания для отечества, для народа. Это бескорыстие революционного творчества, обеспечивающее невиданные темпы работы, явилось могущественным фактором развития науки. Как ни парадоксально, но самый впечатляющий рост научных учреждений пришелся на короткий отрезок времени – со второй половины 1918 г. до начала 20-х гг. В период гражданской войны, интервенции, когда рушилось хозяйство страны, государственная политика сохраняла приоритетное положение науки. В эти годы становления советского государства только для разработки широкой медико-биологической тематики было создано 14 крупных НИИ. К концу же 1926 г. число созданных институтов по проблемам биологии удвоилось. В этом же 1929 г. начал активно проводиться в жизнь ложный тезис о классовой природе науки. Претворение его в жизнь методами политической расправы привело к уничтожению многих неугодных ученых, ликвидации научных школ, разгрому целых дисциплин и направлений. С другой стороны несомненно, что самый серьезный вред науке принесли ее огосударствление и идеологизация. Вместе с ними в жизнь науки надолго вошли жесткое планирование, бюрократизация управления, изоляция от мирового научного сообщества. Эти факторы достаточно сильно работали против ярких личностей, нивелировали их творческую отдачу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21245. ТОКОВЫЕ ЗАЩИТЫ 2.14 MB
  Защита строится на максимальных токовых реле. Схема МТЗ в двухфазном двухрелейном исполнении на постоянном оперативном токе с независимой выдержкой времени показана на рис.7: KA максимальные реле тока РТ40 KT реле времени KL промежуточное реле KH указательное реле Q блокконтакт выключателя YAT катушка привода отключения выключателя. и реле;  по принципу воздействия на выключатель прямого или косвенного;  по виду оперативного тока;  по виду используемой характеристики выдержки времени зависимая tс.
21246. ТОКОВАЯ НАПРАВЛЕННАЯ ЗАЩИТА 288.5 KB
  1 При К1 должны отключиться выключатели 1 и 2 время действия защиты. Для селективного действия простой токовой защиты необходимо ввести контроль еще одной величины направления мощности КЗ. Максимальный момент на реле для надежного действия защиты. Если КЗ происходит вблизи места установки защиты то изза понижения напряжения может не хватить мощности ля срабатывания реле направления мощности только при трёхфазных КЗ.
21247. ЗАЩИТА ОТ ЗАМЫКАНИЙ НА ЗЕМЛЮ В СЕТИ С БОЛЬШИМ ТОКОМ ЗАМЫКАНИЯ НА ЗЕМЛЮ (СЕТИ 110 КВ И ВЫШЕ) 169 KB
  Поэтому была разработана особая защита от однофазных замыканий которая получила название защиты нулевой последовательности. Она выполняется в виде токовой максимальной защиты и токовой отсечки реагирующих на основной признак короткого замыкания на землю ток нулевой последовательности. Лист 19 ФИЛЬТР ТОКА НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Токовый орган токовой защиты нулевой последовательности подключается к фильтру тока нулевой последовательности. Это позволяет добиться более высокой чувствительности защиты по сравнению с токовыми защитами...
21248. Сутність і предмет аудиту 136.5 KB
  Сутність і предмет аудиту 1. Необхідність місце та роль аудиту в системі управління. Сутність обєкт предмет і методи аудиту. Класифікація аудиту.
21249. Цель и общие принципы аудита 53 KB
  Нормативно правовое обеспечение аудиторской деятельности. Управление аудиторской деятельностью. Закон Об аудиторской деятельности 5. Закон Об аудиторской деятельности 6.
21250. АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА ОЦІНКА СИСТЕМИ ВНУТРІШНЬОГО КОНТРОЛЮ Й АУДИТУ 111.5 KB
  Ризик системи внутрішнього контролю. ОЦІНКА СИСТЕМИ ВНУТРІШНЬОГО КОНТРОЛЮ Й АУДИТУ Організація внутрішнього контролю й аудиту. Мета та завдання вивчення системи внутрішнього контролю й аудиту.
21251. ОЦІНКА ОБСТАНОВКИ В НАДЗВИЧАЙНИХ СИТУАЦІЯХ 709.5 KB
  За масштабами тривалістю й уражаючою дією на людей і сільськогосподарське виробництво особливо небезпечним є радіоактивне забруднення і хімічне зараження. Радіаційні аварії на РНО можуть бути двох видів : коли викид радіонуклідів у навколишнє середовище відбувається внаслідок аварії або теплового вибуху та зруйнування РНО; коли аварія відбувається внаслідок вибухової ядерної реакції в цьому випадку зараження навколишнього середовища було таким як при наземному ядерному вибуху. Це може призвести до радіоактивного зараження місцевості і...
21252. АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ 75 KB
  СУТНІСТЬ ТА ВИДИ АУДИТОРСЬКИХ ДОКАЗІВ Сутність аудиторських доказів відповідно до МСА 500 501. Поняття аудиторських доказів. Достатність і відповідність аудиторських доказів. Види аудиторських доказів.