78948

Роль государства в управлении научно-техническим потенциалом

Доклад

Логика и философия

Четко проступает ряд новых сформировавшихся за последние десятилетия тенденций во взаимоотношениях науки и государства внутри самой сферы науки между отдельными ее составляющими и наконец между наукой и обществом в целом. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях: как законодатель устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научнотехнической сферы; как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок; как массовый...

Русский

2015-02-10

43 KB

3 чел.

Роль государства в управлении научно-техническим потенциалом

Государство – это основной институт политической системы общества. Комплекс входящих в государственную научно-техническую политику мероприятий создает среду, благоприятную для технологических и социально-экономических преобразований, лежащих в основе общественного прогресса. Четко проступает ряд новых, сформировавшихся за последние десятилетия тенденций во взаимоотношениях науки и государства, внутри самой сферы науки между отдельными ее составляющими и, наконец, между наукой и обществом в целом. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях:

как законодатель, устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научно-технической сферы;

как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок;

как массовый потребитель новой технической продукции, военной и гражданской;

как крупный субъект научно-технической деятельности

как координатор совместных действий по развитию национального научно-технического потенциала в целом: выработки целевых установок и приоритетных направлений, стимуляции взаимодействия всех секторов науки и ускорения процесса нововведений.

Все составляющие научно-технического потенциала и все стадии процесса нововведений становятся объектом государственной опеки и регулирования. В этом плане характерна эволюция самого официального термина, обозначающего данное направление деятельности государства: до 70-х годов — это «научная политика», с середины 70-х и до конца 80-х — «научно-техническая политика», сегодня — «научная, технологическая и инженерная политика»; —как политическая сила, способная определить отношение всего общества к проблемам развития науки и техники, обеспечить поддержку науки обществом, но в то же время способная и подчинить науку своим интересам, которые не всегда адекватно отражают объективные интересы общества.

Роль науки в развитии общества неизмеримо возрастает, а ученые и инженеры обретают статус наиболее авторитетной социальной группы, к мнению которой прислушиваются. Законодательные и исполнительные структуры власти располагают мощными научно-информационными учреждениями, активно участвующими в подготовке и принятии решений по всем крупным вопросам жизни страны. Уровень причастности науки к самым разным сферам жизни общества сегодня столь значителен. Собственный научный потенциал является, необходимым условием равноправного участия в кооперации и возможности извлечь из нее наибольшую пользу. А возможность выбора между собственными, заказанными на стороне или коллективными исследованиями обеспечивает доступ к расширенному резервуару научно-технических ресурсов и позволяет гибко выбирать оптимальную тактику. Таким образом, анализ сущности, основных этапов эволюции и закономерностей функционирования научно-технического потенциала развитых стран показывает, что именно наука является базовой структурой инновационных экономик этих стран, обеспечивая не только гарантированное массовое производство инноваций фундаментального и прикладного характера, но также высокое качество жизни, конкурентноспособность в глобализирующемся мире.

Обращая объективный взгляд на события последнего 70-летнего отрезка российской истории, мы не может уйти от того факта, что за годы советской власти в стране был создан мощный научный потенциал. В достигнутом результате были материализованы важные элементы научной государственной политики. Решающей заслугой советской власти было создание государственной системы научно-исследовательских институтов (НИИ), обеспечившей широкий фронт исследовательских работ. Основы этой политики стали формироваться уже в начале 1918 года. Прогресс науки в Советской России был предопределен не только и не столько одной ее институциализацией. В этом успешном, но таком сложном и весьма противоречивом процессе ответственную, если не решающую роль, сыграли два социополитических фактора. Первый из них был связан с изменением места и роли науки в обществе. Чтобы сделать науку инструментом реализации своих грандиозных замыслов, государство шло на значительные материальные затраты. Несмотря на большие финансовые затруднения, уже в 1918 г. общая доля расходов на науку составила около 3% от общего бюджета государства. Начиная с 1921 г. ассигнования на развитие науки ежегодно увеличивались более чем на 30%. Наука полностью перешла на государственное содержание. Второй фактор развития науки был связан с воодушевленной, самоотверженной деятельностью ее фанатов и подвижников. Их вдохновлял свежий ветер революции, ее пафос свободы, неограниченный выбор путей построения всего нового, все те черты, которые роднили революцию и науку. Русская научная интеллигенция сохранила свои исторические традиции творить и добывать знания для отечества, для народа. Это бескорыстие революционного творчества, обеспечивающее невиданные темпы работы, явилось могущественным фактором развития науки. Как ни парадоксально, но самый впечатляющий рост научных учреждений пришелся на короткий отрезок времени – со второй половины 1918 г. до начала 20-х гг. В период гражданской войны, интервенции, когда рушилось хозяйство страны, государственная политика сохраняла приоритетное положение науки. В эти годы становления советского государства только для разработки широкой медико-биологической тематики было создано 14 крупных НИИ. К концу же 1926 г. число созданных институтов по проблемам биологии удвоилось. В этом же 1929 г. начал активно проводиться в жизнь ложный тезис о классовой природе науки. Претворение его в жизнь методами политической расправы привело к уничтожению многих неугодных ученых, ликвидации научных школ, разгрому целых дисциплин и направлений. С другой стороны несомненно, что самый серьезный вред науке принесли ее огосударствление и идеологизация. Вместе с ними в жизнь науки надолго вошли жесткое планирование, бюрократизация управления, изоляция от мирового научного сообщества. Эти факторы достаточно сильно работали против ярких личностей, нивелировали их творческую отдачу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9132. Преобразование Лапласа. Операторный метод решения (с помощью преобразования Лапласа) 82.5 KB
  Преобразование Лапласа. Для сигналаx изображение определяется по формуле одностороннего преобразования Лапласа...
9133. Типовые звенья систем 56 KB
  Типовые звенья систем По виду передаточной функции или дифференциального уравнения различают следующие звенья: 1. Усилительное (безинерционное)...
9134. Временной анализ. Временные характеристики 294.5 KB
  Временной анализ. Временные характеристики При изучении систем ищут реакцию системы на входные сигналы, к которым предъявляются противоречивые требования. С одной стороны, сигналы должны быть ближе к реальным сигналам на входе системы. С другой сто...
9135. Частотный анализ систем автоматического управления 1.68 MB
  Частотный анализ систем автоматического управления Предварительно рассмотрим комплексные числа и основные операции над ними. Существует три формы записи комплексного числа. Обычная форма W = Wx+ j Wy, j = - мнимая единица. ...
9136. Составление уравнения системы 793 KB
  Составление уравнения системы Классический способ составления уравнения системы Уравнение системы - это зависимость выходной (регулируемой) величины или ошибки (рассогласования) от команды и возмущающих воздействий...
9137. Точность регулирования Точность в установившемся режиме 182 KB
  Точность регулирования Точность в установившемся режиме Качество работы любой системы регулирования в конечном счете определяется величиной ошибки, равной разности между требуемым (заданным) и действительным (фактическим) значениями регу...
9138. Устойчивость САУ Нули и полюсы передаточной функции 1.49 MB
  Устойчивость САУ Нули и полюсы передаточной функции Корни полинома в числителе передаточной функции называются нулями, а корни полинома в знаменателе - полюсами передаточной функции. Полюсы одновременно корни характеристического уравнения, или...
9139. Критерии качества регулирования 56 KB
  Критерии качества регулирования Качество работы любой системы регулирования в конечном счете определяется величиной ошибки, равной разности между требуемым и действительным значениями регулируемой величины. Величина мгновенного значения ошибки...
9140. Повышение точности систем регулирования 1001 KB
  Повышение точности систем регулирования Методы повышения точности, т.е. уменьшения ошибки регулирования можно разделить на общие и специальные. К общим относятся увеличение общего коэффициента усиления, повышение порядка астатизма, применение регули...