78951

Правовое регулирование научной деятельности

Доклад

Логика и философия

Правовое регулирование научной деятельности Одним из фундаментальных вопросов современного общества является вопрос об отношении к интеллектуальному труду правовому механизму использования результатов такого труда и регулирования возникающих при этом правоотношений. Правовые аспекты интеллектуальной деятельности лежат в плоскости решения проблем распределения прав на ее результаты с необходимостью охраны и защиты интеллектуальных достижений. Продуктом умственной деятельности оказывается знание. №982 Об использовании результатов...

Русский

2015-02-10

38 KB

10 чел.

34. Правовое регулирование научной деятельности

Одним из фундаментальных вопросов современного общества является вопрос об отношении к интеллектуальному труду, правовому механизму использования результатов такого труда и регулирования возникающих при этом правоотношений. Правовые аспекты интеллектуальной деятельности лежат в плоскости решения проблем распределения прав на ее результаты, с необходимостью охраны и защиты интеллектуальных  достижений. Правовое отношение к интеллектуальной собственности как  к одной из наиболее общественно значимых экономических категорий еще не стало нормой в современной России. Традиции социалистической экономики оказались труднопреодолимыми. Как известно, в советские времена изобретения как объекты интеллектуальной, промышленной собственности принадлежали государству. Несмотря на довольно значительную часть общества, занятую в сфере умственного труда, до настоящего времени  во многом остаются неурегулированными вопросы, связанные с интеллектуальной деятельностью и правовой принадлежностью ее результатов.

 Продуктом умственной деятельности оказывается знание. В науке – в виде объективного знания о природе, в искусстве- как субъективное отражение художником мира, его восприятия. Знание передается  «себе подобным», т.е. в виде информации.

 Как и всякий продукт,  научный и научно-технический продукт может стать  товаром, если он предназначен для реализации и на него есть спрос. Этот своеобразный товар выступает либо в виде объектов авторского права, либо в виде объектов патентного права.

 Это особенно очевидно по отношению к производственным инновациям и промышленной собственности. Этот вид научного интеллектуального продукта имеет четкую рыночную цену, он продается и покупается, используется в качестве уставного капитала и т.п. обеспечивая его владельцу (не обязательно автору) возможность коммерческой выгоды в течение определенного времени. И вполне естественно, что за охрану  такого объекта интеллектуальной собственности, гарантируемую патентным законодательством, владелец объекта промышленной собственности (изобретения, полезной модели и др.) платит соответствующие пошлины. Если новое созидательное знание получено в виде технического, технологического усовершенствования, рецепта, методики (ноу-хау), то оно также является интеллектуальным товаром со всеми последствиями, включая охрану.

Патентная охрана требует специальных действий юридического или физического лица: составления и  подачи заявки, уплаты пошлин и др. В отличие от этого авторское право возникает всегда по мере обнародования  работ, и лишь в редких случаях используется иной механизм признания авторства.

Основополагающим патентным документом является, безусловно, патент и прилагаемые к нему описание, формула изобретения. На практике именно описание и фигурирует  в большинстве случаев как «документация». В соответствии с Указом Президента России функции патентного ведомства РФ возложены на Российское Агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Роспатент призван осуществлять единую государственную политику в области охраны промышленной собственности, включая охрану прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также  в области охраны программ для ЭВМ, без данных и топологий интегральных микросхем.

 Одной из важнейших философских проблем интеллектуальной собственности является определение роли государства  в регулировании отношений в этой сфере.

В постановлении Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. №982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности», принятом во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 года «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности», перечислены объекты, в закреплении прав на которые за РФ заинтересовано государство. К ним прежде всего относятся способные к правовой охране  научно-технические разработки: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, создаваемые на основе государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального государственного бюджета. В соответствии с  упомянутым постановлением Правительства РФ государственные заказчики обязаны вводить в оборот принадлежащие государству изобретения, полезные модели ,промышленные образцы путем заключения соответствующих договоров о передаче прав на их использование.

  Следует заметить, что отдельные виды научного знания товаром не являются. К ним, в частности, можно отнести некоторые результаты так называемых фундаментальных исследований. Затраты на получение этого вида знания оплачиваются  в том или ином виде обществом (государством), и, будучи обнародованным, оно не имеет владельца. Аналитическое знание по своей сути считается бесплатным, принадлежащим всему человечеству, оно входит в базы знаний других наук, используется в образовательных целях. Этот вид интеллектуального продукта охраняется, как и работы искусства,  не по своей сути, не по содержанию, не по сюжету, а по форме представления, т.е. с помощью авторского права.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

   Интересным объектом  ИС являются открытия. Применительно к открытиям как наиболее значимому среди результатов научной деятельности нет закрепленного права на их использование в исключительных интересах их авторов или других лиц.

Реализация и правовое регулирование научной деятельности основываются на соблюдении следующих принципов:

а) творческая свобода научных работников и коллективов;

б) гласность, открытость и отчетность о результатах деятельности;

в) равноправие субъектов научной деятельности;

г) интеграция научной деятельности и образования;

д) непрерывность образования, подготовки и переподготовки научных кадров;

е) обмен информацией;

ж) гарантированная государством защита авторских прав и прав на интеллектуальную собственность;

з) независимая экспертиза проектов, заявок и результатов научной деятельности, программ;

и) множественность источников финансирования;

к) свободное участие в международном сотрудничестве;

л) свобода создания научно-общественных объединений; м) право на гарантированную социальную защиту научных работников и работников сферы научного обслуживания.

ПАТЕНТ - документ правовой защиты интеллектуальной собственности. В отличие от авторского свидетельства, удостоверяющего только авторство изобретателя, патент подтверждает как авторство, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя. Последнее означает, что любое другое лицо может пользоваться запатентованным изобретением только в том случае, если на него будет продана лицензия владельцем патента. В последнее время фирмы все чаще отказываются от патентования своих изобретений, предпочитая систему ноу-хау. Это связано с трудностями установления факта нарушения патента, высокой патентной пошлиной, длительной процедурой подачи заявок при коротком жизненном цикле товаров и технологических процессов. Кроме того, формулировки патентов могут служить конкурентам ориентиром для собственных научных изысканий.

НОУ-ХАУ - обобщающий термин для различных "секретов производства" - сведений технического, технологического, административного, финансового характера, имеющих промышленную или коммерческую ценность и обеспечивающих преимущества фирмам, которые ими располагают. Характерными чертами ноу-хау являются научно-техническая и экономическая ценность, практическая применимость, полная или частичная конфиденциальность, отсутствие прямой защиты охранными документами (в частности, патентами). Последнее обстоятельство предопределило специфику купли-продажи ноу-хау: договор о передаче ноу-хау содержит параграф о хранении .

ЛИЦЕНЗИЯ - 1) разрешение государственных органов осуществление хозяйственной или внешнеторговой деятельности. Обеспечивает контроль государства за экспортом, импортом и использованием валютных средств. Выдается на ограниченный срок и по определенным видам товаров, работ и услуг;

2) документ, выдаваемый владельцем патента (лицензиаром) другой стороне лицензионного соглашения (лицензиату) - фирме или частному лицу - и разрешающий за оговоренное вознаграждение в течение установленного времени использовать в коммерческих целях защищенный патентом объект лицензии.

Объектом лицензии могут быть обладающие латентной чистотой конструкторские и технологические разработки, методы, способы, методики, модели, программно-информационные средству сведения финансового и организационного характера, товарные знаки, промышленные образцы, а также "ноу-хау". Существуют три вида лицензий: лицензия простая, лицензия исключительная и лицензия полная, различающиеся объемом передаваемых прав на коммерческое использование объекта лицензии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80062. Рідне слово 66.5 KB
  Капітан. Наш девіз: «Чим важче завдання, Тим дорожче перемога.» Ми зібрались в класі дружно, Щоб позмагатись І про мову нашу рідну Цікаве дізнатись. Дорогенькі суперники, Щиро вас вітаємо Від усього серця свого Успіху бажаємо. Щоб трудились ви сьогодні До сьомого поту І дістали нагороду...
80063. Презентація проекту «Стежками рідного краю» 77.5 KB
  Мета: активізувати і поширити набуті під час екскурсій знання учнів про рідний край; розвивати інтелект та творчу уяву; формувати громадянські, комунікативні, історико-культурні та соціокультурні компетентності. Обладнання: мультимедійний екран, комп’ютер, мольберти, ватмани.
80064. Ритмічна вправа. Музичні ігри 121.5 KB
  Розвивати координацію рухів; відчуття ритму і такту; увагу, пам’ять; гнучкість і пластичність. Виховувати естетичні почуття, прищеплювати любов до всього красивого, витонченого. Обладнання: магнітофон, касетний запис з дитячими піснями, м’ячі.
80065. Погано одному (урок–спілкування). Вступ: Поняття про риторику як науку 98 KB
  Ознайомити учнів з поняттям «спілкування»; пояснити, що мовлення є найважнішим засобом спілкування, обміну думками і почуттями між людьми. Дати уявлення про риторику, як науку. Розвивати мовлення учнів, формувати вміння висловлювати власну думку.
80066. Перевір себе. Чого ми навчились? Чого навчає наука риторика? 86.5 KB
  Привітання гостей Учитель: Діти сьогодні до нас на урок завітали гості. Поверніться будь ласка обличчям до гостей щоб привітатися віршове привітання Учитель: Треба всім нам привітатись Учні: Добрий день Учитель: Дружно весело сказати Учні: Добрий день Учитель: Вліво вправо повернулись...
80067. Демосфенові поради 38 KB
  Мета. Познайомити дітей з новим навчальним предметом - риторикою, з історією виникнення риторики, порадами Демосфена, розвивати усне мовлення учнів, виховувати почуття ввічливості. Обладнання: малюнок із зображенням Риторинки на Демосфена, лялька - Риторинка, посібник «Риторика», зошит.
80068. Різдвяні зустрічі 94 KB
  Мета: на кращих зразках творів світової літератури, музики та народної творчості вчити учнів читати мовою оригіналу; розвивати навики виразного читання, акторські здібності, вміння працювати в команді; виховувати любов до мистецтва, гарний смак.
80069. Від Різдва до Водохреща 69.5 KB
  Мета: знайомити учнів з традиціями, звичаями та обрядами українського народу, що пов’язані Різдвяно-новорічними святами; розвивати акторські здібності учнів, уміння виразно читати поетичні та прозові твори; виховувати повагу до традицій нашого народу, милосердя, почуття прекрасного.
80070. ROAD SAFETY 49 KB
  It is a traffic-light. You can see it at the cross-roads in the big cities. Look. It has three colours: red, yellow and green. If you see a red colour you must stop. If you see a yellow colour you must wait. If you see a green colour you can cross the street.