78951

Правовое регулирование научной деятельности

Доклад

Логика и философия

Правовое регулирование научной деятельности Одним из фундаментальных вопросов современного общества является вопрос об отношении к интеллектуальному труду правовому механизму использования результатов такого труда и регулирования возникающих при этом правоотношений. Правовые аспекты интеллектуальной деятельности лежат в плоскости решения проблем распределения прав на ее результаты с необходимостью охраны и защиты интеллектуальных достижений. Продуктом умственной деятельности оказывается знание. №982 Об использовании результатов...

Русский

2015-02-10

38 KB

29 чел.

34. Правовое регулирование научной деятельности

Одним из фундаментальных вопросов современного общества является вопрос об отношении к интеллектуальному труду, правовому механизму использования результатов такого труда и регулирования возникающих при этом правоотношений. Правовые аспекты интеллектуальной деятельности лежат в плоскости решения проблем распределения прав на ее результаты, с необходимостью охраны и защиты интеллектуальных  достижений. Правовое отношение к интеллектуальной собственности как  к одной из наиболее общественно значимых экономических категорий еще не стало нормой в современной России. Традиции социалистической экономики оказались труднопреодолимыми. Как известно, в советские времена изобретения как объекты интеллектуальной, промышленной собственности принадлежали государству. Несмотря на довольно значительную часть общества, занятую в сфере умственного труда, до настоящего времени  во многом остаются неурегулированными вопросы, связанные с интеллектуальной деятельностью и правовой принадлежностью ее результатов.

 Продуктом умственной деятельности оказывается знание. В науке – в виде объективного знания о природе, в искусстве- как субъективное отражение художником мира, его восприятия. Знание передается  «себе подобным», т.е. в виде информации.

 Как и всякий продукт,  научный и научно-технический продукт может стать  товаром, если он предназначен для реализации и на него есть спрос. Этот своеобразный товар выступает либо в виде объектов авторского права, либо в виде объектов патентного права.

 Это особенно очевидно по отношению к производственным инновациям и промышленной собственности. Этот вид научного интеллектуального продукта имеет четкую рыночную цену, он продается и покупается, используется в качестве уставного капитала и т.п. обеспечивая его владельцу (не обязательно автору) возможность коммерческой выгоды в течение определенного времени. И вполне естественно, что за охрану  такого объекта интеллектуальной собственности, гарантируемую патентным законодательством, владелец объекта промышленной собственности (изобретения, полезной модели и др.) платит соответствующие пошлины. Если новое созидательное знание получено в виде технического, технологического усовершенствования, рецепта, методики (ноу-хау), то оно также является интеллектуальным товаром со всеми последствиями, включая охрану.

Патентная охрана требует специальных действий юридического или физического лица: составления и  подачи заявки, уплаты пошлин и др. В отличие от этого авторское право возникает всегда по мере обнародования  работ, и лишь в редких случаях используется иной механизм признания авторства.

Основополагающим патентным документом является, безусловно, патент и прилагаемые к нему описание, формула изобретения. На практике именно описание и фигурирует  в большинстве случаев как «документация». В соответствии с Указом Президента России функции патентного ведомства РФ возложены на Российское Агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Роспатент призван осуществлять единую государственную политику в области охраны промышленной собственности, включая охрану прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также  в области охраны программ для ЭВМ, без данных и топологий интегральных микросхем.

 Одной из важнейших философских проблем интеллектуальной собственности является определение роли государства  в регулировании отношений в этой сфере.

В постановлении Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. №982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности», принятом во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 года «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности», перечислены объекты, в закреплении прав на которые за РФ заинтересовано государство. К ним прежде всего относятся способные к правовой охране  научно-технические разработки: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, создаваемые на основе государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального государственного бюджета. В соответствии с  упомянутым постановлением Правительства РФ государственные заказчики обязаны вводить в оборот принадлежащие государству изобретения, полезные модели ,промышленные образцы путем заключения соответствующих договоров о передаче прав на их использование.

  Следует заметить, что отдельные виды научного знания товаром не являются. К ним, в частности, можно отнести некоторые результаты так называемых фундаментальных исследований. Затраты на получение этого вида знания оплачиваются  в том или ином виде обществом (государством), и, будучи обнародованным, оно не имеет владельца. Аналитическое знание по своей сути считается бесплатным, принадлежащим всему человечеству, оно входит в базы знаний других наук, используется в образовательных целях. Этот вид интеллектуального продукта охраняется, как и работы искусства,  не по своей сути, не по содержанию, не по сюжету, а по форме представления, т.е. с помощью авторского права.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

   Интересным объектом  ИС являются открытия. Применительно к открытиям как наиболее значимому среди результатов научной деятельности нет закрепленного права на их использование в исключительных интересах их авторов или других лиц.

Реализация и правовое регулирование научной деятельности основываются на соблюдении следующих принципов:

а) творческая свобода научных работников и коллективов;

б) гласность, открытость и отчетность о результатах деятельности;

в) равноправие субъектов научной деятельности;

г) интеграция научной деятельности и образования;

д) непрерывность образования, подготовки и переподготовки научных кадров;

е) обмен информацией;

ж) гарантированная государством защита авторских прав и прав на интеллектуальную собственность;

з) независимая экспертиза проектов, заявок и результатов научной деятельности, программ;

и) множественность источников финансирования;

к) свободное участие в международном сотрудничестве;

л) свобода создания научно-общественных объединений; м) право на гарантированную социальную защиту научных работников и работников сферы научного обслуживания.

ПАТЕНТ - документ правовой защиты интеллектуальной собственности. В отличие от авторского свидетельства, удостоверяющего только авторство изобретателя, патент подтверждает как авторство, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя. Последнее означает, что любое другое лицо может пользоваться запатентованным изобретением только в том случае, если на него будет продана лицензия владельцем патента. В последнее время фирмы все чаще отказываются от патентования своих изобретений, предпочитая систему ноу-хау. Это связано с трудностями установления факта нарушения патента, высокой патентной пошлиной, длительной процедурой подачи заявок при коротком жизненном цикле товаров и технологических процессов. Кроме того, формулировки патентов могут служить конкурентам ориентиром для собственных научных изысканий.

НОУ-ХАУ - обобщающий термин для различных "секретов производства" - сведений технического, технологического, административного, финансового характера, имеющих промышленную или коммерческую ценность и обеспечивающих преимущества фирмам, которые ими располагают. Характерными чертами ноу-хау являются научно-техническая и экономическая ценность, практическая применимость, полная или частичная конфиденциальность, отсутствие прямой защиты охранными документами (в частности, патентами). Последнее обстоятельство предопределило специфику купли-продажи ноу-хау: договор о передаче ноу-хау содержит параграф о хранении .

ЛИЦЕНЗИЯ - 1) разрешение государственных органов осуществление хозяйственной или внешнеторговой деятельности. Обеспечивает контроль государства за экспортом, импортом и использованием валютных средств. Выдается на ограниченный срок и по определенным видам товаров, работ и услуг;

2) документ, выдаваемый владельцем патента (лицензиаром) другой стороне лицензионного соглашения (лицензиату) - фирме или частному лицу - и разрешающий за оговоренное вознаграждение в течение установленного времени использовать в коммерческих целях защищенный патентом объект лицензии.

Объектом лицензии могут быть обладающие латентной чистотой конструкторские и технологические разработки, методы, способы, методики, модели, программно-информационные средству сведения финансового и организационного характера, товарные знаки, промышленные образцы, а также "ноу-хау". Существуют три вида лицензий: лицензия простая, лицензия исключительная и лицензия полная, различающиеся объемом передаваемых прав на коммерческое использование объекта лицензии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18972. Эффективность рекламы и связей с общественностью 101.5 KB
  Эффективность рекламы и связей с общественностью Реклама распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице товарах идеях и начинаниях рекламная информация которая предназначена для неопределённого круга лиц и ...
18973. Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций 60.5 KB
  Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций ИМК комплекс объединяющий средства коммуникации от рекламы до упаковки позволяющее с согласованными и убедительными сообщениями обратиться к целевой аудитории. Цель: объединить разрозн...
18974. Принципы формирования, цели и задачи бренда 53 KB
  Принципы формирования цели и задачи бренда Брэнд это название термин символ или дизайн либо комбинация всех этих понятий обозначающие определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя либо группы производителей и выделяющие его среди товаров
18975. Фирменный стиль: понятие и содержание 40 KB
  Фирменный стиль: понятие и содержание Фирменный стиль это совокупность устойчиво воспроизводимых отличительных характеристик общения манер поведения традиций свойственных фирме позиционирующих ее в коммуникационном пространстве современной экономики. Фирменны...
18976. Содержание организационной (корпоративной) культуры предприятия 52 KB
  Содержание организационной корпоративной культуры предприятия Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем что организации как и нации имеют свою культуру. Для описания этого понятия пользуются различными терминами близкими по смыс...
18977. Лоббизм – эффективная ПР-технология 170.5 KB
  Лоббизм эффективная ПРтехнология Лоббирование это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Термин происходит от английского Lobby коридор так как попытки давления на законодателей часто проводились в коридорах связанных с зако...
18978. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 128 KB
  ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ Вся информация в ЭВМ представляется в виде чисел. Выразив эти числа в какой-либо системе счисления можно получить код основанный на данной системе счисления. Для пон...
18979. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ 188 KB
  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Поскольку байт имеет 256 различных состояний то с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. Состояние байта числа от 0 до 25510 или 0 до 3778 или от 0 до FF16 при этом будет представля
18980. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ. МИКРОПРОЦЕССОР 242 KB
  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ. МИКРОПРОЦЕССОР СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА Все современные ЭВМ используют микропроцессорную технику которая характеризуется большой интеграцией электронных элементов на единицу площади. Одним из следствий ...