78951

Правовое регулирование научной деятельности

Доклад

Логика и философия

Правовое регулирование научной деятельности Одним из фундаментальных вопросов современного общества является вопрос об отношении к интеллектуальному труду правовому механизму использования результатов такого труда и регулирования возникающих при этом правоотношений. Правовые аспекты интеллектуальной деятельности лежат в плоскости решения проблем распределения прав на ее результаты с необходимостью охраны и защиты интеллектуальных достижений. Продуктом умственной деятельности оказывается знание. №982 Об использовании результатов...

Русский

2015-02-10

38 KB

6 чел.

34. Правовое регулирование научной деятельности

Одним из фундаментальных вопросов современного общества является вопрос об отношении к интеллектуальному труду, правовому механизму использования результатов такого труда и регулирования возникающих при этом правоотношений. Правовые аспекты интеллектуальной деятельности лежат в плоскости решения проблем распределения прав на ее результаты, с необходимостью охраны и защиты интеллектуальных  достижений. Правовое отношение к интеллектуальной собственности как  к одной из наиболее общественно значимых экономических категорий еще не стало нормой в современной России. Традиции социалистической экономики оказались труднопреодолимыми. Как известно, в советские времена изобретения как объекты интеллектуальной, промышленной собственности принадлежали государству. Несмотря на довольно значительную часть общества, занятую в сфере умственного труда, до настоящего времени  во многом остаются неурегулированными вопросы, связанные с интеллектуальной деятельностью и правовой принадлежностью ее результатов.

 Продуктом умственной деятельности оказывается знание. В науке – в виде объективного знания о природе, в искусстве- как субъективное отражение художником мира, его восприятия. Знание передается  «себе подобным», т.е. в виде информации.

 Как и всякий продукт,  научный и научно-технический продукт может стать  товаром, если он предназначен для реализации и на него есть спрос. Этот своеобразный товар выступает либо в виде объектов авторского права, либо в виде объектов патентного права.

 Это особенно очевидно по отношению к производственным инновациям и промышленной собственности. Этот вид научного интеллектуального продукта имеет четкую рыночную цену, он продается и покупается, используется в качестве уставного капитала и т.п. обеспечивая его владельцу (не обязательно автору) возможность коммерческой выгоды в течение определенного времени. И вполне естественно, что за охрану  такого объекта интеллектуальной собственности, гарантируемую патентным законодательством, владелец объекта промышленной собственности (изобретения, полезной модели и др.) платит соответствующие пошлины. Если новое созидательное знание получено в виде технического, технологического усовершенствования, рецепта, методики (ноу-хау), то оно также является интеллектуальным товаром со всеми последствиями, включая охрану.

Патентная охрана требует специальных действий юридического или физического лица: составления и  подачи заявки, уплаты пошлин и др. В отличие от этого авторское право возникает всегда по мере обнародования  работ, и лишь в редких случаях используется иной механизм признания авторства.

Основополагающим патентным документом является, безусловно, патент и прилагаемые к нему описание, формула изобретения. На практике именно описание и фигурирует  в большинстве случаев как «документация». В соответствии с Указом Президента России функции патентного ведомства РФ возложены на Российское Агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Роспатент призван осуществлять единую государственную политику в области охраны промышленной собственности, включая охрану прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также  в области охраны программ для ЭВМ, без данных и топологий интегральных микросхем.

 Одной из важнейших философских проблем интеллектуальной собственности является определение роли государства  в регулировании отношений в этой сфере.

В постановлении Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. №982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности», принятом во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 года «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности», перечислены объекты, в закреплении прав на которые за РФ заинтересовано государство. К ним прежде всего относятся способные к правовой охране  научно-технические разработки: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, создаваемые на основе государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального государственного бюджета. В соответствии с  упомянутым постановлением Правительства РФ государственные заказчики обязаны вводить в оборот принадлежащие государству изобретения, полезные модели ,промышленные образцы путем заключения соответствующих договоров о передаче прав на их использование.

  Следует заметить, что отдельные виды научного знания товаром не являются. К ним, в частности, можно отнести некоторые результаты так называемых фундаментальных исследований. Затраты на получение этого вида знания оплачиваются  в том или ином виде обществом (государством), и, будучи обнародованным, оно не имеет владельца. Аналитическое знание по своей сути считается бесплатным, принадлежащим всему человечеству, оно входит в базы знаний других наук, используется в образовательных целях. Этот вид интеллектуального продукта охраняется, как и работы искусства,  не по своей сути, не по содержанию, не по сюжету, а по форме представления, т.е. с помощью авторского права.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

   Интересным объектом  ИС являются открытия. Применительно к открытиям как наиболее значимому среди результатов научной деятельности нет закрепленного права на их использование в исключительных интересах их авторов или других лиц.

Реализация и правовое регулирование научной деятельности основываются на соблюдении следующих принципов:

а) творческая свобода научных работников и коллективов;

б) гласность, открытость и отчетность о результатах деятельности;

в) равноправие субъектов научной деятельности;

г) интеграция научной деятельности и образования;

д) непрерывность образования, подготовки и переподготовки научных кадров;

е) обмен информацией;

ж) гарантированная государством защита авторских прав и прав на интеллектуальную собственность;

з) независимая экспертиза проектов, заявок и результатов научной деятельности, программ;

и) множественность источников финансирования;

к) свободное участие в международном сотрудничестве;

л) свобода создания научно-общественных объединений; м) право на гарантированную социальную защиту научных работников и работников сферы научного обслуживания.

ПАТЕНТ - документ правовой защиты интеллектуальной собственности. В отличие от авторского свидетельства, удостоверяющего только авторство изобретателя, патент подтверждает как авторство, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя. Последнее означает, что любое другое лицо может пользоваться запатентованным изобретением только в том случае, если на него будет продана лицензия владельцем патента. В последнее время фирмы все чаще отказываются от патентования своих изобретений, предпочитая систему ноу-хау. Это связано с трудностями установления факта нарушения патента, высокой патентной пошлиной, длительной процедурой подачи заявок при коротком жизненном цикле товаров и технологических процессов. Кроме того, формулировки патентов могут служить конкурентам ориентиром для собственных научных изысканий.

НОУ-ХАУ - обобщающий термин для различных "секретов производства" - сведений технического, технологического, административного, финансового характера, имеющих промышленную или коммерческую ценность и обеспечивающих преимущества фирмам, которые ими располагают. Характерными чертами ноу-хау являются научно-техническая и экономическая ценность, практическая применимость, полная или частичная конфиденциальность, отсутствие прямой защиты охранными документами (в частности, патентами). Последнее обстоятельство предопределило специфику купли-продажи ноу-хау: договор о передаче ноу-хау содержит параграф о хранении .

ЛИЦЕНЗИЯ - 1) разрешение государственных органов осуществление хозяйственной или внешнеторговой деятельности. Обеспечивает контроль государства за экспортом, импортом и использованием валютных средств. Выдается на ограниченный срок и по определенным видам товаров, работ и услуг;

2) документ, выдаваемый владельцем патента (лицензиаром) другой стороне лицензионного соглашения (лицензиату) - фирме или частному лицу - и разрешающий за оговоренное вознаграждение в течение установленного времени использовать в коммерческих целях защищенный патентом объект лицензии.

Объектом лицензии могут быть обладающие латентной чистотой конструкторские и технологические разработки, методы, способы, методики, модели, программно-информационные средству сведения финансового и организационного характера, товарные знаки, промышленные образцы, а также "ноу-хау". Существуют три вида лицензий: лицензия простая, лицензия исключительная и лицензия полная, различающиеся объемом передаваемых прав на коммерческое использование объекта лицензии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76974. Административное принуждение как метод государственного управления в России: понятие, сущность и правовая природа. Виды мер административного принуждения 27.09 KB
  Следовательно принудительные меры связаны с возможностью заставить физически и или психически управляемый объект совершить определенные действия или позволить совершить такие действия по отношению к нему. Административное принуждение находит свое выражение в наборе мер принуждения которые можно классифицировать на следующие группы в зависимости от характера и степени принудительного воздействия а также цели принуждения: административнопредупредительные; административнопресекательные; административновосстановительные; меры...
76975. Особенности и содержание административно-предупредительных мер 24.45 KB
  Административнопредупредительные меры это меры принудительного характера которые применяются как это следует из их названия в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности другим явлениям вредным для режима управления государством. Они применяются например для предотвращения аварий на производстве дорожнотранспортных происшествий пожаров; обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения...
76976. Меры административного пресечения: назначение, виды, субъекты применения и правовые основы их использования 27.78 KB
  Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры так же как и административнопредупредительные достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны: с требованием прекратить противоправное деяние; административным задержанием лица совершившего административное правонарушение; принудительным лечением лиц страдающих заболеваниями...
76977. Особенности и содержание административно-восстановительных и исполнительных мер 28.14 KB
  Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба восстановления прежнего положения вещей. К ним относятся меры материальной ответственности взыскание ущерба предусмотренное ст. Меры административнопроцессуального обеспечения это вид мер административного принуждения применяемых для достижения целей административного процесса. В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры содержащие ограничения личных неимущественных прав ограничения имущественных прав ограничения организационного характера.
76978. Административная ответственность: понятие, признаки, нормативное и фактическое основание, отличие от других видов юридической ответственности 27.2 KB
  Административная ответственность: понятие признаки нормативное и фактическое основание отличие от других видов юридической ответственности. Административная ответственность это вид юридической ответственности которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу совершившему административное правонарушение административный проступок. Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической...
76979. Законодательство об административной ответственности. Принципы законодательства. Действие законодательства во времени и пространстве 27.64 KB
  Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об адм. правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях то применяются правила международного договора. Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях право определяет лишь два основных начала: принцип равенства перед...
76980. Субъекты административной ответственности. Общие специальные и особые субъекты административной ответственности 27.6 KB
  Субъекты административной ответственности. Общие специальные и особые субъекты административной ответственности. Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка т. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.
76981. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности 26.69 KB
  Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства исключающие административную ответственность установленные законодательством юридические факты схожие с административными правонарушениями но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности для физических лиц крайняя необходимость невменяемость для физических лиц. Невменяемость состояние при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий бездействия либо руководить...
76982. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, сущность, признаки, отличающие от других видов правонарушений 29.81 KB
  Лицо может быть привлечено к административной ответственности если в его действиях со держатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания исключающие ответственность.