78952

Философия техники (фт), ее генезис, предмет и задачи

Доклад

Логика и философия

Философия техники фт ее генезис предмет и задачи. Проблема возникновения техники с разделением труда была поставлена Гегелем. Он показал важную роль техники в возникновении капитализма показал разрушительное воздействие машинного производства на человека.Ленк назвал Маркса первым философом техники.

Русский

2015-02-10

47 KB

10 чел.

35. «Философия техники (фт), ее генезис, предмет и задачи».

Термин фт был введен в 1877 году немецким фил-ом Эрнстом Капп.

Проблема возникновения техники с разделением труда была поставлена Гегелем. Первый анализ данной проблемы сделал Маркс. Он показал важную роль техники в возникновении капитализма, показал разрушительное воздействие машинного производства на человека. Немецкий философ Х.Ленк назвал Маркса первым философом техники. В России в 19 века философией техники занимался Петр Энгельмейер.

Как самостоятельная дисциплина фт возникла в 20-ом веке. Ведущую роль играют немецкие философы. Впервые в 1968 году в Вене проблемы фт обсуждались на фил. Конгрессе. В советское время техника изучалась на стыке с фил. в узком варианте «фил. и вопросы техн. наук». Во второй половине 80-х ситуация начинает меняться. В 1986 вышел сборник «Новая технократическая волна на Западе», а в 1989 – сборник «Философия техники ФРГ».

Русские представителями фт являются Горохов, Розин.

Философия техники (по Горохову)- одно из важных направлений совр. науки, признанное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инж. и техн. деят-ти, проектирования, техн. наук, а также их место в чел. культуре и совр. обществе, отношение чел. и техники, эстетические, глобальные и др. проблемы современной техники и технологии.

Философия техники – во-первых, особая дисциплина, располагающаяся в точке пересечения фил. и верх. слоя технического знания, в которую она входит в качестве составной части. Во-вторых, та сфера дух. деятельности, где формируется мировоззрение и ценностные основы технического мира, сама идея технического, понимания техники, ее место и роль в истории и т.д.

Вопросы фт:

Что есть техника ?   Что есть технический мир ?

Если техника, как техническое устройство (артефакт – искусственно созданный), это объект технологии, то техника, техническая деятельность и техническое знание взятое вместе как феномен культуры является объектом философии техники.

Предметом философии техники является развитие технического сознания, тем самым, во-первых, мы поставили технику в центре внимания, во-вторых, определили, что особенного изучает фт по сравнению с другим дисциплинами, исследующими технику, в-третьих, выявили отличный от технологии и технической науки объект и предмет фт.

Объект философии техники – техника, техническая деятельность, техническое знание как феномен культуры.

Предмет философии техники – развитие технического сознания, рефлектирующего на этот объект.

Проблемы фт:

  1.  Сущность, смысл и понятие техники и технологии
  2.  Проблема формирования новой концепции природы
  3.  Проблема человека создающего и использующего технику
  4.  Проблема истоков техн. деятельности
  5.  Этическая проблема (ответственность за использование техники).

Классификация концепция фт:

  1.  Подход Раппа. Выделил несколько стадий, характеризующих историю ф.т.:
    1.  В антропологическом плане человек рассматривается в природном биологическом состояниями с вытекающими из этого потребностями, а технические изобретения интерпритируются как продолжение человеческих органов, как новое продолжение эволюции (Маркс, Капп, Гелен).
    2.  В методологическом анализе техника объясняется как целенаправленный и эффективный образ действий и применения естественных научных знаний (Дюба-Реймон).
    3.  Философия культуры техники примыкает к элементам культуры, наряду с языком, наукой, правом (Кассирер, Ясперс, Мэмфорд)
    4.  Метафихическое объяснение техника, нацеленное на выявление подлинной сути техники, стоящее за ее конкретными формами. (Дессауэр, Хайдеггер)
    5.  Социальная критика франфрукторской школы, которая ставит в центре внимания гуманную технику будущего (Аурно, Хоркхаймер, Хабермас).
    6.  Технологическая дискуссия, которая рассматривает технику с точки зрения экон. и полит. оптимизации (Эльюль, Шельский)
    7.  Дискуссия о пределах роста в рамках Римского клуба и системной теории техники Рополя (нем. фил.), который указывает на опасность безрассудного, неограниченного роста техники.
    8.  Современные дискуссии, ориентированные на практику. (Сноу)
  2.  Раполь, 2 этапа развития фт
    1.  С 1877-1970 этап традиционной фт. Капп опубликовал свою работу. Попытка дать понятие, что такое фт, техника несет благо или зло, технократизм, метафизическое представление о истории техники.
    2.  С 1970 по настоящее время. Современная концепция развития фт, комплексный подход в изучении.
  3.  Амер. фил. Митчелл, 2 традиции фт:
    1.  Инженерная фт (инженеры: Капп, Диссауэр)
    2.  Гуманитарная фт (Хайдерггер)

Задачи фт:

  1.  Исследование технического отношения чел к миру, т.е. техн. миропонимание
  2.  Задачи методологического изыскания содержания техники как соц-природного явления. Фт отличается методами и способами изучения техн. реальности по сравнению с техн. науками. Принципиально не исп-ся методы изм-ния, эксперимента, описания.
  3.  Задача применения логико-эпистемологического анализа техники. С одной стороны фил. категории, а с другой – техн. термины.
  4.  Задача использования соц.-фил. анализа техники
  5.  Задача изучения истор. прошлого фт как науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32523. СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 49.5 KB
  ППС и методика их использования СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Структура технологии применения программных средств в учебном процессе Технология искусственно организуемый процесс в отличие от природных явлений протекающих естественно с заданными начальными условиями известным результатом и способами достижения этого результата. Под технологией обучения будем понимать системно организованный процесс передачи общественных знаний обучаемым при котором заранее устанавливают объем передачи знаний...
32524. КОМПОНЕНТЫ «КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ» ПЕДАГОГА. БЛОЧНО_МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 90.5 KB
  Компоненты компьютерной грамотности педагога: знание научной и научнометодической литературы учебнометодических материалов относящихся к обучению с помощью компьютера; знание программного обеспечения персональных компьютеров; знание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем; умение проанализировать содержание всего курса темы отдельного урока для составления сценариев обучающих программ и предложить программисту задания пригодные для выполнения с...
32525. БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 41 KB
  ППС и методика их использования БЛОЧНОМОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ. Блочномодульная структура деятельности учащегося в технологии применения ПС Необходимо отметить два направления к которым ведет использование средств информационных технологий. Усложнение технических средств влечет за собой обогащение форм деятельности. Можно утверждать что внедрение средств новых информационных технологий влияет на духовную эмоциональную коммутативную и деятельностную сферы жизни человека.
32526. КРИТЕРИИ ЭФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 37.5 KB
  Технология применения ПС в учебном процессе имеет специфику в том что в качестве основного средства обучения используются программные средства это частнодидактическая технология имеющая приложения для всех общеобразовательных дисциплин в школе. В качестве критериев оценки технологии применения ПС отобраны следующие: 1 критерии среды обучения оценивались по соответствию педагогическим условиям реализации технологии применения ПС эмоциональному фону урока и общению между учителем и учащимися; 2 критерии эффективности программных средств...
32527. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ. СВЯЗИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ 69.5 KB
  СВЯЗИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ Роль и место информатизации процесса обучения в школе В стандартах по информатике [11] были определены следующие педагогические функции образовательной области связанной с информатикой: Формирование основ научного мировоззрения. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического творческого мышления а также формирование нового типа мышления так называемого операционного...
32528. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 61 KB
  ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Чтобы осознать влияние средств информационных технологий на процесс обучения необходимо выявить движущие силы педагогического процесса в условиях применения программных средств необходимо вскрыть диалектический характер развития педагогических технологий при использовании программных средств. Влияние программных средств информационных технологий на диалектические закономерности процесса обучения Влияние СИТ на существующие...
32529. ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. ЧАСТНО_МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 54 KB
  ЧАСТНО_МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОТРАЖАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения Общедидактические принципы использовании ПС в процессе обучения. Для достижения стабильных и высоких результатов в обучении педагог должен следовать принципам обучения основным нормативным положениям которыми следует руководствоваться чтобы обучение было эффективным. Для совершенствования психологических характеристик учащихся существуют специальные развивающие...
32530. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА 1.2 MB
  ППС и методика их использования ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯПРЕДМЕТНИКА Использование электронных таблиц на уроках физики: Законы отражения и преломления света Рисованные объекты. Или угол падения равен углу преломления или угол преломления равен углу отражения или вообще все углы равны или наоборот между ними разница в 90 градусов. Но вот отразится и преломится свет в точке падения обозначенной буквой S совсем не так как указывают ему направления SB и SC поскольку проведены они с нарушением обоих...
32531. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКТОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ 378 KB
  Паркет называется правильным если он составлен из равных правильных многоугольников.3 Примеры правильных паркетов дают заполнения плоскости: а квадратами рисунок 1; б равносторонними треугольниками рисунок 2; в правильными шестиугольниками рисунок 3. Докажем что других правильных паркетов не существует. Действительно углы правильного гаугольника равны 180 Заполним таблицу состоящую из углов  правильных n угольников.