78952

Философия техники (фт), ее генезис, предмет и задачи

Доклад

Логика и философия

Философия техники фт ее генезис предмет и задачи. Проблема возникновения техники с разделением труда была поставлена Гегелем. Он показал важную роль техники в возникновении капитализма показал разрушительное воздействие машинного производства на человека.Ленк назвал Маркса первым философом техники.

Русский

2015-02-10

47 KB

10 чел.

35. «Философия техники (фт), ее генезис, предмет и задачи».

Термин фт был введен в 1877 году немецким фил-ом Эрнстом Капп.

Проблема возникновения техники с разделением труда была поставлена Гегелем. Первый анализ данной проблемы сделал Маркс. Он показал важную роль техники в возникновении капитализма, показал разрушительное воздействие машинного производства на человека. Немецкий философ Х.Ленк назвал Маркса первым философом техники. В России в 19 века философией техники занимался Петр Энгельмейер.

Как самостоятельная дисциплина фт возникла в 20-ом веке. Ведущую роль играют немецкие философы. Впервые в 1968 году в Вене проблемы фт обсуждались на фил. Конгрессе. В советское время техника изучалась на стыке с фил. в узком варианте «фил. и вопросы техн. наук». Во второй половине 80-х ситуация начинает меняться. В 1986 вышел сборник «Новая технократическая волна на Западе», а в 1989 – сборник «Философия техники ФРГ».

Русские представителями фт являются Горохов, Розин.

Философия техники (по Горохову)- одно из важных направлений совр. науки, признанное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инж. и техн. деят-ти, проектирования, техн. наук, а также их место в чел. культуре и совр. обществе, отношение чел. и техники, эстетические, глобальные и др. проблемы современной техники и технологии.

Философия техники – во-первых, особая дисциплина, располагающаяся в точке пересечения фил. и верх. слоя технического знания, в которую она входит в качестве составной части. Во-вторых, та сфера дух. деятельности, где формируется мировоззрение и ценностные основы технического мира, сама идея технического, понимания техники, ее место и роль в истории и т.д.

Вопросы фт:

Что есть техника ?   Что есть технический мир ?

Если техника, как техническое устройство (артефакт – искусственно созданный), это объект технологии, то техника, техническая деятельность и техническое знание взятое вместе как феномен культуры является объектом философии техники.

Предметом философии техники является развитие технического сознания, тем самым, во-первых, мы поставили технику в центре внимания, во-вторых, определили, что особенного изучает фт по сравнению с другим дисциплинами, исследующими технику, в-третьих, выявили отличный от технологии и технической науки объект и предмет фт.

Объект философии техники – техника, техническая деятельность, техническое знание как феномен культуры.

Предмет философии техники – развитие технического сознания, рефлектирующего на этот объект.

Проблемы фт:

  1.  Сущность, смысл и понятие техники и технологии
  2.  Проблема формирования новой концепции природы
  3.  Проблема человека создающего и использующего технику
  4.  Проблема истоков техн. деятельности
  5.  Этическая проблема (ответственность за использование техники).

Классификация концепция фт:

  1.  Подход Раппа. Выделил несколько стадий, характеризующих историю ф.т.:
    1.  В антропологическом плане человек рассматривается в природном биологическом состояниями с вытекающими из этого потребностями, а технические изобретения интерпритируются как продолжение человеческих органов, как новое продолжение эволюции (Маркс, Капп, Гелен).
    2.  В методологическом анализе техника объясняется как целенаправленный и эффективный образ действий и применения естественных научных знаний (Дюба-Реймон).
    3.  Философия культуры техники примыкает к элементам культуры, наряду с языком, наукой, правом (Кассирер, Ясперс, Мэмфорд)
    4.  Метафихическое объяснение техника, нацеленное на выявление подлинной сути техники, стоящее за ее конкретными формами. (Дессауэр, Хайдеггер)
    5.  Социальная критика франфрукторской школы, которая ставит в центре внимания гуманную технику будущего (Аурно, Хоркхаймер, Хабермас).
    6.  Технологическая дискуссия, которая рассматривает технику с точки зрения экон. и полит. оптимизации (Эльюль, Шельский)
    7.  Дискуссия о пределах роста в рамках Римского клуба и системной теории техники Рополя (нем. фил.), который указывает на опасность безрассудного, неограниченного роста техники.
    8.  Современные дискуссии, ориентированные на практику. (Сноу)
  2.  Раполь, 2 этапа развития фт
    1.  С 1877-1970 этап традиционной фт. Капп опубликовал свою работу. Попытка дать понятие, что такое фт, техника несет благо или зло, технократизм, метафизическое представление о истории техники.
    2.  С 1970 по настоящее время. Современная концепция развития фт, комплексный подход в изучении.
  3.  Амер. фил. Митчелл, 2 традиции фт:
    1.  Инженерная фт (инженеры: Капп, Диссауэр)
    2.  Гуманитарная фт (Хайдерггер)

Задачи фт:

  1.  Исследование технического отношения чел к миру, т.е. техн. миропонимание
  2.  Задачи методологического изыскания содержания техники как соц-природного явления. Фт отличается методами и способами изучения техн. реальности по сравнению с техн. науками. Принципиально не исп-ся методы изм-ния, эксперимента, описания.
  3.  Задача применения логико-эпистемологического анализа техники. С одной стороны фил. категории, а с другой – техн. термины.
  4.  Задача использования соц.-фил. анализа техники
  5.  Задача изучения истор. прошлого фт как науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47608. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 71.69 KB
  Некоторые авторы предлагают в качестве категории, равнозначной налоговой обязанности, использовать налоговое обязательство. Полагаем, с такой позицией нельзя согласиться. Термин «обязательство» имеет ярко выраженную частноправовую природу и основывается на свободно выраженном волеизъявлении лица тем или иным образом (по своему усмотрению)
47610. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 1.2 MB
  Программы наблюдения за особенностями направленности характера темперамента школьника. ВВЕДЕНИЕ Настоящие рекомендации предназначены для школьных психологов и студентов пединститута проходящих педагогическую практику в школе и выполняющих задание по изучению личности школьника. Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях.
47611. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ 3.58 MB
  Хранение и обработка информации в базах данных. Работа с системами управления базами данных ccess.8 Обработка и хранение экономической информации в базах данных 52 4 4 28 16 18 3 Раздел 3.8 Обработка и хранение экономической информации в базах данных 52 2 6 12 20 44 3 Раздел 3.
47612. Сравнительная педагогика: Учебное пособие 1.72 MB
  Проблема демократизации школы. Реформы высшей школы. Экспериментальные школы. В пособии дан сравнительный анализ основных процессов школьного образования и воспитания в современном мире в нем представлены разнообразные материалы о современном состоянии школы и педагогики ведущих стран мира Адресованное студентам средних и высших педагогических учебных заведений пособие может быть полезно также работникам школьных учреждений и ведомств всем кто интересуется развитием образования и воспитания в современном мире.
47613. МЕТОДОЛОГИЯ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ SADT 1.17 MB
  Использование экспертных систем, языков четвертого поколения и систем автоматизированного производства постоянно расширяется. Успех этих систем непосредственно зависит от нашей способности предварить их разработку и внедрение описанием всего комплекса проблем...
47615. Организационно-экономическое обоснование научных и технических разработок 481 KB
  Техническое нормирование Расчет количества оборудования и производственных площадей. Организация труда на участке Организация ремонта оборудования. Расчет и составление сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Расчёт количества оборудования и производственных площадей...