78952

Философия техники (фт), ее генезис, предмет и задачи

Доклад

Логика и философия

Философия техники фт ее генезис предмет и задачи. Проблема возникновения техники с разделением труда была поставлена Гегелем. Он показал важную роль техники в возникновении капитализма показал разрушительное воздействие машинного производства на человека.Ленк назвал Маркса первым философом техники.

Русский

2015-02-10

47 KB

12 чел.

35. «Философия техники (фт), ее генезис, предмет и задачи».

Термин фт был введен в 1877 году немецким фил-ом Эрнстом Капп.

Проблема возникновения техники с разделением труда была поставлена Гегелем. Первый анализ данной проблемы сделал Маркс. Он показал важную роль техники в возникновении капитализма, показал разрушительное воздействие машинного производства на человека. Немецкий философ Х.Ленк назвал Маркса первым философом техники. В России в 19 века философией техники занимался Петр Энгельмейер.

Как самостоятельная дисциплина фт возникла в 20-ом веке. Ведущую роль играют немецкие философы. Впервые в 1968 году в Вене проблемы фт обсуждались на фил. Конгрессе. В советское время техника изучалась на стыке с фил. в узком варианте «фил. и вопросы техн. наук». Во второй половине 80-х ситуация начинает меняться. В 1986 вышел сборник «Новая технократическая волна на Западе», а в 1989 – сборник «Философия техники ФРГ».

Русские представителями фт являются Горохов, Розин.

Философия техники (по Горохову)- одно из важных направлений совр. науки, признанное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инж. и техн. деят-ти, проектирования, техн. наук, а также их место в чел. культуре и совр. обществе, отношение чел. и техники, эстетические, глобальные и др. проблемы современной техники и технологии.

Философия техники – во-первых, особая дисциплина, располагающаяся в точке пересечения фил. и верх. слоя технического знания, в которую она входит в качестве составной части. Во-вторых, та сфера дух. деятельности, где формируется мировоззрение и ценностные основы технического мира, сама идея технического, понимания техники, ее место и роль в истории и т.д.

Вопросы фт:

Что есть техника ?   Что есть технический мир ?

Если техника, как техническое устройство (артефакт – искусственно созданный), это объект технологии, то техника, техническая деятельность и техническое знание взятое вместе как феномен культуры является объектом философии техники.

Предметом философии техники является развитие технического сознания, тем самым, во-первых, мы поставили технику в центре внимания, во-вторых, определили, что особенного изучает фт по сравнению с другим дисциплинами, исследующими технику, в-третьих, выявили отличный от технологии и технической науки объект и предмет фт.

Объект философии техники – техника, техническая деятельность, техническое знание как феномен культуры.

Предмет философии техники – развитие технического сознания, рефлектирующего на этот объект.

Проблемы фт:

  1.  Сущность, смысл и понятие техники и технологии
  2.  Проблема формирования новой концепции природы
  3.  Проблема человека создающего и использующего технику
  4.  Проблема истоков техн. деятельности
  5.  Этическая проблема (ответственность за использование техники).

Классификация концепция фт:

  1.  Подход Раппа. Выделил несколько стадий, характеризующих историю ф.т.:
    1.  В антропологическом плане человек рассматривается в природном биологическом состояниями с вытекающими из этого потребностями, а технические изобретения интерпритируются как продолжение человеческих органов, как новое продолжение эволюции (Маркс, Капп, Гелен).
    2.  В методологическом анализе техника объясняется как целенаправленный и эффективный образ действий и применения естественных научных знаний (Дюба-Реймон).
    3.  Философия культуры техники примыкает к элементам культуры, наряду с языком, наукой, правом (Кассирер, Ясперс, Мэмфорд)
    4.  Метафихическое объяснение техника, нацеленное на выявление подлинной сути техники, стоящее за ее конкретными формами. (Дессауэр, Хайдеггер)
    5.  Социальная критика франфрукторской школы, которая ставит в центре внимания гуманную технику будущего (Аурно, Хоркхаймер, Хабермас).
    6.  Технологическая дискуссия, которая рассматривает технику с точки зрения экон. и полит. оптимизации (Эльюль, Шельский)
    7.  Дискуссия о пределах роста в рамках Римского клуба и системной теории техники Рополя (нем. фил.), который указывает на опасность безрассудного, неограниченного роста техники.
    8.  Современные дискуссии, ориентированные на практику. (Сноу)
  2.  Раполь, 2 этапа развития фт
    1.  С 1877-1970 этап традиционной фт. Капп опубликовал свою работу. Попытка дать понятие, что такое фт, техника несет благо или зло, технократизм, метафизическое представление о истории техники.
    2.  С 1970 по настоящее время. Современная концепция развития фт, комплексный подход в изучении.
  3.  Амер. фил. Митчелл, 2 традиции фт:
    1.  Инженерная фт (инженеры: Капп, Диссауэр)
    2.  Гуманитарная фт (Хайдерггер)

Задачи фт:

  1.  Исследование технического отношения чел к миру, т.е. техн. миропонимание
  2.  Задачи методологического изыскания содержания техники как соц-природного явления. Фт отличается методами и способами изучения техн. реальности по сравнению с техн. науками. Принципиально не исп-ся методы изм-ния, эксперимента, описания.
  3.  Задача применения логико-эпистемологического анализа техники. С одной стороны фил. категории, а с другой – техн. термины.
  4.  Задача использования соц.-фил. анализа техники
  5.  Задача изучения истор. прошлого фт как науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12643. Электричество и магнетизм. Лабораторный практикум по общему курсу физики 4.02 MB
  Косьянов П.М. Клочков А.А. Лабораторный практикум по общему курсу физики раздел Электричество и магнетизм: Методические рекомендации. Нижневартовск: Издво Нижневарт. гуманит. унта 2010. 55 с. В лабораторном практикуме даны описания установок методов измерени
12644. Фрактальные многоугольники и «золотое» сечение 742.59 KB
  Фрактальные многоугольники и золотое сечение Рассматривая разнообразные фракталы возникает интуитивное ощущение их красоты а искусственно построенные из них интригуют чрезвычайной похожестью на многие природные образования. Подобные чувства рождаются и при иссл...
12645. Елементи програмування в MATHCAD 80.5 KB
  Лабораторна робота N 8 Елементи програмування в MATHCAD Мета роботи: вивчення методики програмування у пакеті MATHCAD. Завдання: ознайомитися з наведеною методикою відтворити наведені приклади скласти звіт. На одному аркуші MATHCAD можуть визначатися один або декілька пр
12646. Компютерна математика і математичні пакети. Ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad 1.53 MB
  Лабораторна робота №1 Компютерна математика і математичні пакети Мета роботи: ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad Встановити пакет на ПЕОМ виконати завдання №1 скласти звіт. При використанні обчислювальної техніки встала проблема реалізації алгоритмі
12647. Масиви в Mathcad 1.55 MB
  Лабораторна робота №2 Масиви в Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з масивами в пакеті Mathcad. Завдання: Опрацювати приведені приклади. Вирішити приведені завдання. Скласти звіт. Стовпець чисел називається вектором а прямокутна таблиця чисел матрицею. Зага...
12648. Символьні обчислення в документі Mathcad 1.29 MB
  Лабораторна робота №3 Символьні обчислення в документі Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з символьним процесором системи Mathcad. Завдання : опрацювати наведені приклади скласти звіт. Символьні обчислення в документі Mathcad. Команди що відносяться до робо
12649. Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку Given-Find 67 KB
  Лабораторна робота №4 Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку GivenFind. Мета роботи: навчитись вирішувати системи рівнянь в аналітичному вигляді. Завдання: вирішити за допомогою наведені MATHCAD приклади. Вирішення систем рівнянь MATHCAD здійснює чисельними методам
12650. Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD 127 KB
  Лабораторна робота №5 Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD Мета роботи: навчитись вирішувати оптимізаційні завдання в пакеті MATHCAD Завдання: опрацювати наведені приклади скласти звіт. Оптимізаційні завдання можна розділити на два класи: завдання без...
12651. Чисельне вирішення одного диференціального рівняння 37.5 KB
  Лабораторна робота №6 Чисельне вирішення одного диференціального рівняння. Мета роботи: Навчитися вирішувати диференційні рівняння в пакеті MATHCAD. Завдання: відтворити наведені приклади скласти звіт. MATHCAD 2000 дозволяє без додаткових перетворень чисельно вирішити д