78953

Становление, развитие и специфика технических наук

Доклад

Логика и философия

Становление развитие и специфика технических наук. Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства не понимая почему они так работают. Инженеры провозглашая ориентацию на науку в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой автономии наука и техника соединились в XVII веке в начале научной революции.

Русский

2015-02-10

56.5 KB

26 чел.

36. «Становление, развитие и специфика технических наук».

С древнейших времен научное знание удел аристократов, техника – практическая деятельность, удел ремесленников. Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии. Периоды становления:

В современных справочных изданиях технические науки определяются как связанные с «изучением и научной разработкой техники», с «изучением техники или работой в области техники». Предметом технических наук являются «природные процессы и закономерности, действующие в особых условиях, в условиях искусственно созданных систем, которые позволяют целенаправленно, во имя  потребностей людей применять и использовать эти процессы, законы, а также материалы природы». Предметом их исследования являются не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей. Еще предметом технических наук является технический объект, описываемый совокупностью технических и естественных свойств.

 Периодизация истории технического и научного знания, осуществленная Ивановым:

  1.  Донаучный этап, когда техничское знание существовали как эмпирическое описание предметной деятельности человека, средств его трудовой деятельности. С древнейших времен до начала Нового времени.
  2.  Зарождение технических наук, преимущественно механического цикла. Со второй половины 15 века до 70-х годов 19 века. Представляет собой начало привлечения научного знания для развития техники. 2 подэтапа:
    1.  Со второй половины 15 века – начала 18 века. Происходит становление эксперементального метода на основе соединения механики и науки. Наука проникает в пракладную сферу, но механическое знание еще не приобрело статуса научной теории.
    2.  С начала 18 века до 70-х 19 века. Характеризуется тем, что повляется научные теории в естествознании, которые создали необходимые предпосылки для появления технических теорий.

Важным моментом на втором этапе (целого) развития технического знания являлось формирование технической рациональности. На этом этапе они выделяют 3 ступени технической рациональности:

  1.  Была связана с необходимостью регулярному обучению ремеслу в рамках соотвествующих технрологий. Справочники и пособия для обучениятогда не были строго научными. Агрикола 1956 г. «Труд о металлургии и горном деле»
  2.  Связана с ремесленной техникой. работа Бекманна 1577 г. «Общая технология». Нацелена на то, чтобы преодалеть барьеры между ремеслом и наукой.
  3.  Нашла свое воплощение в появлении технических наук. В 29 веке техническое знание было вырвано их вековых ремеслянных традиций и привело к науке.

  1.  Третий этап, классический этап, 70-х до середины 20 века. В этот период сложилась устойчивые четкие формы взаимосвязи естеств. и технических наук. Рубеж 19-20 веков является не только переломным в развитии науки, но и в технике и техн. науках. На этом этапе техническая рациональность выражалась преимущественно в расммотрении отдельных проблем техн. наук, причем техника и техн. наука на данном этапе часто отожествлялись.
  2.  Четвертый этап, середина 20 века по настоящие дни. Обусловлен научно-техничской революцией в марксисткой терминологии или социо-технической революцией терминологии Тофлера. Произошло соединение научного и технического знания. Ее собственным внутреннем стержнем выступает создание и развертывание электронно-компьютерных технологий. Наука превращается в непосредственную производственную силу, завершается становление системы наука-техника-производство. На этом этапе стали доминировать технические науки кибернетического вида. Для этого этапа характерно:
    1.  Интеграция естественно-науч., технического и гуманитарного знания а с другой стороны происходит процесс дальнейшей дифферинциации технических наук. На этом этапе своей высшей ступени достигает техническая рациональность, которая представляет собой система-техника (системный анализ в технических науках).

Специфика технических наук определяется, во-первых, по их отношению к естественным (и точным), общественным (и гуманитарным) наукам и, во-вторых, их предметом, целевой установкой, задачами и методологией. Целевая установка и задачи технических наук состоят в их практической направленности, связи вырабатываемых ими знания с потребностями производства практической деятельности людей. Они призваны разработать знания о методах и  средствах создания искусственных систем, а также об обеспечении их нормального функционирования.

С одной стороны, технические науки тесным образом связаны с естественными (и точными) науками, а с другой – имеют различия с ними. Взаимодействуя с техническими, естественные науки, открывая новые законы природы, дают теоретическую основу для дальнейшего развития технических наук, создают необходимый запас научных знаний для прогресса техники, в особенности сейчас, когда революция в науке порождает революцию в технике и взаимодействует с ней. В отличие от естественных наук, технихческие науки решают следующие задачи: как законы природы могут быть применены и использованы в интересах человека. Основываясь на данных естественных и точных наук, технические науки связаны с общественными и гуманитарными науками через решение, прежде всего, экономических и социальных задач. В свою очередь, социально-экономические цели, определяя техническую политику, влияют на развитие технических наук, их методологию, обусловливают в той или иной степени выбор методов исследования.

По степени общности выделяют следующие методы технических наук: 1) всеобщие методы (принципы и законы материалистической диалектики) 2) общенаучные (анализ, синтез, эксперимент, наблюдение, моделирование) 3) частнонаучные (например методы сопротивления материалов) 4) специальные (методы характерные только для данной науки, например метод Хрущева, Брунова, Берковича для определения прочности металла). Для технических наук характерно разнообразие специальных методов, которые тесно связаны с конкретными структурными и функциональными особенностями отдельных объектов. Появляются специальные процедуры исследования тех или иных функциональных и структурных характеристик. Эти ограниченные по числу процедуры и составляют основное содержание специальных методов технических наук.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62982. П’ятеро промінчиків 2.25 MB
  Мета: пояснити учням функції і значення очей для людини. Агітатор: Дізнатися все про очі допоможуть загадки. Послухайте їх: Одне одного не бачать Але можна і пробачить: Нерозлучні довгі роки Хоч розбіглись...
62983. Вечір золотого романсу 1.29 MB
  Мета: поглибити знання учнів з теми «Лірична поезія»; розвивати творчі здібності, навички виразного читання; виховувати естетичні смаки, найкращі людські якості: любов до прекрасного, патріотизм, людяність.
62985. Курение 21.39 KB
  Инвентарь: зубная щётка сигарета слайд с вопросами про курильщика и собаку распечатанная таблица Менделеева слайды с веществами средство для мытья окон мышка батарейка механическое устройство для курения...
62989. Географія світового транспорту 35.5 KB
  Можна виділити два типи формування сухопутної транспортної мережі країни і регіону. Цей тип розміщення повязаний з тим що країниметрополії прагнули отримати доступ до ресурсів підкореної країни будуючи наприклад...
62990. Виховний захід на тему Зоряний час 19.63 KB
  Шановні учасники гри Багато знаменитих математиків світу на протязі ХХ віків старалися вирішити велику проблему: Скільки прямих паралельних даній можна провести через задану точку Хто вирішив цю проблему...