78954

Сущность и природа техники

Доклад

Логика и философия

Сущность и природа техники. Существует 5 основных подходов сущности техники. отношением: Техника и бытие Техника и человек Техника и природа Техника и социокультурный мир Техника и Бог Даются следующие трактовки техники: Онтологическая Хайдеггер. Это характерно для создания техники ремесленным трудом не преминим к современной технике.

Русский

2015-02-10

47.5 KB

13 чел.

37. «Сущность и природа техники».

От греч. «техно» - мастерство, искусство.Слово техно восходит у индоевропейской основе, «текп» - работа по дереву.

В настоящее время в нем. языке термин «техник» имеет след. содержание: это матерелизованное воплощение накопленного чел. обществом знание о природе, ее сила, борьба за господство человека над этими силами.

 Существует 5 основных подходов сущности техники. Они связаны след. отношением:

  1.  Техника и бытие
  2.  Техника и человек
  3.  Техника и природа
  4.  Техника и социокультурный мир
  5.  Техника и Бог

Даются следующие трактовки техники:

  1.  Онтологическая (Хайдеггер). Метафизическая трактовка. Обратился к трактовке термина «техно», которую дали Платон и Аристотель. Техно – название не только ремесла, но также высокого искусства. Техника родственна подобно искусству. Техно стоит рядом со словом эпистема. Оба эти слова именуют знание в самом широком смысле, означают умение ориентироваться, разбираться в чем-либо. Эти знания являются раскрытием потаенности в соотвествие с 4 Аристотельевским причинам: 1- вещество, материаль, из которого изготавливается вещь, 2 – форма, образ, которая принимает эта вещь, 3 – цель, которая определяется формой и материалом, 4 – действ. сила, сам ремесленник, художник Только в результате единения 4-х причин получается раскрытие потаенности. Результатом является произведение. Это характерно для создания техники ремесленным трудом, не преминим к современной технике.

Способом раскрытия совр. техники являются по-став. По-ставом мы называем собирающее начало той установки, которая ставит, т.е. заставляет чел. выводить действительность из его потаенности способом по-ставления, как состоящего в наличии. По-ставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом совр. техники, сам не являясь ничем ничем техническим.

Сущностью техники является способы раскрытия потаенности. Сущность совр. техники проявляется в том, что мы называем по-став.

  1.  Антропологическая трактовка (Маркс, Капп, Флоренский). Техника – система искуственных органов общественного чел, составная часть производственных сил общества. Сущность техники скрыта в труде, сущность техники может быть понята лишь всвязи с трудом как процессом, в котором чел. своей собств. деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Техника – продолжение чел. органов человека и животных. Например, продолжение рук – молоток, топор. На всех этапах орудие труда вместе с чел. составляют совокупный рабочий механизм.
  2.  Инструменталисткая трактовка (Ясперс). Ясперс трактует технику как средство, инструмент. Техникой он называет всякое оперирование материалами, силами природы для получения полезн. вещей и эффектов. Техника возникает тогда, когда для достижения цели начинают использоваться промежуточные средства.
  3.  Эволюционная трактовка (польский писатель Лем). Сопоставление развития науки и техники с эволюцией. Техн. эволюция содержит все черты системы с обратной связью программируемой изнутри, т.е. системы самоорганизирующейся, обладающей как свободой полного изменения самой себя, подобно эволюции биол. видов, так и свободой выбора строит. материалос, поскольку в расположении техника имеются все, что содержит вселенная. Сходство: а) По внеш. форме (первые автом-ли – брички, пресмыкающиеся – на рыб). б) по экол нише (птица, самолет – небо). в) по динамири развития в виде кривых медленно взбирающ. вверх, а потом падающей вниз. (диназавры – погибли, возд. шары – погибли) г) наличие ненужных необъяснимых черт (гребень у петуха, цвет у машины). д) способность к мимикрии (неядов. насекомые маск-ся под опасных, фонари – растения). Различия: а)генетические (источник природа или чел.) б) метадические, выражаемая вопросом каким образом (биоэвол-ция – слепой конструктор) в) отношение теории к практике (биоэвол – отн-ния нету) г) моральное (биоэвол не свой-нно).
  4.  Религиозная трактовка (Диссауэр, Бердяев). Техника – результат изобретательства, греховного по прирооде человеческой. Поэтому техника бездушна и противоречива. С одной стороны она несет удобство, комфорт, а с другой – разрушает чел. личность. Техника явл-ся одним из элементовобъективирования мира (отхода от религ. основ бытия, потерей чел. вн. мира, свободы).

Природа техники, 4 подхода :

  1.  Эпистемологический (Бунге). Проводят анализ техники как спец. формы знания, определяемой логикой научно-техн. творчества и относительной независимой от соц-истор. потребностей.
  2.  Антропологический (Мэмформд, Маркс). Представления о природе техники черпают их анализа техники в вязи с природой чел исходя из сущности человека.
  3.  Соц-истор. трактовка (Эллюль). Обращается к анализу техники совр. общества на фоне соц.-истор. контекста.
  4.  Методологический (Рапп, Ленк). Ориентированы преимущественно на анализ методол. проблем инж. проектирования и научно-техн. творчества, и ратуют за методологическое кооперирование ученых, изучающих технику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40480. Заговор 20.5 KB
  Заговор. Заговоры примыкают к обрядовой поэзии. Заговор словесная формула пользующаяся репутацией неотразимого средства для достижения определенных результатов. Заговор проявление мифологического сознания.
40481. Историческая школа в русской фольклористике 20 KB
  Принципы В основе фольклора история. Теория аристократического происхождения фольклора деревенские танцы Недостатки Что же тогда лежит в основе волшебных сказок.
40482. Календарная обрядовая поэзия 22 KB
  Перемены происходят так медленно что за время жизни одного человека они практически незаметны. Святки месяц перед крещением 6 декабря 6 января время отдыха и праздника у крестьян. Веселое и страшное время: самое тёмное время разрядка после тяжелого года бога надо любить и бояться Бог на радостях что сын родился открыл двери ада и выпустил нечисть погулять Рождество Христово мистическое пришествие Христа в наш мир. Жанры: колядки песни которые пели во время колядования.
40483. Литература и фольклор 21 KB
  Литературы всех народов мира сложились на основе устного народного творчества которое возникло и развилось значительно ранее письменности. Использование фольклора с развитием литературы становилось все более глубоким творческим. В истории литературы и фольклора любого народа существовали периоды сближения и отдаления: в период классицизма литература и фольклор стояли довольно далеко друг от друга. в период романтизма связи литературы и фольклора значительно расширяются что определялось принципами национальной самобытности осуществление...
40484. Миф и фольклор 28.5 KB
  Зооморфные мифы человек отождествляется с тем или иным животным. Космогонические мифы мифы о сотворении мира. Древние мифы исчезают = отношение к ним исчезает. Пустые мифы первые фольклорные тексты.
40485. Мифологическая школа в русской фольклористике 21 KB
  В XIX веке существовали две теории что такое миф: солярная мифы обожествление небесных светил метеорологическая мифы обожествление природных явлений Недостатки Фольклор только память о мифе это преувеличенная точка зрения.
40486. Народная несказочная проза 22.5 KB
  Также бывают историкопатриотические легенды. Классификация легенд: легенды о сотворении мира о происхождении солнца месяца звезд земли и неба; легенды о животных; легенды о Боге Христе святых; легенды о наказании злых и прощении грешников; социальноутопические легенды; семейные легенды; легенды с сатирическими мотивами.
40487. Натурфилософия русской волшебной сказки 20 KB
  1 Борьба добра и зла где: добро бескорыстие благородство качества Ивана Дурака; жизнь зло отсутствие этих качеств старшие братья; смерть. 2 Жизнь порождает новую жизнь.
40488. Образ Бабы Яги 21.5 KB
  Баба Яга живет в избушке находящейся на границе двух миров в тёмном лесу. Баба Яга безусловно злой персонаж но делает добрые дела. Костяная нога лежит на печи: нос в потолок врос а пятки в дверь упираются атрибуты смерти Баба Яга живет в гробу С одной стороны Баба Яга окружена атрибутами смерти а с другой атрибуты кухни. В XVIII веке в Европе добрая волшебница и злая колдунья; в России одна Баба Яга.