78954

Сущность и природа техники

Доклад

Логика и философия

Сущность и природа техники. Существует 5 основных подходов сущности техники. отношением: Техника и бытие Техника и человек Техника и природа Техника и социокультурный мир Техника и Бог Даются следующие трактовки техники: Онтологическая Хайдеггер. Это характерно для создания техники ремесленным трудом не преминим к современной технике.

Русский

2015-02-10

47.5 KB

10 чел.

37. «Сущность и природа техники».

От греч. «техно» - мастерство, искусство.Слово техно восходит у индоевропейской основе, «текп» - работа по дереву.

В настоящее время в нем. языке термин «техник» имеет след. содержание: это матерелизованное воплощение накопленного чел. обществом знание о природе, ее сила, борьба за господство человека над этими силами.

 Существует 5 основных подходов сущности техники. Они связаны след. отношением:

  1.  Техника и бытие
  2.  Техника и человек
  3.  Техника и природа
  4.  Техника и социокультурный мир
  5.  Техника и Бог

Даются следующие трактовки техники:

  1.  Онтологическая (Хайдеггер). Метафизическая трактовка. Обратился к трактовке термина «техно», которую дали Платон и Аристотель. Техно – название не только ремесла, но также высокого искусства. Техника родственна подобно искусству. Техно стоит рядом со словом эпистема. Оба эти слова именуют знание в самом широком смысле, означают умение ориентироваться, разбираться в чем-либо. Эти знания являются раскрытием потаенности в соотвествие с 4 Аристотельевским причинам: 1- вещество, материаль, из которого изготавливается вещь, 2 – форма, образ, которая принимает эта вещь, 3 – цель, которая определяется формой и материалом, 4 – действ. сила, сам ремесленник, художник Только в результате единения 4-х причин получается раскрытие потаенности. Результатом является произведение. Это характерно для создания техники ремесленным трудом, не преминим к современной технике.

Способом раскрытия совр. техники являются по-став. По-ставом мы называем собирающее начало той установки, которая ставит, т.е. заставляет чел. выводить действительность из его потаенности способом по-ставления, как состоящего в наличии. По-ставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом совр. техники, сам не являясь ничем ничем техническим.

Сущностью техники является способы раскрытия потаенности. Сущность совр. техники проявляется в том, что мы называем по-став.

  1.  Антропологическая трактовка (Маркс, Капп, Флоренский). Техника – система искуственных органов общественного чел, составная часть производственных сил общества. Сущность техники скрыта в труде, сущность техники может быть понята лишь всвязи с трудом как процессом, в котором чел. своей собств. деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Техника – продолжение чел. органов человека и животных. Например, продолжение рук – молоток, топор. На всех этапах орудие труда вместе с чел. составляют совокупный рабочий механизм.
  2.  Инструменталисткая трактовка (Ясперс). Ясперс трактует технику как средство, инструмент. Техникой он называет всякое оперирование материалами, силами природы для получения полезн. вещей и эффектов. Техника возникает тогда, когда для достижения цели начинают использоваться промежуточные средства.
  3.  Эволюционная трактовка (польский писатель Лем). Сопоставление развития науки и техники с эволюцией. Техн. эволюция содержит все черты системы с обратной связью программируемой изнутри, т.е. системы самоорганизирующейся, обладающей как свободой полного изменения самой себя, подобно эволюции биол. видов, так и свободой выбора строит. материалос, поскольку в расположении техника имеются все, что содержит вселенная. Сходство: а) По внеш. форме (первые автом-ли – брички, пресмыкающиеся – на рыб). б) по экол нише (птица, самолет – небо). в) по динамири развития в виде кривых медленно взбирающ. вверх, а потом падающей вниз. (диназавры – погибли, возд. шары – погибли) г) наличие ненужных необъяснимых черт (гребень у петуха, цвет у машины). д) способность к мимикрии (неядов. насекомые маск-ся под опасных, фонари – растения). Различия: а)генетические (источник природа или чел.) б) метадические, выражаемая вопросом каким образом (биоэвол-ция – слепой конструктор) в) отношение теории к практике (биоэвол – отн-ния нету) г) моральное (биоэвол не свой-нно).
  4.  Религиозная трактовка (Диссауэр, Бердяев). Техника – результат изобретательства, греховного по прирооде человеческой. Поэтому техника бездушна и противоречива. С одной стороны она несет удобство, комфорт, а с другой – разрушает чел. личность. Техника явл-ся одним из элементовобъективирования мира (отхода от религ. основ бытия, потерей чел. вн. мира, свободы).

Природа техники, 4 подхода :

  1.  Эпистемологический (Бунге). Проводят анализ техники как спец. формы знания, определяемой логикой научно-техн. творчества и относительной независимой от соц-истор. потребностей.
  2.  Антропологический (Мэмформд, Маркс). Представления о природе техники черпают их анализа техники в вязи с природой чел исходя из сущности человека.
  3.  Соц-истор. трактовка (Эллюль). Обращается к анализу техники совр. общества на фоне соц.-истор. контекста.
  4.  Методологический (Рапп, Ленк). Ориентированы преимущественно на анализ методол. проблем инж. проектирования и научно-техн. творчества, и ратуют за методологическое кооперирование ученых, изучающих технику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54982. Пневматична гвинтівка 112.5 KB
  Обговоріть яке основне призначення пневматичної гвинтівки. Пневматична зброя відомо з давніх часів приміром пневматичні гвинтівки використовувались людством ще з одинадцятого століття. Найпоширенішою пневматичні гвинтівки калібру 45 мм...
54983. Макроэкономическое равновесие и цели макроэкономического развития. Рецессивный и инфляционный разрывы 20.96 KB
  Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы
54984. «Салют, Победа!» 151.5 KB
  О минувшей войне необходимо знать все. Когда мне приходится туго ― Читаю в ночной тишине Письмо незабытого друга Который погиб на войне. У Юрия Бондарева есть роман о Великой Отечественной войне ― Горячий снег.
54985. Видоизменение побегов 657 KB
  Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы), практический, логический (проведение сравнений корневища, клубня, луковицы); установление общих признаков, организационный – выполнение лабораторной работы.
54986. З початкової школи в основну: проблеми наступності 104 KB
  Перехідний період з початкової школи в основну позначається на всіх учасниках освітнього процесу: учнів педагогів батьків адміністрації школи фахівців психологопедагогічної служби. Скоротити перехідний період пом'якшити пов'язані з ним фактори негативного характеру допомагає педагогічному колективу спеціально розроблена програма Спадкоємність яка створена з метою координації більш ефективної організації навчальновиховного процесу і психологопедагогічного супроводу учнів випускників початкової школи при переході їх в середню...
54987. МУЗИКА ЯК МОВА ПОЧУТТІВ 138 KB
  Мета (для вчителя): збагатити художньо – естетичний досвід школярів, розвивати асоціативне мислення, формувати художньо – естетичні ціннісні орієнтири; стимулювати творче мислення учнів; вчити розрізняти елементи музичної мови, збагатити знання про музику як мову почуттів, поглибити знання про засоби музично виразності в музиці, в живописі, в літературі;...
54988. ПРЯМІ І НЕПРЯМІ ПОДАТКИ 73 KB
  Мета заняття: продовжити знайомство з податками, вивчити види податків: прямі та непрямі; розвинути інтерес до предмету і процесу навчання в цілому. Мета заняття: Освітня - розглянути сутність та види податків.
54989. ПОДАТКОВА СИСТЕМА 50 KB
  Мета заняття: Навчальна: поглибити уявлення про роль податкових методів залучення коштів до Державного бюджету України; сформувати та поглибити знання про сутність функцій, які виконують податки; навчити здійснювати аналіз податків за класифікаційними ознаками;
54990. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе 26.5 KB
  Обязательная подготовка к военной службе осуществляется при проведении военных сборов в ходе которых гражданин получает необходимые знания в области обороны. Что предусматривает добровольная подготовка гражданина к военной службе Добровольная подготовка гражданина к военной службе может включать в себя: занятия военноприкладными видами спорта; овладение военноучетными специальностями; военную подготовку в образовательных учреждениях среднего полного общего образования и в образовательных учреждениях начального и среднего...