78957

Инновации в традиционном и техногенном обществах

Доклад

Логика и философия

Инновации в традиционном и техногенном обществах Традиционные общества является исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности распространен он и сейчас. Некоторые традиционные общества были поглощены техногенными другие приобрели гибридные черты балансируя между техногенными и традиционными ориентациями. При характеристике традиционных типов общества очевиден тот факт что они обладая замедленным темпом развития придерживаются устойчивых стереотипов своего функционирования.

Русский

2015-02-10

29.5 KB

7 чел.

40.Инновации в традиционном и техногенном обществах

Традиционные общества является исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности, распространен он и сейчас. Возникновение техногенных цивилизаций датируется приблизительно XVXVII вв., что связано с появлением в европейском регионе техногенных обществ. Некоторые традиционные общества были поглощены техногенными, другие приобрели гибридные черты, балансируя между техногенными и традиционными ориентациями.

При характеристике традиционных типов общества очевиден тот факт, что они, обладая замедленным темпом развития, придерживаются устойчивых стереотипов своего функционирования. Приоритет отдается канонизированным и регламентирующим формам мышления и взаимодействия, нормам, традициям, устоявшимся образцам поведения. Консерватизм способов деятельности, медленные темпы их эволюции отличают традиционную цивилизацию от техногенной, которую иногда отождествляют с западной. Темп развития последней достигает значительных скоростей. Перестройка и переосмысление принятых основоположений, использование новых возможностей создают внутренние резервы роста и развития техногенных цивилизаций. В техногенных обществах основной ценностью является не канон и норма, а инновация и новизна.

Культурная матрица техногенного развития проходит три стадии: прединдустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Важнейшей ее характеристикой, вытекающей уже из самого названия, является развитие техники и технологии. Техногенный тип развития — это ускоренное изменение природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. Считается, что техногенная цивилизация живет чуть более 300 лет. Она весьма агрессивна и приводит к гибели многих традиционных культурных ценностей. Внешний мир становится ареной деятельности человека. Диалог с природой по принципу невмешательства, свойственный восточным традиционным цивилизациям, нарушается. Человек выступает центром, излучающим токи активного, преобразующе-покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: «производительные силы», «силы знания», «интеллектуальные силы».

В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. Традиционному обществу автономия личности вообще не свойственна, реализовать личность можно лишь принадлежа к какой-либо корпорации, в качестве элемента корпоративных связей. В техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек понимается как активно деятельностное существо. Его деятельность экстенсивна, направлена вовне на преобразование и переделку внешнего мира и природы, которую необходимо подчинить. Однако природа не может быть бездонным резервуаром для различного рода техногенных упражнений. Ведь человеческая деятельность изначально представала в качестве одного из компонентов биосферы, а не ее доминанты. Ничем не ограниченная активность, техника и агрессивный интеллект могут стать смертоносной угрозой, выживанию человечества. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия: от личных и бытовых до общественных и глобальных порождает своеобразную идеологию и психологию техницизма. Ее отличительной особенностью является то, что сам человек трактуется как определенного рода машина, которая может решать любые проблемы по образцу и подобию алгоритмов технического знания. Однако не следует забывать изначальное соотношение: не человечество должно быть техничным, а техника в мире человеческих отношений человечной.

ИТОГ: Традиционные общества отличаются от современных рядом особенностей: - доминирование традиции над новацией; - зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; - цикличность развития; - коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности; - авторитарный характер власти; - отсутствие отложенного спроса, то есть способности производить в материальной сфере не ради насущных потребностей, а ради будущего; - предэкономический, прединдустриальный характер; - отсутствие массового образования;
- преобладание локального над универсальным и др.

Главной же чертой традиционного общества является доминирование традиции над новацией.Современное общество по большинству ведущих признаков противоположно традиционному. Данный тип общества можно представить как систему следующих определяющих черт: - преобладание инноваций над традицией; - светский характер социальной жизни; - поступательное (нециклическое) развитие; - выделенная персональность; - преимущественная ориентация на инструментальные ценности; - демократическая система власти; - наличие отложенного спроса, т.е. способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; - индустриальный характер; - массовое образование; - активный деятельный психологический склад; - предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация); - преобладание универсального над локальным и т.д. Главной же, системообразующей чертой данного типа общества является ориентация на инновацию


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60465. Формування соціально зрілої особистості 90 KB
  В процесі роботи з учнівським колективом надаю допомогу кожному учневі пізнати себе своє Я знайти своє місце в колективі однолітків суспільстві. Здійснюю через співпрацю з вчителями-предметниками впроваджуючи цикл психологічних...
60466. Будова і функції зубів. Гігієна зубів 46 KB
  Мета: ознайомити учнів з будовою зубів їх видами та функціями; розвивати вміння виявляти причини хвороб зубів та робити висновки щодо профілактики захворювання зубів; виховувати свідоме ставлення до свого здоровя...
60467. Подорожуємо Англією 401 KB
  Скажіть в яких країнах розмовляють цією мовою Учні називають англомовні країни А чи знаєте ви де ж вперше пролунали слова англійською мовою тобто де ж виникла англійська мова...
60468. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ» 363.5 KB
  Цель: Расширить знания детей об освобождении родного края от немецко-фашистских захватчиков, формировать активную жизненную позицию, воспитывать патриотизм и уважение к защитникам Родины.
60469. Моя Батьківщина - Україна 120.5 KB
  Обладнання: картини рідної природи; карта України; символи України; вишиваний рушник колосся і калина; назви народних символів; картки з прислівями назви сторінок усного журналу.
60470. «Україно, квіте любий, сонячная руто…» (Україна у житті та творчості зарубіжних поетів) 101.5 KB
  Володимир Маяковський про Україну 13 січня 1924 року в газеті Пролетарська правда що виходила у Києві було надруковано оголошення: Товаришу Маяковський Робітничі кореспонденти чекають на вас у своєму клубі 13 січня о 1 годині дня. 21 квітня 1845 року він пішов на військову службу.