78958

Ценности классической, неклассической, постнеклассической науки

Доклад

Логика и философия

Существуют социальные и внутренние ценности. Социальные ценности делятся на материальные и духовные. удовлетворение своих материальных потребностей научные ценности истина добро зло итд Социальные ценности: частная собственность рыночная экономика деньги итд социальнополитические: свобода слова собраний критики различные права эстетические и философские ценности Внутри научные 1. Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.

Русский

2015-02-10

39.5 KB

0 чел.

Ценности классической, неклассической, постнеклассической науки.

Классическая наука. 1. Классическая наука основывается на парадигме Ньютона, утверждает идеальная объективность знания, независимость объекта от субъекта, строгости доказательств, экспериментальной наблюдательности. Ценностные аспекты исключены из науки. 2 . Принцип причинности трактуется строго однозначно (динамические законы) 3. Знание носит объективный характер. 4. Материя трактуется, как состоящая из бесконечных бесструктурных атомов. 5. Пространство и время понимается как неизменная субстанция не связанная с материей.

Неклассическая наука. Теория относительности, квантовая механика, концепция не стационарной вселенной, Эйнштейн, бесконечная делимость материи итд 1. Происходит смена парадигмы – осуществляется переход от субстанциональной концепции материи времени и пространства к релятивистской концепции. 2. Изменение представления о причинности, возрастает роль вероятностных причинных связей, статистических законов. Принцип неопределенности.3. Возрастает роль приборов в процессе познания. Знание имеет субъектно-объектный характер. 4. Происходит уменьшение наглядности. 5.Возрастание роли математических методов, появляется компьютерная обработка данных. Математические методы принимаются в гуманитарных науках. 6. Происходит изменение характера экспериментов оперирующих с математическими объектами. Возрастает роль теорий в интерпретации данных. 7. Утверждается практика консенсуальности в современной науке (консенсус в рамках определенной парадигмы) 8. Признается вероятностная истинность теории эволюции вселенной, большого взрыва, теории элементарных частиц.

Постнеклассическая наука. Синергетика и принцип глобального эволюционизма. Меняются парадигмы в астрономии. Фридман – теория эволюции вселенной. 1. Происходит изучение сложных самоорганизующихся эволюционирующих систем (биология, астрофизика, история, геология, синергетика) 2. Возрастание роли синергетических методов в исследовании нелинейных неравновесных систем. Утверждается альтернативность, вариабельность, неопределенность их развития. Исследуются статистические законы. 3.Утверждается плюрализм методов и концепций, происходит отказ от единого универсального метода, методы дополняют друг друга (математический, математическая логика, диалектика, интегральные методы, рациональные и внерациональные методы).4. Творческий конструктивизм – формулирование новых идей на базе существующих чисто теоретическим путем, часто без обращения к практике. 5.Включение ценностей и целей в научное познание. 6. Коллективная ответственность ученых за свои открытия.7. Осуществляется философизация науки – идеи диалектики пронизывают современную науку.

Ценность научных идей.

Гносеологическая (теория познания) большую роль играет объяснительная и предсказательная функция научных теорий.

Онтологическая (учение о бытие) – формирует научную картину мира – система научных знаний относительно сущности и происхождения природы, общества, человека, вселенной. Общие законы естественных и общественных наук имеют целостно-мировозренческий характер.

Аксеологический (ценностный) научное знание позволяет проанализировать позитивные и негативные следствия научно-технического прогресса. Разработать систему социального управления поведением людей, то есть систему социальных ценностей и норм правового регулирования общественной жизни.

-Обеспечить выживание человечества, не допустив его самоуничтожения.

Прасиологический (практика)Современная наука позволяет внедрять передовые технологии в область промышленного производства, общественной жизни итд.

Существуют социальные и внутренние ценности.

1. Социальные – на уровне общества в целом.

2. Внутри научные – существуют внутри науки и регулируются научными положениями.

Социальные ценности делятся на материальные и духовные.

-удовлетворение своих материальных потребностей

-научные ценности – истина, добро, зло итд

Социальные ценности:

-частная собственность, рыночная экономика, деньги итд

-социально-политические: свобода слова, собраний, критики, различные права

-эстетические и философские ценности

Внутри научные 1.методологические идеалы, нормы, процедуры научного поиска, господствующие парадигмы и научно-исследовательские программы. Математические идеалы научности (Эвклид, Декарт): из исходных аксиом дедуктивно выводятся логические следствия. Критерии: строгость, не противоречивость, полнота, доказательность, логическая организованность. Специфика социального познания. Социальное познание осуществляется сквозь призму ценностей. Ученый входит в социум – положение ученого влияет на его оценки. Субъект гуманитарного познания включен в систему общественных отношений. Оценка ценностей происходит с точки зрения господствующей парадигмы. Этические императивы научного сообщества. Общие методологические идеи направлены на поиск идеала научности. Пуанкаре – принцип конвенционализма (соглашение между учеными).

-принцип верификации (идеал научности верифицируемость научного знания)

Принцип фальсификации – как критерий идеала научности. Кун. Концепция смены парадигм. Лакатос. Концепция смены научно-исследовательских программ. Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23701. Права ребенка 94.5 KB
  Перечень с надписями прав ребенка: Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование.
23702. Международное экологическое право 56.5 KB
  басня Крылова Лебедь рак и щука карта мира выставка литературы по теме Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Нормативные документы: Конституция РФ Федеральный закон РФ Об охране окружающей среды Указ Президента РФ О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития Рамочная Конвенция ООН об изменении климата Международное соглашение Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Наше поколение стало свидетелем драматических событий...
23703. Программирование на языке Паскаль 67 KB
  На каждый теоретический слайд не более трёх минут. На слайды с заданиями от пяти до семи минут. Рассказываю слайд и отмечаю что язык низшего уровня состоит из нулей и единиц. Обсуждаем слайд и немного конспектируем.
23704. Линейные программы и арифметические действия 56.5 KB
  Развитие мышления фантазии памяти внимания и познавательных интересов; Оборудование урока: Компьютерный класс Интерактивная доска Ход урока: 1. Повторение материала предыдущего урока. Организационный момент Приветствие учеников Объявление темы целей и плана урока.
23705. Решение задач на сложные линейные программы 75.5 KB
  program my; var xyy1: integer; begin x:=3; y:=absxsqrsqrx; x:=3; y1:=absxsqrsqrx; writeln y; writeln y1; end. program my; var abc: integer; begin reada; b:=2012; c:=ba; writeln 'ваш примерный возраст 'c; end. program...
23706. Основы языка SQL 75.97 KB
  Баумана Кафедра САПР Основы языка SQL Федорук В.ru 2636526 АННОТАЦИЯ Данное учебное пособие предназначено для изучения основ языка SQL стандартного языка манипулирования данными в СУБД реализующих реляционную модель данных. Описывается синтаксис наиболее употребимых операторов языка SQL приводятся примеры. Учебная база данных реализована в среде СУБД mySQL средства доступа к ней встроены в учебное пособие.
23707. История Советского государства 1900-1991 3.37 MB
  Изменения и кризис в партии [4. XVII съезд партии. XVIII съезд партии. Полная трансформация партии [9.
23708. Перевод условия задачи на математический язык 51 KB
  Составьте выражения для ответа на вопрос задачи: 1 Автомобиль проходит расстояние х км за 2 ч а автобус − за 3 ч. Свой результат группы вывешивают на доску: 1 x : 2 x : 3; 2 x : 2 x : 3; 3 x : 2 x : 3; 4 x : 2 x : 3; Что интересного вы замечаете Задачи все разные а выражения одинаковые. Какое задание стояло перед вами Надо было составить выражение по условию задачи.
23709. Работа с математическими моделями 61 KB
  Количество в м Стоимость в руб. Шерсть d 3 420 000 Шёлк с Сначала надо найти стоимость шерсти: 3d затем стоимость шёлка: 420 000 3d что бы найти цену шёлка6 надо его стоимость разделить на количество купленного шёлка: 420000 3d : c Если d = 80 000 c = 2 420000 380 000 : 2 = 90 000 Ответ: цена шёлка 90 000 руб. Количество Стоимость в руб. Хлеб а 3 батона Яблоки b 2 кг Что бы найти стоимость всей покупки надо знать стоимость хлеба и стоимость яблок.