78958

Ценности классической, неклассической, постнеклассической науки

Доклад

Логика и философия

Существуют социальные и внутренние ценности. Социальные ценности делятся на материальные и духовные. удовлетворение своих материальных потребностей научные ценности – истина добро зло итд Социальные ценности: частная собственность рыночная экономика деньги итд социальнополитические: свобода слова собраний критики различные права эстетические и философские ценности Внутри научные 1. Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.

Русский

2015-02-10

39.5 KB

0 чел.

Ценности классической, неклассической, постнеклассической науки.

Классическая наука. 1. Классическая наука основывается на парадигме Ньютона, утверждает идеальная объективность знания, независимость объекта от субъекта, строгости доказательств, экспериментальной наблюдательности. Ценностные аспекты исключены из науки. 2 . Принцип причинности трактуется строго однозначно (динамические законы) 3. Знание носит объективный характер. 4. Материя трактуется, как состоящая из бесконечных бесструктурных атомов. 5. Пространство и время понимается как неизменная субстанция не связанная с материей.

Неклассическая наука. Теория относительности, квантовая механика, концепция не стационарной вселенной, Эйнштейн, бесконечная делимость материи итд 1. Происходит смена парадигмы – осуществляется переход от субстанциональной концепции материи времени и пространства к релятивистской концепции. 2. Изменение представления о причинности, возрастает роль вероятностных причинных связей, статистических законов. Принцип неопределенности.3. Возрастает роль приборов в процессе познания. Знание имеет субъектно-объектный характер. 4. Происходит уменьшение наглядности. 5.Возрастание роли математических методов, появляется компьютерная обработка данных. Математические методы принимаются в гуманитарных науках. 6. Происходит изменение характера экспериментов оперирующих с математическими объектами. Возрастает роль теорий в интерпретации данных. 7. Утверждается практика консенсуальности в современной науке (консенсус в рамках определенной парадигмы) 8. Признается вероятностная истинность теории эволюции вселенной, большого взрыва, теории элементарных частиц.

Постнеклассическая наука. Синергетика и принцип глобального эволюционизма. Меняются парадигмы в астрономии. Фридман – теория эволюции вселенной. 1. Происходит изучение сложных самоорганизующихся эволюционирующих систем (биология, астрофизика, история, геология, синергетика) 2. Возрастание роли синергетических методов в исследовании нелинейных неравновесных систем. Утверждается альтернативность, вариабельность, неопределенность их развития. Исследуются статистические законы. 3.Утверждается плюрализм методов и концепций, происходит отказ от единого универсального метода, методы дополняют друг друга (математический, математическая логика, диалектика, интегральные методы, рациональные и внерациональные методы).4. Творческий конструктивизм – формулирование новых идей на базе существующих чисто теоретическим путем, часто без обращения к практике. 5.Включение ценностей и целей в научное познание. 6. Коллективная ответственность ученых за свои открытия.7. Осуществляется философизация науки – идеи диалектики пронизывают современную науку.

Ценность научных идей.

Гносеологическая (теория познания) большую роль играет объяснительная и предсказательная функция научных теорий.

Онтологическая (учение о бытие) – формирует научную картину мира – система научных знаний относительно сущности и происхождения природы, общества, человека, вселенной. Общие законы естественных и общественных наук имеют целостно-мировозренческий характер.

Аксеологический (ценностный) научное знание позволяет проанализировать позитивные и негативные следствия научно-технического прогресса. Разработать систему социального управления поведением людей, то есть систему социальных ценностей и норм правового регулирования общественной жизни.

-Обеспечить выживание человечества, не допустив его самоуничтожения.

Прасиологический (практика)Современная наука позволяет внедрять передовые технологии в область промышленного производства, общественной жизни итд.

Существуют социальные и внутренние ценности.

1. Социальные – на уровне общества в целом.

2. Внутри научные – существуют внутри науки и регулируются научными положениями.

Социальные ценности делятся на материальные и духовные.

-удовлетворение своих материальных потребностей

-научные ценности – истина, добро, зло итд

Социальные ценности:

-частная собственность, рыночная экономика, деньги итд

-социально-политические: свобода слова, собраний, критики, различные права

-эстетические и философские ценности

Внутри научные 1.методологические идеалы, нормы, процедуры научного поиска, господствующие парадигмы и научно-исследовательские программы. Математические идеалы научности (Эвклид, Декарт): из исходных аксиом дедуктивно выводятся логические следствия. Критерии: строгость, не противоречивость, полнота, доказательность, логическая организованность. Специфика социального познания. Социальное познание осуществляется сквозь призму ценностей. Ученый входит в социум – положение ученого влияет на его оценки. Субъект гуманитарного познания включен в систему общественных отношений. Оценка ценностей происходит с точки зрения господствующей парадигмы. Этические императивы научного сообщества. Общие методологические идеи направлены на поиск идеала научности. Пуанкаре – принцип конвенционализма (соглашение между учеными).

-принцип верификации (идеал научности верифицируемость научного знания)

Принцип фальсификации – как критерий идеала научности. Кун. Концепция смены парадигм. Лакатос. Концепция смены научно-исследовательских программ. Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60466. Будова і функції зубів. Гігієна зубів 46 KB
  Мета: ознайомити учнів з будовою зубів їх видами та функціями; розвивати вміння виявляти причини хвороб зубів та робити висновки щодо профілактики захворювання зубів; виховувати свідоме ставлення до свого здоров’я...
60467. Подорожуємо Англією 401 KB
  Скажіть в яких країнах розмовляють цією мовою Учні називають англомовні країни А чи знаєте ви де ж вперше пролунали слова англійською мовою тобто де ж виникла англійська мова...
60468. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ» 363.5 KB
  Цель: Расширить знания детей об освобождении родного края от немецко-фашистских захватчиков, формировать активную жизненную позицию, воспитывать патриотизм и уважение к защитникам Родины.
60469. Моя Батьківщина - Україна 120.5 KB
  Обладнання: картини рідної природи; карта України; символи України; вишиваний рушник колосся і калина; назви народних символів; картки з прислівями назви сторінок усного журналу.
60470. «Україно, квіте любий, сонячная руто…» (Україна у житті та творчості зарубіжних поетів) 101.5 KB
  Володимир Маяковський про Україну 13 січня 1924 року в газеті Пролетарська правда що виходила у Києві було надруковано оголошення: Товаришу Маяковський Робітничі кореспонденти чекають на вас у своєму клубі 13 січня о 1 годині дня. 21 квітня 1845 року він пішов на військову службу.
60472. Усний журнал «Краса в імені твоїм» 95.5 KB
  Мета: ознайомити присутніх із тим, як виникли імена, пояснити значення й походження найпоширеніших жіночих і чоловічих імен; розвивати у студентів артистичні здібності, дикцію, правильність вимови; виховувати повагу до рідкісних імен.
60473. У світі цікавої інформатики (усний журнал) 387 KB
  Мета: підвищити інтерес студентів до вивчення основ інформатики; формування навичок використання засобів сучасних інформаційно комунікаційних технологій; розвинути навички самостійної роботи за комп’ютером...
60474. Сценарій свята зустрічі птахів 66 KB
  Шановне зібрання Ми присутні з вами на святі зустрічі птахів. Сьогодні на святі ви почуєте багато цікавої інформації красивих віршів і висловів про птахів. Зустрічайте юних поетів з віршами про птахів.