78958

Ценности классической, неклассической, постнеклассической науки

Доклад

Логика и философия

Существуют социальные и внутренние ценности. Социальные ценности делятся на материальные и духовные. удовлетворение своих материальных потребностей научные ценности – истина добро зло итд Социальные ценности: частная собственность рыночная экономика деньги итд социальнополитические: свобода слова собраний критики различные права эстетические и философские ценности Внутри научные 1. Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.

Русский

2015-02-10

39.5 KB

0 чел.

Ценности классической, неклассической, постнеклассической науки.

Классическая наука. 1. Классическая наука основывается на парадигме Ньютона, утверждает идеальная объективность знания, независимость объекта от субъекта, строгости доказательств, экспериментальной наблюдательности. Ценностные аспекты исключены из науки. 2 . Принцип причинности трактуется строго однозначно (динамические законы) 3. Знание носит объективный характер. 4. Материя трактуется, как состоящая из бесконечных бесструктурных атомов. 5. Пространство и время понимается как неизменная субстанция не связанная с материей.

Неклассическая наука. Теория относительности, квантовая механика, концепция не стационарной вселенной, Эйнштейн, бесконечная делимость материи итд 1. Происходит смена парадигмы – осуществляется переход от субстанциональной концепции материи времени и пространства к релятивистской концепции. 2. Изменение представления о причинности, возрастает роль вероятностных причинных связей, статистических законов. Принцип неопределенности.3. Возрастает роль приборов в процессе познания. Знание имеет субъектно-объектный характер. 4. Происходит уменьшение наглядности. 5.Возрастание роли математических методов, появляется компьютерная обработка данных. Математические методы принимаются в гуманитарных науках. 6. Происходит изменение характера экспериментов оперирующих с математическими объектами. Возрастает роль теорий в интерпретации данных. 7. Утверждается практика консенсуальности в современной науке (консенсус в рамках определенной парадигмы) 8. Признается вероятностная истинность теории эволюции вселенной, большого взрыва, теории элементарных частиц.

Постнеклассическая наука. Синергетика и принцип глобального эволюционизма. Меняются парадигмы в астрономии. Фридман – теория эволюции вселенной. 1. Происходит изучение сложных самоорганизующихся эволюционирующих систем (биология, астрофизика, история, геология, синергетика) 2. Возрастание роли синергетических методов в исследовании нелинейных неравновесных систем. Утверждается альтернативность, вариабельность, неопределенность их развития. Исследуются статистические законы. 3.Утверждается плюрализм методов и концепций, происходит отказ от единого универсального метода, методы дополняют друг друга (математический, математическая логика, диалектика, интегральные методы, рациональные и внерациональные методы).4. Творческий конструктивизм – формулирование новых идей на базе существующих чисто теоретическим путем, часто без обращения к практике. 5.Включение ценностей и целей в научное познание. 6. Коллективная ответственность ученых за свои открытия.7. Осуществляется философизация науки – идеи диалектики пронизывают современную науку.

Ценность научных идей.

Гносеологическая (теория познания) большую роль играет объяснительная и предсказательная функция научных теорий.

Онтологическая (учение о бытие) – формирует научную картину мира – система научных знаний относительно сущности и происхождения природы, общества, человека, вселенной. Общие законы естественных и общественных наук имеют целостно-мировозренческий характер.

Аксеологический (ценностный) научное знание позволяет проанализировать позитивные и негативные следствия научно-технического прогресса. Разработать систему социального управления поведением людей, то есть систему социальных ценностей и норм правового регулирования общественной жизни.

-Обеспечить выживание человечества, не допустив его самоуничтожения.

Прасиологический (практика)Современная наука позволяет внедрять передовые технологии в область промышленного производства, общественной жизни итд.

Существуют социальные и внутренние ценности.

1. Социальные – на уровне общества в целом.

2. Внутри научные – существуют внутри науки и регулируются научными положениями.

Социальные ценности делятся на материальные и духовные.

-удовлетворение своих материальных потребностей

-научные ценности – истина, добро, зло итд

Социальные ценности:

-частная собственность, рыночная экономика, деньги итд

-социально-политические: свобода слова, собраний, критики, различные права

-эстетические и философские ценности

Внутри научные 1.методологические идеалы, нормы, процедуры научного поиска, господствующие парадигмы и научно-исследовательские программы. Математические идеалы научности (Эвклид, Декарт): из исходных аксиом дедуктивно выводятся логические следствия. Критерии: строгость, не противоречивость, полнота, доказательность, логическая организованность. Специфика социального познания. Социальное познание осуществляется сквозь призму ценностей. Ученый входит в социум – положение ученого влияет на его оценки. Субъект гуманитарного познания включен в систему общественных отношений. Оценка ценностей происходит с точки зрения господствующей парадигмы. Этические императивы научного сообщества. Общие методологические идеи направлены на поиск идеала научности. Пуанкаре – принцип конвенционализма (соглашение между учеными).

-принцип верификации (идеал научности верифицируемость научного знания)

Принцип фальсификации – как критерий идеала научности. Кун. Концепция смены парадигм. Лакатос. Концепция смены научно-исследовательских программ. Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37485. ФИЛОСОФИЯ. Учебник для вузов 4.35 MB
  Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные вопросы философии рассматриваются в нем с позиций плюрализма, многообразия их интерпретации и обоснования. Структура учебника максимально приближена к курсу философии, читаемому в большинстве вузов
37486. Философия А.Г. Спиркин 1.73 MB
  Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о Том что же такое наш мир в целом какова его основа имеет ли он какойлибо смысл и разумную цель имеют ли какуюлибо цену наша жизнь и наши деяния какова природа добра и зла и т. Она не занимается простым сложением всех научных знаний это была бы никому не нужная затея а интегрирует эти знания беря их в самом общем виде и опираясь на этот интеграл строит систему знания о мире как целом об отношении человека...
37487. Философия Фихте и Шеллинга 42.5 KB
  Наукоучение мыслится Фихте как дедуктивная система базирующаяся на одной основной и двух вспомогательных самоочевидных аксиомах или основоположениях. Эта новаторская особенность методологии Фихте позволяет видеть в его философии некий круг главным предметом истолкования в котором оказывается Я причем как человеческое так и божественное. Фихте как бы пытается допустить возможность совмещения существования абсолютного Я с человеческим самосознанием.
37488. Мераб МАМАРДАШВИЛИ: Прежде - жить, философствовать - потом 111.5 KB
  Потому что они резонируют в нас по уже проложенным колеям воображения и мысли укладываясь во вполне определенное соприсутствие это а не иное соответствующих слов терминов сюжетов тем Следовательно пока нас не спрашивают мы знаем что такое философия. Я предлагаю тем самым ориентироваться на такую сторону нашей обычной жизни характеристика которой как раз и позволяла бы нам продвигаться в понимании и усвоении того что такое философия. Мудрость первая философия теология у Аристотеля выступают наименованием 1ауки о...
37489. Философия. Ответы на экзаменационные вопросы 736 KB
  Таким образом зарождение философии исторически обусловлено: накоплением в практической деятельности людей значительного опыта что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира источником которой как они думали являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы; открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний эмпирическое знание которые можно было проверить и которые как люди предполагали были связаны с этими глубинными силами; появлением в классовом...
37490. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 347 KB
  Основной вопрос философии – это соотношение человека и мира мышления и природы. Неосновные законы: взаимосвязь общего особенного и единичного взаимосвязь сущности и явления взаимосвязь формы и содержания взаимосвязь причины и следствия взаимосвязь необходимости и случайности взаимосвязь возможности и действительности Структура философии: онтология теория бытия гносеология теория познания теория развития социальная философия философия общества философская антропология философия человека методология теория...
37491. Философия: Учебник. 4.63 MB
  ru Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. редактора журнала Вопросы философии доктор филос. Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы входящие в вузовский курс философии освещены достаточно подробно что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.
37492. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление и развитие 2.07 MB
  На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках)
37493. Философия педагогики. Учебное пособие для вузов 1.06 MB
  Она лаконично излагает системную суть философии культурологии психологии религиоведения развернуто дает этическую и эстетическую системы знаний в их неотрывной и прямой значимости для педагогической практики параллельно освещая проблемы образования и реальной жизни школы с установкой на их действительное и творческое решение. Философские аспекты образования и воспитания Философия как наука о всеобщих закономерностях жизни и мира является опорой для всех наук в познании изучаемых ими частных закономерностей это же касается педагогики....