78960

Техника и этика. Этика и профессиональная ответственность инженера

Доклад

Логика и философия

Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей но также к повседневной эксплуатации инженернотехнических устройств. Проблемы негативных социальных и других последствий техники проблемы этического самоопределения инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Однако сегодня человечество находится в принципиально новой ситуации когда невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и...

Русский

2015-02-10

41 KB

25 чел.

42. Техника и этика. Этика и профессиональная ответственность инженера

Вопрос. Является ли техника аксеологически ценностно-нейтральной или нет?

Существуют два подхода:

1)С точки зрения 1-ого подхода техника сама аксеологически нейтральна, ответственность лежит на самих людях, которые применяют технику.

2)Техника не является аксеологически нейтральной по той простой причине, что ее создает человек (изобретатель, конструктор, проектировщик). И в первую очередь от него зависит, будет или не будет его изобретение, проект или конструкция наносить вред другим людям, природе, да и ему самому. Лишь затем ответственность несут те, кто технику эксплуатирует.

Один из современных представителей Хунинг.

Леонардо да Винчи изобрел подводную лодку, но затем уничтожил проект, чтобы люди не использовали это изобретение во зло.

Эйнштейн изобрел физическое поле, в котором предметы были невидимы.

Этика всегда накладывает серьезные ограничения на какое-либо изобретение.

Ученый Ленк в начале 1900 годов пишет: считалось, что врач несет ответственность перед пациентами, а инженер перед работодателями.

Однако в 60-х годах 20 века, когда врачи и инженеры стали обладать возросшими техническими возможностями, подобная позиция стала подвергаться сомнению.

Стала распространенной такая точка зрения, что в первую очередь врачи и инженеры несут ответственность не перед пациентами и работодателями, а перед обществом в целом.

В ряде стран стали разрабатываться этические кодексы, которые подвергали приоритет общественного блага, и разрабатывали механизмы, в соответствии с которыми инженеры могут выносить на суд общества сомнительные действия своих работодателей.

Что дает этический кодекс?

На общество в целом проблему переложить невозможно, так как за всеми открытиями невозможно уследить.

Решительное слово за политиками, предпринимателями.

Ленк в одной из своих работ задает вопрос: что дает этический кодекс?

Инженер при выполнении своей профессии обязан ставить безопасность превыше всего, здоровье и благополучие общества и это должно зафиксировано в этическом кодексе.

Моральным долгом инженера является выполнение своих ролевых обязанностей. Принять на себя ролевую ответственность, является моральной заповедью.

Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды и т.д. Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя научно-техническая разработка остается делом специалистов, принятие решения по такого рода проектам - прерогатива общества. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже государственную целесообразность не могут оправдать социального, морального, психологического, экологического ущерба, который может быть следствием реализации некоторых проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов становятся важнейшим атрибутом современной жизни, неизбежным условием и следствием ее демократизации.

Изначальная цель инженерной деятельности - служить человеку, удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик не предусмотрели того, что, наряду с точными экономическими и четкими техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены также и требования безопасного, бесшумного, удобного, экологичного применения инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать враждебной человеку и даже подвергнуть опасности само его существование на Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми.

Проблемы негативных социальных и других последствий техники, проблемы этического самоопределения инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Леонардо да Винчи, например, был обеспокоен возможным нежелательным характером своего изобретения и не захотел предать гласности идею аппарата подводного плавания - "из-за злой природы человека, который мог бы использовать его для совершения убийств на дне морском путем потопления судов вместе со всем экипажем". Еще ранее - в XV столетии - люди уже были озабочены тем, какие социальные проблемы принесет с собой новая техника. Например, в акте Кельнского городского совета (1412 г.) было записано следующее: "К нам явился Вальтер Кезингер, предлагавший построить колесо для прядения и кручения шелка. Но посоветовавшись и подумавшиѕ совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, погибнут тогда. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии". Конечно, подобные решения тормозили технический и экономический прогресс, приходили в противоречие с требованиями нарождающейся рыночной экономической системы. Однако сегодня человечество находится в принципиально новой ситуации, когда невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы. Кроме того, мы находимся на той стадии научно-технического развития, когда такие последствия возможно и необходимо, хотя бы частично, предусмотреть и минимизировать уже на ранних стадиях разработки новой техники. Перед лицом вполне реальной экологической катастрофы, могущей быть результатом технологической деятельности человечества, необходимо переосмысление самого представления о научно-техническом и социально-экономическом прогрессе. Однако в данном разделе мы хотели бы остановиться на тех практических изменениях в структуре современной инженерной деятельности и социальных механизмах ее функционирования, которые, хотя бы частично, позволяют обществу контролировать последствия технических проектов в обозримом будущем.

Оценка современного научно-технического прогресса: конструктивные решения

Такие последствия развития атомной энергетики, как последствия чернобыльской катастрофы, не всегда возможно предсказать. Но необходимо, хотя бы пытаться это сделать по отношению к новым проектам, проводить соответствующие исследования, выслушивать мнения оппозиционеров еще до принятия окончательного решения, создать правовые механизмы, регулирующие все эти вопросы. В развитых западных странах это связано с так называемой "оценкой техники". Рассмотрим эти проблемы на примере США и ФРГ, пожалуй, наиболее передовыми в разработке этих вопросов.

"Оценка техники означает планомерное, систематическое, организованное мероприятие, которое анализирует состояние техники и возможности ее развития; оценивает непосредственные и опосредованные технические, хозяйственные, в плане здоровья, экологические, гуманные, социальные и другие следствия этой техники и возможные альтернативы; высказывает суждение на основе определенных целей и ценностей или требует дальнейших удовлетворяющих этим ценностям разработок; вырабатывает для этого деятельностные и созидательные возможности, чтобы могли быть созданы условия для принятия обоснованных решений и в случае их принятия соответствующими институтами для реализации".

Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью инженерной деятельности. Вероятно, следовало бы говорить о социальной оценке техники, но в таком случае не фиксируются такие важные аспекты, как например, экологический. Иногда оценку техники называют также социально-гуманитарной (социально-экономической, социально-экологической и т.п.) экспертизой технических проектов. Оценка техники, или оценка последствий техники, является междисциплинарной задачей и требует, несомненно, подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими и естественнонаучными, но и социально-гуманитарными знаниями. Однако это не означает, что ответственность отдельного рядового инженера при этом уменьшается - напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной ответственностью. А такая ответственность означает необходимость развития самосознания всех инженеров в плане

Велись и ведутся серьёзные дискуссии в инженерной среде необходимости разрабатывать принципы профессионального поведения и этику социальной ответственности.

Ранние кодексы инженерной этики подчёркивали первостепенность обязательств инженеров по отношению к работодателю. Проблемы инженерной этики обсуждались обычно в контексте бизнеса. В отличие от учёных, которые всегда имеют возможность избежать ответственности, ссылаясь на то, что конечные результаты исследований не являются легко предсказуемыми. Цехи инженерии обычно хорошо видны. Есть 3 формы, в которых может осуществляться ответственность инженеров за использование техники и её результаты. 1-ая форма—индивиды повседневной практики и их работы. 2-ая—группы в технических обществах. 3-я—вынесение вопросов, ранее бывших в компетенции только специалистов, на публичное обсуждение, в связи с   угрожающими проблемами, возникающими из деструктивных применений техники.

Первичную ответственность несёт за профессиональную правильную работу оптимальное функционирование, надёжные результаты.

Инженер должен поставить технику на службу гуманизации человеческой жизни в этом мире, к чему относится также деятельность в целях сохранения мира, как условия сохранения человеческого существования в будущем.

Инженер должен также принимать во внимание наряду с техническими целями общие социальные цели и ценности и активно реализовывать их.

К сфере ответственности относится также и информация, выходящая за рамки его профессионального труда на данном рабочем месте.

На компетентном  специалисте лежит, прежде всего, ответственность за достаточную информацию лицам, принимающим решения, как технические, так и политические.  

ЭТИКА ИНЖЕНЕРА (греч. ethika, от ethos - обычай, нравственный
характер). Конкретизация общих норм и принципов морали применительно к условиям инженерной деятельности, призванная показать пути разрешения тех нравственных проблем и ситуаций, которые возникают в профессиональной деятельности инженера и требуют от него определенной нравственной позиции. В ряде стран разработаны кодексы морали инженера -Кредо инженера (ФРГ),Кодекс инженерной этики (США) и др., детально определяющие нравственные обязанности инженера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54995. Подорож до весняного лісу 43.5 KB
  Під спокійну музику заходять діти у кімнати. Вихователь: Діти нам час вирушати на прогулянку до лісу діти йдуть по канату один за одним звучить аудіо запис співу птахів. Діти що за звуки ви почули Спів пташок Чому радіють пташки Тому що наступила весна Діти підходять до дерева на якому сидять граки а також шпак біля шпаківні. Шпак Діти а хто знає вірш про шпака Дитина : Прилетіли шпаки дорогі співаки Прилетіли весну зустрічати У шпаківнях нових...
54996. Подорож нашою країною 45.5 KB
  Програмовий зміст: формувати уявлення дітей про нашу державу, місто, право людей на вибір місця проживання. Закріпити та поглибити знання дітей про Україну; розширити знання про народні символи, річки, гори, моря, українську мову, професії (гончар, швачка, вишивальниця), український посуд та національний одяг.
54997. Казкова подорож (з використанням казок В. Сухомлинського) 43 KB
  Матеріал: малюнок із зображенням весняних квітів метелик аркуші з завданням з зображенням метеликів і бджілосінні листочки сніжинка склянки з водою та соломинки по кількості дітей сніжки корзина амулети серветки. Відповіді дітей слідкувати щоб діти відповідали повним реченням вірно вимовляли...
54998. Подорож до зимового лісу 37 KB
  Програмовий зміст: продовжувати ознайомлення малят з особливостями зимової пори року; розширити знання про зміни в природі, пов’язані з приходом зими. Розширити та узагальнити знання дітей про диких тварин, вміння виділяти й характеризувати особливості зовнішнього вигляду, способу їх життя.
54999. Рушаймо в подорож цікаву, рушаймо й пізнаваймо світ... Франція 41 KB
  На відміну від традиційного підходу до вивчення іноземних мов в межах окремої країни, сучасний вчитель має враховувати відношення України з іншими країнами світу та її спрямованість в європейську співдружність.
55000. ЦІКАВИМИ СТЕЖИНАМИ ПО КРАЇНІ МІЦНОГО ЗДОРОВ’Я 191.5 KB
  Мета: виховувати у дітей ціннісне ставлення до власного здоров’я та стимулювати бажання дбати про нього; сприяти усвідомленню учнями необхідності ведення здорового способу життя; нагадати корисні звички які допоможуть зміцнити здоров’я; прищеплювати інтерес до занять фізичною культурою і спортом.
55001. Загадкове Середньовіччя 49.5 KB
  Основні деталі одягу: лляна сорочка плащ поступово зявляються панчохи короткі штани Носили також рукавички спочатку як робочий одяг а згодом як предмет розкоші. Жіночий одяг: на початку середньовіччя жіночий одяг мав відрізнятись від чоловічого але з часом ситуація дещо змінилась.
55002. Подорож до країни Чистоти і Порядку 51.5 KB
  Сьогодні ми друзі відправимось в груподорож. Вчитель Школярі які живуть на цій станції не розчісують і не підстригають волосся. Хочу я напитись чаю Але що це Сам не знаю Самовар мій повний вщерть Утікає шкереберть Що зробилось Вчитель Діти чому від Бруднулі всі речі повтікали З`являється Умивальник .
55003. Подорож моєї мрії 88.5 KB
  Вдале географічне розташування Буковель оточений амфітеатром красивих гір створює комфортні умови для відпочинку в Буковелі. Унікальні кліматичні умови надзвичайна краса карпатських гір живописні ландшафти а також джерела мінеральних вод залучають на відпочинок і лікування в Буковелі велику кількість туристів. Відпочинок в Буковелі добрий у будьякий час року але в першу чергу Буковель вважається гірськолижним курортом тому кращий час його відвідин зимові місяці. Любителі гір з різних куточків світу з'їжджаються на гірськолижний...