78961

Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации

Доклад

Логика и философия

Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации Мировая общечеловеческая цивилизация в нашем представлении – не унифицированное о безличное сообщество людей сформировавшееся на базе западной экономической системы а многообразная общность сохраняющая самобытность и уникальность в составляющих ее рядах. Человечество обремененное духовным кризисом в конце второго тысячелетия оказалось перед лицом труднейшего выбора социокультурных ценностей которые должны составить ядро новой цивилизации. Чтобы ответить на эти вопросы...

Русский

2015-02-10

36.5 KB

9 чел.

43. Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации


       Мировая общечеловеческая цивилизация в нашем представлении –  не унифицированное, о безличное сообщество людей, сформировавшееся  на базе западной экономической системы, а многообразная общность,  сохраняющая самобытность и уникальность в составляющих ее рядах. Ее фундаментальной характеристикой может стать глобальное культурное пространство как следствие межкультурного и межцивилизованного диалога. Человечество, обремененное духовным кризисом в конце второго тысячелетия, оказалось перед лицом труднейшего выбора социокультурных ценностей, которые должны составить ядро новой цивилизации. Кроме того, если, как утверждают этнографы, существует некий "оптиум различий", считающийся постоянным условием развития
человечества, то можно быть уверенным, что различие между отдельными обществами и группами внутри их исчезнут только для того, чтобы появится в иной форме.
       Самобытность – основополагающее условие универсальности. Немецкий культурофилософ Г.Зиммель писал: "Ни один конфликт не существовал напрасно, если время не разрушит его, а заменит его по форме и содержанию другим. Все указанные нами проблематические явления слишком противоречат нашему постоянному, чтобы оставаться неподвижными в нем, и свидетельствуют с несомненностью, а нарастании более фундаментального процесса… Так выполняется настоящее предназначение жизни, которое есть борьба…Абсолютный же мир, который, быть может, также возвышается над этим противоречием, остается вечной мировой тайной" В результате быстро

расширяющегося процесса технизации (т.е. постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств), с одной стороны, сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, с другой, европейская
цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта – утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями. Как преодолеть этот кризис? Возможна ли такая интеграция ценностей западной и восточной культур, которая позволила бы преодолеть отрицательные последствия всевластия
технического феномена, ставшего специфической средой обитания человека?
Справедливо ли утверждение Бертрана Рассела о том, "что наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившиеся водителей, - слепо, безрассудно, без определенной цели".
Чтобы ответить на эти вопросы, выделим те черты, которые
составляют основу западноевропейской культуры и определяют техногенный характер современной цивилизации.

        Во-первых, это представление о природе. В западноевропейской культуре Мир, Природа всегда рассматривались как поле для приложения сил человека: "природа не храм, а мастерская, а человек в ней – работник", "мы не можем ждать милостей от природы, наша задача взять их у нее".
        Во-вторых, человек рассматривается как активное вещество, призванное преобразовать мир. Если сравнивать принцип европейской культуры с принципом восточной, в соответствии с которой мир надо не преобразовывать, а адаптироваться к нему, не навязывать свою волю, а угадывать ритмы изменения мира, то логически неизбежной становится абсолютизация человеческой активности в западноевропейской культуре, приведенная к агрессивности технического вмешательства человека в
природу и породившая одну из острейших проблем современной цивилизации – экологическую.
        В-третьих. В первых двух, культурные черты обуславливают особое понимание человеческой деятельности: с позиции западноевропейской культуры деятельность человека направлена, на преобразование предметов, а не на самого человека. В восточной культуре проявляется стремление к самосовершенствованию человека, что проявлялось и в технических изобретениях.
    В-четвертых, установка на технико-экономическую результативность преобразования внешнего мира породила еще одну важнейшую характеристику техногенной цивилизации акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне
социокультурного измерения. Сама идея о том, что определяющим фактором общественного развития является материальное производство, не могла в принципе свернуть в рамках восточной культуры. Из других культурных универсалий западноевропейской культуры, лежащих в основе техногенной цивилизации, отметим быстрое изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизованном развитии; преобладание научной рациональности; пуританскую этику; ориентацию на автономию личности, ее прав, свободы; особое понимание власти, силы, их характера и природы. Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища одежда), которой способствует средства массовых коммуникаций и современный транспорт: каждый день 3 млн. человек путешествуют из одного конца планеты в другой, более чем 10500 ресторанов "Макдональдс" работают в 50 странах, в любой стране мира можно купить любую газету или журнал, просмотреть с помощью спутникового телевидения множество иностранных телепрограмм. Ныне свыше 1 млрд. людей говорят на английском языке, к 2000 году это число возрастет до 1,5 млрд. По мере глобализации стилей жизни все более заметны знаки противоположной тенденции – борьбы за сохранение уникальности национальных культур.
      Осознание этих характеристик и тенденций современной цивилизации и приводит большинство мыслителей ХХ века к выводу о том, что на этом пути у общества перспектив нет. Собственно в этом и состоит сущность кризиса техногенной цивилизации. Может ли человечество его избежать или найти пути выхода? При существовании двух ответов на эти вопросы: пессимистического "нет" и оптимистического "да", оставим это на суд истории. Будем исходить все- таки из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса. До недавнего времени социокультурный смысл техники вскрывался в системе "Техника-Природа". Экологический и социкультурный смысл техники обнаруживается не в разрозненных частях системы мирового пространства, в которое она вписывается, а лишь в единой системе, где и техника, и сам человек, и природа всегда лишь часть гораздо большего целого-мирового универсума.
Другим важнейшим условием продолжения техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью. Сложность этой задачи в том, что такие оценки лежат в области междисциплинарных подходов. Но эта ответственность в выборе решений дает возможность предотвратить слепые действия людей благодаря информированию о последствиях, позволяет выстраивать альтернативные морали.
Совершенствование оценок техники сегодня сопряжено с периориентацией групповых интересов, что позволяет, предвидя социальные и культурные последствия технической деятельности, ставить определенные пределы в техническом изобретательстве до тех пор, пока не будут найдены способы ликвидации негативных для человечества результатов. И наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются такие революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еще на рубеже XIX и XX веков. Сама логика инженерного мышления и деятельности позволяет предполагать, что подобная революция произойдет в следующем столетии
. На первом этапе главным было понять природу принципов действия технических устройств. Сущность инженерии и таланта изобретателя. А поскольку считалось, что они как бы заложены в природе технического объекта, то дело инженера эту природу обнаружить.
Второй этап развития инженерии связан с пониманием того, что суть инженерии в значительной мере определяется механизмом познавательной деятельности. Следовательно, важно понять как создаются и эксплуатируются технические объекты. На этом, кстати, и базируется современное инженерное образование.
Третий этап связан с социокультурным осмыслением техники, когда она рассматривается в контексте условий ее бытия. Социокультурная парадигма инженерии формирует новые принципы контроля над техникой, и новые принципы технического проектирования в глобальной системе "Техническое устройство – Человек – Окружающая среда". Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектированных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.
Включение социокультурной парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технокритическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31772. Сущность и принципы нормативного метода учета затрат 35.5 KB
  Сущность и принципы нормативного метода учета затрат. Варианты организации нормативного учета затрат Сущность нормативного метода учета затрат Нормативный метод учета затрат система производственного учета объединяющая оперативный аналитический и калькуляционный виды учета тесно связанная с планированием нормированием и организацией производства. предполагает установление норм потребления ресурсов и учетных цен этих ресурсоворганизацию учета по установленным нормам нормативам затрат; учет отклонений от норм с установлением их размера...
31773. Сущность системы «директ-костинг» 37.5 KB
  Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода в котором они были произведены. Маржинальным доходом называется сумма постоянных затрат и прибыли или сумма покрытия. В отчете о финансовых результатах видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов цен реализации и структуры выпускаемой продукции. Хозяйственная деятельность представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов с целью получения прибыли.
31774. Сущность‚ роль и функции экономического контроля в управлении экономикой 31.5 KB
  Функционально система управления любого уровня состоит из системы прогнозирования экономического анализа планирования организации оперативного регулирования учета и контроля. Одним из основных вопросов контроля является определение его сущности. Важным звеном единой системы финансовохозяйственного контроля является экономический контроль.
31775. Система «Стандарт-кост» 23.5 KB
  Отличие от нормативного учета – система управления производством в которой не стоит проблема учета а решается задача точного исполнения; более жестко отслеживатся технологический процесс недопускается никаких отклонений. Ситандарткост более гибкая система при всей ее жесткости.
31776. Системы управленческого учета, их класиификация 28 KB
  Функции управления: планирование Организация деятельности мотивация контроль Класиификация систем управленческого учета: Широта охвата информации систематический учет финансовый учет затрат на производство и регламентацию по составу затрат способам регистрации идентификации и группировки представления отчетности проблемный учет формируется информация об экономической технологической конструкторской и организационной подготовке производства: о ценах реализации ГП управление производственными запасами рационализации расходов...
31777. Сущность системы «директ-костинг» и оценка операционного левириджа 29 KB
  Основа –деление затрат ресурсов на постоянные и переменные части и исчисление сокращеной себестоимости. Систему запретили в 90 гг в РФ Виды системы: классический себестоимостьосновные прямые производственные затраты система переменных затрат в огранич себестоимость включаются все затраты имеющие перменный характер по отнош. К изменению объемов производства и продажи развитая себестоимость=переменные затратычасть постоянных затрат расчитанных на коэффициент использования производственной мощности Достоинства сисемы: выявление...
31778. Роль и значение Международных стандартов учета и финансовой отчетности (МСУ ФО) 40 KB
  Международные стандарты финансовой отчетности МСФО это документы определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты оценки и учета активов обязательств и операций по их изменению. В МСФО обобщена практика учета наиболее развитых национальных учетных систем. Каждый стандарт содержит следующие элементы: номер стандарта его название цели сферы применения порядок учета основные определения раскрытие информации дату вступления в силу.
31779. СРО аудиторов 38 KB
  Саморегулируемая организация СРО аудиторов это некоммерческая организация созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации СРО аудиторов с момента ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций СРО аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям: Объединение в составе...
31780. Объединение аудиторов 37.5 KB
  Саморегулируемая организация аудиторов должна быть создана в форме некоммерческой организации объединять в качестве своих членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих фирм а также состоять в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов. Причем в течение этого года уже существующие профессиональные аудиторские объединения аккредитованные при Минфине России могли провести процедуры приведения своих учредительных документов в соответствии с новыми требованиями и подать заявление в Минфин России о...