78961

Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации

Доклад

Логика и философия

Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации Мировая общечеловеческая цивилизация в нашем представлении не унифицированное о безличное сообщество людей сформировавшееся на базе западной экономической системы а многообразная общность сохраняющая самобытность и уникальность в составляющих ее рядах. Человечество обремененное духовным кризисом в конце второго тысячелетия оказалось перед лицом труднейшего выбора социокультурных ценностей которые должны составить ядро новой цивилизации. Чтобы ответить на эти вопросы...

Русский

2015-02-10

36.5 KB

11 чел.

43. Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации


       Мировая общечеловеческая цивилизация в нашем представлении –  не унифицированное, о безличное сообщество людей, сформировавшееся  на базе западной экономической системы, а многообразная общность,  сохраняющая самобытность и уникальность в составляющих ее рядах. Ее фундаментальной характеристикой может стать глобальное культурное пространство как следствие межкультурного и межцивилизованного диалога. Человечество, обремененное духовным кризисом в конце второго тысячелетия, оказалось перед лицом труднейшего выбора социокультурных ценностей, которые должны составить ядро новой цивилизации. Кроме того, если, как утверждают этнографы, существует некий "оптиум различий", считающийся постоянным условием развития
человечества, то можно быть уверенным, что различие между отдельными обществами и группами внутри их исчезнут только для того, чтобы появится в иной форме.
       Самобытность – основополагающее условие универсальности. Немецкий культурофилософ Г.Зиммель писал: "Ни один конфликт не существовал напрасно, если время не разрушит его, а заменит его по форме и содержанию другим. Все указанные нами проблематические явления слишком противоречат нашему постоянному, чтобы оставаться неподвижными в нем, и свидетельствуют с несомненностью, а нарастании более фундаментального процесса… Так выполняется настоящее предназначение жизни, которое есть борьба…Абсолютный же мир, который, быть может, также возвышается над этим противоречием, остается вечной мировой тайной" В результате быстро

расширяющегося процесса технизации (т.е. постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств), с одной стороны, сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, с другой, европейская
цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта – утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями. Как преодолеть этот кризис? Возможна ли такая интеграция ценностей западной и восточной культур, которая позволила бы преодолеть отрицательные последствия всевластия
технического феномена, ставшего специфической средой обитания человека?
Справедливо ли утверждение Бертрана Рассела о том, "что наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившиеся водителей, - слепо, безрассудно, без определенной цели".
Чтобы ответить на эти вопросы, выделим те черты, которые
составляют основу западноевропейской культуры и определяют техногенный характер современной цивилизации.

        Во-первых, это представление о природе. В западноевропейской культуре Мир, Природа всегда рассматривались как поле для приложения сил человека: "природа не храм, а мастерская, а человек в ней – работник", "мы не можем ждать милостей от природы, наша задача взять их у нее".
        Во-вторых, человек рассматривается как активное вещество, призванное преобразовать мир. Если сравнивать принцип европейской культуры с принципом восточной, в соответствии с которой мир надо не преобразовывать, а адаптироваться к нему, не навязывать свою волю, а угадывать ритмы изменения мира, то логически неизбежной становится абсолютизация человеческой активности в западноевропейской культуре, приведенная к агрессивности технического вмешательства человека в
природу и породившая одну из острейших проблем современной цивилизации – экологическую.
        В-третьих. В первых двух, культурные черты обуславливают особое понимание человеческой деятельности: с позиции западноевропейской культуры деятельность человека направлена, на преобразование предметов, а не на самого человека. В восточной культуре проявляется стремление к самосовершенствованию человека, что проявлялось и в технических изобретениях.
    В-четвертых, установка на технико-экономическую результативность преобразования внешнего мира породила еще одну важнейшую характеристику техногенной цивилизации акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне
социокультурного измерения. Сама идея о том, что определяющим фактором общественного развития является материальное производство, не могла в принципе свернуть в рамках восточной культуры. Из других культурных универсалий западноевропейской культуры, лежащих в основе техногенной цивилизации, отметим быстрое изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизованном развитии; преобладание научной рациональности; пуританскую этику; ориентацию на автономию личности, ее прав, свободы; особое понимание власти, силы, их характера и природы. Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища одежда), которой способствует средства массовых коммуникаций и современный транспорт: каждый день 3 млн. человек путешествуют из одного конца планеты в другой, более чем 10500 ресторанов "Макдональдс" работают в 50 странах, в любой стране мира можно купить любую газету или журнал, просмотреть с помощью спутникового телевидения множество иностранных телепрограмм. Ныне свыше 1 млрд. людей говорят на английском языке, к 2000 году это число возрастет до 1,5 млрд. По мере глобализации стилей жизни все более заметны знаки противоположной тенденции – борьбы за сохранение уникальности национальных культур.
      Осознание этих характеристик и тенденций современной цивилизации и приводит большинство мыслителей ХХ века к выводу о том, что на этом пути у общества перспектив нет. Собственно в этом и состоит сущность кризиса техногенной цивилизации. Может ли человечество его избежать или найти пути выхода? При существовании двух ответов на эти вопросы: пессимистического "нет" и оптимистического "да", оставим это на суд истории. Будем исходить все- таки из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса. До недавнего времени социокультурный смысл техники вскрывался в системе "Техника-Природа". Экологический и социкультурный смысл техники обнаруживается не в разрозненных частях системы мирового пространства, в которое она вписывается, а лишь в единой системе, где и техника, и сам человек, и природа всегда лишь часть гораздо большего целого-мирового универсума.
Другим важнейшим условием продолжения техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью. Сложность этой задачи в том, что такие оценки лежат в области междисциплинарных подходов. Но эта ответственность в выборе решений дает возможность предотвратить слепые действия людей благодаря информированию о последствиях, позволяет выстраивать альтернативные морали.
Совершенствование оценок техники сегодня сопряжено с периориентацией групповых интересов, что позволяет, предвидя социальные и культурные последствия технической деятельности, ставить определенные пределы в техническом изобретательстве до тех пор, пока не будут найдены способы ликвидации негативных для человечества результатов. И наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются такие революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еще на рубеже XIX и XX веков. Сама логика инженерного мышления и деятельности позволяет предполагать, что подобная революция произойдет в следующем столетии
. На первом этапе главным было понять природу принципов действия технических устройств. Сущность инженерии и таланта изобретателя. А поскольку считалось, что они как бы заложены в природе технического объекта, то дело инженера эту природу обнаружить.
Второй этап развития инженерии связан с пониманием того, что суть инженерии в значительной мере определяется механизмом познавательной деятельности. Следовательно, важно понять как создаются и эксплуатируются технические объекты. На этом, кстати, и базируется современное инженерное образование.
Третий этап связан с социокультурным осмыслением техники, когда она рассматривается в контексте условий ее бытия. Социокультурная парадигма инженерии формирует новые принципы контроля над техникой, и новые принципы технического проектирования в глобальной системе "Техническое устройство – Человек – Окружающая среда". Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектированных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.
Включение социокультурной парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технокритическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70565. Науково-технічна революція як прояв перетворення науки в продуктивну силу виробництва 128.51 KB
  Науково-технічна революція знаходить прояв у докорінних якісних змінах в системі сучасних продуктивних сил на основі застосування найновіших наукових досягнень дедалі більшого перетворення науки на безпосередню продуктивну силу. Вплив науковотехнічної революції розповсюджується...
70566. Загальні відомості про наукове пізнання 198.36 KB
  Загальні відомості про наукове пізнання Наукове пізнання суспільно-історичний процес творчої діяльності людини що формує її знання про навколишній світ і саму себе. У філософії пізнання визначено як діалектичний процес взаємодії субєкта з обєктом. Субєктом пізнання може бути...
70567. Методи наукового пізнання 279.67 KB
  Метод від грецького шлях до чого-небудь у найбільш загальному випадку означає спосіб досягнення мети певним чином впорядкована діяльність. Науковий метод це спосіб пізнання явищ дійсності їх взаємозвязку і розвитку. Метод як засіб пізнання є спосіб відтворення в мисленні...
70568. Стихійні лиха та небезпечні природні явища 136.5 KB
  Атмосферні бурі смерчі урагани грози зливи та снігопади град ожеледь посухи пожежі заморозки екстремально низькі температури обмерзання високих споруд та літальних апаратів. За останні роки пожежі стали все частішим явищем які призводять до виникнення трагічних надзвичайних ситуацій.
70569. Целевые аудитории паблик рилейшнз в политической коммуникации 141 KB
  Взаимоотношения со СМИ в рамках избирательной кампании. Учитывается и роль таких факторов как деятельность СМИ характер ведения избирательной кампании влияние друзей знакомых экономическая и политическая конъюнктура. с включением поэтапно субъективных факторов личных оценок...
70570. Вычислительная математика 4.17 MB
  Для оценок погрешностей при вычислении функций аргументами которых являются приближенные числа более полным оказывается общее правило основанное на вычислении приращения погрешности функции при заданных приращениях погрешностях аргументов.
70572. Системы линейных уравнений 693.5 KB
  Запишем систему линейных алгебраических уравнений с неизвестными: Совокупность коэффициентов этой системы запишем в виде таблицы: Данная таблица элементов состоящая из строк и столбцов называется квадратной.
70573. УПРАВЛЕНИЕ БАЗАМИ ДАННЫХ 1.38 MB
  Теперь когда многообразный компьютерный мир стал столь коммуникабельным разработчики и пользователи хотят без особых проблем взаимодействовать с множеством баз данных разработанных индивидуально. Пользователи вводят команды SQL в интерактивных программах с целью выборки данных...