78963

Анализ форм правления и их роли в современном государстве

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Узнать какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти; каким субъектом права осуществляется верховная власть; какова структура высших органов государственной власти; каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти...

Русский

2015-09-20

181 KB

0 чел.

Введение

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в российском обществе. Я считаю, что тема моей работы актуальна на сегодняшнее время, так как  на данном этапе развития Российского государства возникают проблемы при выборе формы правления.

На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в центре внимания находились два вопроса:

1) какие формы правления существуют

2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для данного времени в данной стране.

Вот эти то основные проблемы и будут являться целью моего исследования. В настоящее время форма правления входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство.

В литературе присутствует несколько формулировок формы правления. Одни авторы дают краткое значение, другие более подробное, включающее основные характеристики. Так, например, доктор юридических наук, профессор И.Л. Солоневич дает такую формулировку: под формой правления подразумевается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти1.

О.И. Зазанве: форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве2.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе, вплоть до настоящего времени указанный критерий количественный в своей основе - остался. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу. В связи с этим выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

Объект настоящей курсовой работы - это теоретические взгляды на проблемы формы правления.

Предметом является действующее законодательство, комментарии к нормативно-правовым актам, учебная и монографическая литература, судебная практика.

Целями курсовой является анализ форм правления и их роли в современном государстве.

Задачами моей работы является: - узнать какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти; - каким субъектом права осуществляется верховная власть; - какова структура высших органов государственной власти; - каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти; - какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти; - какова степень ответственности субъекта, наделённого верховной властью, перед населением.

1. Основные формы правления

«Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом».3 

Специфику конкретной формы государства обуславливает ряд факторов, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения, наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности, уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:

- форму правления;

- форму государственного устройства;

- форму государственного режима.

Их соотношение  в одном, конкретно взятом государстве не является постоянным, заданным на века, оно видоизменяется, а изменчивость во взаимосвязях зависит от многих причин, требующих специального рассмотрения и анализа. Эти элементы будут рассмотрены в приложении к моей работе. Остановимся более подробно на форме правления:

«Форма правления – принцип организации государственной власти, выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними».4

Основные учения о форме правления в государственно-организованном обществе заложили античные философы Платон, Аристотель, Полибий,  Цицерон и др. В частности, Аристотель выделял базисные критерии данной системы в зависимости от числа правящих, рассматривая соответственно:

- верховную власть, осуществляемую единолично. При этом она может быть «правильной» формой правления в случае, если это монархия (от греч. monarchia - единовластие) как власть, полученная от Бога и передаваемая по наследству. Если же лицо утвердилось на троне неправедно, то речь должна идти о тирании (от греч. tirannis – правление, основанное на деспотизме и насилии);

- верховную власть, осуществляемую немногими. Это либо узкий круг лиц, который может иметь на то право в качестве признанной на то элиты - аристократии (от греч. aristos и kratos – лучшая власть), либо представлять группу, захватившую власть, - олигархию (от греч. oligos и arche – власть немногих, обретших её незаконным путём);

- верховную власть большинства, когда правление государством осуществлялось народом. Аристотель отдавал предпочтение политики как государству умеренной демократии, нежели охлократии (ochlos и kratos – власть черни) – необузданному господству плебса как форме вырождения демократии.5

Традиции древних мыслителей в своей основе переняты современностью. И сегодня фактически форма правления определяется зависимостью от того:  

  •  как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
  •  какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
  •  как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  •  в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.6

Различия же проводятся по порядку и условиям избрания и замещения главы государства, а также по тому, как взаимно согласуются полномочия среди выразителей верховной государственной власти. Именно порядок замещения должности главы государства положен в основу выделения таких форм правления, как:

  •  монархия;
  •  республика.


1.1 Монархические формы правления

«Монархия-это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, по наследству».7 

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монархом по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.

Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного правления:

Древневосточная монархия:

В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.

«Деспотия - (греч. despotéia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти»8, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

- в Древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер;

- в Древней Индии - наличие Совета царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности верховной власти монарха. Кроме того, наряду с монархиями в древней Индии существовали отдельные государства, основанные на республиканской форме правления (демократические - «ганы», аристократические - «сингхи»).

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке. Настоящая деспотия в истории существовала, но не как стабильный строй, продолжающийся длительное время, а как редкая ситуация, очень краткая во времени. Страны Древнего Востока объединяет не деспотическая форма государственного правления, а их неповторимая цивилизация, которая оставила неизгладимый след в истории человечества.9

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.):

Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии два периода:

- принципат;

- доминат.

«Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)».10При принципате действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменяет решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

«Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. III в.)».11В этот период полностью исчезают республиканские учреждения.

Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Император открыто провозглашал своё божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно – судебного и военного аппарата. Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней её стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере получили реальное отражение в государственности Франции, Германии, Испании, самой Италии. Римская империя – составная часть римской цивилизации. Это время дало человеческой истории не только Калигулу и Нерона, но и таких выдающихся мыслителей, учёных, литераторов, архитекторов, юристов, историков, как Сенека и Плиний Старший, Марк Аврелий и Апулей, Корнелий Тацит и Аппиан, Петроний и Флакк, Овидий и Марциал. И по сей день, поражают человеческое воображение непревзойдённые архитектурные творения Древнего Рима – Колизей и Пантеон.

Феодальная (средневековая) монархия:

Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:

раннефеодальная монархия;

сословно-представительная монархия;

абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками: - раздробленность территории; - слабость центральной власти; - непрочность государственного устройства; - наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов. Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Империи возглавлялись единым владыкою – королём, великим князем, халифом или ханом. Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи, и она распадается на отдельные изолированные государства.

«Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления,  при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)».12 Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании – кортесы, в России – Земский собор) возникают в результате:

- преодоления феодальной раздробленности;

- развития товарно-денежных отношений;

- создания централизованной монархии.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

  •  духовенства;
  •  дворянства;
  •  представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:
  •  законодательской деятельностью;
  •  контролем за финансами.

Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные: - аппарат центральной исполнительной власти; - разветвленный аппарат местной исполнительной власти; - постоянная армия, всецело подчиненные монарху.

«Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)».13 Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

- отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;

- ликвидация или полный упадок представительных учреждений;

- юридически не ограниченная власть монарха;

- наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по – прежнему имеет принудительную направленность. Сыграв в течение известного времени положительную роль в мировом историческом процессе, абсолютная монархия довольно быстро уступила место более прогрессивным формам государственности.

Конституционная монархия:

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве. Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Конституционная монархия бывает:

парламентской;

дуалистической (практически изживает себя).

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: - правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент; - лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства; - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует; - законодательные акты принимаются парламентом; - правительство ответственно только перед парламентом.

Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим режимом (Великобритания, Бельгия, Нидерланды).

Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки: - правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте; - правительство не ответственно перед парламентом

Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг. В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчинённое ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

1.2 Республиканские формы правления

«Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок».14

Общими признаками республиканской формы правления являются: - существование единоличного и коллегиального глав государства; - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; - осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа; - юридическая ответственность главы государства; - обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; - преимущественная защита интересов граждан государства; - взаимная ответственность личности и государства.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. В окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, всё больше наполнялась демократическим содержанием.

Выделяются следующие разновидности республиканской формы государственного правления:

Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.):

Основными органами Афинского государства являлись: - народное собрание; - Совет пятисот; - Выборные должностные лица; - Суд присяжных; - ареопаг;

Народное собрание - верховный орган Афин. Ему подчинялись все другие органы и должностные лица. В его работе принимали участие полноправные афинские граждане, достигшие 20 лет. Компетенция  народного собрания была обширной, оно: - принимало законы; - избрало и проверяло деятельность должностных лиц; - решало вопросы войны и мира; - ведало религиозными делами, вопросами продовольствия; - конфисковывало имущество; - ведало внешними сношениями; - издавало постановления частного характера.

Совет пятисот – высший орган исполнительной власти. Представлял собой контрольно-исполнительный орган, который формировался из представителей афинских территориальных подразделений (полисов).   Функции совета пятисот:

  •  обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;
  •  решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические отношения);

Ареопаг – чрезвычайно влиятельный орган государственной власти. Состоял ареопаг из архонтов (высших должностных лиц полисов) и бывших архонтов, которые назначались пожизненно. Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций, и он превратился в чисто судебный орган. К его компетенции, помимо дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:

- право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;

- контрольные функции.

Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись Советом пятисот и контролировались ареопагом, что указывает на наличие уже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделения властей: народное собрание – законодательный орган; совет пятисот – исполнительная власть; ареопаг – верховная судебная власть. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, на которых там строилось республиканское правление: - выборность;

- срочность полномочий; - коллегиальность; - подотчетность; - отсутствие иерархической подчинённости; - возмездность за исполнение государственных функций.

Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н.э.)

Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Наряду с явными пережитками общинного строя, Спарта располагала сильным войском, удерживающим в повиновении многочисленных рабов – илотов. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменной организации власти и включавшую в себя следующие основные органы:

  •  монархи;
  •  народное собрание;
  •  совет старейшин (герусия).

Во главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью: - являлись военачальниками; - осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины; - ведали делами культа.

Народное собрание - в силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось: - принятием законов; - избранием должностных лиц; - решением вопросов войны и мира, союза с другим государством; - определением порядка наследования должности царя.

Совет старейшин - состоял из двух царей и 28 членов совета, избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров, ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела, решали вопросы внешней политики, осуществляли набор войск15. Совет старейшин обладал следующими полномочиями: - рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания; - мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его; - участие в переговорах с другими государствами; - рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений.

Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.):

Важнейшими государственными органами Римской республики являлись:

  •  народные собрания;
  •  сенат;
  •  магистратура.

В компетенцию народных собраний в основном входило: - принятие законов; - избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров); - объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената, который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными полномочиями: - контроль законодательной деятельности народных собраний, выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в последствии в предварительном рассмотрении (с правом отклонения) законопроектов; - контроль избрания народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, впоследствии - кандидатов); - право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые финансовые расходы; - утверждение договоров о мире и союзе; - назначение командующих войсками; - принятие решения об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в компетенцию которых входило: - высшая военная власть и право заключать перемирие; - право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них; - право издавать приказы и принуждать к их исполнению; - право суда и назначения наказания.

Обвинять Римскую республику в «аристократизме» было бы, видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном обеспечивала: - выборность и срочность полномочий должностных лиц; - их подотчетность народным собраниям; - коллегиальное устройство государственных учреждений.

Заслуга римской государственности состоит в том, что она оказала большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформулировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности. Они подразделяли систему права на две части:

  •  право частное (регулировало отношения между отдельными лицами);
  •  право публичное (включало все те нормы, которые относятся к «положению Римского государства» как целого, и частное право).

Города-республики (феодальные республики):

Феодальные республики, складывающиеся в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, возникают в средние века наряду с феодальными монархиями. Эта форма государственного правления является следствием перерастания городского самоуправления в суверенитет. Структура власти в таких городах в основном включала: - городского голову (мэра); - собрание жителей города; - совет, состоящий из представителей аристократии.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя – в Италии, Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии, Франции, Англии, где основную роль играли не землевладельцы, а купцы и ремесленники. Структура государственной власти городов – республик была несложной. Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений. Если крепостной, отмечалось в грамотах, проживает год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он навсегда получает свободу.

Парламентская  республика:

Это разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несёт коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями: - обнародует законы; - издаёт декреты; - имеет право роспуска парламента;

- назначает главу правительства; - является главнокомандующим вооружёнными силами и т.д.

Функции парламента:

- законодательная деятельность;

- контроль за исполнительной властью.

Полномочия парламента:

- разрабатывает и принимает государственный бюджет;

- определяет перспективы социально – экономического развития страны;

- решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает:

- демократизм общественной жизни;

- свободу личности;

- создаёт справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности.

Президентская республика:

Одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики: - внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; - ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; - более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. В США президент избирается населением страны путём косвенных выборов – через коллегию выборщиков. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в Российской Федерации с 1991 года. Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: - имеет право роспуска парламента; - является верховным главнокомандующим; - объявляет чрезвычайное положение; - утверждает законы путём их подписания; - председательствует в правительстве; - назначает членов Верховного суда; - осуществляет право помилования.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, соответствующий в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного формирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надёжной охраны её прав и разнообразных интересов.

Социалистическая республика:

«Социалистическая республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией».16

Особенности социалистической республики: - законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений; - ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим основу государственного аппарата; - исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны органам законодательной власти; - высшие и местные ораны объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма; - сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме для того, чтобы государственная власть могла суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ; - руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и его партии.

Изначально, выступая, как государственная форма диктатуры пролетариата, социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы правления, в корне отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры не пригодна. Теоретические основы будущей социалистической республики были заложены в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Дальнейшее развитие эта теория получила в работах В. И. Ленина и была применена на практике в условиях России. Различают три разновидности социалистической формы государственного правления:

  •  Парижская коммуна;
  •  Республика Советов (Советская республика);
  •  народно-демократическая республика.

«Парижская коммуна (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса...»17

Считаясь примером новой формы государственного правления, прообразом будущего социалистического государства, она отличилась следующим: - реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права; - отменила привилегии депутатов и ввела право их отзыва; - осуществила выборность и сменяемость должностных лиц; - полностью разрушила старый государственный аппарат, и сформировала новый (вместо армии и полиции - национальная гвардия; новый суд; высший орган - Совет коммуны, избиравших десять комиссий); - полностью отвергла парламентаризм и связанный с ним принцип разделения властей (Коммуна - законодательный, исполнительный и одновременно судебный орган); - отделила церковь от государства; - приняла ряд мер по улучшению материального положения широких слоев населения.

Выводы, сделанные на основе опыта Парижской коммуны Марксом и Энгельсом, были восприняты, развиты и реализованы на практике путем революций последователями марксистско-ленинского учения.

«Республика Советов - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России».18 

Разработавший теоретические основы советской республики В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной организацию власти и выделяет следующие ее признаки:

- слом старого государственного аппарата и образование таких органов власти, которые обеспечивали бы защиту себя как завоеваний революции при помощи вооруженной силы рабочих и крестьян;

- совмещение  в Советах как в политической основе государственного строя функций законодательного и исполнительного органа;

- формирование Советов по принципу открытого классового представительства как Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;

- обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, где руководящая роль принадлежит партии рабочего класса.

В ходе исторического развития Республика Советов, представляющая собой по сравнению с буржуазным парламентаризмом шаг вперед всемирно-исторического значения (В.И.Ленин), провозгласила себя в Конституции СССР 1977г. обществом «развитого социализма», а советское государство «общенародным», юридически наделила Советы более широкими полномочиями, но последние, как и раньше, продолжали быть декоративным придатком всемогущественной «партии рабочего класса».

Таким образом, Республика Советов превращается в тоталитарное государство, построенное на принципах антидемократического управления обществом, где вся власть принадлежит партийному аппарату, т.е. его немногочисленным руководителям.

«Народно-демократическая республика - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в исторических условиях Второй мировой войны и после нее в ряде стран Европы и Азии при решающем участии СССР и Советской Армии».19

Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших под влияние СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.). В странах народной демократии декларативно провозглашались:

- верховенство представительных органов;

- народный суверенитет;

- тесная связь народа с государственным аппаратом.

В действительности же государственная власть в этих странах была узурпирована партийной верхушкой, которая при поддержке советской партократии проводила в жизнь общие для всех социалистических государств принципы антидемократического управления обществом. Советская и народно – демократическая формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей.

Смешанная («полупрезидентская») республика:

Это «промежуточная» форма правления, в которой в различных сочетаниях используются элементы, характерные для классических форм правления. В этих республиках парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству (Франция, Финляндия, Польша, Австрия, Ирландия, Португалия). Существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент. Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. В такой республике повышается самостоятельность правительства по сравнению с президентской  республикой.

Иногда вообще трудно провести грань между парламентской и президентской республикой (Турция, Шри-Ланка, Перу, Россия, Украина). В определённых случаях возникает по существу новая форма республики: полупрезидентская, полупарламентская, с преобладанием черт той или другой республики, а иногда с такими чертами, которые не были присущи ни президентской, ни парламентской республике.20

2. Сходства и различия «монархии» от «республики»

В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании формы правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями. Возникают трудности при проведении чётких границ между абсолютной и дуалистической, между дуалистической и парламентарной монархиями, между парламентскими, полупрезидентскими и президентскими республиками. Кроме того, в форме правления конкретных государств иногда сочетаются монархические и республиканские принципы. Например, выборы монархов в Объединённых Арабских Эмиратах и Малайзии, а ведь выборность (в противоположность наследованию) главы государства – важнейший признак именно республиканской формы правления. Известны также республики с пожизненными президентами. В своё время такая ситуация, характерная для монархий, имела место, к примеру, в Центрально – Африканской Республике, в Тунисе. В развитых странах различия между монархией и республикой практически не имеют значения; по степени демократичности порядка управления та же монархия Великобритания мало, чем отличается от республики Франции. Однако в развивающихся государствах эти различия могут иметь весьма существенное значение для демократизации политического строя.21В связи с этим конституционалисты пытаются уточнить понятие формы правления, найти новые подходы классификации государств по этому признаку. Монарх в этой группе стран обладает весьма реальными властными полномочиями, подданство (гражданство) рассматривается как личная верность монарху, он направляет работу парламента и даже распускает его на многие годы (Марокко), а то и на два - три десятилетия (Иордания) и правит без него. Поэтому, например, в тех арабских странах, где существует монархия, их политический строй существенно отличается от республик, хотя во всех этих странах, применяются, правда, в разной степени, принципы шариата. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшемуся ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрёл и тот факт, наследственный или выборный глава государства в стране, и то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не провозглашение республики и монархии, а то, какая разновидность республики или монархии установлена.22 Большие отличия от монархии имеет республика в сфере образования органов власти. По существу, республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но непреложным остаётся тот факт, что народ так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает её соотношение с правами, свободами и интересами других людей23. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе. Современная юриспруденция пытается отличить монархию от республики по правовому положению верховного государственного органа. Обычно считается, что верховный орган государства есть тот, который имеет право принимать решающее участие в законодательстве и в управлении, а до известной степени и в организации правосудия. И в монархии, и в республике этот орган является единоличным: единственная персона монарха и единственная персона президента. И если права этой персоны наследственны, длятся бессрочно или пожизненно и сама сия персона не подлежит за свои действия ни ответственности, ни санкции, то это есть монарх, а строй, возглавляемый им, есть монархический. Если же права этой персоны приобретаются на основании избрания, если они ограничены определённым, заранее установленным сроком и сама эта персона за свои действия формально ответственна, то это президент и республиканский строй правления.24 Надо признать, что при тщательном историческом изучении отличие монархии от республики растворяется в целом множестве неуловимых переходов и нахождение единого и определённого формального критерия представляется неосуществимым. Так, прежде всего единоличность верховного государственного органа не подтверждается ни в республиках, ни в монархиях. В республиках во главе государства стояло нередко не одно лицо, а два лица или целая коллегия (например, в республиканском Риме государство возглавлялось не одним консулом, а двумя). Но это не решает и вопроса о монархии, потому что история знает множество случаев, когда в одной стране, в одно и тоже время был не один монарх, а два и более. Таким образом, нельзя признать единоличность верховного государственного органа как присущую всем республикам и всем монархиям. Напрасно было бы думать, что монарх вступает на престол всегда по праву наследия, а президент всегда избирается. История даёт многое множество избранных государей, и всё время сообщает нам о монархах, вступивших на престол не по наследству и не по избранию (например, голландские резиденты были наследственны и пожизненны, но не были монархами). Верховенство царской власти также не является постоянным признаком монархии. Правда, в современной теории можно найти такое утверждение, что монарх есть лицо, которое принимает решающее участие в осуществлении верховной, законодательной и правительственной власти в государстве25. Монархическое государство не может иметь ни в области законодательства, ни в области управления легальной воли, которая не была бы в то же время легальною волею монарха. Но, в то же время, история изобилует царями, королями и императорами – зависимыми, ограниченными, политически бессильными, юридически подчинёнными, завоёванными, покорёнными, приравненными к государственным чиновникам или управителям. Нельзя сказать о монархе, что полномочия его бывают, бессрочны и пожизненны (например, Октавиан Август, принял и утверждал свой «принципат» как срочный). Отсутствие достаточных различий в политическом строе европейских монархий и республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления)26. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований.

Заключение

Таким образом, после рассмотрения различных форм правления, мы приходим к следующим выводам. Проблема формы правления – это, прежде всего проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом. Многие мыслители со времён Платона и Аристотеля занимались поиском наилучшей, совершенной формы правления. Существует ли она? В настоящее время представляется возможным оставить этот вопрос открытым. Нет идеальной, пригодной абсолютно для всех государств модели организации высших органов государственной власти. Обычно та или иная форма правления складывается исторически в процессе борьбы различных политических сил данного общества.27 И. А. Ильин считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным»28. Монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, все государства облекаются именно в названных формах.

О выборе устройства государства говорят его важнейшие законодательные акты, прежде всего конституция. В высшем законе страны, в главах, содержащих основные принципы или основы государственного строя, закрепляются:

- определённый порядок образования и организации высших органов власти и управления (страна провозглашается монархией или же государством с республиканской формой правления);

- внутренняя структура государства, характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей, степень их самостоятельности и уровни взаимоотношений между собой (конституцируются унитаризм или же федерализм как виды формы территориального устройства страны);

- совокупность методов и средств осуществления государственной власти и их воплощения в государственном строе (государство как бы идентифицируется, поскольку политический режим, установленный в стране, непосредственно связан с изменениями в иных формах государства).

В качестве примеров конституционного закрепления форм государства можно привести принципиальные нормы основных законов различных по видам государственной формы страны – участников мирового сообщества.

Так, Конституция Эстонской Республики в ст. 1 объявляет страну демократической республикой, где носителем верховной власти является народ, а «по своему государственному строю, Эстония единое государство, административно – территориальное деление которого устанавливается законом»29. В положениях первых статей основного закона речь идёт об унитарном государстве с демократическим режимом осуществления власти на основе республиканской формы правления.

Ряд стран более конкретно указывает не только на форму государственного устройства и правления, но и на её вид, закреплённый конституционно. В частности в Конституции Республики Казахстан в ст. 2 прямо утверждается, что Казахстан «является унитарным государством с президентской формой правления»30.

Не следует однозначно, примитивного привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство - монархия, буржуазное, а тем более, социалистическое государство - республика. Особенно относительной бывает связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии. Адекватной этим политическим и экономическим потребностям может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров31.

Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления32, призвана обеспечить стабильность и работоспособность правительства за счёт его подконтрольности парламенту при усложнённой процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.33Итак, в парламентской республике главная роль принадлежит не правительству и не президенту, а именно парламенту. К этому стремится и сегодняшняя Россия, где Госдума стремится отобрать у президента его важнейшие функции, в частности назначение премьер – министра. Если Госдума добьётся своего, то наша страна перейдёт от президентской к парламентской республике. Тогда премьер – министр, официально не являющийся главой государства, реально станет первым лицом. Таково положение дел в нынешней Англии.34 Монарх – лишь символ власти. Реальную же власть осуществляют парламент и правительство. Парламент стоит на страже законов и конституции, а правительство следит за их осуществлением и текущей политикой, причём не только внешней, но и внутренней. Форма правления современной России близка к таковой в США. В обоих случаях это президентская республика. Но в США президент выступает главой государства, и правительства, а у нас – только государства. Но все принципиальные решения глава правительства согласует с президентом. Он не самостоятелен.35

Каждая из рассмотренных форм имеет свои плюсы и минусы. Полуабсолютно – теократическая форма обеспечивает очень высокую стабильность государственного управления, которая поддерживается, прежде всего, религией. Смена правителя не влечет, к какой либо дестабилизации в государстве, просто место одно монарха занимает другой. Прочная стабильность обеспечивается в дуалистической монархии, поскольку монарх пожизненно занимает свой пост, готовит заранее себе сына – преемника, он назначает и смещает правительство. Смена партий в парламенте не влияет на стратегию и методы управления. Стабильность правительства (министров) обеспечивается во всех формах президентских республик, так как парламент не формирует его, а иногда парламента вовсе нет. Однако во всех этих случаях ответственность исполнительной власти перед парламентом имеет крайне неразвитый характер, а его наиболее острые формы (вотум недоверия) отсутствуют. Введение этих форм ответственности в конституциях при властном президенте не реализуется на практике. В парламентарной монархии и парламентарной республике партийная принадлежность министров, состав правительства полнее и точнее отражает изменения общественного мнения, его колебания, прежде всего через парламент. Однако  это ведёт к значительному недостатку – нестабильности правительства36. Партийные коалиции распадаются. С целью преодолеть недостатки парламентарной и президентской форм и соединить их плюсы в современных условиях всё чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной республики.

Постигнуть жизнь и смысл государственной формы невозможно помимо правосознания. Потому что всякая государственная форма - прежде всего «порождение» или «произведение» правосознания – конечно, не личного, но множества сходно живущих, сходно «построенных» и долго общающихся личных правосознаний. Возникает акт национального правосознания, национального самочувствия и самоутверждения, и из него вырастает исторически государственное право – сознание и государственная форма народа. Можно было бы сказать: у всякого народа своя особая «душа», и помимо неё его государственная форма непостижима.37

Список использованных источников и литературы:

  1.  Нормативно-правовые акты:
    1.  Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993.
  2.  Литература:
    1.  Бабаев В. К. Теория государства и права. - М., 2002 .
    2.  Баглай М. В., Лейбо Ю. И., Энтин Л. И. Конституционное право зарубежных стран. - С., 1992.
    3.  Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 2000.
    4.  Габричидзе Б. Н., Ким - Кимэн А. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право. - М., 2003.
    5.  Гойман В. И. Общая теория государства и права. - М., 1998 .
    6.  Зазанве О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Юрист. - 2006 - №1.
    7.  Золотарёв Г.Е. Конституции зарубежных стран. - М., 2007.
    8.  Ильин И. А. О монархии и республике. - М., 1995.
    9.  Ильин И. А. Форма правления (фундаментальное исследование проблем формы правления). - М., 1997 .
    10.  Ильин И. А.О государственной форме // Советское государство и право.- 1991 - № 11.
    11.  Корельский М. В., Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М., 2001.
    12.  Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. - М., 2005.
    13.  Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. - Ростов - на - Дону, 2002.
    14.  Матузов Н. И., Малько В.А. Теория государства и право. - М., 2001.
    15.  Оксамытный В. В. Теория государства и права. - М., 2004.
    16.  Перевалов В. Д., Алексеев С. С. Теория государства и права. - М., 2004.
    17.  Радько Т. Н. Теория государства и права. - М., 1995 .
    18.  Солоневич И. Л. Народная монархия. - М., 2001.
    19.  Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1999.
    20.  Сырых В. М. Теория государства и права. - М., 2004.
    21.  Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1995.
    22.  Черданцев А. Ф. Теория государства и права. - М., 2002.
    23.  Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. - М., 1994.
    24.  Чиркин М. Е. Теория государства и права. - М., 1992.

1 Солоневич И. Л. Народная монархия. - М., 2001. С. 4.

2 Зазанве О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Юрист. - 2006 - №1. С.100.

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995. С. 67.

4 Бабаев В. К. Теория государства и права. - М., 2002. С. 89.

5 Гойман В. И. Общая теория государства и права. - М., 1998. С. 100.

6 Матузов Н. И., Малько В. А. Теория государства и права. - М., 2001. С. 242.

7 Радько Т. Н. Теория государства и права. - В. 1995. С. 115.

8 Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. - М., 2002. С. 26.

9 Перевалов В. Д., Алексеев С. С. Теория государства и права. - М., 2005. С. 124.

10 Матузов Н.И., Малько В. А. Теория государства и права. - М., 2001. С. 245.

11 Там же. - С. 247.

12 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,1995. С.104.

13 Черданцев А. Ф. Теория государства и права. - М., 2002. С. 125.

14 Сырых В. М. Теория государства и права. - М., 2004. С. 223.

15 Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 2000. С. 125.

16 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995. С.113.

17 Матузов Н. И., Малько В. А. Теория государства и права. - М., 2001. С. 276.

18 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995. С.115.

19 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1995. С. 117.

20 Баглая М. В., Лейбо Ю. И., Энтин Л. И. Конституционное право зарубежных стран. - С., 1992. С. 495.

21 Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. - М., 1994. С. 30.

22 Баглая М. В., Лейбо Ю. И., Энтин Л. И. Конституционное право зарубежных стран. - С., 1992. Т. 2. С. 84.

23 Оксамытный В. В. Теория государства и права. - М., 2004. С 93.

24 Ильин И. А. О монархии и республике. - М., 1995. С. 629.

25 Ильин И. А. Форма правления (фундаментальное исследование проблем формы правления). - М., 1997.  С 115.

26 Корельский М. В., Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М., 2001. С.156.

27 Чиркин М.Е. Теория государства и права. - М., 1992. С 144.

28 Ильин И. А. О государственной форме// Советское государство и право. – 1991 - № 11. С. 36.

29Золотарёв Г.Е. Конституции зарубежных стран. - М., 2007. С. 312.

30Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1999. С. 84.

31 Габричидзе Б. Н., Ким – Кимэн А. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право. - М., 2003. С. 142.

32 Конституция Российской Федерации // Российская  газета. 1993. 25 декабря. Р.1, гл. 1, ст. 1, ч.1.

33 Баглая М. В., Лейбо Ю. И., Энтин Л. И. Конституционное право зарубежных стран. - С., 1992. С. 471.

34 Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. - М., 2005. ч.2. С. 36.

35 Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. М., 2005. ч.2. - С.32.

36 Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. - Ростов – на – Дону, 2002. С. 106.

37 Ильин И. А. Форма правления (фундаментальное исследование проблем формы правления). - М., 1997. С 120.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32621. Докладно описати питання щодо пасажирської технічної станції (ПТС): 1) призначення і класифікація; 2) основні пристрої; 3) основні операції, що виконують на станції; 4) умови застосування; 5) переваги та недоліки окремих ПТС 116.5 KB
  1 ПТС призначаються для переформування ремонту очищення і екіпірування пасажирських составів. Станції бувають крупні 1520 составів за добу і середні 815.20 составів. На технічних парках менше ніж 68 составів.
32622. Аналіз схем двосторонніх станцій с послідовним розташуванням основних парків. Описати системи гіркової автоматики 216.5 KB
  Для комплексної механізації і автоматизації процесу сортування вагонів сортувальні гірки обладнуються локальними системами автоматики ГАЦ ГПЗУ АРС АЗСР ТГЛ пристроями зв’язку телебачення сигналізації. Під час роботи в маршрутному режимі оператор натисканням кнопки яка відповідає номеру підгіркової колії встановлює маршрут для кожного відчепу перед розпуском його з гірки. Система АСУ РСГ дозволяє регулювати швидкість насуву і розпуску составів швидкість руху відчепів з гірки керувати маршрутами руху відчепів з контролем...
32623. Докладно описати такі питання: визначення спеціальної вантажної станції, спеціалізація спеціальних вантажних станцій,основні операції,які виконують на спеціалізованих вантажних станціях 677.5 KB
  Докладно описати такі питання: визначення спеціальної вантажної станції спеціалізація спеціальних вантажних станційосновні операціїякі виконують на спеціалізованих вантажних станціях. Спеціалізовані вантажні станції це вантажні станції що будуються в пунктах масової переробки однорідних вантажів і забезпечують ритмічність і потоковість обробки масових вантажів і прискорену обробку рухомого складу на станції ефективне використання вантажнорозвантажувальних механізмів і скорочення обсягу роботи сортувальних станцій за рахунок формування...
32624. Дати технічну характеристику колієпроводів 992.5 KB
  Минимальная длина путепроводной развязки в плане определяется в зависимости от радиуса кривой и угла пересечения. Рис 1 – К расчету путепроводной развязки в плане. Длина путепроводной развязки в плане должна быть не менее длины развязки в профиле Lnл Lпp Длина путепроводной развязки в профиле зависит от характера подходов. Минимальная длина развязки в профиле: Lпр=lпод0.
32625. Особливості проектування вузлових дільничних станцій (ВДС). Принципи розташування основних пристроїв на дільничних станціях 98 KB
  Докладно описати такі питання: особливості проектування вузлових дільничних станцій ВДС; принципи розташування основних пристроїв на дільничних станціях; розрахунок числа приймальновідправних колій на ВДС При проектировании УУС следует выполнять такие требования: 1 на подходах к станции должны предусматриваться развязки маршрутов в одном или в разных уровнях; 2 расположение главных путей на подходах к станции конструкции горловин должны обеспечивать одновременный прием и отправление поездов со...
32626. Описати принципи і особливості проектування залізничних вузлів великих і столичних міст 559.5 KB
  В генеральной схеме развития узла особенно тщательно должна быть проработана охрана окружающей среды бережного отношения к природным ресурсам минимального использования земель и угодий ценных для других отраслей хозяйства отдыха населения и дальнейшего развития жилищного строительства. При проектировании железнодорожных узлов необходимо руководствоваться следующими принципами: общая эффективность комплексная оптимизация концентрация децентрализация специализация сохранение равновесия и пропорциональности развития отдельных...
32627. Описати принцип роботи системи КГМ-РИЗТ, а також основні системні задачі комплексу, основні достоїнства та недоліки 2.91 MB
  ВАГОННЫЙ ЗАМЕДЛИТЕЛЬ КЛЕЩЕВИДНОНАЖИМНОЙ ПОДЪЕМНЫЙ КНП5 Клещевиднонажимной подъемный двухрельсовый пневматический вагонный замедлитель используется преимущественно на спускной части сортировочных горок при новом строительстве и модернизации. Вагонный замедлитель КНП5 изготавливается пятизвенным шестисекционным. Вагонный замедлитель может имев следующие положения: отторможенное тормозная система занимает нижнее положение. Через вагонный замедлитель может пропускаться ся весь габаритный подвижной состав вагонного и локомотивного...
32629. Докладно описати порядок виконання конструктивних і технологічних розрахунків сортувальних гірок на сортувальних станціях 238.5 KB
  До технологічних розрахунків відносяться: переробчу спроможність гірки Nпер; технологічний гірковий інтервал tгор; продовжуваність цикла Тц; кількість вагонів які формуються через гірку у кожному циклі Вфц. Для передачі у предгірковий парк в обхід гірки на гірках повишеної потужності проектують дві обвідні колії. На гірках великої потужності проектуються двітри колії насуву дві спускних і дві колії в обхід гірки.