78966

Проблема начала научного знания. Социально-политическая жизнь древнегреческого полиса и появление научных знаний

Доклад

Логика и философия

Проблема начала научного знания. Существуют следующие возможные даты начала научного знания: Возникла вместе человеком неверно Возникла в 65 веках до Новой Эры в Древней Греции и Риме Наука появилась в 1718 веках когда произошла научная революция верно В 19 веке в Германии 1 Введение. Процесс зарождения научного знания связан с серией концептуальных революций обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу от логоса к преднауке и от преднауки к науке. Формируется мышление направленное на получение знания об...

Русский

2015-02-10

45.5 KB

0 чел.

4. Проблема начала научного знания. Социально-политическая жизнь древнегреческого полиса и появление научных знаний.

Существуют следующие возможные даты начала научного знания:

  1.  Возникла вместе человеком (неверно)
  2.  Возникла в 6-5 веках до Новой Эры в Древней Греции и Риме
  3.  Наука появилась в 17-18 веках, когда произошла научная революция (верно)
  4.  В 19 веке в Германии

1) Введение.

Процесс зарождения научного знания связан с серией концептуальных революций, обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу, от логоса к преднауке и от преднауки к науке.

2) От мифа к логосу.

Условия, способствующие этому переходу: отказ от «оборотнической логики» мифа, отказ от оппозиционного взгляда на мир: «вижу—не вижу», разрушение тождества человека и мира, действительность теперь предстаёт уже не как духовный, а как вещный объект. Формирование естественного истолкования событий. Упраздняется мифологическая логика абсурда, исчезновение многозначности. Формируется мышление, направленное на получение знания об объективном сущем.

3) От логоса к преднауке.

Данный переход ассоциируется с формированием рецептурно—эмпирического, утилитарно—технологического знания. В истории этот процесс совпадает с функционированием древневосточных обществ.

1.1) Древневосточные цивилизации Индия, Месопотамия, Китай) выработали определённые знания. Эти знания в наибольшей мере объяснялись практическими интересами: геометрия—для земледелия, астрономия—задачами мореходства, отправление культов. Здесь знания вырабатывались на основе индуктивного обобщения опытных фактов, однако факт наличия некоторого факта ещё не конструирует науку.

1.2)  Также для древневосточной науки характерно отсутствие фундаментальности. древневосточная наука ориентировалась, главным образом, на решение прикладных задач.

1.3)  древневосточная наука не была в полном смысле рациональной. Право решающего голоса принадлежало не рациональной аргументации и интерсубъективному объяснению, а общественному авторитету, и т. п.

1.4)  Решение задач «применительно к случаю», выполнение вычислений, носящих частный, нетеоретический характер лишало древневосточную науку системности.

циркуляция знаний в социуме происходило здесь по принципу наследственного профессионализма:

а) передача знаний внутри семьи в ходе усвоения ребёнком деятельностных навыков старших;

б) передача знаний, которые квалифицируются как идущие от бога—покровителя данной профессии. В рамках профессионального объединения людей (цех, каста) в ходе их саморасширения;

Процессы изменения знания на Древнем Востоке протекали стихийно, отсутствовала критико—рефлексивная деятельность по оценке генезиса знаний—принятие знаний осуществлялось на бездоказательной пассивной основе путём «насильственного» включения человека в социальную деятельность по профессональному признаку. Отсутствовала интенция на фальсификацию,  критическое обновление наличного знания. Знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его узкоутилитарного, практико—технологического характера.

5) Социально—политическая жизнь древнегреческого полиса являлась основой зарождения античной науки.

Социально-политические условия в Древней Греции способствовали образованию самостоятельных городов-полисов с демократическими формами правления Греки чувствовали себя свободными людьми, любили во всем доискиваться до причин, рассуждать, доказывать. Кроме того, греки переходят к рациональному в отчичие от мифа осмыслению действительности, создают теоритическое знание.

Греки заложили фундамент будущей науки, для появления науки они создали сдедующие условия:

  1.  Систематическое доказательство
  2.  Рациональное обоснование
  3.  Развили логическое мышление, особоенно дедуктивное умозаключение
  4.  Использовали абстрактные объекты
  5.  Отказались от использования науки в материально-предметных действиях
  6.  Осуществили переход к созерцательному, умозаключительному постжению сущности, т.е. к идеализации (использование идеальных объектов, которые в реальном мире не существует, например, точка в математике)

Но в эпоху античности наука в современном значении этого слова не существовала:

  1.  Не был открыт экспиремент как метод
  2.  Не использовались математические методы
  3.  Отсутствовало научное естествознание

Особенности научного знания Др.Греции проявились в технических исследовательских программах, которые возникли в 6-5 веках до нэ.

Первоначально (на рубеже 8-9 в до н.э.), социально—политическая жизнь Древней Греции напоминала характер древневосточных обществ. Существовало имущественное расслоение общины с преобладающей концентрацией частной собственности и недвижимости в руках представителей знатных родов. Как замечает Аристотель, в Аттике практически все землевладельцы пребывали в долгу у землевладельческой знати.

Однако, в отсутствии масштабных трудоёмких общественно—производительных  работ, и ситуации более эффективного производства, не складывалась жёстко—централизованная иерархия с управленческой деспотией. Причиной этого выступали два обстоятельства.

Первое—объективное.  В отличие от восточного земледельческого хозяйства, могущего вмещать в себя практически неограниченный приток рабочей силы, западные компактные земледельческие хозяйства не могли выдерживать массового притока производственных сил. Это определялось существованием неких количественных соотношений при данном уровне производства, поэтому в древнегреческой общине поощрялась эмиграция.  Обезземеленные общинники не порабощались, экспортировались за пределы страны—происходила территориальная экспансия.

Второе субъективное. Утратившие гражданскую свободу общинники отстаивают личную независимость, экономические права в борьбе с имущественной аристократией. Происходят постоянные выступления демоса (в 7-5 веках до н.э.) за отмену долгов, передел земель и т.д.  Наиболее значимыми достижениями того времени являются:

1) Свободное население требует записи правовых норм. Последовательно принимаются законы Залевка, Харонда, Диокла, Парменида, Драконта. Согласно последним государство берёт на себя обязанности по обеспечению личной безопасности граждан при этом налагался запрет на ношение оружия в публичных местах.

2) В 594 г до н.э. осуществляются реформы Солона, которые способствовали прогрессу частной собственности. При этом отменяется долговое рабство, личная кабала и вводится суд присяжных. Происходит дифференциация населения согласно имущественному цензу. Новый принцип деления страны—Аттика разделяется на 48 округов с ясно выраженными обязанностями перед целым.

3) В 509 г до н.э. происходит принятие конституции Клисфена, фиксируется необходимость публичной власти, разделённость населенияне по родовому, а по территориальному принципу.

Подобное устройство политической жизни древнегреческого полиса способствовало участию каждого из свободных граждан в политической жизни, максимальному раскрытию его талантов и возможностей, способствовало отсутствию какого—либо пиетета перед правителями, бюрократии.  в результате чего  у греков складывается принципиальное отношение к истине, восприятие её не как предмета догматической веры, а как продукта рационального доказательства.

6) Основными особенностями возникшей античной науки, являлось:

      1)  Появление программы архэ, то есть поиска естественной монистической основы природы, способствовала утверждению понятия естественного закона, однако подлинному физическому монизму препятствовало наличие большого количества—стихий—претендентов на роль архэ

     2)  Отсутствие в эпоху Античности научного естествознания обуславливалось невозможностью применения в рамках физики аппарата математики поскольку, по Аристотелю, физика и математика—разные науки, относящиеся к разным предметам, между которыми нет общей точки соприкосновения. Математику Аристотель определял как науку о подвижном, физику—как науку о неподвижном бытии. Первая являлась вполне сорогой, вторая же не могла претендовать на строгость—этим объяснялась их несовместимость.  Как писал Аристотель,  «математической строгости можно требовать не для всех предметов, а только для нематериальных. Вот почему этот способ не подходит для рассуждающего о природе. Ибо вся природа, можно сказать, материальна». Не будучи сращена с математикой, лишённая количественных методов исследования, физика функцтонировала в античности как противоречивый сплав практически двух типов знания. Одно из них—теоретическое природознание, натурфилософия—было наукой о необходимом, всеобщем. Существенном в бытии. Использовавшей метод абстрактного умозрения. Другое—наивно—эмпирическая система качественных знаний о бытии—в точном смысле слова даже не было наукой, поскольку с точки зрения гносеологических установок античности не могла существовать наука о случайном, данном в восприятии  бытии. Естественно, невозможность введения в контекст точных количественных формулировок лишала их определённости, строгости, без чего естествознание кака наука не могла оформиться .

     3)  Несомненно,  в Античности проводились отдельные эмпирические исследования, примером их может быть выяснение размеров Земли (Эрастофен), измерение видимого диска Солнца (Архимед), вычисление расстояния от Луны до Земли (Гиппарх, Птомелей), однако Античность не знала эксперимента,  как « искусственного восприятия природных явлений, при котором устраняются побочные и несуществующие эффекты и которое имеет целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение».

Это  объяснялось отсутствием социальных санкций на материально—вещественную деятельность свободных граждан. «Добропорядочным»,  общественно значимым знанием могло быть только такое, которое было «непрактичным», удалённым от трудовой деятельности. Подлинное знание, будучи всеобщим, аподиктичным, ни с какаой стороны не соприкасалось с фактом, ни гносеологически, ни социально. Исходя из сказанного очевидно, что научное естествознание как факультативно (экспериментально) обоснованный комплекс теорий сформироваться не могло.

Естествознание греков было абстрактно—объяснительным, лишённым деятельного созидательного компонента. Здесь не было эксперимента как способа воздействия на объект искусственными средствами с целью уточнить содержание абстрактных моделей объектов.

Для оформления естествознания как науки одних навыков идеального моделирования  действительности недостаточно помимо этого необходимо выработать технику идентификации идеализаций с предметной областью. Это означает, «что от противопоставления идеализированных конструкций чувственной конкретности следовало перейти к их синтезу». (Зотов А.Ф.).

А это могло произойти лишь в иной социальности, на основе отличных от имеющихся в Древней Греции общественно—политических, мировоззренческих, аксиологических и других ориентиров мыслительной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19848. ПОНЯТИЕ. Логические отношения между понятиями по содержанию и объему 653.5 KB
  Лекция 2. 2. ПОНЯТИЕ 2.1. Понятийное мышление. 2.2. Что такое понятие. 2.3. Основные методы образования понятий. 2.4. Соотношение между содержанием и объемом понятия. 2.5. Виды понятий. 2.6. Логические отношения между понятиями по содержанию и объему. 2.7. Логические опера
19849. СУЖДЕНИЕ. Деление суждений по модальности 1.79 MB
  Мысль, выраженная в форме понятия, сама по себе ещё не есть процесс мышления. Для инициализации мыслительного процесса необходима элементарная логическая форма, каковой является суждение
19850. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ. Условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы 261 KB
  В процессе познания очевидные утверждения составляют лишь часть всех истин. Обычно для установления истины приходится в каждом случае производить особое исследование, т.е. четко поставить вопрос
19851. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Паралогизмы, софизмы и парадоксы 118 KB
  Тема о доказательстве занимает в курсе логики особо важное место. В ней объединяются все рассмотренные ранее логические формулы и законы логики, правильное соблюдение которых обеспечивает логически стройную и последовательную мысль
19852. Принцип действия просвечивающего электронного микроскопа (ПЭМ). Схема ПЭМ 1007 KB
  Лекция 17 Принцип действия просвечивающего электронного микроскопа ПЭМ. Схема ПЭМ. Все современные просвечивающие электронные микроскопы ПЭМ могут работать в двух режимах в режиме изображения и в режиме дифракции. Ход лучей в этих режимах указан на рис. 17: а режим ...
19853. Требования к приготовлению образцов для ПЭМ. Препарирование порошковых материалов. Ультромикротомирование 934 KB
  Лекция 18 Требования к приготовлению образцов для ПЭМ. Препарирование порошковых материалов. Ультромикротомирование. Химическая и электрохимическая полировка. Метод ионнолучевого утонения. Весь процесс электронномикроскопических исследований условно можно разбит...
19854. Принцип работы сканирующих зондовых микроскопов. Пьезокерамические сканеры. Процесс сканирования поверхности в СЗМ 659.5 KB
  Лекция 19 Принцип работы сканирующих зондовых микроскопов. Пьезокерамические сканеры. Процесс сканирования поверхности в СЗМ. Визуализация информации получаемой с помощью СЗМ. Для исследования микрорельефа поверхности и ее локальных физических свойств в последнее д...
19855. Принцип работы сканирующего туннельного микроскопа (СТМ). Получение изображения поверхности в режиме постоянного туннельного тока и в режиме метода постоянной высоты 417.5 KB
  Лекция 20 Принцип работы сканирующего туннельного микроскопа СТМ. Получение изображения поверхности в режиме постоянного туннельного тока и в режиме метода постоянной высоты. Модуляционная методика определения локальной работы выхода. Измерение вольтамперных харак
19856. Принцип действия атомно-силового микроскопа (АСМ). Схема реализации обратной связи в АСМ 878.5 KB
  Лекция 21 Принцип действия атомносилового микроскопа АСМ. Схема реализации обратной связи в АСМ. Параметры кантилеверов в АСМ. Контактные и бесконтактные методики измерения. Атомносиловой микроскоп АСМ был изобретён в 1986 году Гердом Биннигом Кэлвином Куэйтом и Кри...