78968

Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки

Доклад

Логика и философия

Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки.Натурфилософская концепция Сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся по предметам средствам методам и функциям форм познавательной и ориентировочной деятельности человека был сформулирован ряд концепций об их взаимоотношении. Кратко сущность концепции может быть выражена формулой: Философия наука наук что означает: гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с...

Русский

2015-02-10

43.5 KB

6 чел.

9. Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки.

1.Натурфилософская концепция

Сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся (по предметам, средствам, методам и функциям) форм познавательной и ориентировочной деятельности человека, был сформулирован ряд концепций об их взаимоотношении. Исторически первой, прошедшей длительную эволюцию и долгое время (вплоть до середины XIX в.) признававшейся бесспорной подавляющим большинством философов и учёных и по существу не имевшей альтернатив, была натурфилософская (трансценденталистская) концепция. Кратко сущность концепции может быть выражена формулой: «Философия - наука наук», что означает:

  1.  гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками;(гносеология – философское учение о познании)
  2.  руководящую роль философии по отношению к частным наукам;

3 самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и существенную зависимость частных наук от философии, относительность и частность истин конкретных наук.

1.1 Натурфилософская концепция в период античности

Впервые натурфилософская концепция была сформулирована и в достаточной мере обоснована уже в рамках античной культуры. В силу значительного развития философии, которое она получила в Древней Греции, и неразвитости только-только зарождавшихся частных наук, натурфилософская концепция выглядела как естественная, само собой разумеющаяся и полностью соответствующая их реальному взаимоотношению в рамках существующей культуры.

Наиболее существенными гносеологическими основаниями, на которые опирается натурфилософская концепция, являются следующие:

  1.  философия формулирует наиболее общие законы о мире, человеке и познании;
  2.  философия стремиться к достижению объективно-истинного и доказательного характера   своих всеобщих утверждений («аксиом» всего рационального знания);
  3.  частные науки (многие из которых сформировались в античную эпоху: геометрия, механика, оптика и др.) в отличие от философии изучают не мир в целом, а только отдельные его фрагменты и поэтому их истины не имеют всеобщего характера;
  4.  поскольку мир («космос») целостен, а целое  всегда определяет свои части (их функции и предназначение),   постольку  истины   философии   «выше»  истин  частных  наук;   последние  должны «подчиняться» первым и соответствовать им;
  5.  источником философских истин является самопознающее мышление, Логос, Разум (иначе им неоткуда появиться), тогда как источником частных наук является эмпирический опыт и последующая его логическая обработка с помощью мышления ;
  6.  истины разума в своей сущности необходимы, поскольку основаны на интеллектуальной очевидности («умозрении» - Аристотель) или припоминании своего бытия в мире чистых сущностей («идей» - Платон);
  7.  истины опыта, из которых исходит наука, сами по себе всегда только вероятны (во-первых, в силу конечности, ограниченности любого опыта; во-вторых, из-за того, что чувства могут иногда обманывать нас, и, наконец, потому, что частно-научные обобщения получаются всегда с помощью перечислительной индукции, которая в целом (кроме полной индукции) является недоказательной формой умозаключения;
  8.  частно-научные, опытно приобретённые истины также могут получить доказательный статус, но только в том случае, если будут выведены из всеобщих и необходимых истин философии, «подведены» под них.

В целом натурфилософская концепция сыграла положительную роль в развитии частных наук.

1.2 Натурфилософская концепция в период средневековья

Охранительная и эвристическая роль философии по отношению к науке четко продолжала проявляться даже в Средние века, когда роль жреца Высшей Истины взяла на себя религия.

В период позднего средневековья, благодаря чёткому различению истин веры и истин разума, Фоме Аквинскому удалось смягчить несовместимость между религией и наукой, поместив философию в качестве необходимой прослойки («посредствующего звена») между религией и наукой. Однако, этот синтез имел тот существенный недостаток, что только одна философская система, а именно философия Аристотеля, была объявлена от имени религии Истинной философией.

1.3 Натурфилософская концепция в период «Нового времяни»

Второй этап эволюции натурфилософской концепции охватывает период «Новое время - середина XIX в.». В это время происходит стремительное развитие частных наук, экспериментально-математического естествознания, дисциплинарная организация науки, создание новой системы высшего образования, институализация науки. Частные науки начинают играть всё большую роль в развитии производительных сил общества, повышать свою практическую и теоретическую значимость в общей системе культуры, оформляться в её относительно независимую подсистему, развитие которой всё в большей мере начинает определяться её внутренними потребностями и закономерностями.

1.4  Классическая наука

Как завершение формируется «классическая наука» (её символ «механика Ньютона»). Учёные того времени при конфликте «упрямых» фактов и философских оснований, как правило, отдавали решительное предпочтение первым (Галилей, Коперник, Лавуазье и др.). Наука становилась более самостоятельным и относительно независимым  от  философии   видом  рационального  познания.  

1.5 Кант и Гегель

Наибольший  вклад   в  трансформацию натурфилософской концепции в этот период внесли представители немецкой классической философии и, прежде всего, Кант и Гегель.

Кант разграничил предметы философии и науки: вывел за пределы философии сферу онтологии (область объективного рационального знания), оставив её исключительно за наукой, а предметами философии определил сознание, гносеологию и теорию ценностей. При этом Кант ставит гносеологию, общую теорию сознания и познания выше онтологии

Гегель  пытался  спасти  натурфилософскую  концепцию  взаимодействия  науки  и  философии  путём определения и разведения их методов. Он полагал, что в силу всеобщего характера развития, как характеристики бытия любых объектов, только диалектический метод познания способен привести к абсолютно-истинному постижению реальности, в том числе к построению истинной системы природы. И такой системой может быть только диалектическая онтология, диалектико-логическая «философия природы». Частно-научный же тип познания - это односторонний, метафизический способ познания.

Новая версия натурфилософской концепции соотношения науки и философии утверждала, что только философия и философы находятся в положении универсального субъекта познания, обладающего истинным методом и масштабом видения любых объектов.

2. Позитивистская концепция

Однако такой подход к науке уже не мог найти поддержки у большинства учёных XIX в., которые на своём опыте постоянно убеждались в огромной предсказательной и объяснительной мощи конкретно-научного знания, его практической применимости и эффективности. В сознании учёных всё больше назревало недовольсгво поучающей позицией философии по отношению к науке, стремление освободиться от её опеки и зависимости от факторов, всё более становящихся тормозом в развитии науки. В 30-х гг. XIX в. это недовольство учёных было теоретически сформулировано и обосновано в позитивистской концепции соотношения философии и науки, в работах О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля. Сущность этой концепции (Конт): «Наука - сама себе философия». Т.о. позитивисты утверждают приоритет частно-научного познания по сравнению с традиционной философией.

Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, т.е. наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов. Пока этого нет - не существует и научной философии. Однако все многочисленные попытки позитивистов построить научную философию или философию как одну из конкретных наук, отличающуюся от других только ее специфическим предметом (научная система мира - Спенсер, методология науки - Милль, психология научной деятельности - Мах, логико-математический анализ языка науки- Шлик, Рассел, Карнап, теория развития научного знания - Поппер и др.) закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определённых философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его структур.

  1.  Диалектическая концепция

Она заключается

  •  в утверждении внутренней, необходимой, существенной взаимосвязи между философией и наукой;
  •  диалектически противоречивого единства между ними;
  •  их взаимодействия на принципах равенства;
  •  структурной сложности и развитии механизма взаимодействия частно-научного и философского знания.

Многие мыслители, особенно в прошлом, одинаково успешно проявляли себя и на философском поприще и в области науки, равно как и то, что многие выдающиеся ученые-теоретики написали немало блестящих книг и статей по философии науки в целом и по отдельным ее философским проблемам — хорошо известный эмпирический факт из истории науки.

Предмет философии, особенно теоретической — чистое всеобщее, всеобщее как таковое. При этом философия исходит из возможности постигнуть всеобщее рационально-логически, внеэмпирическим путем.

Предметом же любой частной науки является частное, единичное, конкретный «кусок» мира, эмпирически и теоретически полностью контролируемый, а потому осваиваемый и практически. Характер внутреннего  взаимоотношения философии и частных наук имеет диалектическую природу, являя яркий пример диалектического противоречия, стороны которого, как известно, одновременно и предполагают и отрицают друг друга, и поэтому необходимым образом дополняют друг друга в рамках некоего целого. Таким целым выступает человеческое познание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23124. Рух ідеальної рідини. Рівняння Бернуллі 55.5 KB
  Нагадаємо що поле швидкостей характеризує не швидкiсть окремих частинок середовища а швидкiсть у данiй точцi в даний момент часу будьякої частинки рiдини або газу що знаходиться в цiй точцi в цей момент часу. Надалi будемо розглядати такi рiдини або гази для яких тензор пружних напругє iзотропним: pij = −pδij 14.10 для вязкої рiдини газу набуде вигляду: Це є рiвняння НавєСтокса де η коефiцiєнт зсувної вязкостi коефiцiєнт обємної вязкостi. Для повного опису руху рiдини необхiдно додати ще рiвняння неперервностi та...
23125. Число Рейнольдса. Рух в’язкої рідини 44 KB
  В’язкою рідиною називають середовище в якому нарівні з нормальними напругами відмінні від нуля і дотичні напруги, що виникають внаслідок сил тертя. Коли швидкості не дуже великі, в’язка частина тензора напруг матиме такий вигляд...
23126. Основні закони термодинаміки. Формулювання другого закону термодинаміки через ентропію. Статистичне означення ентропії 88.5 KB
  Функція що звязує тиск обєм і температуру фізично однорідної системи яка перебуває в термодинамічній рівновазі називається рівнянням стану. Другий закон ТД для нерівноважних процесів: Для адіабатичного процесу ентропія системи зростає. При маємо: тобто Третій закон ТД: по мірі наближення Т до 0 К ентропія будь якої рівноважної системи перестає залежати від будьяких ТД параметрів системи.
23127. Основні закони термодинаміки. Статистичне визначення ентропії 181.5 KB
  0Начало термодинаміки . 0Начало вводить скалярну величину T для характеристики рівноважн. 1Начало термодинаміки . 1Начало вимірюється в енергетичн.
23128. Розподіл Максвела і Больцмана та їх експериментальна перевірка 82.5 KB
  Розподіл Максвела і Больцмана та їх експериментальна перевірка. Розглянемо розподіл молекул по швидкостям. Розподіл Максвела це розподіл по швидкостях не залежить від напряму швидкості то ж перейдемо до сферичної системи координат . Остаточно маємо: розподіл Максвела.
23129. Міжмолекулярна взаємодія та її прояви 92 KB
  Для газу Потенціал прямокутної ями. При стискуванні газу його густина збільшується і середня відстань між молекулами зменшується. Міжмолекулярна взаємодія неідеальність газу яскраво проявляється в процесі ДжоуляТомпсона в якому відбувається зміна температури при продавлюванні газу скрізь пористу перетинку. Для ідеального газу .
23130. Явища переносу. Явища переносу в газах, рідинах і твердих тілах 77 KB
  Явища переносу в газах рідинах і твердих тілах. Явища переносу я. Всі явища переносу являються необоротними. 1 Процеси переносу в газах Загальне рівняння переносу G характеризує деяку молекулярну властивість віднесену до однієї молукули.
23131. Фазові перетворення першого і другого роду 55 KB
  Фазові перетворення першого і другого роду. Перетворення при яких відбуваються стрибки перших похідних від хімічного потенціалу називаються фазовими переходами першого роду. При фазових переходах першого роду виділяється або поглинається тепло: прихована теплота. рівняння Клапейрона Клаузіуса для фазових переходів першого роду.
23132. Рівняння Максвелла, як узагальнення експериментальних фактів 64 KB
  Рівняння Максвелла як узагальнення експериментальних фактів. Рівняння Максвела сформульовані на основі узагальнення емпіричних законів електричних та магнітних явищ. Ці рівняння звязують величини що характеризують електромагнітне поле з розподілами електричних зарядів та струмів в просторі. Перше рівняння випливає з експериментально встановленого закону електромагнітної індукції Фарадея: де потік вектора магнітної індукції через поверхню S.