78968

Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки

Доклад

Логика и философия

Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки.Натурфилософская концепция Сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся по предметам средствам методам и функциям форм познавательной и ориентировочной деятельности человека был сформулирован ряд концепций об их взаимоотношении. Кратко сущность концепции может быть выражена формулой: Философия наука наук что означает: гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с...

Русский

2015-02-10

43.5 KB

4 чел.

9. Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки.

1.Натурфилософская концепция

Сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся (по предметам, средствам, методам и функциям) форм познавательной и ориентировочной деятельности человека, был сформулирован ряд концепций об их взаимоотношении. Исторически первой, прошедшей длительную эволюцию и долгое время (вплоть до середины XIX в.) признававшейся бесспорной подавляющим большинством философов и учёных и по существу не имевшей альтернатив, была натурфилософская (трансценденталистская) концепция. Кратко сущность концепции может быть выражена формулой: «Философия - наука наук», что означает:

  1.  гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками;(гносеология – философское учение о познании)
  2.  руководящую роль философии по отношению к частным наукам;

3 самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и существенную зависимость частных наук от философии, относительность и частность истин конкретных наук.

1.1 Натурфилософская концепция в период античности

Впервые натурфилософская концепция была сформулирована и в достаточной мере обоснована уже в рамках античной культуры. В силу значительного развития философии, которое она получила в Древней Греции, и неразвитости только-только зарождавшихся частных наук, натурфилософская концепция выглядела как естественная, само собой разумеющаяся и полностью соответствующая их реальному взаимоотношению в рамках существующей культуры.

Наиболее существенными гносеологическими основаниями, на которые опирается натурфилософская концепция, являются следующие:

  1.  философия формулирует наиболее общие законы о мире, человеке и познании;
  2.  философия стремиться к достижению объективно-истинного и доказательного характера   своих всеобщих утверждений («аксиом» всего рационального знания);
  3.  частные науки (многие из которых сформировались в античную эпоху: геометрия, механика, оптика и др.) в отличие от философии изучают не мир в целом, а только отдельные его фрагменты и поэтому их истины не имеют всеобщего характера;
  4.  поскольку мир («космос») целостен, а целое  всегда определяет свои части (их функции и предназначение),   постольку  истины   философии   «выше»  истин  частных  наук;   последние  должны «подчиняться» первым и соответствовать им;
  5.  источником философских истин является самопознающее мышление, Логос, Разум (иначе им неоткуда появиться), тогда как источником частных наук является эмпирический опыт и последующая его логическая обработка с помощью мышления ;
  6.  истины разума в своей сущности необходимы, поскольку основаны на интеллектуальной очевидности («умозрении» - Аристотель) или припоминании своего бытия в мире чистых сущностей («идей» - Платон);
  7.  истины опыта, из которых исходит наука, сами по себе всегда только вероятны (во-первых, в силу конечности, ограниченности любого опыта; во-вторых, из-за того, что чувства могут иногда обманывать нас, и, наконец, потому, что частно-научные обобщения получаются всегда с помощью перечислительной индукции, которая в целом (кроме полной индукции) является недоказательной формой умозаключения;
  8.  частно-научные, опытно приобретённые истины также могут получить доказательный статус, но только в том случае, если будут выведены из всеобщих и необходимых истин философии, «подведены» под них.

В целом натурфилософская концепция сыграла положительную роль в развитии частных наук.

1.2 Натурфилософская концепция в период средневековья

Охранительная и эвристическая роль философии по отношению к науке четко продолжала проявляться даже в Средние века, когда роль жреца Высшей Истины взяла на себя религия.

В период позднего средневековья, благодаря чёткому различению истин веры и истин разума, Фоме Аквинскому удалось смягчить несовместимость между религией и наукой, поместив философию в качестве необходимой прослойки («посредствующего звена») между религией и наукой. Однако, этот синтез имел тот существенный недостаток, что только одна философская система, а именно философия Аристотеля, была объявлена от имени религии Истинной философией.

1.3 Натурфилософская концепция в период «Нового времяни»

Второй этап эволюции натурфилософской концепции охватывает период «Новое время - середина XIX в.». В это время происходит стремительное развитие частных наук, экспериментально-математического естествознания, дисциплинарная организация науки, создание новой системы высшего образования, институализация науки. Частные науки начинают играть всё большую роль в развитии производительных сил общества, повышать свою практическую и теоретическую значимость в общей системе культуры, оформляться в её относительно независимую подсистему, развитие которой всё в большей мере начинает определяться её внутренними потребностями и закономерностями.

1.4  Классическая наука

Как завершение формируется «классическая наука» (её символ «механика Ньютона»). Учёные того времени при конфликте «упрямых» фактов и философских оснований, как правило, отдавали решительное предпочтение первым (Галилей, Коперник, Лавуазье и др.). Наука становилась более самостоятельным и относительно независимым  от  философии   видом  рационального  познания.  

1.5 Кант и Гегель

Наибольший  вклад   в  трансформацию натурфилософской концепции в этот период внесли представители немецкой классической философии и, прежде всего, Кант и Гегель.

Кант разграничил предметы философии и науки: вывел за пределы философии сферу онтологии (область объективного рационального знания), оставив её исключительно за наукой, а предметами философии определил сознание, гносеологию и теорию ценностей. При этом Кант ставит гносеологию, общую теорию сознания и познания выше онтологии

Гегель  пытался  спасти  натурфилософскую  концепцию  взаимодействия  науки  и  философии  путём определения и разведения их методов. Он полагал, что в силу всеобщего характера развития, как характеристики бытия любых объектов, только диалектический метод познания способен привести к абсолютно-истинному постижению реальности, в том числе к построению истинной системы природы. И такой системой может быть только диалектическая онтология, диалектико-логическая «философия природы». Частно-научный же тип познания - это односторонний, метафизический способ познания.

Новая версия натурфилософской концепции соотношения науки и философии утверждала, что только философия и философы находятся в положении универсального субъекта познания, обладающего истинным методом и масштабом видения любых объектов.

2. Позитивистская концепция

Однако такой подход к науке уже не мог найти поддержки у большинства учёных XIX в., которые на своём опыте постоянно убеждались в огромной предсказательной и объяснительной мощи конкретно-научного знания, его практической применимости и эффективности. В сознании учёных всё больше назревало недовольсгво поучающей позицией философии по отношению к науке, стремление освободиться от её опеки и зависимости от факторов, всё более становящихся тормозом в развитии науки. В 30-х гг. XIX в. это недовольство учёных было теоретически сформулировано и обосновано в позитивистской концепции соотношения философии и науки, в работах О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля. Сущность этой концепции (Конт): «Наука - сама себе философия». Т.о. позитивисты утверждают приоритет частно-научного познания по сравнению с традиционной философией.

Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, т.е. наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов. Пока этого нет - не существует и научной философии. Однако все многочисленные попытки позитивистов построить научную философию или философию как одну из конкретных наук, отличающуюся от других только ее специфическим предметом (научная система мира - Спенсер, методология науки - Милль, психология научной деятельности - Мах, логико-математический анализ языка науки- Шлик, Рассел, Карнап, теория развития научного знания - Поппер и др.) закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определённых философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его структур.

  1.  Диалектическая концепция

Она заключается

  •  в утверждении внутренней, необходимой, существенной взаимосвязи между философией и наукой;
  •  диалектически противоречивого единства между ними;
  •  их взаимодействия на принципах равенства;
  •  структурной сложности и развитии механизма взаимодействия частно-научного и философского знания.

Многие мыслители, особенно в прошлом, одинаково успешно проявляли себя и на философском поприще и в области науки, равно как и то, что многие выдающиеся ученые-теоретики написали немало блестящих книг и статей по философии науки в целом и по отдельным ее философским проблемам — хорошо известный эмпирический факт из истории науки.

Предмет философии, особенно теоретической — чистое всеобщее, всеобщее как таковое. При этом философия исходит из возможности постигнуть всеобщее рационально-логически, внеэмпирическим путем.

Предметом же любой частной науки является частное, единичное, конкретный «кусок» мира, эмпирически и теоретически полностью контролируемый, а потому осваиваемый и практически. Характер внутреннего  взаимоотношения философии и частных наук имеет диалектическую природу, являя яркий пример диалектического противоречия, стороны которого, как известно, одновременно и предполагают и отрицают друг друга, и поэтому необходимым образом дополняют друг друга в рамках некоего целого. Таким целым выступает человеческое познание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26877. Желудочки головного мозга 5 KB
  Желудочки головного мозга. К желудочкам головного мозга относятся: Боковые желудочки ventriculi laterales telencephalon; Боковые желудочки головного мозга лат. ventriculi laterales полости в головном мозге содержащие ликвор наиболее крупные в желудочковой системе головного мозга. Третий желудочек ventriculus tertius diencephalon; Третий желудочек мозга ventriculus tertiusнаходится между зрительными буграми имеет кольцевидную форму так как в него прорастает промежуточная масса зрительных бугровmassa intermedia thalami.
26878. Оболочки и сосуды головного и спинного мозга 4.04 KB
  Оболочки и сосуды головного и спинного мозга Головной и спинной мозг окружен тремя мозговыми оболочками meninges. В области большого затылочного отверстия оболочки головного мозга переходят в оболочки спинного мозга. 4 показаны оболочки головного мозга. Твердая оболочка спинного мозга отделена от внутренней поверхности позвоночного канала от надкостницы позвоночного канала надоболочечным эпидуральным пространством.
26879. Общие закономерности строения и ветвления спинномозговых нервов 5.94 KB
  Спинномозговые нервы от спинного мозга отходят метамерно в соответствии с делением костной основы и подразделяются на шейные грудные поясничные крестцовые и хвостовые. Черепномозговые нервы отходят от продолговатого с XII по V пару и среднего мозга IV и III пары. Черепномозговые нервы отходят преимущественно одним корнем соответствующим дорсальному или вентральному корешку спинномозгового нерва. Строение Спинномозговые или спинальные нервы 31 пара берут начало в спинном мозге и выходят из него между соседними позвонками почти по...
26880. Грудные спинномозговые нервы. Плечевое сплетение 3.12 KB
  Грудные спинномозговые нервы. Основные нервы Дорсальный нерв лопатки тп. dorsalisscapulae Надлопаточный нерв п. suprascapularrs Подлопаточные нервы шї.
26881. Поясничные спинномозговые нервы. Поясничное сплетение 3.08 KB
  Только первые 2 4 поясничных нерва имеют белые соединительные ветви но все получаютсерые соединительные ветви и делятся на дорсальные и Вентральные ветви. Дорсальные ветви идут в разгибатели йоясницы и отдают латеральные кожные ветви в ягодичные краниальные нервы nn. Вентральные ветви образуют поясничное сплетение т plexuslumbales соединяющееся с крестцовым сплетением Подвздошноподчревный нерв п. genitofemoral і s 16 начинается от L III II и IV и отдает ветви в малую поясничную квадратную поясничную и брюшные мышцы и идет по...
26882. Крестцовые спинномозговые нервы. Крестцовое сплетение 2.6 KB
  Крестцовые спинномозговые нервы эти нервы делятся на передние и задние ветви при этом передние ветви выходят на тазовую поверхность крестца в полость таза задние на дорсальную его поверхность. Задние ветви в свою очередь делятся на внутренние и наружные. Внутренние ветви иннервируют нижние сегменты глубоких мышц спины и оканчиваются кожными ветвями в области крестца ближе к средней линии. Наружные ветви I III крестцовых спинномозговых нервов направляются книзу и имеют название средних кожных нервов ягодиц пп.
26883. Седалищный нерв 5.99 KB
  Седалищный нерв Седалищный нерв п. Он и ннервирует всю конечность за исключением некоторых ягодичных мышц сгибателей тазобедренного сустава и разгибателей коленного сустава. Проходит позади тазобедренного сустава и делится на большеберцовый и малоберцовый нервы идущие в области бедра вместе по медиальной поверхности двуглавой мышцы бедра почти до коленного сустава. Малоберцовый нерв п.
26884. Морфофункциональная характеристика черепно-мозговых нервов 4.77 KB
  морфофункциональная характеристика черепномозговых нервов Каждый отдел головного мозга человека исторически связан с конкретными дистантными анализаторами хеморецепторами фоторецепторами тактильными или слуховыми системами анализа внешней и внутренней среды организма. Как правило рецепторы расположены на некотором расстоянии от мозга и соединены с ним посредством нервов. Черепные нервы устаревшее название черепномозговые нервы двенадцать пар нервов выходящих из мозгового вещества в основании мозга и иннервирующих структуры...
26885. V-я и VI 1-я пары черепно-мозговых нервов. Общая характеристика, ветвление 2.98 KB
  Двенадцать пар черепномозговых нервов принято делить на 3 чувствительных I пара обонятельный U пара зрительный и VIII пара преддверноулитковый 5 двигательных III пара глазодвигательный IV пара блоковый VI пара отводящий XI пара добавочный и XII пара подъязычный и 4 смешанных V пара тройничный VII пара лицевой IX пара языкоглоточный и X пара блуждающий; в состав последних входят чувствительные двигательные и вегетативные волокна. 5 пара тройничный нервn.