78969

Чувственное, рациональное, интуитивное в научном познании и творчестве

Доклад

Логика и философия

Чувственность рациональность и интуиция основные способности человека которые необходимы как в научном так и в ненаучном познании. Ощущения знания об отдельных свойствах предмета Восприятие целостное восприятие предмета Представление воспроизведение предметов по памяти фантазия воображение На уровне восприятия возможна интуиция. В научном обществе помимо логических доказательств определений обоснований важное значение имеет игра воображение фантазия интуиция. Интуиция это непосредственное знание полученное без обращений...

Русский

2015-02-10

28.5 KB

3 чел.

10.Чувственное, рациональное, интуитивное в научном познании и творчестве.  

Чувственность, рациональность и интуиция – основные способности человека, которые необходимы как в научном, так и в ненаучном познании. Существуют в единстве, но каждый их них отличается особыми чертами.

Чувственное познание: ощущение, восприятие и представление -  непосредственная связь человека с действительностью, только с помощью них человек познает мир.

Ощущения – знания об отдельных свойствах предмета

Восприятие – целостное восприятие предмета

Представление – воспроизведение предметов по памяти (фантазия, воображение)

На уровне восприятия возможна интуиция.

Чувственное восприятие дает многообразие мира, но с помощью органов чувств нельзя познать не один закон, возможно только на уровне мышления, т.е. с помощью рационального познания. Рациональное познание – это опосредованное познание действительности, которое формируются под воздействием окружающей среды.

понятие, суждение, умозаключение

Понятия – знания об общих признаках предмета. В науки научные понятия лишены наглядности, но с помощью этих понятий наука охватывает бесчисленное множество вещей.

Суждение – связь понятий, когда что-либо утверждается, либо отрицается в отношение предмета. Заметим, что только на уровне рационального мышления человек отвлекается от конкретного предмета, выясняет общее и открывает наиболее существенные стороны реальности.

В научном обществе помимо логических доказательств, определений, обоснований важное значение имеет игра воображение, фантазия, интуиция.

Интуитивное познание – заметим, что наука стремится поставить все знания под контроль логики, можно сказать, что научные знания это логически контролируемые знания, но творческая деятельность ученых не возможна без интуиции.

Пуанкаре отмечал, что процесс творчества включает 4 этапа:

  1.  ) Сбор материала, его сознательное освоение и полное  неведение решений;
  2.  Проблема отодвинута в сторону на уровне бессознательного;
  3.  В сознании вдруг появились проблески, интуитивно наметилось решение;
  4.  Сознательное логическая обработка появившейся догадки.

Интуиция – это непосредственное знание, полученное без обращений к логическим доказательствам, это прямое рассмотрение истины без основания и рассуждения.

Эйнштейн: подлинной ценностью в науки является в сущности только интуиция. Никто не знает, как  появляется интуиция, но предполагается, что она возникла вследствие сложных отношений человека с миром, которые нуждались в вероятностном прогнозировании. Интуитивным способностям человека свойственно:

  1.  неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств решения
  2.  непосредственное постижение истины.

Интуиция – взаимодействие  чувственных и понятийных образов на бессознательном уровне и возникновение новой комбинации элементов мышления.

Интуиция появляется тогда, когда все шаблонные методы исследованы и не привели к успеху. Проблемы интуиции и ее новые возможности ныне связанные с теорией принятия решений. Эта теория применяется в сложных проблемных ситуациях. Она имеет сложный междисциплинарный характер.

Теория принятия решений предусматривает использование алгоритмов сведения задач к уже известным и применение эвристических методов, например, мозговая атака. Теория принятия решений направлена на предоставление стереотипов индивидуального сознания, культурной замкнутости, профессиональной ограниченности, но как показывает эта теория - никогда не существует конечного числа рекомендаций, так как решение проблем – это процесс творческий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73789. Социальный заказ на профессию психолога 17.72 KB
  Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе или точнее в некоторой его части осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога практической представители профессий типа человекчеловек по типологии Е. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны его профессиональные возможности нередко преувеличиваются.
73790. Отличие житейской психологии от научной 14.53 KB
  Житейские знания конкретны связаны с конкретными жизненными ситуациями а научная психология стремится к обобщенному знанию основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей. Житейские знания больше носят интуитивный характер а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах из уст в уста через письма и т. а научные знания передаются через специальную систему фиксации...
73791. Профессиональный психолог как ученый – исследователь, прикладник и практик 18.26 KB
  Психологи работающие в области научной психологии проводят научные исследования психических явлений закономерностей психических процессов состояний свойств. Психологи работающие в сфере научной психологии проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности: Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах в психологических лабораториях университетов и институтов в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Еще одной сферой...
73792. Система основных направлений деятельности практического психолога и их общая характеристика 15.12 KB
  В результате формируется концепция в которой отражаются представления психологов о наиболее существенных особенностях людей определенного типа и исходя из этого понимания обосновываются способы психологической помощи им. С какой бы позиции помощи содействия поддержки или сопровождения ни рассматривать деятельность практического психолога в любом случае можно говорить о пяти основных направлениях этой деятельности...
73793. Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога 16.31 KB
  Важнейшая задача психологического просвещения расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Первая задача психологического просвещения направлена на то чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того чем им может помочь психология готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Вторая задача информирование по вопросам психологических знаний. Иногда знания...
73794. Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.3 KB
  Психодиагностика осуществляется на основе: объективных показателей деятельности реальной или моделируемой в эксперименте тесте; субъективных показателей сведений сообщаемых о себе самом человеком Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения беседы психологические тесты...
73795. Психологическое консультирование, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.88 KB
  Оно включает в себя и профконсультирование и педагогическое и промышленное консультирование и консультирование руководителей и многое другое. Групповое консультирование может проводиться с семьей производственной группой или группой людей не связанных друг с другом в повседневной жизни но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании являются семейное консультирование работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.
73796. Психотерапия как одно из направлений деятельности практического психолога 17.42 KB
  Обычно такая психологическая помощь обозначается понятием психотерапия. Психотерапия это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции суждения самосознание человека при психических нервных и психосоматических заболеваниях. Чаще всего психотерапия обращена к личностным проблемам ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань с чем связаны тягостные переживания нарушения социального поведения изменения сознания и самосознания и пр.
73797. Психопрофилактика, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.39 KB
  Врачи часто недооценивают значение работы медицинских психологов в клинике и активно ее не принимают. Проявляется взаимное непонимание врачей и психологов. Заключения психологов строятся на использовании методов несопоставимых по своей точности с диагностическими медицинскими исследованиями. Сейчас большинство медицинских психологов работает в области психиатрии.