78969

Чувственное, рациональное, интуитивное в научном познании и творчестве

Доклад

Логика и философия

Чувственность рациональность и интуиция основные способности человека которые необходимы как в научном так и в ненаучном познании. Ощущения знания об отдельных свойствах предмета Восприятие целостное восприятие предмета Представление воспроизведение предметов по памяти фантазия воображение На уровне восприятия возможна интуиция. В научном обществе помимо логических доказательств определений обоснований важное значение имеет игра воображение фантазия интуиция. Интуиция это непосредственное знание полученное без обращений...

Русский

2015-02-10

28.5 KB

3 чел.

10.Чувственное, рациональное, интуитивное в научном познании и творчестве.  

Чувственность, рациональность и интуиция – основные способности человека, которые необходимы как в научном, так и в ненаучном познании. Существуют в единстве, но каждый их них отличается особыми чертами.

Чувственное познание: ощущение, восприятие и представление -  непосредственная связь человека с действительностью, только с помощью них человек познает мир.

Ощущения – знания об отдельных свойствах предмета

Восприятие – целостное восприятие предмета

Представление – воспроизведение предметов по памяти (фантазия, воображение)

На уровне восприятия возможна интуиция.

Чувственное восприятие дает многообразие мира, но с помощью органов чувств нельзя познать не один закон, возможно только на уровне мышления, т.е. с помощью рационального познания. Рациональное познание – это опосредованное познание действительности, которое формируются под воздействием окружающей среды.

понятие, суждение, умозаключение

Понятия – знания об общих признаках предмета. В науки научные понятия лишены наглядности, но с помощью этих понятий наука охватывает бесчисленное множество вещей.

Суждение – связь понятий, когда что-либо утверждается, либо отрицается в отношение предмета. Заметим, что только на уровне рационального мышления человек отвлекается от конкретного предмета, выясняет общее и открывает наиболее существенные стороны реальности.

В научном обществе помимо логических доказательств, определений, обоснований важное значение имеет игра воображение, фантазия, интуиция.

Интуитивное познание – заметим, что наука стремится поставить все знания под контроль логики, можно сказать, что научные знания это логически контролируемые знания, но творческая деятельность ученых не возможна без интуиции.

Пуанкаре отмечал, что процесс творчества включает 4 этапа:

  1.  ) Сбор материала, его сознательное освоение и полное  неведение решений;
  2.  Проблема отодвинута в сторону на уровне бессознательного;
  3.  В сознании вдруг появились проблески, интуитивно наметилось решение;
  4.  Сознательное логическая обработка появившейся догадки.

Интуиция – это непосредственное знание, полученное без обращений к логическим доказательствам, это прямое рассмотрение истины без основания и рассуждения.

Эйнштейн: подлинной ценностью в науки является в сущности только интуиция. Никто не знает, как  появляется интуиция, но предполагается, что она возникла вследствие сложных отношений человека с миром, которые нуждались в вероятностном прогнозировании. Интуитивным способностям человека свойственно:

  1.  неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств решения
  2.  непосредственное постижение истины.

Интуиция – взаимодействие  чувственных и понятийных образов на бессознательном уровне и возникновение новой комбинации элементов мышления.

Интуиция появляется тогда, когда все шаблонные методы исследованы и не привели к успеху. Проблемы интуиции и ее новые возможности ныне связанные с теорией принятия решений. Эта теория применяется в сложных проблемных ситуациях. Она имеет сложный междисциплинарный характер.

Теория принятия решений предусматривает использование алгоритмов сведения задач к уже известным и применение эвристических методов, например, мозговая атака. Теория принятия решений направлена на предоставление стереотипов индивидуального сознания, культурной замкнутости, профессиональной ограниченности, но как показывает эта теория - никогда не существует конечного числа рекомендаций, так как решение проблем – это процесс творческий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56289. National Symbols of Ukraine 102.5 KB
  As every independent country in the world Ukraine has its own national symbols: a national anthem “Ukraine Hasn’t Died Yet”, a state flag and a national emblem – trident.
56290. Розвивальні функції уроків узагальнення та систематизації знань школярі 343 KB
  Суттєві зміни у змісті стосуються діяльності спрямованої на застосування знань зокрема діяльності творчого характеру створення умов за яких учень стає субєктом навчального процесу який зорієнтований на розвиток особистості на оволодіння ним мисленнєвих операцій самостійного відкриття невідомого.
56291. Сценарій позакласного заходу. Вечір відпочинку «Честь имеем представиться… или… Разрешите с вами познакомиться» 42 KB
  Коллектив нашого взвода желает всем присутствующим здесь очаровательным гостьям, чтобы они всегда оставались такими же красивими и улыбающимися.
56292. Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» 75.5 KB
  Мы первым предоставляем вам слово поздравить наших выпускников. Наши звезды выпускники 4 класса. Исполнение песни Танцуй сидя Ведущие: А сейчас предлагаем вашему вниманию передачу Умники и умницы выходят...
56293. Сценарій шкільного заходу «Любіть Україну!» 53.5 KB
  Мета: поглибити знання дітей про традиції українського народу, історію, географію України; розвивати пам’ять, логічне мислення, мову; збагачувати словниковий запас; прищеплювати любов до рідної землі,повагу до народних традицій; виховувати гідних громадян своєї Батьківщини; почуття гордості за Україну.
56294. Сценарій новорічного свята для початкових класів „Казкова феєрія” 108.5 KB
  В чудеса не вірять діти Бо відомо всім давно Що чудес ніде не стріти Крім казок і крім кіно. ВЕДУЧИЙ: Діти а кого немає на нашій ялинці Діда Мороза. Діти кличуть. Відгадайте діти мої загадки: Крешуть лід ріжуть лід залишають дивний слід.
56295. Батько і мати – два сонця гарячих (Сценарій виховного заходу) 86 KB
  Цей виховний захід повинен спрямувати молоде покоління на ствердження в їхній свідомості почуття власної гідності вірності рідній Батьківщині свободі і тверезості дій у думках і вчинках.
56296. Сценарій вечора «Муза кохання» 129.5 KB
  Мета: познайомити учнів з історіями кохання видатних особистостей, зі зразками інтимної лірики; прищеплювати інтерес до поезії, розвивати любов до мистецтва слова; показати учням красу та складність людських почуттів;
56297. Сценарій новорічного свята для учнів 3-5 класів «У гостях у цариці Природи» 57 KB
  Мета: Виховувати любов та ціннісне ставлення до природи. Розвивати інтерес до поезії. Тренувати навички декламування та інсценізації. Залучати дітей до колективної творчої праці. Формувати естетичні уподобання.