78969

Чувственное, рациональное, интуитивное в научном познании и творчестве

Доклад

Логика и философия

Чувственность рациональность и интуиция основные способности человека которые необходимы как в научном так и в ненаучном познании. Ощущения знания об отдельных свойствах предмета Восприятие целостное восприятие предмета Представление воспроизведение предметов по памяти фантазия воображение На уровне восприятия возможна интуиция. В научном обществе помимо логических доказательств определений обоснований важное значение имеет игра воображение фантазия интуиция. Интуиция это непосредственное знание полученное без обращений...

Русский

2015-02-10

28.5 KB

3 чел.

10.Чувственное, рациональное, интуитивное в научном познании и творчестве.  

Чувственность, рациональность и интуиция – основные способности человека, которые необходимы как в научном, так и в ненаучном познании. Существуют в единстве, но каждый их них отличается особыми чертами.

Чувственное познание: ощущение, восприятие и представление -  непосредственная связь человека с действительностью, только с помощью них человек познает мир.

Ощущения – знания об отдельных свойствах предмета

Восприятие – целостное восприятие предмета

Представление – воспроизведение предметов по памяти (фантазия, воображение)

На уровне восприятия возможна интуиция.

Чувственное восприятие дает многообразие мира, но с помощью органов чувств нельзя познать не один закон, возможно только на уровне мышления, т.е. с помощью рационального познания. Рациональное познание – это опосредованное познание действительности, которое формируются под воздействием окружающей среды.

понятие, суждение, умозаключение

Понятия – знания об общих признаках предмета. В науки научные понятия лишены наглядности, но с помощью этих понятий наука охватывает бесчисленное множество вещей.

Суждение – связь понятий, когда что-либо утверждается, либо отрицается в отношение предмета. Заметим, что только на уровне рационального мышления человек отвлекается от конкретного предмета, выясняет общее и открывает наиболее существенные стороны реальности.

В научном обществе помимо логических доказательств, определений, обоснований важное значение имеет игра воображение, фантазия, интуиция.

Интуитивное познание – заметим, что наука стремится поставить все знания под контроль логики, можно сказать, что научные знания это логически контролируемые знания, но творческая деятельность ученых не возможна без интуиции.

Пуанкаре отмечал, что процесс творчества включает 4 этапа:

  1.  ) Сбор материала, его сознательное освоение и полное  неведение решений;
  2.  Проблема отодвинута в сторону на уровне бессознательного;
  3.  В сознании вдруг появились проблески, интуитивно наметилось решение;
  4.  Сознательное логическая обработка появившейся догадки.

Интуиция – это непосредственное знание, полученное без обращений к логическим доказательствам, это прямое рассмотрение истины без основания и рассуждения.

Эйнштейн: подлинной ценностью в науки является в сущности только интуиция. Никто не знает, как  появляется интуиция, но предполагается, что она возникла вследствие сложных отношений человека с миром, которые нуждались в вероятностном прогнозировании. Интуитивным способностям человека свойственно:

  1.  неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств решения
  2.  непосредственное постижение истины.

Интуиция – взаимодействие  чувственных и понятийных образов на бессознательном уровне и возникновение новой комбинации элементов мышления.

Интуиция появляется тогда, когда все шаблонные методы исследованы и не привели к успеху. Проблемы интуиции и ее новые возможности ныне связанные с теорией принятия решений. Эта теория применяется в сложных проблемных ситуациях. Она имеет сложный междисциплинарный характер.

Теория принятия решений предусматривает использование алгоритмов сведения задач к уже известным и применение эвристических методов, например, мозговая атака. Теория принятия решений направлена на предоставление стереотипов индивидуального сознания, культурной замкнутости, профессиональной ограниченности, но как показывает эта теория - никогда не существует конечного числа рекомендаций, так как решение проблем – это процесс творческий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62291. Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе 25.72 KB
  В практике работы общеобразовательных школ довольно часто говорят о содержании урока. Вместе с тем в работах посвященных теории урока данное понятие не выделено в качестве аспекта заслуживающего специального внимания и анализа.
62297. Дизайн веб-сайта в Фотошоп 2.62 MB
  В этом уроке мы будем использовать Adobe Photoshop для разработки веб-интерфейса, который может быть использован для любого мобильного сайта. Мы будем использовать различные методы, включая формы, маски, иконки, шрифты...