78970

Эмпирический уровень научного познания и его методы

Доклад

Логика и философия

Эмпирический уровень научного познания и его методы.Традиционно принято различать два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Структура эмпирического знания. Несмотря на близость понятий чувственного и эмпирического уровня знания между ними не может иметь место логическая выводимость одного вида знания из другого.

Русский

2015-02-10

33 KB

8 чел.

11. Эмпирический уровень научного познания и его методы.

Традиционно принято различать два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Структура эмпирического знания.
Несмотря на близость понятий чувственного и эмпирического уровня знания между ними не может иметь место логическая выводимость одного вида знания из другого. Между этими уровнями знания существует другой тип отношений: логическое моделирование чувственных данных на некотором языке.
Эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из
четырех уровней:
-
первичным уровнем эмпирического знания является единичное эмпирическое высказывание, его содержание - это фиксация результатов единичных наблюдений. (фиксируется точное время и место наблюдения)
-
вторым, более высоким уровнем эмпирического познания являются факты. Они представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это общие утверждения статистического или универсального характера. Факты символически выражаются в таблицах, графиках, диаграммах.
-
Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания является эмпирические законы различных видов (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические).
-
Четвертым уровнем существования научного  знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов.(Например - небесная механика Кеплера).

Различие между уровнями внутри эмпирического знания носят скорее количественный, чем качественный характер. Существуют три основных метода получения нового знания: операциональный (указывается последовательность осуществимых операций, выполнение которых позволяет шаг за шагом вывить реальный смысл понятия), экспериментальный (исследователь задает  вопрос" интересующему его объекту и получает от него  ответ") и логико-математический. Операциональный и экспериментальный методы образуют средства получения эмпирического знания. На операциональном уровне используются такие методы как - наблюдение, сравнение, измерение.

Методы эмпирического уровня научного познания.

Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов или явлений действительности, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания. В отличие от простого созерцания предполагает наличие замысла, целей и средств, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к продукту (отчету о наблюдаемом). Научное наблюдение должно отвечать следующим жестким требованиям: четкая постановка целей, выбор методики и разработка плана наблюдений, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдений, обработка полученных данных.Результаты любого наблюдения, зафиксированные средствами любого языка представляют собой так называемые эмпирические высказывания, которые характеризуются тем, что отражают некоторое независимое от наблюдателя событие - имеют объективное содержание и способны выражать наблюдаемые события некоторым контролируемым способом.

Описание – продолжает наблюдение, оно является формой фиксации информации наблюдения, его завершающим этапом.

Сравнение. Сравнение – установление сходства или различий между предметами или явлениями действитель-ности. Осуществлять сравнение двух предметов возможно только по какому нибудь точному выделенному в них признаку, свойству или отношению. Сравнение имеет смысл лишь в рамках какого-нибудь качества.(К.Маркс - определение веса тела с помощью веса другого). Процедура сравнения предполагает существование такого взаимоотношения, в которов сравниваемые предметы выступают как качественно однородные.
Измерение. Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины, которая осуществ-ляется посредством определенного эталона, единицы измерений (наблюдение, отраженное на шка-лу измерений, соотнесенное с ней). Процедура которая фиксирует не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. При этом предполагается наличие некоторого масштаба, алгоритма процесса измерения и измирительного устроиства. Измерение есть процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон. Измерение можно понимать как процедуру сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу измерения.
Эксперимент. Ставится в тех случаях когда необходимо изучить некоторое состояние предмета, которое не всегда наблюдается в естественных условиях. Исследователь воздействует на предмет исследования в специально подобранных условиях, а затем изучает его. В отличие от наблюдения, при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета,лишь затем, наблюдения за предметом. Следует выделять два типа экспериментальных задач - 1. Исследовательский эксперимент, который связан с поиском некоторых зависимостей между некоторыми параметрами объекта. 2. Проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть некоторое положение теории.


Моделирование. Замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта - модели называется моделированием. Таким образом, моделирование может быть определено как представление объекта моделью для получения информации об объекте путем проведе-ния экспериментов с его моделью. Теория замещения одних объектов (оригиналов) другими объектами (мо-делями) и исследования свойств объектов на их моделях называется теорией моделирования.
Моделирование применимо для тех процессов и систем, которые невозможно постигнуть путем непо-средственного наблюдения. Модели бывают материальные и идеальные. Первые - природные объекты, под-чиняющиеся естественным законам. Вторые - идеальные образования, функционирующие по законам логики, отражающей мир.Прежде всего, необходимо четко определить цель моделирования. Поскольку невозможно полностью смоделировать реально функционирующую систему, создается модель под поставленную про-блему. Таким образом, применительно к вопросам моделирования цель возникает из требуемых задач моде-лирования, что позволяет подойти к выбору критерия и оценить, какие элементы войдут в создаваемую мо-дель. Наиболее просты по представлению модели, в которых сохраняется прямая аналогия явления. Приме-няют также модели, в которых нет прямой аналогии, а сохраняются лишь законы и общие закономерности поведения элементов системы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24067. Обмен витамина Н (биотин) 43 KB
  Карбоксилирование ацетилКоА с образованием малонилКоА СН3СОSКоА НООССН2СОSКоА Подготовительным этапом биосинтеза жирных кислот. Карбоксилирование пропионилКоА с образованием метилмалонилКоА: СН3СН2СОSКоА НООССНСН3СОSКоА 4. В основе – дефект метилкротонилКоАкарбоксилазы. ПропионилКоА образуется при расщеплении изолейцина метионина треонина жирных кислот с нечетным числом атомов углерода.
24068. Фолиевая кислота – витамин В9, Вс 32.5 KB
  Всасывание фолатов осуществляются с помощью специфического механизма активного транспорта требует затраты энергии и обеспечивает поступление фолиевой кислоты в кровоток против концентрационного градиента. Недостаток биотина нарушает образование активной формы витамина – тетрагидрофолиевой кислоты. Первая стадия образования коферментных форм – это восстановление фолиевой кислоты в тетрагидрофолиевую кислоту при участии дегидрофолатредуктазы. Наиболее важной функцией коферментных форм фолиевой кислоты является их участие в биосинтезе пуриновых...
24069. Витамин В12-кобаламин 40.5 KB
  Коферментная форма витамина В12дезоксиаденозилкобаламин необходима для функционирования метилмалонилКоАмутазы которая обеспечивает изомеризацию метилмалонилКоА в сукцинилКоА: С разветвленной цепью Жирные кислоты С нечетным числом атомов С Холестерин Изолейцин Метионин Треонин Нарушения обмена витамина В12. Это нарушение приводит к накоплению метилмалонилКоА. МетилмалонилКоА ингибирует пируваткарбоксилазу и это нарушает превращение пирувата в оксалоацетат и в результате тормозится глюконеогенез развивается гипогликемия...
24070. Аскорбиновая кислота (витамин С) 98 KB
  Аскорбиновая кислота являясь донором водорода участвует в окислительновосстановительных реакциях и превращается при этом в дегидроаскорбиновую кислоту: Аскорбиновая кислота участвует в следующих биохимических процессах: Гидроксилирование триптофана в 5гидрокситриптофан синтез серотонина. Аскорбиновая кислота метгемоглобин ДАК гемоглобин ДАК глутатион АК окисленный глутатион Аскорбиновая кислота восстанавливает метгемоглобин в гемоглобин сама окисляется в дегидроксиаскорбиновую кислоту. Дегидроксиаскарбиновая кислота...
24071. Функции витамина А 38 KB
  Наиболее изучено участие витамина А в зрительном акте. Нарушения обмена витамина А. Ранним признаком недостаточности витамина А является нарушение темновой адаптации и ночная слепота.
24072. Витамин D. Функции витамина D 52 KB
  Витамин D – групповое обозначение нескольких веществ стероидной природы. Образование витамина D3 происходит из холестерина в коже человека при действии ультрафиолетового облучения. Ни один из витаминов не применяется в таких количествах особенно у детей до 1 года.
24073. Белки плазмы крови 47.5 KB
  Плазма составляет около 55 от объема крови. Из 910 сухого остатка плазмы крови на болю белков приходится 6585. Для разделения белков плазмы крови используют следующие методы: Высаливание.
24074. Строение гемоглобина 82 KB
  Строение гемоглобина. В молекуле гемоглобина белковый компонент представлен белком глобином небелковый компонент – гем. За счет еще одной координационной связи к атому железа может присоединяться молекула кислорода с образованием оксигемоглобина.
24075. Синтез гема 41 KB
  При восстановлении биливердина НАДФ Н2 образуется билирубин. Билирубин – плохо растворимое соединение и в крови связывается с альбумином. В виде комплекса альбуминбилирубин идет транспорт билирубина кровью в клетки печени. В печени билирубин соединяется с глюкуроновой кислотой с образованием моно 20 и диклюкуронидов 80 они хорошо растворимы в воде.