78971

Наблюдение и эксперимент в научном познании, виды экспериментов. Роль приборов

Доклад

Логика и философия

Все приборы условно можно разделить на два класса качественные и количественные. Качественные приборы используют когда интересуются качественной стороной объекта если она не может быть получена непосредственно с помощью органов чувств.В зависимости от выполняемых функций качественные приборы делят на 3 группы:Приборыусилители применяются в тех случаях когда идущие от объекта сигналы остаются за порогом ощущений когда особенности среды затрудняют изучение сигналов. Эти приборы предназначены для изучения класса явлений объективные...

Русский

2015-02-10

31 KB

1 чел.

12. Наблюдение и эксперимент в научном познании, виды экспериментов. Роль приборов.

Наблюдение. В отличие от простого созерцания предполагает наличие замысла, целей и средств, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к продукту (отчету о наблюдаемом). Научное наблюдение должно отвечать следующим жестким требованиям: четкая постановка целей, выбор методики и разработка плана наблюдений, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдений, обработка полученных данных.
Результаты любого наблюдения, зафиксированные средствами любого языка представляют собой так называемые эмпирические высказывания, которые характеризуются тем, что отражают некоторое независимое от наблюдателя событие - имеют объективное содержание и способны выражать наблюдаемые события некоторым контролируемым способом.
Когда методом наблюдения нужно определить качественные особенности предмета прибегают к сравнению (установление степени различий предметов по их общему свойству). Когда нужно определить количественные показатели используется измерение - установление одной величины с помощью другой принятой за эталон.
Эксперимент. Ставится в тех случаях когда необходимо изучить некоторое состояние предмета, которое не всегда наблюдается в естественных условиях. Исследователь воздействует на предмет исследования в специально подобранных условиях, а затем изучает его. В отличие от наблюдения, при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета,лишь затем, наблюдения за предметом. Следует выделять два типа экспериментальных задач - 1. Исследовательский эксперимент, который связан с поиском некоторых зависимостей между некоторыми параметрами объекта. 2. Проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть некоторое положение теории. Эксперимент не возможен без наблюдения.
Виды эксперимента: проверочный, метод проб и ошибок, физический, химический, строительный, производственный и.т.д.
Эксперимент осуществляет связь эмпирического и теоретического уровней. Чтобы эта связь была возможной необходим метод описания - изложение результатов полученных в ходе наблюдения и эксперимента с помощью формул, графиков, естественного или искусственного языка.


Прибор - познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения полезной информации.
Главное условие при создании приборов - чтобы они служили передатчиком информации между исследуемым прибором и органами чувств, взаимодействие и объекта должно приводить к такому состоянию регистрирующего устройства, которое может быть зафиксировано органами чувств в виде макро образа.
Все приборы условно можно разделить на два класса - качественные и количественные. Качественные приборы используют, когда интересуются качественной стороной объекта, если она не может быть получена непосредственно с помощью органов чувств. Таким образом главная задача кач. приб. - расширить диапазон познавательских возможностей органов чувств.
В зависимости от выполняемых функций качественные приборы делят на 3 группы:
Приборы-усилители - применяются в тех случаях, когда идущие от объекта сигналы остаются за порогом ощущений, когда особенности среды затрудняют изучение сигналов. Прибор усилитель должен измерить сигнал, чтобы он стал доступен органам чувств, при этом не искажая информацию об исседуемом объекте.(микроскопы, телескопы).
Приборы-анализаторы - в функцию прибора не входит какое либо изменение сигналов, идущих от объекта, они воздействуют на исследуемый объект, преобразуя его в такую форму, что появляется возможность получить дополнительную информацию с помощью органов чувств (спектроскопы, хроматографическая бумага).
Приборы-рпеобразователи - приобразуют сигналы идущие от объекта, в удобную для восприятия форму или технического использования. Эти приборы предназначены для изучения класса явлений, объективные свойства которых не могут быть полученны с помощью органов чувств без качественного преобразования носителя информации. (объекты исследования могут быть - магнитные поля, инфракрасные излучения, ультразвук).
Частным случаем приборов преобразователей служат приборы-индикаторы, функция оторых давать сведения о присутствии или отсутствии искомого явления в иследуемой среде.
При конструировании приборов-преобразователей используют достаточно известные и простые зависимости между физическими величинами (например - механическое вождействие электрического тока и магнитного тока, расширение тел при нагревании).
Существуют ситуации когда изучаемое явление неотделимо от прибора, прибор входит в само определение явления, это разновидность так называемых приборов-регистраторов.- их выделяют в отдельный класс, их функция заключается в регистрации и хранении полехной информации в форме, допускающей последующее ее восприятие, анализ, сравнение и измерение.(пример - фоторегистрация на чувствительной эмульсии). Это свойство становится особенно важным, когда возникает задача изучить какое-либо уникально и быстро протекающее явление.
Существует так же особый 4 класс приборов включающий так называемые измерительные информационные системы (ИИС). Предназначены для одновременного измерения установившегося значения одной величины, а так же в тех случаях, когда объект, от которого экспериментатор желает получить информацию, находиться в недоступной для человека среде - глубиназ океана, на других планетах.
Недостатком использования приборов является то, чтополучаемая информация носит условный характер.
Предполагает принятие 2-х предпосылок:
1. достоверность тех физических гипотез, которые лежат в основе конструкции прибора;
2. техническая исправность прибора.

Еще к недостаткам приборов можно отнести то, что они являются возмутителями исследуемой среды и избежать этого возмущающего воздействия невозможно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78907. Научные школы 22.5 KB
  Научные школы. Внутри науки существуют научные школы функционирующие как организованная и управляемая научная структура объединенная исследовательской программой единым стилем мышления и возглавляемая как правило личностью выдающегося ученого. В науковедении различают классические научные школы и современные. Классические научные школы возникли на базе университетов.
78908. Характеристики взаимодействия науки, экономики и власти 31.5 KB
  Характеристики взаимодействия науки экономики и власти Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Традиционное представление о том что технология является неотъемлемым приложением науки сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. Однако если прикладные науки обслуживая производство могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ которые утверждены государственными...
78909. Философия как интегральная форма научных знаний. Статус СГН 28.5 KB
  Статус СГН Первоначально философия выступала как интегральная форма научного знания поэтому знания об обществе культуре истории и человеке носили до конца XVIII в. С одной стороны они так же как законы естествознания носят объективный характер то есть появляются на исторической сцене функционируют на ней и сходят с нее независимо от воли и сознания людей будучи причинно обусловленными соответствующими объективными обстоятельствами. Это отличие отнюдь не отменяет тесной связи социальногуманитарного знания с практикой в особенности...
78910. Зависимость СГН от социокультурного контекста 28 KB
  в науке преобладала классическая рациональность которая реализовывалась по схеме: Субъект познания Способы познания Объект познания. ни способы которыми он пользуется не оказывают влияния на искомый результат познания и мы получаем образ объекта в чистом виде на схеме это обозначено скобками. Второй этап характеризующийся формированием неклассической рациональности начинается тогда когда науки переходят к исследованию объектов воздействие на которые способов познания является неустранимым и сказывается на результате...
78911. Науки о природе и обществе их сходства и различия 30.5 KB
  Проблема разграничения наук о природе и социальногуманитарных наук и определение предмета гуманитарного знания которым посвящен первый вопрос является важнейшей методологической проблемой современного наукознания. Сложность ее решения связана с тем что относительно предмета социальногуманитарных наук не существует единства мнений. Чаще всего различные исследователи пытаются выделить среди этих наук какуюто ключевую дисциплину вокруг которой можно было бы объединить все другие науки о духе.
78912. Специфика объекта СГП 21.5 KB
  Вовторых в структуру и содержание объекта социальногуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания. Объективация предмета познания оказывается в этом случае неполной и сопряжена с большими методологическим трудностями. Втретьих исследование объекта осуществляется в социальногуманитарном знании с ценностных позиций поскольку субъект познания будучи сам частью социальной системы оказывается нагруженным идеологическими предпосылками предрассудками некритически воспринятыми установками и т.
78913. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания 25 KB
  Прежде всего речь идет о различении социальных наук как наук об обществе и гуманитарных наук как наук в фокусе которых находится человек индивидуальная и социальная психология этика и т. Разделение наук по предмету о чем речь уже шла выше. Разделение наук по методу: в социальных науках используется метод объяснения тогда как в гуманитарных базовой методологической процедурой выступает понимание сразу же заметим что такое разделение грешит противопоставлением понимания объяснению. Разделение наук одновременно по предмету и методу...
78914. Конвергенция естественно-научного и СГН в современой науке 24 KB
  Логику развития методологии гуманитарного познания можно представить следующим образом: сначала проблематика методологии гуманитарных наук развивалась в направлении выявления и обоснования их специфики по сравнению с науками о природе. Главной на этом этапе является проблема идентификации социальногуманитарных наук и их демаркации от наук естественных. Обоснованию специфики социальногуманитарного познания посвящены работы Дильтея Описательная психология Гадамера Истина и метод Фуко Слова и вещи Рикера Герменевтика и...