78971

Наблюдение и эксперимент в научном познании, виды экспериментов. Роль приборов

Доклад

Логика и философия

Все приборы условно можно разделить на два класса качественные и количественные. Качественные приборы используют когда интересуются качественной стороной объекта если она не может быть получена непосредственно с помощью органов чувств.В зависимости от выполняемых функций качественные приборы делят на 3 группы:Приборыусилители применяются в тех случаях когда идущие от объекта сигналы остаются за порогом ощущений когда особенности среды затрудняют изучение сигналов. Эти приборы предназначены для изучения класса явлений объективные...

Русский

2015-02-10

31 KB

1 чел.

12. Наблюдение и эксперимент в научном познании, виды экспериментов. Роль приборов.

Наблюдение. В отличие от простого созерцания предполагает наличие замысла, целей и средств, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к продукту (отчету о наблюдаемом). Научное наблюдение должно отвечать следующим жестким требованиям: четкая постановка целей, выбор методики и разработка плана наблюдений, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдений, обработка полученных данных.
Результаты любого наблюдения, зафиксированные средствами любого языка представляют собой так называемые эмпирические высказывания, которые характеризуются тем, что отражают некоторое независимое от наблюдателя событие - имеют объективное содержание и способны выражать наблюдаемые события некоторым контролируемым способом.
Когда методом наблюдения нужно определить качественные особенности предмета прибегают к сравнению (установление степени различий предметов по их общему свойству). Когда нужно определить количественные показатели используется измерение - установление одной величины с помощью другой принятой за эталон.
Эксперимент. Ставится в тех случаях когда необходимо изучить некоторое состояние предмета, которое не всегда наблюдается в естественных условиях. Исследователь воздействует на предмет исследования в специально подобранных условиях, а затем изучает его. В отличие от наблюдения, при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета,лишь затем, наблюдения за предметом. Следует выделять два типа экспериментальных задач - 1. Исследовательский эксперимент, который связан с поиском некоторых зависимостей между некоторыми параметрами объекта. 2. Проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть некоторое положение теории. Эксперимент не возможен без наблюдения.
Виды эксперимента: проверочный, метод проб и ошибок, физический, химический, строительный, производственный и.т.д.
Эксперимент осуществляет связь эмпирического и теоретического уровней. Чтобы эта связь была возможной необходим метод описания - изложение результатов полученных в ходе наблюдения и эксперимента с помощью формул, графиков, естественного или искусственного языка.


Прибор - познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения полезной информации.
Главное условие при создании приборов - чтобы они служили передатчиком информации между исследуемым прибором и органами чувств, взаимодействие и объекта должно приводить к такому состоянию регистрирующего устройства, которое может быть зафиксировано органами чувств в виде макро образа.
Все приборы условно можно разделить на два класса - качественные и количественные. Качественные приборы используют, когда интересуются качественной стороной объекта, если она не может быть получена непосредственно с помощью органов чувств. Таким образом главная задача кач. приб. - расширить диапазон познавательских возможностей органов чувств.
В зависимости от выполняемых функций качественные приборы делят на 3 группы:
Приборы-усилители - применяются в тех случаях, когда идущие от объекта сигналы остаются за порогом ощущений, когда особенности среды затрудняют изучение сигналов. Прибор усилитель должен измерить сигнал, чтобы он стал доступен органам чувств, при этом не искажая информацию об исседуемом объекте.(микроскопы, телескопы).
Приборы-анализаторы - в функцию прибора не входит какое либо изменение сигналов, идущих от объекта, они воздействуют на исследуемый объект, преобразуя его в такую форму, что появляется возможность получить дополнительную информацию с помощью органов чувств (спектроскопы, хроматографическая бумага).
Приборы-рпеобразователи - приобразуют сигналы идущие от объекта, в удобную для восприятия форму или технического использования. Эти приборы предназначены для изучения класса явлений, объективные свойства которых не могут быть полученны с помощью органов чувств без качественного преобразования носителя информации. (объекты исследования могут быть - магнитные поля, инфракрасные излучения, ультразвук).
Частным случаем приборов преобразователей служат приборы-индикаторы, функция оторых давать сведения о присутствии или отсутствии искомого явления в иследуемой среде.
При конструировании приборов-преобразователей используют достаточно известные и простые зависимости между физическими величинами (например - механическое вождействие электрического тока и магнитного тока, расширение тел при нагревании).
Существуют ситуации когда изучаемое явление неотделимо от прибора, прибор входит в само определение явления, это разновидность так называемых приборов-регистраторов.- их выделяют в отдельный класс, их функция заключается в регистрации и хранении полехной информации в форме, допускающей последующее ее восприятие, анализ, сравнение и измерение.(пример - фоторегистрация на чувствительной эмульсии). Это свойство становится особенно важным, когда возникает задача изучить какое-либо уникально и быстро протекающее явление.
Существует так же особый 4 класс приборов включающий так называемые измерительные информационные системы (ИИС). Предназначены для одновременного измерения установившегося значения одной величины, а так же в тех случаях, когда объект, от которого экспериментатор желает получить информацию, находиться в недоступной для человека среде - глубиназ океана, на других планетах.
Недостатком использования приборов является то, чтополучаемая информация носит условный характер.
Предполагает принятие 2-х предпосылок:
1. достоверность тех физических гипотез, которые лежат в основе конструкции прибора;
2. техническая исправность прибора.

Еще к недостаткам приборов можно отнести то, что они являются возмутителями исследуемой среды и избежать этого возмущающего воздействия невозможно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65572. Розвиток сільськогосподарської дослідної справи з польового кормовиробництва в Україні (30-ті роки – кінець ХХ століття) 180 KB
  Основою продовольчої безпеки та державності України повинно стати високоефективне, збалансоване сільське господарство, яке забезпечуватиме виробництво продуктів харчування в обсягах достатніх для потреб населення країни та формування необхідного експортного потенціалу.
65573. ЯБЛУНЕВИЙ КВІТКОЇД У СХІДНОМУ ЛІСОСТЕПУ УКРАЇНИ. БІОЛОГІЯ, ЕКОЛОГІЯ І УДОСКОНАЛЕННЯ ЕЛЕМЕНТІВ ІНТЕГРОВАНОГО ЗАХИСТУ 458.5 KB
  Метою досліджень було уточнення видового складу садових довгоносиків біології та екології яблуневого квіткоїда встановлення динаміки його чисельності та шкідливості у східному Лісостепу України а також удосконалення елементів інтегрованого захисту яблуні у промислових насадженнях для отримання високого врожаю.
65574. ЗАКОНОМІРНОСТІ ТЕПЛО-МАСООБМІННИХ ПРОЦЕСІВ ТА УДОСКОНАЛЕННЯ ГАЗОГЕНЕРАТОРУ ВИРОБНИЦТВА ВОДНЮ З ВОДИ ІЗ ВИКОРИСТАННЯМ СПЛАВІВ 537 KB
  Розширення сфер застосування водню пов’язують з якісними змінами що відбуваються у даний час в хімічній машинобудівній металургійній промисловості та енергетиці. На даний момент сировиною для отримання водню є вуглеводні.
65575. ВПЛИВ ГЕОДИНАМІЧНИХ ЗОН ВУГЛЕНОСНОЇ ТОВЩІ НА ФОРМУВАННЯ ГЕОЛОГО-ЕКОЛОГІЧНИХ УМОВ ПРИ ЛІКВІДАЦІЇ ШАХТ 1.6 MB
  Разом з тим, при вирішенні такої актуальної проблеми вуглевидобувних регіонів України, як достовірне прогнозування негативних геолого-екологічних явищ і процесів, обумовлених ліквідацією шахт, подібні дослідження не отримали широкого поширення.
65576. ПЕДАГОГІЧНІ УМОВИ ФОРМУВАННЯ ДИДАКТИЧНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ МАЙБУТНІХ ВИКЛАДАЧІВ ВИЩИХ АГРАРНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ 213.5 KB
  Потреба в удосконаленні дидактичної компетентності власної педагогічної майстерності. Зовнішній чинник: потреба ВНЗ у викладачах з високим рівнем педагогічної майстерності Мета: сформувати дидактичну компетентність майбутніх викладачів аграрних ВНЗ Методологічні підходи...
65577. КОМП’ЮТЕРИЗОВАНА СИСТЕМА КОМЕРЦІЙНОГО ОБЛІКУ ЕЛЕКТРИЧНОЇ ЕНЕРГІЇ ТА ЇЇ МЕТРОЛОГІЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 531 KB
  Зі створенням Оптового Ринку Електричної Енергії що складається з незалежних акціонерних компаній державні електричні компанії та державні акціонерні електричні компанії незалежного регулюючого органу Національна комісія з питань регулювання електроенергетики України...
65578. РЕГІОНАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ РОЗВИТКУ ТРАНСКОРДОННОГО СПІВРОБІТНИЦТВА 536.5 KB
  Сучасний період світової історії що характеризується новітніми тенденціями євроінтеграції та глобалізації відзначився новим поглядом країн на потреби особливості та потенціал розвитку своїх територій.
65579. СИСТЕМА ПІДТРИМКИ ПРИЙНЯТТЯ РІШЕНЬ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦІЇ ПРОЦЕСУ КЕРУВАННЯ РУХОМ ДИЗЕЛЬ-ПОЇЗДА 297 KB
  Тому розробка з метою автоматизації процесів керування системи підтримки прийняття рішень для машиніста дизельпоїзда вітчизняного виробництва з новим тяговим електроприводом на основі асинхронних двигунів є безсумнівно актуальним завданням що визначає напрямок...
65580. Обгрунтування параметрів землезберігаючих технологій при відкритій розробці розсипних родовищ титанових руд і бурштину 238.5 KB
  Кар’єри фабрики збагачення і хвостосховища будуються на значній відстані одне від одного що погіршує технікоекономічні показники підприємств. Метою роботи є обґрунтування параметрів землезберігаючих технологій відкритої розробки обводнених розсипних родовищ...