78974

Теоретический уровень научного познания и его методы

Доклад

Логика и философия

Теоретический уровень научного познания и его методы Теоретический уровень высший уровень научного познания включает факты добытые эмпирическим путем предшествующие развитию науки а также логические выводы добытые разумом человека. Абстрагирование Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных чувственно воспринимаемых предметов и явлений их внешних признаков свойств связей. является необходимым моментом процесса познания.

Русский

2015-02-10

37 KB

1 чел.

Теоретический уровень научного познания и его методы

Теоретический уровень - высший уровень научного познания, включает факты, добытые эмпирическим путем, предшествующие развитию науки, а также логические выводы, добытые разумом человека. Методы теоретического уровня (абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т. д.) позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения. На теоретическом уровне научное мышление освобождается от эмпирической описательности, создает теоретические обобщения.

1. Абстрагирование Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате их изучения человек приходит к каким-то представлениям, понятиям, теоретическим положениям, т. е. научным абстракциям. В процессе абстрагирования происходит отход от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. Абстрагирование, таким образом, заключается в мысленном отвлечении от каких-то — менее существенных — свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением одной или нескольких существенных сторон, свойств объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования – абстракция.

2.Идеализация Мысленная деятельность исследователя включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Целесообразность использования идеализации – она целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности, математического, анализа. По отношению же к идеализированному случаю можно построить и развить теорию, в определенных условиях и целях эффективную, для описания свойств и поведения этих реальных объектов.

3.Аксиоматизация В основе метода лежат аксиомы, т.е. утверждения, которые не требуют доказательств и доказательства которых невозможно.Аксиоматизация в науке означает область знания, которые представляют в единую дедуктивную систему и содержание которых выведено из начальных условий.Исторически первой такой системой была геометрия Эвклида, но у Эвклида аксиомы – это интуитивно очевидные положения. В настоящее время в качестве исходных аксиом могут быть избраны какие-то отдельные положения теории из которых выводятся все остальное, т.е. аксиомы представляют соглашения ученых, которое предают элементам теории статус аксиом, неопределяемых положений.

4.Гипотетико-дедуктивный Метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестно. Отсюда знание носит вероятностный характер. Г-Д метод включает соотношения между гипотезами и фактами. Эти соотношения оказываются противоричивыми: 1) От фактов нет логического пути к правильной гипотезе; 2) От гипотез к фактам существует множество логических построений.

5.Формализация - отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Противопоставляется содержательному, или интуитивному мышлению. Ф. теснейшим образом связана с процессом абстракции. Как и всякая абстракция, Ф. является необходимым моментом процесса познания. В математике и формальной логике, где Ф. наиболее развита, под Ф. обычно понимают отображение содержательного знания в знаковом формализме или формализованном языке. Непременным условием построения такого языка является использование метода аксиоматического.

6. Анализ и синтез(греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2381. Розвиток літератури, драматургії, архітектури, живопису і музики в Україні в другій половині XIX ст. 29.06 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку літератури, драматургії, архітектури, живопису, музики в Україні в другій половині XIX ст.
2382. Розвиток культури України в другій половині XIX ст. 37.5 KB
  Мета: розвивати вміння здобувати знання на основі самостійного вивчення історичної літератури, вміння конспектувати, рецензувати, розвивати діалогічне мислення, вміння критичного зіставлення джерел.
2383. Наш край у другій половині XVIII – у другій половині XIX ст. 23.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією рідного краю в першій половині XIX ст., показавши її в контексті долі українських земель у складі Російської та Австрійської імперій.
2384. Духовне життя України в другій половині XIX ст 37 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, оцінити рівень навчальних досягнень учнів та перевірити уміння застосовувати набуті знання з тем Духовне життя України в другій половині XIX ст., Наш край у другій половині XVIII – у XIX ст.
2385. Особенности построения РЧ-трактов адаптации к характеристикам канала связи 83.5 KB
  Структурная схема передатчика составляется на основании технических требований, предъявленных передатчику, а именно на основании назначения передатчика, требуемой выходной мощности передатчика и диапазона рабочих частот.
2386. Основи медичної хімії 167.92 KB
  Техніка безпеки роботи в лабораторії. Біогенні елементи в медицині та стоматології. Ознайомлення з правилами техніки безпеки при роботі в хімічній лабораторії. Якісна реакція на перманганат-іон. Реакція з гідроген пероксидом (перекисом водню) в кислому середовищі.
2387. Стропальные работы 19.37 MB
  Вспомогательные грузоподъемные механизмы. Такелажные приспособления. канаты пеньковые и из синтетических волокон. Виды и способы строповки грузов, их перемещение и складирование. Правила подъема и перемещения грузов одним или несколькими кранами.
2388. Концепции совремеменного естествознания 8.09 MB
  Предмет и содержание естествознания. Предметом естествознания являются факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств (непосредственно или с помощью приборов).
2389. Українська мова за професійним спрямуванням 927.03 KB
  Культура мови як складова частина загальнолюдської культури. Статус і становлення української мови як державної. Норми сучасної української літературної мови. Писемне ділове мовлення. Словникова справа в Україні. Культура терміновживання і термінотворення.