78975

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса

Доклад

Логика и философия

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки концепции Поппера Куна Лакатоса. Концепция Куна Кун считает что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества члены которого разделяют определенную парадигму приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки принципами...

Русский

2015-02-10

30.5 KB

5 чел.

16. Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса.

Позитивизм своей последней стадией развития имеет постпозитивизм. В предыдущей - неопозитивизме - выявилось глубокое внутреннее противоречие (принцип верификации). В дополнение к этому его позиции стуже не устраивали критику со стороны. Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм: К. Поппер (1902-1988), Т. Кун (1922), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабент (1924). “Критический рационализм не просто пересмотрел исходные принципы неопозитивизма в отношении методологии научного познания, но радикально изменил сам предмет изучения. С точки зрения критического рационализма предметом изучения является не высказывание, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Критические рационалисты думают, что научное знание является целостным по своей природе”

Теория неопровержимая никаким мыслительным материалом ненаучна.

Наука начинается с проблем. Проблемы рождают гипотезу. Теория основывается на гипотизе. Процесс ошибочноти, появление новой теории.

Р1 – ТТ- ЕЕ - Р2

Р1 – проблемма

ТТ – появление новой теории

ЕЕ – проверка ошибок

Р2 – появление новой проблеммы

Концепция Поппера

Научная теория обладает статусом научности, когда она может быть подвержена фальсификации. Теория должна быть такой из которой можно было вывести следствия, которые можно было проверить на опыте тогда она сможет стать научной. Поппер считал, что:

  1.  нет чистых имперических фактов так как они все нагружены
  2.  существует ассиметрия между подтверждением и опровержением теории

Критерий демаркации разграничения научного и ненаучного знания по Попперу: теория должна содержать большое количество имперической информации, обладать объяснительной и предсказуемой силой.(это предпосылка развития научного знания). Исходя из этой предпосылки он приходит к следующим тупикам – строгой научной проверки. Теория указывает направление проверки, ограничение научного и ненаучного знания. С точки зрения Поппера марксизм не обладает статусом научной теории – идет сплошное искажение. Пример – человек утопил ребенка 1. – человек испытывает комплекс неполноценности, 2. Объясняется через понятие сублимации.

Концепция Куна

Кун считает, что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов – нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки, принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы по Куну становятся основой научного сообщества. Центральное место в концепции занимает понятие парадигмы – с древне греч. – образец. Парадигма по Куну обладает двумя свойствами 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы, 2) она содержит переменные вопросы и открывает простор для исследований. Концепция Куна это – совокупность базисных теоретических взглядов. Классические образы выполнение исследований, методологические исследования.

Недостатки теории Куна:

  •  он излишне автоматизирует  труд ученых, характер ученых в период формирования науки.

Концепция Лакатоса

По Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющие одна другую теорий т.е. совокупность теоретических построений определенной структуры. Лакатос учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, составляющих «защитный пояс», но и борьбу между исследовательскими программами.

Научно исследовательская программа – жесткое ядро в которое входит представление о реальности, методологические принципы.

Вокруг жесткого ядра существует защитный пояс – совокупонть вспомогательных гипоз.

Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как «истории рождения, жизни и гибели исседовательских программ.». Лакатос считает, что научные революции не играют существенной роли, потому что  в науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства какой либо одной программы, а сосуществуют и соперничают различные программы, теории и идеи. Одни из них на некоторое время становятся доминирующими, другие оттесняются на второй план, третьи перерабатываются и реконструируются. Поэтому если и происходят революции, то это не значительно влияет на основы науки, многие ученые продолжают заниматься своим делом. По мнению Лакатоса, история науки является «пробным камнем» любой логико-методологической концепции.

Понятие Лакатоса

Позитивная эвристика – стратегия выбора

Отрицательная эвристика – то что они будут отвергать развивая свою научно-иследовательскую прогамму.(Она детализирует этап развития, объясняет как она далее продолжает развиваться).

У Куна – теория остается классической.

У Лакатоса – смягчает некоторые жесткие позиции Куна.

Понятие прогресса и регресса.

Понятие развития – подразделяется на эти две разн6овидности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56222. Alice in Wonderland 527.5 KB
  Хто ці люди за професією? Who teaches children? An actor Who treats animals? A driver Who drives cars? A doctor Who works in a bank? A teacher Who works in a hospital? A vet Who plays in a film? A banker
56223. Впровадження інтерактивних технологій на уроках англійської мови засобами “storytelling with children” 65.5 KB
  Визначаючи методи та засоби реалізації інтерактивного навчання на уроках іноземної мовихотілося б розповісти про використання мною такої форми роботи...
56224. Стосунки у сім’ї. Проблеми у спілкуванні батьків та дітей 51 KB
  Good morning, dear pupils! I’m very glad to greet you on our today’s lesson and I hope it will be interesting and useful for you. You will be able to clarify some important questions and problems.
56225. Стратегии работы с детьми групп риска (по материалам газеты «Школьный психолог») 128 KB
  У таких детей значительно повышена активность правого полушария. За счёт этого они имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.
56226. Веселий ярмарок українських страв 343.5 KB
  Мета. Познайомити дітей зі стравами української національної кухні, з традиціями, повязаними із готуванням страв; розповісти про професію кухаря, важливість їжі в житті людини. Виховувати повагу до людської праці, бажання самим допомагати дорослим.
56227. Традиційні українські страви 85.5 KB
  Мета: ознайомити та поглибити знання дітей про традиційні українські страви; розвивати культуру звязного мовлення, вміння виступати з повідомленням, узагальнювати матеріал, висловлювати власну думку; виховувати шанобливе ставлення та інтерес...
56228. СТРІТЕННЯ 62.5 KB
  МЕТА: Ознайомити і розширити знання учнів про святкування свята Стрітення в Україні; виховувати любов і бережливе ставлення до природи, повагу до звича – їв свого народу.