78975

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса

Доклад

Логика и философия

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки концепции Поппера Куна Лакатоса. Концепция Куна Кун считает что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов – нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества члены которого разделяют определенную парадигму приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки принципами...

Русский

2015-02-10

30.5 KB

3 чел.

16. Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса.

Позитивизм своей последней стадией развития имеет постпозитивизм. В предыдущей - неопозитивизме - выявилось глубокое внутреннее противоречие (принцип верификации). В дополнение к этому его позиции стуже не устраивали критику со стороны. Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм: К. Поппер (1902-1988), Т. Кун (1922), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабент (1924). “Критический рационализм не просто пересмотрел исходные принципы неопозитивизма в отношении методологии научного познания, но радикально изменил сам предмет изучения. С точки зрения критического рационализма предметом изучения является не высказывание, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Критические рационалисты думают, что научное знание является целостным по своей природе”

Теория неопровержимая никаким мыслительным материалом ненаучна.

Наука начинается с проблем. Проблемы рождают гипотезу. Теория основывается на гипотизе. Процесс ошибочноти, появление новой теории.

Р1 – ТТ- ЕЕ - Р2

Р1 – проблемма

ТТ – появление новой теории

ЕЕ – проверка ошибок

Р2 – появление новой проблеммы

Концепция Поппера

Научная теория обладает статусом научности, когда она может быть подвержена фальсификации. Теория должна быть такой из которой можно было вывести следствия, которые можно было проверить на опыте тогда она сможет стать научной. Поппер считал, что:

  1.  нет чистых имперических фактов так как они все нагружены
  2.  существует ассиметрия между подтверждением и опровержением теории

Критерий демаркации разграничения научного и ненаучного знания по Попперу: теория должна содержать большое количество имперической информации, обладать объяснительной и предсказуемой силой.(это предпосылка развития научного знания). Исходя из этой предпосылки он приходит к следующим тупикам – строгой научной проверки. Теория указывает направление проверки, ограничение научного и ненаучного знания. С точки зрения Поппера марксизм не обладает статусом научной теории – идет сплошное искажение. Пример – человек утопил ребенка 1. – человек испытывает комплекс неполноценности, 2. Объясняется через понятие сублимации.

Концепция Куна

Кун считает, что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов – нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки, принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы по Куну становятся основой научного сообщества. Центральное место в концепции занимает понятие парадигмы – с древне греч. – образец. Парадигма по Куну обладает двумя свойствами 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы, 2) она содержит переменные вопросы и открывает простор для исследований. Концепция Куна это – совокупность базисных теоретических взглядов. Классические образы выполнение исследований, методологические исследования.

Недостатки теории Куна:

  •  он излишне автоматизирует  труд ученых, характер ученых в период формирования науки.

Концепция Лакатоса

По Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющие одна другую теорий т.е. совокупность теоретических построений определенной структуры. Лакатос учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, составляющих «защитный пояс», но и борьбу между исследовательскими программами.

Научно исследовательская программа – жесткое ядро в которое входит представление о реальности, методологические принципы.

Вокруг жесткого ядра существует защитный пояс – совокупонть вспомогательных гипоз.

Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как «истории рождения, жизни и гибели исседовательских программ.». Лакатос считает, что научные революции не играют существенной роли, потому что  в науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства какой либо одной программы, а сосуществуют и соперничают различные программы, теории и идеи. Одни из них на некоторое время становятся доминирующими, другие оттесняются на второй план, третьи перерабатываются и реконструируются. Поэтому если и происходят революции, то это не значительно влияет на основы науки, многие ученые продолжают заниматься своим делом. По мнению Лакатоса, история науки является «пробным камнем» любой логико-методологической концепции.

Понятие Лакатоса

Позитивная эвристика – стратегия выбора

Отрицательная эвристика – то что они будут отвергать развивая свою научно-иследовательскую прогамму.(Она детализирует этап развития, объясняет как она далее продолжает развиваться).

У Куна – теория остается классической.

У Лакатоса – смягчает некоторые жесткие позиции Куна.

Понятие прогресса и регресса.

Понятие развития – подразделяется на эти две разн6овидности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84598. Закони проведення збудження по нервовим та м’язовим волокнам 49.29 KB
  Закон фізіологічної неперервності чи фізіологічної цілісності волокна – для здійснення проведення необхідним є нормальний функціональний стан мембрани волокна. Якщо його пошкодити обробивши наприклад місцевим анастетиком типу новокаїну проведення припиниться незважаючи на те що морфологічно волокна не пошкоджені місцеві анастетики інактивують натрієві канали мембрани зміщення Екр збільшення порогу деполяризації зменшення швидкості проведення збудження з подальшим припиненням цього проведення. Закон двостороннього проведення – в...
84599. Механізми проведення збудження через нервово-м’язовий синапс. Медіатор, мембранні циторецептори та блокатори нервово-м’язових синапсів 45.06 KB
  Нервовом’язовий синапс утворений нервовим закінченням аксона мотонейронів та кінцевою пластинкою – частина мембрани м’язового волокна яка контактує з нервовим закінченням. Механізм передачі збудження через нервовом’язовий синапс полягає в тому що ПД іде по мембрані нервового волокна поширюється по пресинаптичній мембрані при цьому відкриваються кальцієві канали пресинаптичної мембрани вхід іонів Са всередину нервового закінчення взаємодія з везикулами міхурці в яких є медіатор ацетилхолін рух везикул до пресинаптичної мембрани...
84600. Спряження збудження та скорочення. Механізми м’язового скорочення 45.74 KB
  Механізми м’язового скорочення. Термін спряження збудження із скороченням означає взаєзв’язок збудження в скелетних м’язах виникнення та поширення ПД по мембрані волокна та його скорочення тобто актоміозинової взаємодії. При русі ПД по мембрані Ттрубочок в мембрані цистерн СПР відкриваються кальцієві канали іони Са2 по градієнту концентрації виходять з цистерн СПР у саркоплазму підвищення концентрації іонів Са2 в саркоплазмі міоцита з 10–8 до 10–5 ммоль л дифузія іонів Са2 до протофібрил взаємодія з регуляторним білком тропоніном...
84601. Види м’язових скорочень: одинокі та тетанічні; ізотонічні та ізометричні 44.03 KB
  В залежності від режимів навантаження виділяють наступні види м’язового скорочення. Ізометричного скорочення – скорочення при незмінній довжинні м’яза. В експерименті таке скорочення можна отримати якщо ізольований м’яз закріпити з двох сторін та стимулювати електричним струмом. В умовах цілісного організму ізометричне скорочення буває коли людина намагається але не може підняти вантаж.
84602. Біологічна регуляція, її види і значення. Контур біологічної регуляції. Роль зворотнього зв’язку в регуляції 46.87 KB
  Роль зворотнього зв’язку в регуляції. Перелічені вище елементи контура біологічної регуляції зв’язуються між собою каналами зв’язку якими в контурі передається інформація: канал прямого зв’язку – по ньому передається керуючий сигнал від КП до ВП підтримка заданого рівня або зміна РП; канал зворотнього зв’язку – по ньому передається інформація з СП1 в КП: про поточну величину РП; про ефективність керуючих сигналів що вироблені КП і спрямовані на усунення відхилення РП від заданого рівня або на його зміну в потрібному напрямку. КП...
84603. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 249 KB
  Основными задачами выполнения курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент» являются: Углубленное изучение теоретических основ стратегического управления предприятиями индустрии туризма и сервиса. Изучение особенностей стратегического управления на конкретных предприятиях индустрии туризма и сервиса.
84604. Разработка токарно-винторезного станка модели 16К20 2.51 MB
  Совершенствование машин, увеличение их сроков службы, повышение скоростей и производительности, снижение габаритов и веса, а также повышение точности требует дальнейшего улучшения качества конструкции выпускаемых корпусов, валов и втулок: повышения их грузоподъемности, долговечности и надежности...
84605. Введение в ППВШ. Ценности и цели образования 102.5 KB
  Раскрыть роль и возможность ПП в саморазвитии, самореализации и самоутверждении человека. Ознакомить с представлением о том, какие существуют основы жизнедеятельности в обществе и содействовать активной гражданской позиции. Содействовать гуманитарному развитию студентов. Повышение профессионального мастерства
84606. Пути совершенствования социального обслуживания населения как элемента социальной политики на примере муниципальных образований «Котлас» и «Котласский район» 562.5 KB
  Цель исследования: выявление роли социальных услуг в организации социального обслуживания населения и разработка рекомендаций по оптимизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне. Объект исследования: социальное обслуживание населения в муниципальных образованиях «Котлас» и «Котласский район»