78975

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса

Доклад

Логика и философия

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки концепции Поппера Куна Лакатоса. Концепция Куна Кун считает что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов – нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества члены которого разделяют определенную парадигму приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки принципами...

Русский

2015-02-10

30.5 KB

3 чел.

16. Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса.

Позитивизм своей последней стадией развития имеет постпозитивизм. В предыдущей - неопозитивизме - выявилось глубокое внутреннее противоречие (принцип верификации). В дополнение к этому его позиции стуже не устраивали критику со стороны. Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм: К. Поппер (1902-1988), Т. Кун (1922), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабент (1924). “Критический рационализм не просто пересмотрел исходные принципы неопозитивизма в отношении методологии научного познания, но радикально изменил сам предмет изучения. С точки зрения критического рационализма предметом изучения является не высказывание, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Критические рационалисты думают, что научное знание является целостным по своей природе”

Теория неопровержимая никаким мыслительным материалом ненаучна.

Наука начинается с проблем. Проблемы рождают гипотезу. Теория основывается на гипотизе. Процесс ошибочноти, появление новой теории.

Р1 – ТТ- ЕЕ - Р2

Р1 – проблемма

ТТ – появление новой теории

ЕЕ – проверка ошибок

Р2 – появление новой проблеммы

Концепция Поппера

Научная теория обладает статусом научности, когда она может быть подвержена фальсификации. Теория должна быть такой из которой можно было вывести следствия, которые можно было проверить на опыте тогда она сможет стать научной. Поппер считал, что:

  1.  нет чистых имперических фактов так как они все нагружены
  2.  существует ассиметрия между подтверждением и опровержением теории

Критерий демаркации разграничения научного и ненаучного знания по Попперу: теория должна содержать большое количество имперической информации, обладать объяснительной и предсказуемой силой.(это предпосылка развития научного знания). Исходя из этой предпосылки он приходит к следующим тупикам – строгой научной проверки. Теория указывает направление проверки, ограничение научного и ненаучного знания. С точки зрения Поппера марксизм не обладает статусом научной теории – идет сплошное искажение. Пример – человек утопил ребенка 1. – человек испытывает комплекс неполноценности, 2. Объясняется через понятие сублимации.

Концепция Куна

Кун считает, что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов – нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки, принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы по Куну становятся основой научного сообщества. Центральное место в концепции занимает понятие парадигмы – с древне греч. – образец. Парадигма по Куну обладает двумя свойствами 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы, 2) она содержит переменные вопросы и открывает простор для исследований. Концепция Куна это – совокупность базисных теоретических взглядов. Классические образы выполнение исследований, методологические исследования.

Недостатки теории Куна:

  •  он излишне автоматизирует  труд ученых, характер ученых в период формирования науки.

Концепция Лакатоса

По Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющие одна другую теорий т.е. совокупность теоретических построений определенной структуры. Лакатос учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, составляющих «защитный пояс», но и борьбу между исследовательскими программами.

Научно исследовательская программа – жесткое ядро в которое входит представление о реальности, методологические принципы.

Вокруг жесткого ядра существует защитный пояс – совокупонть вспомогательных гипоз.

Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как «истории рождения, жизни и гибели исседовательских программ.». Лакатос считает, что научные революции не играют существенной роли, потому что  в науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства какой либо одной программы, а сосуществуют и соперничают различные программы, теории и идеи. Одни из них на некоторое время становятся доминирующими, другие оттесняются на второй план, третьи перерабатываются и реконструируются. Поэтому если и происходят революции, то это не значительно влияет на основы науки, многие ученые продолжают заниматься своим делом. По мнению Лакатоса, история науки является «пробным камнем» любой логико-методологической концепции.

Понятие Лакатоса

Позитивная эвристика – стратегия выбора

Отрицательная эвристика – то что они будут отвергать развивая свою научно-иследовательскую прогамму.(Она детализирует этап развития, объясняет как она далее продолжает развиваться).

У Куна – теория остается классической.

У Лакатоса – смягчает некоторые жесткие позиции Куна.

Понятие прогресса и регресса.

Понятие развития – подразделяется на эти две разн6овидности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84615. Фирменные холодные блюда и закуски ресторанов г. Омска: ассортимент, технология приготовления и оформления 757.41 KB
  Цель курсовой работы: изучить ассортимент, технологию приготовления и оформления холодных блюд и закусок ресторанов г.Омска. Задачи курсовой работы: Провести сравнительный анализ ассортимента холодных блюд и закусок в предприятиях общественного питания г.Омска. Дать рекомендации по обновлению меню.
84616. Маркетинговые службы в системе управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса, их функции и задачи 72.32 KB
  На Западе о маркетинге заговорили лишь начиная с середины девятнадцатого века. Первым, кто высказал предположение о том, что маркетинг должен быть центральным направлением деятельности предприятия, а работа с собственным кругом потребителя – задачей менеджера, был Сайрус Маккормик.
84617. Кодирование информации в защищенных компьютерных сетях 833.5 KB
  При цифровом кодировании дискретной информации применяют потенциальные и импульсные коды. В потенциальных кодах для представления логических единиц и нулей используются только значение потенциала сигнала, а его перепады, формирующие законченные импульсы, во внимание не принимаются.
84618. Технология приготовление длинных смешанных напитков: джулепы, коблеры, кулеры, сэнгер, флипы, слинги 1.27 MB
  Длинные смешанные напитки — это напитки объемом более 150 мл, разбавленные наполнителем. Наполнитель может быть газированным (вода из сифона, фруктово-ягодные напитки, минеральная вода, тонические воды) и негазированным (соки). Приготавливают длинные напитки путем смешивания компонентов в питьевом стакане.
84619. НАЦИОНАЛИЗМ КАК СУБЪЕКТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗЖИГАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ 64.52 KB
  Предыстория осетино-ингушского конфликта. Динамика и последствия осетиноингушского конфликта. Причины осетино-ингушского конфликта. Возможные варианты урегулирования осетинО-ингушского конфликта.
84620. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИЙ 410.5 KB
  Эмоции и чувства –- это своеобразный инструмент удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов в жизни данного человека П. Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека которые...
84621. Технология, организация и управление пассажирскими перевозками при мощности пассажиропотока в час пик 2600 пассажиров и протяженности маршрута 17 км 1.81 MB
  Сегодня одной из самых востребованных отраслей в транспортном секторе стали пассажирские перевозки автобусами. Однако в этом виде деятельности существуют специфические риски – их нужно внимательно изучить, чтобы полноценно пользоваться этой услугой.
84622. ЛИНЕЙНЫЙ ОДНОКАСКАДНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ СИГНАЛА ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЫ 433 KB
  Рассчитать элементы схемы однокаскадного усилителя, удовлетворяющего указанным техническим требованиям: Усилительный каскад выполнить по заданной схеме с общим эмиттером; Рекомендуемый тип транзистора КТ363А; Амплитуда неискаженного выходного сигнала не менее 2,5 В...
84623. Методические указания: Организация туристского бизнеса 389.5 KB
  Комплексная курсовая работа предусматривает сбор и анализ материалов по конкретному туристско-рекреационному региону. Выбор туристско-рекреационного региона для анализа в курсовой работе осуществляется студентом в соответствии с порядковым номером в зачетно-экзаменационной ведомости.