78975

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса

Доклад

Логика и философия

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки концепции Поппера Куна Лакатоса. Концепция Куна Кун считает что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества члены которого разделяют определенную парадигму приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки принципами...

Русский

2015-02-10

30.5 KB

3 чел.

16. Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса.

Позитивизм своей последней стадией развития имеет постпозитивизм. В предыдущей - неопозитивизме - выявилось глубокое внутреннее противоречие (принцип верификации). В дополнение к этому его позиции стуже не устраивали критику со стороны. Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм: К. Поппер (1902-1988), Т. Кун (1922), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабент (1924). “Критический рационализм не просто пересмотрел исходные принципы неопозитивизма в отношении методологии научного познания, но радикально изменил сам предмет изучения. С точки зрения критического рационализма предметом изучения является не высказывание, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Критические рационалисты думают, что научное знание является целостным по своей природе”

Теория неопровержимая никаким мыслительным материалом ненаучна.

Наука начинается с проблем. Проблемы рождают гипотезу. Теория основывается на гипотизе. Процесс ошибочноти, появление новой теории.

Р1 – ТТ- ЕЕ - Р2

Р1 – проблемма

ТТ – появление новой теории

ЕЕ – проверка ошибок

Р2 – появление новой проблеммы

Концепция Поппера

Научная теория обладает статусом научности, когда она может быть подвержена фальсификации. Теория должна быть такой из которой можно было вывести следствия, которые можно было проверить на опыте тогда она сможет стать научной. Поппер считал, что:

  1.  нет чистых имперических фактов так как они все нагружены
  2.  существует ассиметрия между подтверждением и опровержением теории

Критерий демаркации разграничения научного и ненаучного знания по Попперу: теория должна содержать большое количество имперической информации, обладать объяснительной и предсказуемой силой.(это предпосылка развития научного знания). Исходя из этой предпосылки он приходит к следующим тупикам – строгой научной проверки. Теория указывает направление проверки, ограничение научного и ненаучного знания. С точки зрения Поппера марксизм не обладает статусом научной теории – идет сплошное искажение. Пример – человек утопил ребенка 1. – человек испытывает комплекс неполноценности, 2. Объясняется через понятие сублимации.

Концепция Куна

Кун считает, что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов – нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки, принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы по Куну становятся основой научного сообщества. Центральное место в концепции занимает понятие парадигмы – с древне греч. – образец. Парадигма по Куну обладает двумя свойствами 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы, 2) она содержит переменные вопросы и открывает простор для исследований. Концепция Куна это – совокупность базисных теоретических взглядов. Классические образы выполнение исследований, методологические исследования.

Недостатки теории Куна:

  •  он излишне автоматизирует  труд ученых, характер ученых в период формирования науки.

Концепция Лакатоса

По Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющие одна другую теорий т.е. совокупность теоретических построений определенной структуры. Лакатос учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, составляющих «защитный пояс», но и борьбу между исследовательскими программами.

Научно исследовательская программа – жесткое ядро в которое входит представление о реальности, методологические принципы.

Вокруг жесткого ядра существует защитный пояс – совокупонть вспомогательных гипоз.

Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как «истории рождения, жизни и гибели исседовательских программ.». Лакатос считает, что научные революции не играют существенной роли, потому что  в науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства какой либо одной программы, а сосуществуют и соперничают различные программы, теории и идеи. Одни из них на некоторое время становятся доминирующими, другие оттесняются на второй план, третьи перерабатываются и реконструируются. Поэтому если и происходят революции, то это не значительно влияет на основы науки, многие ученые продолжают заниматься своим делом. По мнению Лакатоса, история науки является «пробным камнем» любой логико-методологической концепции.

Понятие Лакатоса

Позитивная эвристика – стратегия выбора

Отрицательная эвристика – то что они будут отвергать развивая свою научно-иследовательскую прогамму.(Она детализирует этап развития, объясняет как она далее продолжает развиваться).

У Куна – теория остается классической.

У Лакатоса – смягчает некоторые жесткие позиции Куна.

Понятие прогресса и регресса.

Понятие развития – подразделяется на эти две разн6овидности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15832. ERP (ENTERPRISE RESOURCE PLANNING) 53.5 KB
  ERP Enterprise Resource Planning Содержание 1. Определения ERP и ERPрешения2. История возникновения ERP3. Основные функции ERPсистемы4. Внедрения ERPрешений5. Достоинства ERPрешений6. Недостатки ERPрешений7. Аналитика рынка ERPрешений в России и странах СНГ8. Заключение 1. Определен...
15833. Внедрение ERP-систем. Основные ошибки 53 KB
  Внедрение ERPсистем. Основные ошибки Информационные системы планирования ресурсов предприятия Enterprise Resource Planning ERP превратились в привычный инструмент крупного и среднего бизнеса. Их основная задача автоматизация бизнеспроцессов компании производства снабжения сб...
15834. Выбор ПО для автоматизации управления 97.5 KB
  Выбор ПО для автоматизации управления Вступление Современная жизнь состоит из альтернатив. Мы постоянно чтото выбираем. Это относится и к нашему быту и к профессиональной деятельности. В простых ситуациях мы даже не задумываемся что выбрать и как это сделать в сложн...
15835. Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок 114 KB
  Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок Что такое информационная система В течение последних лет значительная часть дискуссий касающихся развития корпоративного менеджмента протекает в ракурсе практического применения современных ...
15836. Основы систем класса MRP-MRPII 119.5 KB
  Основы систем класса MRPMRPII Геннадий Верников Философия и основные понятия MRP В начале 60х годов в связи с ростом популярности вычислительных систем возникла идея использовать их возможности для планирования деятельности предприятия в том числе для планирования прои...
15837. Семь принципов успешной автоматизации 49.5 KB
  Семь принципов успешной автоматизации Согласно мировой статистике только треть проектов разработки и внедрения информационных систем завершаются успехом. Об аналогичных исследованиях в России ничего не известно но представляется что у нас дела обстоят еще хуже. У...
15838. Дети с социально-педагогической запущенностью 44 KB
  ДОКЛАД на тему: Дети с социальнопедагогической запущенностью. Общеизвестно что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте на детях. Увеличение количества детей
15839. Пути преодоления речевого недоразвития, возникшего в результате социально-педагогической запущенности, у детей младшего школьного возраста 47.5 KB
  Пути преодоления речевого недоразвития возникшего в результате социальнопедагогической запущенности у детей младшего школьного возраста Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной по...
15840. Пути профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности 29 KB
  Пути профилактики и коррекции социальнопедагогической запущенности Современная социальная ситуация сопровождается увеличением количества детей с девиантным поведением. Особое место занимает группа детей с выраженной социальнопедагогической запущенностью ко...