78975

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса

Доклад

Логика и философия

Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки концепции Поппера Куна Лакатоса. Концепция Куна Кун считает что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов – нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества члены которого разделяют определенную парадигму приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки принципами...

Русский

2015-02-10

30.5 KB

3 чел.

16. Кумулятивистская и антикумулятивисткая модели развития науки, концепции Поппера, Куна, Лакатоса.

Позитивизм своей последней стадией развития имеет постпозитивизм. В предыдущей - неопозитивизме - выявилось глубокое внутреннее противоречие (принцип верификации). В дополнение к этому его позиции стуже не устраивали критику со стороны. Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм: К. Поппер (1902-1988), Т. Кун (1922), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабент (1924). “Критический рационализм не просто пересмотрел исходные принципы неопозитивизма в отношении методологии научного познания, но радикально изменил сам предмет изучения. С точки зрения критического рационализма предметом изучения является не высказывание, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Критические рационалисты думают, что научное знание является целостным по своей природе”

Теория неопровержимая никаким мыслительным материалом ненаучна.

Наука начинается с проблем. Проблемы рождают гипотезу. Теория основывается на гипотизе. Процесс ошибочноти, появление новой теории.

Р1 – ТТ- ЕЕ - Р2

Р1 – проблемма

ТТ – появление новой теории

ЕЕ – проверка ошибок

Р2 – появление новой проблеммы

Концепция Поппера

Научная теория обладает статусом научности, когда она может быть подвержена фальсификации. Теория должна быть такой из которой можно было вывести следствия, которые можно было проверить на опыте тогда она сможет стать научной. Поппер считал, что:

  1.  нет чистых имперических фактов так как они все нагружены
  2.  существует ассиметрия между подтверждением и опровержением теории

Критерий демаркации разграничения научного и ненаучного знания по Попперу: теория должна содержать большое количество имперической информации, обладать объяснительной и предсказуемой силой.(это предпосылка развития научного знания). Исходя из этой предпосылки он приходит к следующим тупикам – строгой научной проверки. Теория указывает направление проверки, ограничение научного и ненаучного знания. С точки зрения Поппера марксизм не обладает статусом научной теории – идет сплошное искажение. Пример – человек утопил ребенка 1. – человек испытывает комплекс неполноценности, 2. Объясняется через понятие сублимации.

Концепция Куна

Кун считает, что развитие науки представляет поцесс поочередной смены двух периодов – нормальной науки и научной революции. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Характер концепции Куна определяется пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки, принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы по Куну становятся основой научного сообщества. Центральное место в концепции занимает понятие парадигмы – с древне греч. – образец. Парадигма по Куну обладает двумя свойствами 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы, 2) она содержит переменные вопросы и открывает простор для исследований. Концепция Куна это – совокупность базисных теоретических взглядов. Классические образы выполнение исследований, методологические исследования.

Недостатки теории Куна:

  •  он излишне автоматизирует  труд ученых, характер ученых в период формирования науки.

Концепция Лакатоса

По Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющие одна другую теорий т.е. совокупность теоретических построений определенной структуры. Лакатос учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, составляющих «защитный пояс», но и борьбу между исследовательскими программами.

Научно исследовательская программа – жесткое ядро в которое входит представление о реальности, методологические принципы.

Вокруг жесткого ядра существует защитный пояс – совокупонть вспомогательных гипоз.

Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как «истории рождения, жизни и гибели исседовательских программ.». Лакатос считает, что научные революции не играют существенной роли, потому что  в науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства какой либо одной программы, а сосуществуют и соперничают различные программы, теории и идеи. Одни из них на некоторое время становятся доминирующими, другие оттесняются на второй план, третьи перерабатываются и реконструируются. Поэтому если и происходят революции, то это не значительно влияет на основы науки, многие ученые продолжают заниматься своим делом. По мнению Лакатоса, история науки является «пробным камнем» любой логико-методологической концепции.

Понятие Лакатоса

Позитивная эвристика – стратегия выбора

Отрицательная эвристика – то что они будут отвергать развивая свою научно-иследовательскую прогамму.(Она детализирует этап развития, объясняет как она далее продолжает развиваться).

У Куна – теория остается классической.

У Лакатоса – смягчает некоторые жесткие позиции Куна.

Понятие прогресса и регресса.

Понятие развития – подразделяется на эти две разн6овидности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52553. Літературно-музичний вечір «Реве та стогне Дніпр широкий» (до 70-річчя визволення Дніпропетровської області від фашистських загарбників) 1.84 MB
  За героїзм та відвагу при обороні Дніпропетровська командирові 8ої танкової дивізії було присвоєне звання Героя Радянського Союзу. Леніна на виблискуючому крилі літака в металі шаленого полум’я стоїть пам’ятник мужнім льотчикам Героям Радянського Союзу Гомоненку і Вдовенку. На проспекті Правди в затишній алеї встановлено бюст відважному льотчику двічі Герою Радянського Союзу Анатолію Яковичу Брандису. Двічі Герой Радянського Союзу.
52554. Впровадження інтерактивних технологій в освітній процес з метою розвитку мовленнєвої компетентності у дошкільників 56 KB
  План проведення майстер класу для вихователів: п п Зміст роботи Відповідальний Джерела І Вправа Очікування Вихователь методист Базова програма Я у Світі Майстер класи для вихователів ДНЗ випуск№2 упоряд. Настільна гра На гостину до казки III Вправа Очікування підсумок Вихователь методист Матеріал: магнітофон з записами дитячих мелодій стікери кораблики плакат з намальованою річкою маркери конверти з завданнями ілюстрації до різних казок предметні картинки гуашева фарба аркуші А 4 пензлики тампончики...
52555. Ігрова вправа «Народно-поетичні символи України» 95 KB
  У чужій сторонці не так світить і сонце Хочеш собі добра не роби нікому зла За гроші честі не купиш Гра Чи вірите ви що Чи вірите ви що гімн – це колискова пісня Чи вірите ви що вінок – символ молодості і дівоцтва Чи вірите ви що калина державний символ України Чи вірите ви що Павло Чубинський – автор тексту гімну Чи вірите ви що оранжевий і синій – кольори Державного Прапора України Чи вірите ви що лелека – символ працьовитості Чи вірите ви що у тризубі відображено триєдність життя Чи...
52556. Воспитательный час «Если добрый ты…» 54 KB
  Участники и действующие лица: ведущая учительница Незнайка школьный класс поделенный на три команды из числа которых назначаются чтецы и исполнители инсценировок. Входит Незнайка. Незнайка. Скажи пожалуйста как тебя зовут Незнайка.
52557. Інтегроване заняття на тему: Людина починається з добра (з використанням казок В. Сухомлинського) 57 KB
  Діти до кого я привіталася Так я привітала новий день все що оточує нас наших гостей. Добрий день Стук у двері відчинили і внесли лист Діти до нас листоноша приніс листа від Казкаря. Давайте пригадаємо разом ці прислів’я діти пригадують прислів’я. Молодці діти.
52558. Хто людям добра бажає, той сам його здобуває 36.5 KB
  Донести до дитини важливість слова людяний. Удосконалювати вміння добирати слова близькі за значенням. Мовленева вправа Добери слова з протилежним значенням Злий жорстокий співчутливий добрий милосердний. Малюючи кожну пелюсточку промовляйте такі слова щоб довести що кожен із вас – справжній друг.
52559. Як розрізняють добро і зло 32.5 KB
  Допомогти учням усвідомити зміст етичних понять «добро» «доброчинність», робити вибір між добром і злом, давати оцінку добру і злу; формувати вміння учнів моделювати ситуації та розв’язувати їх; виховувати в учнів моральні цінності та орієнтири, правила культури поведінки.
52560. Людина починається з добра. Від усмішки іде до всіх тепло. Музика – нев’януча краса духовної культури усіх народів 74.5 KB
  Що ми можемо сказати Чи потрібні вони у житті людини Чи впливає музика на емоції людини Чи потрібні нам ці теми уроків Епіграф до уроків Бо ти на землі людина І хочеш того чи ні Усмішка твоя – єдина Мука твоя єдина Очі твої – одні. Дуже важливими є емоції людини які підтримують нас...