78979

Понятие рациональности, научной рациональности. Виды и типы научной рациональности

Доклад

Логика и философия

Понятие рациональности научной рациональности. Виды и типы научной рациональности. В самой идее рациональности можно увидеть символ современной научно-технической цивилизации со всеми ее особенностями и противоречиями. Ее началом является некоторый тип активно-преобразовательного отношения человека к миру с которым и связывается как правило сама идея рациональности.

Русский

2015-02-10

48 KB

55 чел.

22. Понятие рациональности, научной рациональности. Виды и  типы научной рациональности.

Специфической чертой науки является ее рациональность.

В самой идее рациональности можно увидеть символ современной научно-технической цивилизации со всеми ее особенностями и противоречиями.

Ее началом является некоторый тип активно-преобразовательного отношения человека к миру, с которым и связывается, как правило, сама идея рациональности.

Суть рациональности как философско-мировоззренческой проблемы составляют поиски метафизически обосновываемой осознанной гармонизации человека и бытия, "вписывания" человека в окружающий мир.

Наука осуществляет экспансию и переходит на все сферы бытия в жизни общества, оказывает влияние на культуру и в том числе на архитектуру, занимает центральное место в общественной жизни.

Рациональность должна предполагать проектное мышление, разработку и оценку различных альтернативных программ в существующей ситуации с учетом человека как активного участника формирования реальности.

Рациональность - как проекция разумного, истинного на "плоскость" логического мышления, дисциплинирующее начало в деятельности разума.

В принципе рациональности существуют такие понятия как: упорядоченность, логичность, лаконичность, простота и т. д., эти понятия также присутствуют в архитектуре.

Вопрос о природе рациональности не является чисто теоретическим. Успехи рационального мышления привели к развитию науки, а следовательно и техники. Следствия науки - позитивные и негативные последствия. Появилось мнение, что рациональное понятие позитивно. С другой стороны, существует точка зрения, что рациональное сознание виновно во всех грехах.

Рациональность (от латинского) – 1) счет, исчисление; 2) разум, мышление;

В греческом языке – рациональность это слово, которое связано с представлением о выразимостии ясности, так же представлено близкое значение – соразмерное, выразимость. Так же в греческом языке есть совпадающее по значению слово «логос» - 1) выразимое, явное; 2) разумное основание. Т.е. рациональность отождествляется с логическим.

Рациональность в теоретическо-познавательном плане означает характеристику процесса познания для которого существенно следующее: - это знание должно быть выражено в понятии, логически обосновано, теоретически основано, систематизированно. В данном случае рациональное противостоит чувственному.

В XX веке широко обсуждается понятие рациональности, и вопрос до сих пор открыт.

Существуют несколько определений рациональности:

  1.  Макс Вебер.

Вебер интересуется типизацией общества, и выделяет европейское и традиционное общества. Европейское общество – целесообразное общество; традиционное  - традиционно-целесообразное общество (ценностно-рациональное). Европейское общество основано на калькуляции, расчете без остатка, количественный учет, контроль, разделение функций, ориентация на стандарты, нормы, четко установленные правила – все это основа рационального общества.

  1.  Лебедев С.А.

Рациональность – тип мышления и знания, который обладает следующими свойствами:

  •  языковая выразительность;
  •  определенность понятий;
  •  системность (субординация и координация, связи между понятиями и суждениями);
  •  обоснованность (существование логических  связей);
  •  рефлексивность (ориентация на образец, правило, стандарт);
  •  открытость для критики;
  •  способность к самосовершенствованию.
  1.  Г. Ленк

Понятие рациональности нужно давать через перечисление всех значений, употребляемых в жизни (уклонение от обобщений):

  •  логическое следование аргумента из принятых посылок;
  •  формально – научнодоказуемость;
  •  разумная координация и комбинация отдельных знаний в некую системную связь;
  •  развитие рациональной выразимости понятий
  •  рациональность, как инструментальная рациональность, в смысле минимизации затрат при достижении того или иного результата в практической деятельности человека.

 

Из всех определений видно, что в основе всех лежит инструментальная или операционное понятие рациональности как нормативности. Рациональность определяется как совокупность правил, стандартов, норм, доказательства знания, этапов его объяснения, обоснования и описания. Это же понятие рациональности применяется ко всем видам практической деятельности (инстр. понятие). => стремится превратить в схему, в которой нет смысла, желаний, ценностей.

 Рациональность и разум.

Ключевым словом был в истории разум. Понятия разума у Аристотеля 4 причины, что узнать, что такое веши: формальная, двигательная, целевая и .... ? Основная функция разума в познании целевых причин. Разум способность человека то ради чего, т.е. понимать смысл. Это представление было убрано Лейбницом, Галлилейм.

Э.Кант.

Субъект === (чувственность, рассудок, разум) >>> объект. Мышление на языке К. создает единство в процессе познания. На совр. языке осуществляет систематизацию. Это конструирование системы осуществляется по разному, на уровне рассудка и разума.

Рассудок систематизирует эмпирический материал, средства систематизащим (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) с помощью формальной логики. Главная задача рассудка – качеств. параметры, колич. взаимоотношения между вещами. Для первоначальной систематизации эмпер. материала вполне достаточно деятельности рассудка. Инструментальное определение рациональност совпадает с рассудочной деятельностью. Разум не работает с эмпирическим материалом, руководит рассудком. Это не аналитика, это творческий процесс. Получение общих теор. идей. Есть еще практический разум. Имееющее отношение к этике, политике. Практический разум должен формулировать общие теор. идеи на основе нравственных ценностей. Таким образом, Кант считает, что цели ценности и смыслы, их выяснение – является обязательной функцией разума.

Естествознание убрав цели и ценности, убрав понятие разума и утвердили понятие рассудка назвав понятие рассудка – рациональными. Инструментальная рациональность получила название научной рациональности.

Выводы:

  1.  Проблема рациональности жизненно практическая проблема
  2.  Этимология рационального: соизмеримость, выразимость, разум.
  3.  До 17 века в истории философии доминировало понятие разум.
  4.  Разум понимался как
    1.  способность продуцировать идеи
    2.  руководстваться целями и ценностями (Аристотель)
  5.  С 17-18 в. доминируют понятие рациональное, рационализм, рациональность
  6.  В период господства класс. науки сформировалось понятие класс. понятия как инструментально-рационального понятия
  7.  Начиная с 17 в. в западно-европейских странах, что наука может решить все проблемы. Соотвественно понятие рациональности было распространено на все сферы бытия.
  8.  Рациональность, понятие как калькуляция, инструментальность, привела к деструктивным изменениям совр. нучно-техн. общества.
  9.  Класс. рациональность вероятна должна быть дополнена ценностями, смыслами.

Научная рациональность

Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Необходимо отметить, что многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое являются рациональными, но не являются научными. Каждому из этих видов присуща своя собственная «логика» эволюции и каждый может взаимодействовать с другими видами. Сама наука как вид рациональности так же неоднородна, поскольку для разных исторических эпох характерны свои исторические типы рациональности. Типизация научной рациональности, введенная Степиным рассматривает: классический , неклассический и постнеклассический тип научной рациональности.

Классический тип научной рациональности (XVII - первая половина XIX в.в.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем.

Неклассический тип рациональности (конец XIX - середина XX в.в.) учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, рассматривая объект как вплетенный в человеческую деятельность.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием.

Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать как полное исчезновение представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Новый тип рациональности только ограничивает сферу действия предыдущего, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Свойства научной рациональности

Научная рациональность – это рациональность в сфере науки – деятельности, направленной на получение нового научного знания, поиска истины. Научная рациональность от общей рациональности отличается более точными, строгими способами доказательства. Научная рациональность представляется как некоторая «усиленная» рациональность. Основными свойствами научной рациональности являются: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), однозначность, доказанность, проверяемость, способность к улучшению.

Важно отметить, что реализация каждого из указанных свойств научной рациональности может быть достигнута и достигается существенно различным образом в различных типах наук (логико-математических, естественно-научных, инженерно-технологических, социально-гуманитарных). Это зависит как от предметной специфика соответствующего типа науки, так и от средств познавательной деятельности, с соответствующими этим предметам внешним опытом.

В науке, как и в социальном институте, рациональность рассматривается как научная организация труда, ориентированная на наибольшую эффективность.

Виды научной рациональности

Реализация научной рациональности в сфере научного знания достигается различным образом в различных типах наук. Можно говорить о существовании основных видов рациональности:

  1.  Логико-математическая рациональность: идеальная предметность, формальная доказуемость,  аналитическая верифицируемость.
  2.  Естественно-науная рациональность: эмпиричесакая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность (предполагается возможность бесконечной воспроизводимости результатов наблюдений), частичная логическая доказуемость, опытная проверяемость;\
  3.  Инженерно-техническая рациональность: эмпирическая проверяемость, практическая эффективность, предметность;
  4.  Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность, рефлексивность (ориентация на некий образец, стандарт).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45249. Цели и содержание деятельности корпоративного сайта 28.5 KB
  Цели которые преследуют создатели сайтов: улучшение имиджа и поднятие престижа компании; продвижение торговой марки; доступность информации о продуктах и ценах для клиентов; поддержка дилерской сети доступность информации о продуктах и ценах для дилеров; прямая продажа продукции в Internet организация виртуального магазина; доступность внутренней информации для сотрудников работающих вне офиса; другое. служит дополнительным элементом фирменного стиля; укрепляет имидж и престиж поскольку в российских условиях не каждая...
45250. Информационное, организационное и финансовое обеспечение ПР- акции 28 KB
  Информационное организационное и финансовое обеспечение ПР акции 1. Формы опосредованной маркетинговой коммуникации нередко играют важнейшую роль в обеспечении акции. 3 этап формирование плана в основе которого лежат конкретные ПР-акции которые должны быть спланированы по времени и иметь свое отражение в СМИ репортажи интервью аналитический обзор и т. Организационное обеспечение также предполагает написание сценарного плана акции который включаете: а открытие акции включая представления гостей б содержание и последовательность...
45251. Представительские акции в ПР-технологиях: функции, формы, этапы подготовки 22.5 KB
  Представительский обед 7-8 часов вечера прибытие по приглашению не более чем за 10 минут до начала не опаздывать; 1 банкетный стол или несколько; приглашение с указанием места; правила рассадки – дамы и кавалеры сидят последовательно; приветственные тосты и рассадка от самых серьезных по убыванию. Время проведения около часа с переменой блюд: горячий стол музыкальная пауза сладкий стол кофе уход. Фуршет перед началом возможны некоторые объявления пока не сели за стол.
45252. Презентация как форма PR-акции: функции, этапы разработки и реализации 33 KB
  Полная готовность к проведению презентации –11 часов на час раньше назначенного времени – остается время на устранение мелких неполадок и недочетов. Приглашенных встречает первое лицо и ведущий презентации. Модератор ведущий выступает с предварительной речью приветствие и обращение к аудитории оглашение тем презентации представление участников президиума оглашение регламента проведения презентации представительский блок. Примечание: Все участники президиума имеют на руках специально подготовленные папки с материалами презентации...
45253. Ярмарка как форма ПР акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 29.5 KB
  Ярмарки –- это регулярно организуемые оптово-розничные рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения где значительное количество экспонентов реализуют характерные услуги и товары одной или нескольких отраслей. Ярмарки имеют множество сходных признаков и характеристик деятельности с выставками однако на ярмарках производится не только демонстрация выставочных образцов но и прямая продажа продукции посетителям как оптом так и в розницу. Ярмарки зародились как мероприятие рыночного характера основной целью которого являлся сбыт....
45254. Выставка как форма ПР-акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 30.5 KB
  Выставки позволяют наглядно показать каких достижений добилась организация показать фирму с наиболее выгодной стороны и заинтересовать потенциальных потребителей. Функции: организация выставки вызывает у общественности мнение что фирма обладает положительными качествами: солидность успешность компетентность авторитетность. создание благоприятного общественного мнения о фирме в рамках выставки. Для чего проводятся мероприятия: освещение выставки в СМИ интервью доклады выступления с сообщением о деятельности фирмы качествах...
45255. Участие в выставке как В ПР акция: этапы организации, содержание информационной поддержки 31 KB
  Выбор конкретной выставки. стадия работы выставки работа в ходе функционирования выставки 5. Завязывание контактов в деловом мире страны-организатора выставки. Предоставление необходимой информации о самой фирме и ее продуктах формирование у потребителей знаний о конкретном товаре или услуге; формирование положительного имиджа фирмы доброжелательного отношения к ней поддержание репутации строительной фирмы на определенном этапе; поиск новых партнеров или агентов; формирование потребностей и стимулирование сбыта продукта; позиционирование...
45256. Выставочный стенд как форма ПР-коммуникаций: маркетинговые задачи, предметный формат, содержательное оформление 26 KB
  Маркетинговые задачи: Стенд это образ фирмы-экспонента в миниатюре воплощающий его общую предпринимательскую культуру. Отразить лицо фирмы.Иметь свое лицо название фирмы эмблема графическое изображение цвета что помогает идентификации фирмы и создает предпосылки для ее узнавания в будущем. Структура стенда: руководитель стенда документальное обеспечение представительские контакты с выставочным комитетом представление фирмы перед СМИ несколько стендистов рядовая публика привлечение к стенду и менеджер по продажам работа с...
45257. Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации 28 KB
  Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Реагирование на кризис: выявление сути проблемы идентификация источника выявление ключевых аудиторий расчет издержек информирование публичное заявление для СМИ...