78983

Научная специальность и основные этапы ее становления

Доклад

Логика и философия

С этой характеристикой тесно связана потребность в такого рода вознаграждении которое служило бы достаточным стимулом для профессионалов будучи в то же время подконтрольно не столько посторонним сколько самой профессии. Внутренний мотив – это познавательная потребность – информация заключенная в объекте на который направлено внимание человека. Познавательная потребность характеризуется следующими основными критериями: интенсивное стремление субъекта к знанию и к познавательной деятельности на основании чего избирается его...

Русский

2015-02-10

40.5 KB

0 чел.

29. Научная специальность и основные этапы ее становления.

Любая профессия определяется несколькими главными особенностями. Во-первых, это профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний и часто за расширение этих знаний как в эмпирическом, так и в теоретическом направлениях. Именно обладание такими знаниями отличает профессионалов от "непосвященных", и это обладание, будучи продемонстрировано, получает название "экспертизы". Эта центральная характеристика тесно связана с другой – с высокой автономностью профессии в области привлечения новых членов, их подготовки и контроля их профессионального поведения. Поскольку главный объект ее внимания – это совокупность знаний, достоверность и полезность которых не зависит от качеств отдельных индивидов, то о профессионалах судят не по таким вещам, как манеры, место рождения или политические убеждения, а по их владению соответствующими знаниями и степени участия в их умножении. Поскольку по этим критериям профессионала могут оценивать только коллеги, профессия должна либо отвоевать для себя значительную автономию, либо в конце концов совершенно распасться.

Особенность профессии, выступающая в широком смысле как необходимая для ее самосохранения, – это установление между ней и ее общественным окружением таких отношений, которые обеспечивали бы ей поддержку, а равно и охрану от непрофессионального вмешательства в ее главные интересы. На ранних этапах развития профессии обычно нуждаются а защитном окружении, таком, например, как протекция церкви, могущественного патрона или же финансовая независимость самих профессионалов. Возможно, первая услуга, которую молодая профессия оказывает своим покровителям, – это престиж "показного" потребления (при котором главная цель – произвести впечатление на окружающих), хотя позднее она должна демонстрировать и свою способность приносить более практическую пользу людям, далеким от нее. В обмен на эти услуги профессионалы получают материальную поддержку и соответствующую толику престижа. Такого рода взаимоотношения очевидны, когда мы имеем дело с медицинской и юридической профессиями, но требуют более глубоких аналитических исследований, если мы коснемся профессии ученого.

С этой характеристикой тесно связана потребность в такого рода вознаграждении, которое служило бы достаточным стимулом для профессионалов, будучи в то же время подконтрольно не столько посторонним, сколько самой профессии. В той мере, в какой профессионал "зарабатывает" вознаграждение, которое определяется мнением и желаниями непрофессионалов, он подвержен соблазну изменить принципам своей профессии (как это бывает с врачами, совершающими незаконные операции, или с юристами, прибегающими к услугам лжесвидетелей). Идея "конфликта интересов" едва ли вообще применима к, так сказать, "необслуживающим" профессиям. Если "обслуживающие" профессии в большей степени зависят от таких средств социального контроля, как выдача лицензий и исключение из корпорации, то в "необслуживающих" профессиях мотивация деятельности не носит столь явно выраженного экономического характера.

Четвертая характеристика научной профессии, как мы уже отмечали, представляет собой более сложную проблему. "Обслуживающие" профессии, особенно юристы и медики, работают в основном на гонорарном принципе (даже и тогда, когда гонорары определяются по скользящей шкале), что прямо включает их в экономическую систему. Другими словами, экспертное обслуживание непрофессионалов обменивается на деньги, поступающие непосредственно независимому специалисту или группе, в которой он состоит на службе. Если эти профессионалы не хотят потерять доверие клиентов, они, очевидно, должны делать упор на услужении и на приверженности интересам тех, кого они обслуживают, поскольку сама возможность эксплуатации умений эксперта вытекает из существования между специалистом и непрофессионалом "информационного дифференциала". Важный момент состоит здесь в том, что "обслуживающие" профессионалы получают свой гонорар прямо или косвенно от клиентов, которые сами профессионалами не являются, и потому в этом отношении они не контролируются другими членами профессии. Профессия в целом не имеет коллективной власти, способной регулировать распределение денежных вознаграждений. Она может в известной мере контролировать профессиональную репутацию в глазах широкой общественности, хотя публичная критика одним профессионалом другого встречается чрезвычайно редко и обычно подвергается осуждению. Так как такие профессионалы заняты больше применением знаний, нежели их приумножением, оценка их со стороны коллег основывается чаще на их мастерстве, а не на "вкладе в науку", хотя для данного индивида это может иметь разное значение.

Напротив, в "необслуживающих" профессиях, особенно тех, что связаны с преподаванием и исследовательской работой, профессиональное мастерство не является объектом "продажи". Даже преподавание в этом смысле представляет собой качественно другое явление - это не удовлетворение "потребности", подобное тому, которое имеет место при врачебной помощи или юридической консультации, ибо речь не идет о реакции на немедленный индивидуальный кризис. За эффективность образования в той же степени ответствен как обучаемый, так и обучающий. Если врач чувствует себя ответственным в случае, когда предлагаемые им способы лечения не помогают, от профессора обычно не требуется, чтобы он стремился продолжить обучение студента после того, как тот провалился на экзамене.

Поэтому непрофессионалам труднее оценить работу ученого-преподавателя, так что связь между качеством труда последнего и его денежным доходом здесь более тонкая. А поскольку ученые имеют в среднем меньшие доходы, чем представители "обслуживающих" профессий, мотивация их деятельности, как представляется, должна быть иной, нежели просто услужение другим или обеспечение своей жизни за счет гонораров за услуги.

Мотив включает в себя представление о побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и т.д.

Мотивация – более широкое по своему содержанию понятие, включает в себя все виды побуждений: потребности, мотивы, идеалы, стремления, цели и т.д. – это детерминация поведения вообще.

Переходя к интересующей нас научно-исследовательской деятельности, можно выделить две категории мотивов, побуждающих деятельность вообще и исследовательскую в частности:

·       внутренние,

·       внешние.

Внутренние мотивы действуют независимо от внешнего подкрепления, ради самого предмета, «бескорыстно». Внешние мотивы – способ приобретения благ, внешних по отношению к смыслу осуществляемого.

Внутренний мотив – это познавательная потребность – информация, заключенная в объекте, на который направлено внимание человека. Происходит это чаще всего, когда индивид имеет соответствующий опыт и объект познания предстает как известный, но субъективно новый и значимый.

Познавательная потребность характеризуется следующими основными критериями:

·       интенсивное стремление субъекта к знанию и к познавательной деятельности, на основании чего избирается его направленность;

·       активный поиск, ожидание информации;

·       формулирование вопросов, задач и проблемных ситуаций;

·       выполнение целенаправленной научной деятельности.

Выделяются 3 уровня познавательной потребности:

1.          Потребность во впечатлениях, которые проявляются в стремлении индивида к новым стимулам, а его реакции на новизну, поступающую извне. На этом этапе еще отсутствует стремление к получению нового знания, это потребность исключительно в новых стимулах.

2.          Любознательность, характеризуется личностным отбором той информации, которая поступает к субъекту, и которую он сам способен получить. На этой ступени развития познавательная потребность уже более целенаправленна, у человека появляются интересы, различные формы личностного отношения к знанию. Именно на этом этапе появляется потребность в знании.

3.          Потребность в научной деятельности, субъект движим необходимостью в целенаправленной деятельности, которая отражает устойчивые жизненные приоритеты личности. Познавательная потребность проявляется здесь как склонность к определенному роду занятий, профессии.

Помимо уровней познавательная потребность имеет 2 формы:

·       потребность в усвоении готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, в их интеграции, систематизации, накоплении);

·       потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания.

Однако существует познавательная потребность, которой свойственны черты обеих форм, - это исследовательская потребность.

Потребность, предметом которой выступает не только новое знание, но и процесс его поиска и самостоятельного получения, называется исследовательским мотивом.

Важнейшее место в группе мотивов, внешних по отношению к исследовательской деятельности, занимает утилитарный (прагматический) мотив. Здесь необходимо отметить, что оценка знаний с точки зрения возможности их непосредственного, прямого применения на практике является одним из важнейших стимулов познания. Действительно, большинство крупных научных открытий было вызвано стремлением ученых не только постигнуть суть вещей, но и реально помочь людям. В подобных случаях речь идет о высоко развитой социальной мотивации, которая является мощным источником развития исследовательской потребности.Третий вид внешнего мотива исследовательской деятельности – это мотив социального престижа личности. В данном случае исследовательская деятельность обусловлена другой системой побудителей, в которых выражается потребность личности в проявлении себя среди определенной социальной группы. Ожидая результат предпринятых исследовательских действий, вызванных потребностью самоутверждения, ожиданием похвалы, поощрения, признания, человек непременно планирует и оценку его тем лицом или группой лиц, которые в данном случае являются экспертами.

Таким образом, исследовательская потребность – основной внутренний побудитель познавательной потребности научно-исследовательской деятельности. Уровень развития исследовательских способностей личности выше в том случае, если смыслообразующим мотивов соответствующей деятельности является исследовательский мотив.Потребность исследовать – это необходимая потребность думающего, интеллектуального, образованного человека, особенно человека молодого, перспективного, потенциального источника будущего развития страны. Предметом ее удовлетворения является полученное субъектом знание.