78985

Сциентизм и антисциентизм, их философские основания и историческая эволюция. Сциентизм и технократизм в их соотношении

Доклад

Логика и философия

В Новой Атлантиде Бэкон подробно рассказывает о том как наука практически может улучшать жизнь людей. Здесь наука расценивается как наивысшая культурная ценность наивысший вид духовной деятельности; техника играет главную и решающую роль в развитии общества. Три главных положения сциентизма: Наука может разрешить основные моральные и этические проблемы общества заменяя философию и метафизику.

Русский

2015-02-10

16.8 KB

6 чел.

Вопрос 19

Сциентизм и антисциентизм, их философские основания и историческая эволюция. Сциентизм и технократизм в их соотношении.

Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.

Сциентизм начал сформировываться, как философское течение, в конце XIX — начале XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в культуре.

Например, Ф. Бэкон (английский философ – ХVII век) утверждал: «знание - сила». В «Новой Атлантиде» Бэкон подробно рассказывает о том, как наука практически может  улучшать жизнь людей.

О. Конт (французский философ – 30 - 40-е годы ХIХ века)  предложил идею о трех стадиях интеллектуального развития человечества. Человеческий ум, - утверждает он, - проходит путь от господства религиозной фантазии, через метафизический, абстрактно-философский взгляд на мир к утверждению научного, позитивного метода изучения действительности.

В ХХ веке позиция сциентизма ярко представлена в теориях технологического детерминизма, например, теориях индустриального и постиндустриального общества. Здесь наука расценивается как наивысшая культурная ценность, наивысший вид духовной деятельности; техника играет главную и решающую роль в развитии общества.

Представитель этой теории  - Д. Белл (американский социолог ХХ века) развивает идеи наукоцентризма, необходимости ориентироваться на «Большую науку». Белл обосновывает идею об увеличении общественного значения теоретического знания и возрастании управленческих возможностей науки.

Три главных положения сциентизма:

  1.  Наука может разрешить основные моральные и этические проблемы общества, заменяя философию и метафизику.
  2.  Решения всех проблем человечества заключаются в науке.
  3.  Единственными верными научными методами являются методы наук и они должны быть применимы в гуманитарных и социальных науках.

Антисциентизм считает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования. Исходит из негативных последствий научно-технической революции, требует ограничения экспансии науки, возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Сциентизм и антисциентизм остро конфликтуют. Сторонники сциентизма уповают на модернизацию быта, досуга. Антисциентисты говорят о крахе возлагаемых на науку надежд, и их сильная аргументация заключается в том, что надежды на науку не оправдались с социально-экономической стороны.

Аргументы сциентистов и антисциентистов

  1.  Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиты испытывают недоверие к научным инновациям.
  2.  Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность. В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого, когда наука Нового времени пыталась обосновать новые, подлинно гуманные ценности и культуру. Ими совершенно справедливо подчеркивается, что наука есть производительная сила общества, порождающая общественные ценности и имеющая огромные возможности для познания. В качестве контраргумента антисциентисты отмечают простую истину, что наука может порождать опасности, способные уничтожить всё человечество, и вместе с тем её многочисленные достижения не сделали человечество счастливее. По их мнению, это означает, что наука не может сделать свои успехи благом для человечества.
  3.  Сциентисты полагают, что только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной, поэтому они во всём стремятся к «онаучиванию» всех сфер деятельности человека и всего общества в целом. У антисциентистов считается, что понятие «научное знание» имеет не то же самое значение, что понятие «истинное знание».
  4.  Посредством всевозможных драматических сценариев развития человечества, которые ведут к катастрофе, вызванной научными достижениями, неправильно применёнными человечеством (в качестве примера можно рассмотреть успехи в ядерной физике, которые привели как к изготовлению оружия, способного вызвать громадные разрушения, так и к появлению нового источника энергии), антисциентисты склоняют людей на свою сторону. В то время как cциентисты не обращают внимания на проблемы, вызванные негативными последствиями всеобщей технократизации.

 Разновидностью сциентизма является ТЕХНОКРАТИЗМ.

Представители технократизма утверждают: решение всех социальных проблем возможно благодаря научной организации труда, государственному планированию, основанному на науке.

Современная форма технократизма - неотехнократизм: наука и техника обеспечивают неограниченные возможности для  регулирования социальными процессами и разрешения социальных конфликтов.

Например, представители теории информационного общества (Р. Лейн – американский социолог ХХ века) утверждают, что на смену эре политики, экономики и идеологии придет эра знания и информации, которая снимет с повестки дня проблему социальных антагонизмов. Наука и техника - главные факторы общественного прогресса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73477. ДИКТАТУРА ЦЕЗАРЯ 232 KB
  Большой интерес и значение для оценки личности Цезаря представляет его биография, написанная Плутархом. Плутарх – грек из Херонеи, родившийся в середине I века. Он занимал видное положение при Траяне и Адриане и был чрезвычайно образованным и плодовитым писателем.
73478. Проектирование базы данных ортопедического отделения больницы 231.5 KB
  Необходимо создать базу данных, которая включает в себя информацию об ортопедическом отделении больницы. В базу должны входить несколько таблиц: список операционных больных, в котором отображается вся информация о пациентах; список медперсонала, в котором отображается вся информация...
73479. SWOT – анализ OOO Эллис (Homequeen) 230.5 KB
  Чтобы проанализировать предприятие, нужно выбрать верный способ анализа. Так, чтобы при его помощи можно было бы проанализировать и внутреннею, и внешнею среды. Так же нужно оценить возможности выбранного предприятия, чтобы четко понимать, на что оно способно, и какие у него есть перспективы.
73480. ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ АТОМАРНОГО КИСЛОРОДА И ВОДОРОДА 229.5 KB
  В этой работе представлены некоторые особенности химических свойств атомарного водорода и кислорода. Химия этих элементов довольно интересна и разнообразна. Особенности химических свойств объясняются строением этих атомов.
73481. Система применения удобрений в хозяйстве АО «Дружба» 226.5 KB
  Определить потребность севооборота в элементах питания с учетом его продуктивности и разработать наиболее эффективную рациональную систему удобрения в севообороте с учетом агроклиматических ресурсов, плодородия почвы, биологических особенностей культур...
73482. Инвестиционная деятельность предприятий нефтедобывающей отрасли 220 KB
  Целью данной курсовой работы является анализ организации финансов предприятий нефтедобывающей отрасли. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические аспекты организации финансов предприятий нефтедобывающей отрасли...
73483. Форма сделок 212.5 KB
  Актуальность темы данной курсовой работы в том, что среди вопросов, связанных с оформлением гражданско-правовых договоров, важное значение имеют проблемы квалификации различных форм сделок, приобретающих все более широкое распространение в современном гражданском обороте.
73484. Организация бухгалтерского учета на предприятии «Елена» 208 KB
  Целью практики являлось углубить и закрепить теоретические и практические умения и навыки, полученные в университете при изучении учебных дисциплин; продолжить работу по формированию базовых и ключевых компетенций экономиста в сфере создания бухгалтерской службы на предприятии...
73485. Пути развития коммуникативной компетенции подростков в процессе внеучебной деятельности 202 KB
  Цель исследования: изучить и выявить пути развития коммуникативной компетенции подростков в процессе внеучебной деятельности. Дать характеристику внеучебной деятельности и ее роли в развитии коммуникативной компетенции подростков.