78988

Социологический дискурс научного знания. Институциональные формы научной деятельности: история и перспективы развития

Доклад

Логика и философия

В конгломерате объединенном общим наименованием социология сосуществуют наука и идеология логика и риторика высокая абстракция и житейский опыт. Одни социологии основаны на умении убеждать и агитировать другие стремятся доказывать свои истины третьи ставят единственной целью сбор и обобщение данных. Джонатан Тернер вероятно высказался слишком безоговорочно когда предположил что социологическая теория представляет собой словесный...

Русский

2015-02-10

80 KB

1 чел.

22.Социологический дискурс научного знания. Институциональные формы научной деятельности: история и перспективы развития.

В конгломерате, объединенном общим наименованием “социология”, сосуществуют наука и идеология, логика и риторика, высокая абстракция и житейский опыт. Одни “социологии” основаны на умении убеждать и агитировать, другие стремятся доказывать свои истины, третьи ставят единственной целью сбор и обобщение данных. Некоторые социологи склонны к использованию выразительных возможностей языка, другие создают грандиозные функционально-аналитические системы. Джонатан Тернер, вероятно, высказался слишком безоговорочно, когда предположил, что социологическая теория представляет собой словесный “образ общества”, а не строго выстроенный ряд теоретических суждений, организованных в логически последовательную форму. [Тернер Дж. Структура социологической теории / Пер. с англ., под ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1985. С. 37.] Если принять это свидетельство в качестве оправдания “словесного” происхождения социологической теории, то придется изучать социологию в курсе литературоведения. Выход в том, чтобы, несмотря на словесные аранжировки, найти в социологии сферу применения объективного научного метода.

Отчетливое различие между научным и художественным способами получения и артикуляции социологического знания провести нелегко. Чаще всего научные суждения перемешаны с художественными метафорами, политическими клише или метафизическими рефлексиями. Однако за стилистическими контаминациями угадываются очертания вполне определенных интеллектуальных стилей. Если принять сентенцию Ролана Барта, что человек - это стиль, становится ясно: за типом социологического дискурса стоит тип социолога. Иоханн Галтунг указывает на два действующих в социологии персонажа: “рассказчик” (story-teller) и “строитель пирамид” (pyramid-builder) - мысль довольно рискованная, поскольку прямо ведет к культмассовой полемике о “физиках” и “лириках” и, далее, о “левополушарных” и “правополушарных” субъектах. Все-таки критерии разделения лучше искать не в людях, а в содержании социологического знания.

Несмотря на видимое многообразие в корпусе социологического знания, можно выделить три доминирующих стиля или типа рассуждения. Первый тип представлен классическими социологическими доктринами, предлагающими различное толкование исторического процесса и развития общества как целого. Второй тип - социальные обследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Третий тип - социологические исследования, фокусированные на проверке гипотез.

Возникновение социологических доктрин принято связывать с именем Огюста Конта, который придумал необычное латино-греческое словосочетание “социология” для обозначения высшей науки об обществе. Роберт Мертон имеет основания считать эту терминологическую инновацию “самым ужасным гибридом, который когдалибо обозначал науку об обществе”. Однако дело не в терминах. Нет никакого сомнения, что социологическая проблематика была широко представлена до Конта в воззрениях просветителей (например, одна из ключевых социологических идей - идея прогресса - была развита в сочинениях А. Тюрго, Ш. Монтескье, М. Кондорсе), основателей индуктивного научного метода (Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка), авторов различных утопических версий организации общества на разумных началах.

У истоков европейской социологической мысли стоят величественные учения древних, прежде всего Платона и Аристотеля, впервые в истории предложивших развернутую теорию общественного устройства и типов социальных объединений.

Потребовались столетия, чтобы учение об обществе - социология - стало отделяться от учения о праве и государстве (которое, как полагают, стоит над обществом), от экономических, этических и эстетических идей и, в конце концов, от философии и истории. Этот процесс обусловлен специализацией социологических направлений и применением экспериментальных методов к решению проблем, считавшихся ранее чисто философскими.

Методологию социологического исследования сравнивают с технологическим процессом на фабрике. Здесь не имеют значения ни личные переживания, ни национальность, ни вероисповедание, ни пол, ни возраст, ни что-либо подобное, но только умение производить знание по правилам науки.

Если так, то научная идея представляет собой не любую сколь угодно глубокую мысль, а вывод, к которому могли бы прийти ученые, разделяющие исходные концептуализации и нормы исследования. Поэтому научное знание безлично и принадлежит в конечном счете профессиональному сообществу, иными словами, “группе компетентности”. Не случайно в научных работах принято писать: “Мы установили...”, “Нами доказано...”. “Мы” - в данном случае не претензия на величие, а указание на неразличимость своего “Я” в равнодушной всеобщности умозаключений.

Логические принципы научного исследования являются следствием принятия профессионалом определенных этических обязательств - правил получения и воспроизводства знания. Эти правила сводятся в функционалистской школе социологии науки к понятиям универсализма, общности, бескорыстия и организованного скептицизма. Н. Сторер раскрывает содержание четырех мертоновских постулатов научного этоса следующим образом: универсализм - это убеждение в том, что явления природы повсюду одинаковы и истинность угверждений не зависит от утверждающего; всеобщность предполагает, что знание является всеобщим достоянием и доступ к нему открыт для всех; бескорыстие означает, что ученый не должен использовать свои открытия для личной выгоды; организованный скептицизм - это ответственность каждого ученого за доброкачественную работу других и за предание гласности оценок работы коллег.

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в 16-17 веках в связи с необходимостью обслуживать  нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института  говорила о том, что  в системе общественного разделения труда она должна выполнять  специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт  включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учерждения и организации.

Это понятие - от лат. Установление, устройство, обычай. Институт предполагает, действующий, вплетенный в функционирование комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Само понятие «Социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода к науке считается Р. Мертон.

Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:

Совокупность знаний и их носителей;

наличие специфические познавательных целей;

выполнение определенных функций;

наличие специфических средств познания и учреждения;

выработка форм контроля, экспертизы и оценки достижений;

существование определенных санкций.

В античности научные знания растворились в системах натурфилософов,  в Средневековье — в практике алхимиков, смешивалась либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой  становления науки как социального института является

наличие систематического образования подрастающего поколения.

Сама история науки тесно связанна  с истории университетского образования имеющего непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовку способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появление университетов  датируется 12 веком, однако в первых  университетах господствует религиозная парадигма  мировосприятия. Светское влияние проникает  в университеты только спустя 400 лет.

Внутри науки существуют научные школы, функционирующие как организованная и управляемая научная структура объединенная исследовательской программой  единым стилем мышления и возглавляемая как правило личностью выдающего ученого.

Различают классическую научную школу (19 век) и современную(дисциплинарной 20 век).

Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Междисциплинарность утверждает  установку на синтез знаний,  в противоположность дисциплинарной установке на аналитичность. Она также содержит в себе механизм «открывания»дисциплин друг друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59744. Сценарій уроку Золота осінь 44 KB
  Осінь завжди красива барвиста. Осінь ведуча одягнена у однокольорове плаття на якому нашите листя клена. На сцені 5 дітей: 1й: Непомітно зявилася осінь Заходить Осінь вклоняється тим хто в залі Все коротшає день щодоби Глянь берізки уже злотокосі І в дубів багряніють чуби.
59745. Прийди, прийди, весно, прийди, прийди, красна 45.5 KB
  До залу заходить Весна дівчина у квітчастому вбранні на голові віночок з квітів. ВЕСНА: Добрий день мої любі друзі Я Весна я Весна. ВЕСНА: Яка ж бо ти люта сестро Лютуй не лютуй а час твій пройшов. ВЕСНА: Так сестро це було та все пройшло.
59746. Сценарій уроку: Святий Спас прийшов до нас 46 KB
  У серпні Спас крім 19-го святкується ще двічі 14-го та 29-го. Правда назва його Спас мені не зрозуміла. Що воно означає ВЕДУЧА: На Русі свято відоме під назвою Спаса від слова спаситель рятівник яким православна церква іменує Ісуса Христа.
59747. Сценарій уроку: Несу кутю на покутю… 41.5 KB
  Дійові особи: Батько; мати; Оленка старша дочка 1012 р. БАТЬКО: Піду кину сіна вівцям коням та корові. БАТЬКО: Заходячи в хату. БАТЬКО: Обовязково зайду а потім піду кликати Мороза вечеряти з нами.
59748. Сценарій уроку Вечорниці 44.5 KB
  На передньому плані появляється Галя яка поспішає на вечорниці. Галя йде потім зупиняється: Он хтось стоїть чи не Степан Голохвастов уздрівши її: А на ловця і звір біжить ціпціп куріпочко Галя хоче його обійти а Голохвастов заступа їй дорогу Голохвастов...
59749. Сценарій уроку: Різдвяний вертеп 38.5 KB
  ДІТИ: Христос рождається ГОСПОДАР: Славімо його ЗВІЗДАР: Щедрий вечір добрий вечір Мир українській світлій хаті ЗВОНАР: дзвонить виступає вперед хору Добрий вечір тому Хто в цьому дому Старому молодому І Богу святому. Всі проходять до хати і співають: Добрий вечір тобі пане господарю радуйся...
59750. Сценарій уроку Жнива на Україні 40.5 KB
  Жнива складаються з зажинок жнив і обжинок. Тому жнива завжди були святою справою. Жнива починались за тиждень до Петра 12 липня або після нього і обовязково в легкі жіночі дні: середу пятницю суботу.
59751. На Андрія робиться дівицям надія 45 KB
  Дівчата не роздягайтеся. II ДІВЧИНА: Чого причепились Не смішіть не заважайте ідіть геть II ХЛОПЕЦЬ: Макітру вареників на стіл підемо I ДІВЧИНА: Та вже будуть вам вареники їжте хоч лусніть тільки воду дайте донести III ХЛОПЕЦЬ: Ну що ж Вважайте що ви нас вмовили.
59752. Сценарій вистави: Тарас Шевченко - художник 44.5 KB
  І не знаю Чого маленькому мені Тойді так приязно молилось Чого так весело було Господнє небо і село Ягня здається веселилось І сонце гріло не пекло ОКСАНА: Чом же плачеш ти Ох дурненький Тарасе.