78989

Научное сообщество, его типология и историческая эволюция. Научная школа как информациогенная среда. Особенности научного сообщества в постиндустриальную эпоху

Доклад

Логика и философия

Исторические типы научных сообществ: Философские школы школа Эпикура – Сад школа Аристотеля – Лицей школа Платона – Академия Стоики Александрийская школа – сосредоточены все виды наук; богословские школы монастырские школы; республика ученых начало XVII века научные сообщества эпохи дисциплинарно – организационной науки XVIII – XIX в.; междисциплинарные сообщества деятелей науки XX век; научные школы сообщества единомышленников в решении одних и тех же проблем; научные направления; научные коллективы...

Русский

2015-02-10

49.5 KB

11 чел.

Научное сообщество, его типология и историческая эволюция. Научная школа как информациогенная среда. Особенности научного сообщества в постиндустриальную эпоху.

Научное сообщество – в философии и социологии науки данным термином обозначается совокупность профессиональных ученых, т.е. людей со специальной подготовкой, социальной функцией которых является получение знаний.

Научное сообщество ─ сообщество не просто людей, занимающихся познанием мира, а таких исследователей, которые разделяют общую парадигму. (Томас Кун).

Исторические типы научных сообществ:

  •  Философские школы (школа Эпикура – «Сад»,  школа Аристотеля – «Лицей», школа Платона – «Академия»,  «Стоики», Александрийская школа – сосредоточены все виды наук;
  •  богословские школы (монастырские школы);
  •  республика ученых (начало XVII века)
  •  научные сообщества эпохи дисциплинарно – организационной науки (XVIIIXIX в.в.);
  •  междисциплинарные сообщества деятелей науки (XX век);
  •  научные школы (сообщества единомышленников в решении одних и тех же проблем);
  •  научные направления;
  •  научные коллективы (единомышленники с одной научной программой).

Историческая эволюция научных сообществ:

Научное сообщество в современном и широком смысле этого слова начало формироваться в Европе в XVIXVII вв. вместе с возникновением первых научных академий. В 1438 Козимо Медичи основал во Флоренции Платоновскую академию; в 1542 в Риме возникает Витрувианская академия, в 1607 — Академия дель Чименто и т.д. Важнейшую роль в формировании научного сообщества сыграли: Лондонское королевское общество (1660) и Парижская академия наук (1666). Выдающаяся заслуга в создании последней принадлежит монаху-минориту М. Мерсенну, благодаря деятельности которого были установлены научные контакты между ведущими учеными того времени — Р. Декартом, Б. Паскалем, Г. Галилеем, Э. Торичелли, П. Ферма и многими др. Большую роль в формировании научного сообщества сыграли научные журналы, международные конгрессы и конференции ученых, конкурсы на решение тех или иных важных научных проблем, научные премии и т.п. В XVIII в. в Европе уже сложилось международное научное сообщество с единым пониманием целей науки и ее методов.

Наиболее точный смысл понятие «научное сообщество» получило в книге американского философа и историка науки Т. Куна «Структура научных революций» (1962). Научное сообщество с его точки зрения, — это сообщество не просто людей, занимающихся познанием мира, а таких исследователей, которые разделяют некую общую парадигму — совокупность фундаментальных теорий, законов, образцов решений проблем. Быть членом научного сообщества — значит принимать в качестве неоспоримой истины господствующую ныне парадигму. Астрономы Средневековья принимали парадигму Птолемея; физики XVIIIXIX вв. были убеждены в абсолютной истинности классической механики; биологи XX в. безоговорочно принимают теорию эволюции Дарвина и законы наследственности Менделя, и т.п. Если исследователь не разделяет веры в господствующую парадигму, то он оказывается вне научного сообщества. Т.о., границы научного сообщества четко очерчиваются парадигмой. Поэтому,  например, современные экстрасенсы, исследователи НЛО и полтергейстов, астрологи не входят в научное сообщество, не считаются учеными, ибо все они либо прямо отвергают те или иные основоположения современной науки, либо выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой.

Научная школа

В 1996 году, в одной из первых статей по этой тематике, Н.Х. Розов представил научную школу в ХХ в. как «научно-производственное объединение, в котором, помимо традиционных научных и идейных, значительную роль стали играть и организационно-управленческие функции».

В современном мире научная школа – это широкий класс объединений специалистов, включающих, в качестве полярных вариантов, либо группу ученых, создающих эпистемологическую сущность, либо «научно-производственный коллектив, доказавший свою способность решить конкретную теоретическую задачу.

Представление научного сообщества в виде сети покрывает все существующие формальные и неформальные связи между учеными. Более того, с ростом использования современных баз данных публикационной активности создано большое число алгоритмов, позволяющих статистически обработать информацию о различных типах связей и тем самым выявить «невидимые связи» с помощью « видимых» индикаторов. Научные специальности можно представить как подгруппы ученых в рамках сети научной дисциплины, наиболее тесно связанные между собой, потому что они работают над общей проблемой, или используют сходную технику исследований или экспериментальной работы. Тесные кластеры в сети, в свою очередь, также образуют кластеры. Эти «кластеры кластеров» можно представить как области наук или научные дисциплины. Например, физика и технология полупроводниковых гетероструктур и приборов на их основе - специальность, которой занимается лауреат Нобелевской премии по физике Ж.И.Алферов, а научная дисциплина – физика.

В зарубежной литературе понятием, наиболее близким к «научной школе», является «невидимый колледж». Понятия «научной школы» и «невидимого колледжа» имеют значительный уровень сходства. Научная школа и невидимый колледж:

  •  включают все возможные кооперативные связи между учеными, способствующие повышению эффективности их работы;
  •  подразумевают наличие сильных (ученик – учитель) и слабых (научное цитирование) связей;
  •  предназначены для выявления синергетического и комплиментарного эффектов научно-исследовательской работы, которые позволяют ускоренными темпами и более эффективно создавать новое знание;
  •  охватывают процессы обучения на практике (learning by doing), которое обеспечивает передачу не только явного, но и неявного знания, необходимого для исследовательской деятельности.

В отличие от научных школ невидимые колледжи создаются самими учеными, они выбирают форму связей и поведение, которое диктуется только собственными научными интересами, у них нет иного побудительного мотива к налаживанию связей, кроме интересов дела.

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость работника.

Современное понятие невидимого колледжа введено Прайсом (Price, 1963) в связи с бурным развитием наукометрии, в том числе - библиометрических исследований, которые способствовали выявлению кластеров наиболее цитируемых и активных в соавторстве ученых. В этих работах невидимый колледж идентифицирован с группой элитных ученых, активно взаимодействующих друг с другом. В современных условиях такая группа может быть разобщена территориально, поскольку современные средства связи позволяют поддерживать регулярные и тесные контакты.

Группы, которые можно считать невидимым колледжем, состоят не более чем из 100 человек, они предусматривают возможность повседневного общения. Группа обладает отлаженным механизмом для обмена не только публикациями, но промежуточными результатами и может регулярно отслеживать развитие конкретного направления исследований. В дополнение к наличию технических средств быстрого обмена результатами группа имеет возможность частых личных контактов. Для каждой группы существует наиболее подходящая форма таких контактов (летние школы, конференции, исследовательские центры), дающая им возможность обсуждать незавершенные работы и промежуточные результаты, так, что в течение нескольких лет каждый, кто работает в данной области, может встретиться и обсудить направления деятельности с каждым из коллег.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67519. Уравнения и характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Управление напряжением якоря 131.5 KB
  Механические характеристики двигателя рассматривались без учета реакции якоря, т.е. влияния тока якоря на основной магнитный поток. Различают поперечную, продольную и коммутационную реакции якоря. Поперечную реакцию якоря можно учесть зависимостью...
67520. Жесткость механической характеристики. Управление реостатное и магнитным потоком 116.5 KB
  Для управления электродвигателем последовательно с обмоткой якоря включают реостат или изменяют ток возбуждения и магнитный поток. На рис. 3.2 показана схема включения двигателя постоянного тока с двумя управляющими реостатами.
67521. Уравнения и характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения. Управление напряжением и реостатное 225.5 KB
  Схема включения двигателя последовательного возбуждения показана на рис. Схема включения двигателя последовательного возбуждения Уравнение баланса напряжений и выражения для ЭДС и электромагнитного момента имеют вид: U = rя rв I Eя; 4. Механические характеристики двигателя последовательного возбуждения...
67522. Причины и признаки экологического кризиса. Глобальные экологические проблемы 114 KB
  По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы порою планетарного характера. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и в особенности в последней четверти XX века то есть на рубеже двух веков и даже тысячелетий.
67523. Управление шаговым двигателем с реактивным ротором и линейным шаговым двигателем с постоянным магнитом 273.5 KB
  Фазы обмотки питаются прямоугольными импульсами напряжения. В ответ на каждый импульс ротор поворачивается на определенный угол и останавливается в ожидании следующего импульса. Показаны пути замыкания магнитного потока Ф созданного фазой А при подаче на нее импульса напряжения U0.
67524. Моменты синхронного двигателя и его пуск при питании от инвертора частоты. Синхронизирующий момент 595.5 KB
  Схема включения обмоток синхронного двигателя Вращающееся магнитное поле статора увлекает за собой ротор-индуктор который в установившемся режиме вращается синхронно с полем. Рассмотрим СД ротор которого имеет неявно выраженные полюса с постоянным магнитным потоком...
67525. Моментный электропривод с синхронным двигателем и синусно-косинусным вращающимся трансформатором 364.5 KB
  В целом электропривод ведет себя как электромеханическая система с пропорциональным управлением и гибкой тахометрической обратной связью. Следует обратить внимание, что амплитудно-модулированные сигналы и синусно-косинусный вращающийся трансформатор СКВТ были применены для получения двойной информации...
67526. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОСФЕРУ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 258.5 KB
  По объектам загрязнения различают загрязнение поверхностных и подземных вод загрязнение атмосферного воздуха загрязнение почв и т. Источниками антропогенного загрязнения наиболее опасного для популяций любых организмов являются промышленные предприятия химические металлургические целлюлозно-бумажные...
67527. Обобщенная электрическая машина, соответствующая синхронному двигателю 270.5 KB
  Электрические машины разных типов имеют разное математическое описание. Современные электромеханические системы содержат электрические машины разных типов. Анализ таких систем оказывается затруднительным. Теория обобщенных электрических машин упрощает анализ сложных электромеханических систем, так как...