78995

Наука в контексте традиционалистского и техногенного цивилизационного развития. Футурологические аспекты научного знания

Доклад

Логика и философия

Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества в котором господствует свобода равенство и братство. Традиционные цивилизации. Техногенные цивилизации. Особенности техногенной цивилизации: Ориентация на совершенствование техники производства.

Русский

2015-02-10

16.91 KB

2 чел.

  1.  Наука в контексте традиционалистского и техногенного цивилизационного развития. Футурологические аспекты научного знания.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизац. развития

Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества, в котором господствует свобода, равенство и братство. Позднее в исторической и философской литературе под цивилизацией  стали понимать различные культурно-исторические  типы обществ, объединявших несколько государств, сходных по историческим условиям своего возникновения и общности культурного развития..

Вместо изучения истории по странам и государствам или же общего деления на древнюю, среднюю и новую истории некоторые исследователи в качестве новой единицы деления предложили изучать ее по культурно-историческим типам. – Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

1) Традиционные цивилизации. Исследования прошлых цивилизаций интересны богатейшим фактическим материалом о жизни, обычаях и самобытной культуре традиционных обществ.

Отличительные особенностями являются крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если и были новые виды, то только те, которые не противоречили традиционным. Формы и виды деятельности, изменения социальных порядков, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе – все подчинено традиции, все освящено авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Ход времени имеет циклический, повторяющийся характер. Существование древних аграрных обществ растянулось на тысячелетия.

2) Техногенные цивилизации. Стали формироваться в западной Европе в 17-18 веках. Насчитывает всего 4,5 столетия. Темпы развития производительных сил и социальных изменений гораздо интенсивнее традиционных цивилизаций. Быстро развивалась в Западной Европе и начала оказывать свое влияние на сотавшиеся традиц. общества.

Особенности техногенной цивилизации:

1) Ориентация на совершенствование техники производства.

2) По мере роста производительных сил и технического прогресса непрерывно возрастает применение достижений науки в материальном производстве.

3) развитие материального производства, обусловленное научно-техническим прогрессом, радикально изменило социально-экономические отношения в обществе, его культуру и духовный облик. Ослабление религии, переход к раннему капитализму.

4) С развитием техногенной цивилизации непрерывно возрастает значение науки и в материальном производстве, и в духовной жизни общества. Открыты объективные законы реального мира и их применение помогло науке занять доминирующее положение в современной культуре.

Отличия традиционной от техногенной цивилизаций.

Если в техногенной цивилизации важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов и истин, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиционной цивилизации все усилия направлены на сохранение в неизменном виде всего накопленного прежнего опыта, способов и видов деятельности.

Другой базисной ценностью техногенной цивилизации является ориентация не на здравый смысл обыденного познания, а на научную рациональность.

Хотя и здравый смысл также нельзя считать иррациональным.

Но он далек от научной рациональности, которая опирается на использование точных понятий и логически выверенных доказательств, а также экспериментальную проверку гипотез и теорий. Именно научная рациональность позволила техногенной цивилизации добиться крупнейших достижений.

Футурологические аспекты научного знания

Термин«футурология» (походит от латинского futurum – будущее и греческого logos – слово, понятие, обучение) означает сферу теоретико-практического знания, направленного на анализ перспектив человека и общества. Футурология разрабатывает и применяет разные методы и принципы анализа существующих социально-исторических (экономических, политических, идеологических, технологических, религиозных) тенденций с целью прогнозирования и влияния на условия жизни человека, стабильность общества; моделирование будущего как альтернативы современности.

Как научное направление синтетического характера футурология опирается на весь спектр природно-научного и гуманитарного знания. Развивается на стыке космологии, математики, кибернетики, лингвистики, политологии, технологии и др.

Термин «футурология» был введен в 1943 году немецким социологом О.Флехтрейном для обозначения «философии будущего» – науки, свободной от идеологических соображений и социально-утопических доктрин. В 60-тех годах этот срок был распространен в значении «Истории будущего» и " науки о будущем». В этот же время в работах при Американской академии искусств (под руководством Д. Белла), в докладах Римского клуба футурология оформляется как специальное направление.

Футурологическим прогнозам 70-х лет присущий глубокое самоосознание катастрофичности современной цивилизации (глобальные проблемы, насильническое влияние на человека техногенного общества, наличие опасности ядерной войны).

Одновременно футурология этого периода отображала наличие состояния фрустрации (крах всех надой и веры в будущее, страх перед будущим), который при условии быстрого изменения (модификации) общества становится феноменом повседневности и в условиях которого человеку приходится все труднее приспособиться к социальной реальности (О. Тоффлер, в работе «Футурошок» (1970).

В 80-тех годах футурология концентрирует свое внимание на экологических проблемах, разрабатываются концепции и модели стабильного развития человечества, «нового мирового порядка», постиндустриального и информационного общества.

В 90-тех годах футурология приобрела ярко выраженный философсько-исторического и социально-политического характера. Философия политики в последнее время репрезентует наиболее актуальные проблемы футурологии.

В 1990 году Ф. Фукуяма выдвинул идею "конца истории» как исторического развития вследствие победы либеральной демократии.

В 1994 году С. Хантингтон предусматривал «реванш Бога»: после разрушения двохполюсного мира нас ждет столкновенья цивилизаций, которые консолидируются вокруг традиционных религий.

А. Тойнби отмечает, что человечество потеряло ориентирующие принципы в будущему И его ждет или самоуничтожение, или потеря людской лица в «тотальному» мировом режиме, или наступление « нового средневековья».

А. Макдональд, О. Тоффлер — представители пессимистического направления, предрекают общую катастрофу на протяжении ближайших 100-150 лет (теория коллапса).

Г. Мейфорд, Ж. Еллюль, П. Гудмен, – гибель человечества, порабощенного техникой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10038. Определение и свойства символа Лежандра 46.5 KB
  Двучленным квадратичным сравнением называется сравнение вида где неизвестный вычет. Целое число a называется квадратичным вычетом по модулю n если сравнение разрешимо. Если сравнение разрешимо то для составного модуля количество решений как правило больше дву...
10039. Свойства символа Якоби 43 KB
  Символ Якоби числа x по модулю n, при, определяется как произведение значений символов Лежандра . Он обладает практически всеми теми же свойствами, что и символ Лежандра
10040. Криптографическая система RSA 54.5 KB
  Криптографическая система RSA является асимметричной криптосистемой основанной на односторонней функции с лазейкой в качестве которой выбрана степенная функция в кольце вычетов целых чисел по составному двупростому модулю . Стойкость системы сводится к сложности з...
10041. Смешанные криптосистемы 35 KB
  Смешанные криптосистемы. В настоящее время в системах связи общего назначения широко распространены смешанные гибридные криптосистемы у которых конфиденциальность сообщений обеспечивается за счет шифрования с помощью симметричной криптосистемы рассылка ключей д
10042. Функция Эйлера. Доказательство теорем Эйлера и Ферма 54.5 KB
  Пусть m>1 – целое число и а – вычет по модулю m. Порядок является наименьшим положительным числом для которого выполняется сравнение. Порядок числа по модулю обозначается. Функция Эйлера. Порядки чисел по модулю различны. Существуют числа являюще
10043. Цифровая подпись Ель Гамаля 37 KB
  Цифровая подпись Ель Гамаля основывается на односторонней функции дискретного возведения в степень обратной к которой является дискретный логарифм. Механизм цифровой подписи Эль Гамаля широко используется на практике для организации аналогичных схем цифровой подписи...
10044. Линейная двоичная рекуррентная последовательность 39 KB
  Линейная двоичная рекуррентная последовательность. В криптосхемах потоковых шифров широко применяются криптоузлы основанные на т.н. регистрах сдвига с обратной связью. Наиболее простым узлом является т.н. двоичный регистр сдвига с линейными обратными связями РСЛОС...
10045. Тестирование чисел на простоту, случайные и детерминированные тесты. Тест малой теоремы Ферма 46 KB
  Тестирование чисел на простоту случайные и детерминированные тесты. Тест малой теоремы Ферма При использовании асимметричных криптосистем возникает необходимость построения сверхбольших псевдослучайных простых чисел. Соответствующие вычислительные процедуры
10046. Тест Соловея-Штрассена проверки чисел на простоту 38.5 KB
  Тест Соловея-Штрассена проверки чисел на простоту. При тестировании чисел на простоту с помощью вероятностного теста основанного на малой теореме Ферма может возникнуть ситуация когда вероятность ошибки не снижается с количеством повторений теста. В этом случае ...