78995

Наука в контексте традиционалистского и техногенного цивилизационного развития. Футурологические аспекты научного знания

Доклад

Логика и философия

Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества в котором господствует свобода равенство и братство. Традиционные цивилизации. Техногенные цивилизации. Особенности техногенной цивилизации: Ориентация на совершенствование техники производства.

Русский

2015-02-10

16.91 KB

2 чел.

  1.  Наука в контексте традиционалистского и техногенного цивилизационного развития. Футурологические аспекты научного знания.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизац. развития

Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества, в котором господствует свобода, равенство и братство. Позднее в исторической и философской литературе под цивилизацией  стали понимать различные культурно-исторические  типы обществ, объединявших несколько государств, сходных по историческим условиям своего возникновения и общности культурного развития..

Вместо изучения истории по странам и государствам или же общего деления на древнюю, среднюю и новую истории некоторые исследователи в качестве новой единицы деления предложили изучать ее по культурно-историческим типам. – Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

1) Традиционные цивилизации. Исследования прошлых цивилизаций интересны богатейшим фактическим материалом о жизни, обычаях и самобытной культуре традиционных обществ.

Отличительные особенностями являются крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если и были новые виды, то только те, которые не противоречили традиционным. Формы и виды деятельности, изменения социальных порядков, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе – все подчинено традиции, все освящено авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Ход времени имеет циклический, повторяющийся характер. Существование древних аграрных обществ растянулось на тысячелетия.

2) Техногенные цивилизации. Стали формироваться в западной Европе в 17-18 веках. Насчитывает всего 4,5 столетия. Темпы развития производительных сил и социальных изменений гораздо интенсивнее традиционных цивилизаций. Быстро развивалась в Западной Европе и начала оказывать свое влияние на сотавшиеся традиц. общества.

Особенности техногенной цивилизации:

1) Ориентация на совершенствование техники производства.

2) По мере роста производительных сил и технического прогресса непрерывно возрастает применение достижений науки в материальном производстве.

3) развитие материального производства, обусловленное научно-техническим прогрессом, радикально изменило социально-экономические отношения в обществе, его культуру и духовный облик. Ослабление религии, переход к раннему капитализму.

4) С развитием техногенной цивилизации непрерывно возрастает значение науки и в материальном производстве, и в духовной жизни общества. Открыты объективные законы реального мира и их применение помогло науке занять доминирующее положение в современной культуре.

Отличия традиционной от техногенной цивилизаций.

Если в техногенной цивилизации важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов и истин, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиционной цивилизации все усилия направлены на сохранение в неизменном виде всего накопленного прежнего опыта, способов и видов деятельности.

Другой базисной ценностью техногенной цивилизации является ориентация не на здравый смысл обыденного познания, а на научную рациональность.

Хотя и здравый смысл также нельзя считать иррациональным.

Но он далек от научной рациональности, которая опирается на использование точных понятий и логически выверенных доказательств, а также экспериментальную проверку гипотез и теорий. Именно научная рациональность позволила техногенной цивилизации добиться крупнейших достижений.

Футурологические аспекты научного знания

Термин«футурология» (походит от латинского futurum – будущее и греческого logos – слово, понятие, обучение) означает сферу теоретико-практического знания, направленного на анализ перспектив человека и общества. Футурология разрабатывает и применяет разные методы и принципы анализа существующих социально-исторических (экономических, политических, идеологических, технологических, религиозных) тенденций с целью прогнозирования и влияния на условия жизни человека, стабильность общества; моделирование будущего как альтернативы современности.

Как научное направление синтетического характера футурология опирается на весь спектр природно-научного и гуманитарного знания. Развивается на стыке космологии, математики, кибернетики, лингвистики, политологии, технологии и др.

Термин «футурология» был введен в 1943 году немецким социологом О.Флехтрейном для обозначения «философии будущего» – науки, свободной от идеологических соображений и социально-утопических доктрин. В 60-тех годах этот срок был распространен в значении «Истории будущего» и " науки о будущем». В этот же время в работах при Американской академии искусств (под руководством Д. Белла), в докладах Римского клуба футурология оформляется как специальное направление.

Футурологическим прогнозам 70-х лет присущий глубокое самоосознание катастрофичности современной цивилизации (глобальные проблемы, насильническое влияние на человека техногенного общества, наличие опасности ядерной войны).

Одновременно футурология этого периода отображала наличие состояния фрустрации (крах всех надой и веры в будущее, страх перед будущим), который при условии быстрого изменения (модификации) общества становится феноменом повседневности и в условиях которого человеку приходится все труднее приспособиться к социальной реальности (О. Тоффлер, в работе «Футурошок» (1970).

В 80-тех годах футурология концентрирует свое внимание на экологических проблемах, разрабатываются концепции и модели стабильного развития человечества, «нового мирового порядка», постиндустриального и информационного общества.

В 90-тех годах футурология приобрела ярко выраженный философсько-исторического и социально-политического характера. Философия политики в последнее время репрезентует наиболее актуальные проблемы футурологии.

В 1990 году Ф. Фукуяма выдвинул идею "конца истории» как исторического развития вследствие победы либеральной демократии.

В 1994 году С. Хантингтон предусматривал «реванш Бога»: после разрушения двохполюсного мира нас ждет столкновенья цивилизаций, которые консолидируются вокруг традиционных религий.

А. Тойнби отмечает, что человечество потеряло ориентирующие принципы в будущему И его ждет или самоуничтожение, или потеря людской лица в «тотальному» мировом режиме, или наступление « нового средневековья».

А. Макдональд, О. Тоффлер — представители пессимистического направления, предрекают общую катастрофу на протяжении ближайших 100-150 лет (теория коллапса).

Г. Мейфорд, Ж. Еллюль, П. Гудмен, – гибель человечества, порабощенного техникой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25047. Историческая типология рассматривает три основных типа культуры 35 KB
  Доиндустриальная культура: общество с аграрной экономикой и патриархальной традиционной культурой. Древнейшая доиндустриальная культура бесписьменна. Индустриальная культура характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства увеличением городского населения формированием и развитием национальных культур. Постиндустриальная культура получила несколько названий: сверхиндустриальная цивилизация О.
25048. Вербальное общение (знаковое) 34.5 KB
  В любом тексте письменном или устном реализуется система языка. Существует несколько видов речевой деятельности: говорение использование языка для того чтобы чтото сообщить; слушание восприятие содержания звучащей речи; письмо фиксация содержания речи на бумаге; чтение восприятие зафиксированной на бумаге информации. C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное а с точки зрения количества участников на межличностное и массовое. С точки зрения социального и культурного статуса...
25049. Соціокультурні світи 34 KB
  Будьякий соціокультурний світ відрізняється не тільки своєрідністю культури але й звичаями життя у ньому. Соціокультурні світи можуть бути замкнуті у сферу якоїнебудь окремої етнічної культури наприклад світ Стародавнього Єгипту чи світ інків. Але на відміну від національних культур вони не обов`язково виникають на основі етнічної спільності і можуть охоплювати різні народи і країни наприклад світ європейського середньовіччя світ арабської культури.
25050. Вихідним моментом інформаційно-семіотичного підходу до культури 58.5 KB
  І такими видами смислів виступають знання цінності і регулятиви. Відповідно цьому знання те що дається пізнанням цінності те що встановлюється за допомогою оцінки і регулятиви те чим регулюються дії представляють собою три основних види смислів. Знання когнітивний смисл лат cognitio знання пізнання це інформація про властивості об'єкту. Невірне помилкове твердження це також знання тільки недостовірні якщо враховувати що у знаннях є елемент суб'єктивності і що істинність їх відносна; Таким чином знання важлива...
25051. Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком 36.5 KB
  Как человек творит культуру так и культура формирует человека обусловливает цели и смысл его бытия развивает его собственную сущность. Существенными определяющими ведущими для человека в целом являются не биологические а общественные закономерности его развития 191. Анализируя соотношение человека и культуры исследователи отмечают его многоаспектный характер. Духовность человека это богатство мыслей сила чувств и убеждений.
25052. Желчнокаменная болезнь 1.23 MB
  Желчнокаменная болезнь (камни в желчном пузыре) известна с глубокой древности. Упоминания о ней встречаются в трудах врачей эпохи Возрождения. Развитие анатомии в ХVI-ХVII веках способствовало изучению заболеваний печени и желчного пузыря.
25053. Методи й принципи культурології 32 KB
  Він становить епістемологію культури епістемологіяце теорія пізнання представлену загальною системою методологічних підходів принципів і методів пізнання систематизації й аналізу світових культурних процесів: Діахронний виклад явищ фактів і подій світової та вітчизняної культури у хронологічній послідовності. Археологічний вивчення загального стану розвитку культури минулих поколінь на підставі матеріальних знахідок. Психологічний вивчення субєктивних механізмів функціонування культури індивідуальних якостей людини та...