78997

Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении

Доклад

Логика и философия

Философские проблемы науки их сущность специфика и типология. Историкофилософские онтологические логикометодологические аксиологические аспекты науки в их соотношении. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философия науки иногда отождествляется с ближними областями науковедения наукометрии социологии науки что неправомерно.

Русский

2015-02-10

18.15 KB

1 чел.

Вопрос №1. Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.

Философия науки иногда отождествляется с ближними областями науковедения, наукометрии, социологии науки, что неправомерно.

В определении основной проблемы философии науки мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что философия науки занимается переходом от обыденного здравого смысла к общим научным принципам. Другие (К.Поппер) считают, что философия науки должна заниматься оценкой, обоснованием и притязаниями конкурирующих теорий.

Тематика философии науки развивалась по 3 основным направлениям:

  1.  Круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира, то это наследует и философия науки, используя концептуальный аппарат философии, опираясь на наличие определенной мировоззренческой позиции.
  2.  Проблемы, возникающие внутри самой науки и нуждающиеся в компетентном эксперте, в роли которого оказывается философия. Здесь переплетены специфические проблемы познавательной деятельности, конкурирующие модели приращения научного знания, эвристические методы и, собственно, философские подсказки при решении парадоксальных проблем.
  3.  Проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложения друг к другу.

Стержневая проблематика философии науки.

Первая треть ХХ века была занята:

  1.  Построением целостной научной картины мира
  2.  Исследованием динамических и статических закономерностей

В это время особое внимание уделяется структурным компонентам научного исследования: анализу и синтезу, индукции и дедукции, логике и интуиции, открытию и обоснованию, теории и факту.

Вторая треть ХХ века фокусируется на:

  1.  Анализе эмпирического (опытного) обоснования науки, выяснении, достаточно ли для науки эмпирического исследования
  2.  Соотнесении онтологического и инструментального смысла теоретической нагруженности опыта (онтология – учение о бытие)
  3.  Изучении процедур верификации, фальсификации, дедуктивного объяснения и т.д.
  4.  Обосновании парадигмальной модели научного знания и формировании исследовательских программ

Последняя треть ХХ века:

  1.  Обсуждается понятие научной рациональности
  2.  Обостряется конкуренция различных моделей роста науки, попыток реконструкции логики научного поиска. В это время актуальность приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат постнеклассической стадии развития науки. Встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в науке, обретает силу вопрос о социальной обусловленности научного знания; актуальными становятся проблемы гуманизации науки.

Наука: 1 - как познание (чаще объективных законов действительности), 2 - как особый вид деятельности человека, 3. как социальный институт.

Фил. Н. отвечает на вопросы: что такое наука, чем отличается научное знание от ненаучных видов знания, в чем ценность науки, как устроено научное знание, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности, каковы закономерности развития науки, какова роль научных революций в этом развитии и тд. Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания.

Примеры:

- Онтология - изучает виды реальностей, их взаимосвязи. Отсюда вопросы:

?- какую реальность изучает та или иная наука (математика)?

- Эпистемология (теория научного познания) ? - научное познание - это низший, средний или высший уровень познания

- Социальная философия? - проблема относительности научной истины

?- рассматривает науку не только как познание, но и как социальный институт; ? - роль науки в обществе, функции науки в обществе.

- Антропология (философия человека) ? - личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки.

- Этика (философские морали) ? - добро и зло в науке

- Эстетика ? - проблема красоты в мировоззрении

- Логика ? - логика научного познания, мышления

- Аксеология (ценностный аспект) ? - гуманность наук.

ОНТОЛОГИЯ – общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного бытия; что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27895. Диагностирование системы питания двигате 42 KB
  Обкатка=приработкаиспытание. Приработка это активный процесс изменения макро и микро геометрии физмех свойств трущихся поверхностей с целью скорейшего достижения оптимальных параметров для последующего восприятия нагрузок. Приработка происходит в 2 этапа: 1приработка стендовая 2 часа; 2приработка в начальный период эксплуатации 3040 часов. Стендовая приработка: вызывается необходимостью подготовки ДВС к восприятию эксплуатационных нагрузок и повышению его долговечности.
27896. Назначение, принципиальное устройство и газового редуктора системы питания двигателя на сжиженном газе 46 KB
  3 Силы действующие на автомобиль и силовой баланс автомобиля. Вторую группу составляют: Mf1 Mf2 моменты сопротивления качению колес автомобиля; Fв сила сопротивления воздуха; Fi сила сопротивления подъему; Fjx сила сопротивления поступательному ускорению масс автомобиля; Fnx продольная составляющая силы сопротивления прицепа. У одиночного автомобиля сила сопротивления прицепа отсутствует. К третьей группе относятся: Rz1 Rz2 нормальные реакции дороги; Ga cos α нормальная составляющая веса автомобиля; Fпz нормальная...
27897. Определение трудоёмкости по видам работ 39 KB
  К постовым относятся работы по ТО и ТР выполняемые непосредственно на а м моечные уборочные смазочные крепёжные диагностические и т. Работы по проверке и ремонту узлов механизмов и агрегатов снятых с автомобиля выполняются на участках агрегатном слесарномеханическом электротехническом и т. Для формирования объёмов работ выполняемых на постах зон ТО ТР и производственных участках а также определения числа рабочих по специальности производится распределение годовых объёмов работ ТО1 ТО2 и ТР по их видам в а затем в...
27898. Основные виды нормативов системы ТО и Р. Корректирование нормативов 37.5 KB
  Регулирование естественных монополий на транспорте Любая естественная монополия на транспорте заинтересована в увеличении цен на предлагаемые услуги формируя тарифы по затратному принципу. Новым качественным подходом к системе управления в области транспорта является создание новой системы государственного регулирования в сфере естественных монополий на транспорте. Для реализации этого нового подхода к управлению и регулированию была создана Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. К деятельности...
27899. Организация поста по ТО газобаллонной аппаратуры 83.5 KB
  втулки из цветных Ме отверстия в проушинах рулевых сошек рычагов поворотных цапф и тд. Для обжатия втулок из цветх Ме используют приспособление с конусной матрицей в холодном состоянии Проушину сошки нагревют до г=900Т. 3 Причины преждевременного износа и разрушения а м шин.
27900. Диагностирование тормозных качеств а/м. Параметры. Оборудование 47 KB
  К первой группе относятся: тормозной путь и замедление автомобиля тормозные силы и их разность на колесах каждой оси ко второй сила нажатия на педаль скорость нарастания и спада тормозных сил время срабатывания тормозных механизмов хода штоков тормозных камер свободный ход педали производительность компрессора и некоторые другие. Перечисленные диагностические параметры измеряют: путем ходовых испытаний на дороге; в процессе эксплуатации встроенными средствами диагностирования; в стационарных условиях при помощи тормозных...
27901. Диагностирование а/м по мощностным и экономическим показателям. Устройство стендов 50 KB
  Исследования показывают что до 30 автомобилей АТП эксплуатируют со значительным недоиспользованием мощности и перерасходом топлива. После диагностирования и устранения обнаруженных неисправйостей средняя максимальная сила тяги увеличилась а средний контрольный расход топлива уменьшился в среднем на 13 кроме того значительно снизилось рассеивание этих показателей. Восстановление колесной мощности автомобиля повышает его среднюю скорость движения а следовательно и производительность работы а м а также снижает расход топлива. На этих...
27902. Пластины АКБ 34 KB
  Сильно сульфатированные пластины бракуют слабо сульфотированные восстанавливают без разборки без разборки батарей продолжительным зарядом током малой силы не более 005 от емкости при низкой плотности электролита не более 111 2 Варианты ремонта ЦПГ двигателя поминальный размер ремонтный размер сухая и мокрая гильза Различают мокрые и сухие гильзы. Внешняя поверхность мокрых гильз омывается охлаждающей жидкостью а сухие гильзы непосредственно с охлаждающей жидкостью не соприкасаются и избыточное тепло отводится через...
27903. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛО ПОСТОВ 47.5 KB
  Xео и то: такт ритм Хто2 Д = такт ритм ню ню коэф исп времени рабочего поста 2 Основные конструкционные стали применяемые в автомобилестроении и авторемонтном производстве и их характеристики. Конструкционные стали предназначены для изготовления деталей машин машиностроительные стали. К этой группе относятся углеродистые и легированные стали с содержанием не более 0708 углерода. Низкоуглеродистые стали до 03 углерода пластичны хорошо свариваются и деформируются.