78997

Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении

Доклад

Логика и философия

Философские проблемы науки их сущность специфика и типология. Историкофилософские онтологические логикометодологические аксиологические аспекты науки в их соотношении. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философия науки иногда отождествляется с ближними областями науковедения наукометрии социологии науки что неправомерно.

Русский

2015-02-10

18.15 KB

1 чел.

Вопрос №1. Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.

Философия науки иногда отождествляется с ближними областями науковедения, наукометрии, социологии науки, что неправомерно.

В определении основной проблемы философии науки мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что философия науки занимается переходом от обыденного здравого смысла к общим научным принципам. Другие (К.Поппер) считают, что философия науки должна заниматься оценкой, обоснованием и притязаниями конкурирующих теорий.

Тематика философии науки развивалась по 3 основным направлениям:

  1.  Круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира, то это наследует и философия науки, используя концептуальный аппарат философии, опираясь на наличие определенной мировоззренческой позиции.
  2.  Проблемы, возникающие внутри самой науки и нуждающиеся в компетентном эксперте, в роли которого оказывается философия. Здесь переплетены специфические проблемы познавательной деятельности, конкурирующие модели приращения научного знания, эвристические методы и, собственно, философские подсказки при решении парадоксальных проблем.
  3.  Проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложения друг к другу.

Стержневая проблематика философии науки.

Первая треть ХХ века была занята:

  1.  Построением целостной научной картины мира
  2.  Исследованием динамических и статических закономерностей

В это время особое внимание уделяется структурным компонентам научного исследования: анализу и синтезу, индукции и дедукции, логике и интуиции, открытию и обоснованию, теории и факту.

Вторая треть ХХ века фокусируется на:

  1.  Анализе эмпирического (опытного) обоснования науки, выяснении, достаточно ли для науки эмпирического исследования
  2.  Соотнесении онтологического и инструментального смысла теоретической нагруженности опыта (онтология – учение о бытие)
  3.  Изучении процедур верификации, фальсификации, дедуктивного объяснения и т.д.
  4.  Обосновании парадигмальной модели научного знания и формировании исследовательских программ

Последняя треть ХХ века:

  1.  Обсуждается понятие научной рациональности
  2.  Обостряется конкуренция различных моделей роста науки, попыток реконструкции логики научного поиска. В это время актуальность приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат постнеклассической стадии развития науки. Встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в науке, обретает силу вопрос о социальной обусловленности научного знания; актуальными становятся проблемы гуманизации науки.

Наука: 1 - как познание (чаще объективных законов действительности), 2 - как особый вид деятельности человека, 3. как социальный институт.

Фил. Н. отвечает на вопросы: что такое наука, чем отличается научное знание от ненаучных видов знания, в чем ценность науки, как устроено научное знание, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности, каковы закономерности развития науки, какова роль научных революций в этом развитии и тд. Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания.

Примеры:

- Онтология - изучает виды реальностей, их взаимосвязи. Отсюда вопросы:

?- какую реальность изучает та или иная наука (математика)?

- Эпистемология (теория научного познания) ? - научное познание - это низший, средний или высший уровень познания

- Социальная философия? - проблема относительности научной истины

?- рассматривает науку не только как познание, но и как социальный институт; ? - роль науки в обществе, функции науки в обществе.

- Антропология (философия человека) ? - личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки.

- Этика (философские морали) ? - добро и зло в науке

- Эстетика ? - проблема красоты в мировоззрении

- Логика ? - логика научного познания, мышления

- Аксеология (ценностный аспект) ? - гуманность наук.

ОНТОЛОГИЯ – общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного бытия; что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52003. Групи слів за значенням: омоніми, синоніми, антоніми (загальне ознайомлення). 57.5 KB
  Групи слів за значенням: омоніми синоніми антоніми загальне ознайомлення. Мета уроку: поглибити знання учнів про групи слів за значенням; ознайомити їх з омонімами синонімами антонімами навчити школярів правильно застосовувати їх у текстах знаходити у реченнях доречно використовувати у мовленні; виховувати інтерес до усної народної творчості. Групи слів за значенням Групи слів Звукова форма Значення Приклади Омоніми Однакова зовсім різні Ласка тварина ласка матері Синоніми різна однакові або хуртовина близькі заметіль Антоніми...
52005. Буквы о - а в корне –гор- -гар- 53.5 KB
  Тип урока: изучение нового материала Ход урока 1. Мобилизирующий этап Цель: вспомнить правило с чередующими гласнымилаг лож раст рос кас кос; умение самостоятельно делать выводы сформулировать тему урока назвать цель урока обучение русскому языку средствами субъективизации Предпол.Формулирование темы и цели урока Назовите слова выделенные из каждого ряда.