78997

Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении

Доклад

Логика и философия

Философские проблемы науки их сущность специфика и типология. Историкофилософские онтологические логикометодологические аксиологические аспекты науки в их соотношении. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философия науки иногда отождествляется с ближними областями науковедения наукометрии социологии науки что неправомерно.

Русский

2015-02-10

18.15 KB

1 чел.

Вопрос №1. Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.

Философия науки иногда отождествляется с ближними областями науковедения, наукометрии, социологии науки, что неправомерно.

В определении основной проблемы философии науки мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что философия науки занимается переходом от обыденного здравого смысла к общим научным принципам. Другие (К.Поппер) считают, что философия науки должна заниматься оценкой, обоснованием и притязаниями конкурирующих теорий.

Тематика философии науки развивалась по 3 основным направлениям:

  1.  Круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира, то это наследует и философия науки, используя концептуальный аппарат философии, опираясь на наличие определенной мировоззренческой позиции.
  2.  Проблемы, возникающие внутри самой науки и нуждающиеся в компетентном эксперте, в роли которого оказывается философия. Здесь переплетены специфические проблемы познавательной деятельности, конкурирующие модели приращения научного знания, эвристические методы и, собственно, философские подсказки при решении парадоксальных проблем.
  3.  Проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложения друг к другу.

Стержневая проблематика философии науки.

Первая треть ХХ века была занята:

  1.  Построением целостной научной картины мира
  2.  Исследованием динамических и статических закономерностей

В это время особое внимание уделяется структурным компонентам научного исследования: анализу и синтезу, индукции и дедукции, логике и интуиции, открытию и обоснованию, теории и факту.

Вторая треть ХХ века фокусируется на:

  1.  Анализе эмпирического (опытного) обоснования науки, выяснении, достаточно ли для науки эмпирического исследования
  2.  Соотнесении онтологического и инструментального смысла теоретической нагруженности опыта (онтология – учение о бытие)
  3.  Изучении процедур верификации, фальсификации, дедуктивного объяснения и т.д.
  4.  Обосновании парадигмальной модели научного знания и формировании исследовательских программ

Последняя треть ХХ века:

  1.  Обсуждается понятие научной рациональности
  2.  Обостряется конкуренция различных моделей роста науки, попыток реконструкции логики научного поиска. В это время актуальность приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат постнеклассической стадии развития науки. Встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в науке, обретает силу вопрос о социальной обусловленности научного знания; актуальными становятся проблемы гуманизации науки.

Наука: 1 - как познание (чаще объективных законов действительности), 2 - как особый вид деятельности человека, 3. как социальный институт.

Фил. Н. отвечает на вопросы: что такое наука, чем отличается научное знание от ненаучных видов знания, в чем ценность науки, как устроено научное знание, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности, каковы закономерности развития науки, какова роль научных революций в этом развитии и тд. Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания.

Примеры:

- Онтология - изучает виды реальностей, их взаимосвязи. Отсюда вопросы:

?- какую реальность изучает та или иная наука (математика)?

- Эпистемология (теория научного познания) ? - научное познание - это низший, средний или высший уровень познания

- Социальная философия? - проблема относительности научной истины

?- рассматривает науку не только как познание, но и как социальный институт; ? - роль науки в обществе, функции науки в обществе.

- Антропология (философия человека) ? - личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки.

- Этика (философские морали) ? - добро и зло в науке

- Эстетика ? - проблема красоты в мировоззрении

- Логика ? - логика научного познания, мышления

- Аксеология (ценностный аспект) ? - гуманность наук.

ОНТОЛОГИЯ – общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного бытия; что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12823. Схемы и средства измерений отклонений расположения поверхностей и осей 1.86 MB
  Лабораторная работа № 2 Схемы и средства измерений отклонений расположения поверхностей и осей Цель работы: изучить схемы и средства контроля отклонения от параллельности оси и плоскости отклонения от перпендикулярности оси и плоскости отклонения от перпендикул
12824. Измерение отклонений расположения и суммарных отклонений формы и расположения тел вращения 4.94 MB
  Лабораторная работа №4 Измерение отклонений расположения и суммарных отклонений формы и расположения тел вращения. Цель работы: Изучить методы и средства измерений отклонения от соосности отклонения от параллельности плоскостей радиального торцевого и по
12825. Выбор универсальных средств измерения (СИ) линейных размеров деталей «вал» и «фланец» 852.5 KB
  Лабораторная работа №2 дополнение Выбор универсальных средств измерения СИ линейных размеров деталей вал и фланец Цель работы: освоить директивный подход к выбору универсальных СИ. Теоретическая часть Факторы которые необходимо учитывать при выборе уни
12826. Моделювання режимів роботи логічних функцій 1.77 MB
  Настав час електроніки та електроенергетики яка відіграє досить важливу роль в житті людства та сучасному суспільстві. Саме розвиток енергетики сприяв розвитку електроніки та багатьох інших невід’ємних частин сучасного суспільства...
12827. Спорт против наркотиков 840 KB
  ВВЕДЕНИЕ По определению Всемирной Организации Здравоохранения: Здоровье это состояние полного физического психического и социального благополучия а не только отсутствие болезней и физических дефектов. На сегодняшний день главным парадоксом современной медиц
12828. Спорт есірткіге қарсы 734.34 KB
  КІРІСПЕ Бүкілдүниежүзілік Денсаулық Сақтау ұйымынын анықтауы бойынша: Денсаулық дегеніміз аурулардың және дене кемістіктерінің болмауы ғана емес ол толық дене психикалық және әлеуметтік әлауқат жағдайы. Заманауи медицина адам денсаулығына жетуін өз мақсаты рет...
12829. Счастливый случай телевизионная версия игры для детей 59.5 KB
  Счастливый случай Форма: телевизионная версия игры. Игра состоит из 4х геймов: вопрос ответ блиц ты мне я тебе темная лошадка. Области вопросов на вертушке. Синий спорт красный география оранжевый искусство зеленый общие вопросы желтый история...
12830. Степной огонь. Разработка урока-игры. 43.5 KB
  СТЕПНОЙ ОГОНЬ. Прежде чем приступать к самостоятельному проведению игры предпочтительно проконсультироваться с психологом специалистом в области игровых технологий. Цель игры: Игра дает возможность наглядно и подробно представить участникам особенности одног...
12831. Слово за слово отрядная игра для пионерского лагеря 31 KB
  Цель: дать возможность детям проявить себя в способности быстро составлять слова и работать командой. Задача: занять детей всего отряда интересным делом. Возраст: 13 отряды Реквизит: таблички с буквами распространенные по 68 редкие по 24 цифрами и те...