78998

Проблема генезиса научного знания и плюрализма историко-научных концепций. Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки

Доклад

Логика и философия

Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки. Средоточием научных знаний является философия и ее предмет неотделим от философии науки и от естественных наук вообще. В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась классическая наука ознаменовавшая генезис науки как таковой как целостного...

Русский

2015-02-10

15.95 KB

2 чел.

Вопрос №2. Проблема генезиса научного знания и плюрализма историко-научных концепций. Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки.

Наука и ее роль в современном мире – это:

  1.  Проблема нашего мировоззрения
  2.  Ценность в ряду других культурных ценностей
  3.  Фактор формирования будущего облика цивилизации
  4.  Специфическое отношение человека к миру

В качестве самостоятельного раздела знания философия осознает себя с середины XIX века

Генезис — происхождение, возникновение, начало

  1.  Зарождение – период Античности. Средоточием научных знаний является философия, и ее предмет неотделим от философии науки и от естественных наук вообще.
  2.  Средние века (II-XVвв.) – время, когда наука занимается обоснованием божественных истин.
  3.  Этап прометеевского мышления – господство научной рациональности Наука явилась выходом из всех проблем.
  4.  Эпоха саморазрушения научной рациональности.

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности.

  1.  Зарождающаяся наука (преднаука) - изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Первоначальные знания человека о мире, вплетенные в его материальную деятельность, составляли лишь эмпирическое знание, не подымавшееся до теоретических выводов и обобщений.
  2. Наука. Исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний. Эти объекты погружаются в особую "сеть отношений", структуру, которая заимствуется из другой области знания, где она предварительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение исходных идеальных объектов с новой "сеткой отношений" способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное обоснование данной системы практикой превращает ее в достоверное знание.

С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

В понимании генезиса возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности. Они-то и выступают в качестве главного фактора, непосредственно определяющего возникновение и развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции.

Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако этот "ход" есть единство внутренних и внешних своих факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48686. Организация пассажирского движения 988.5 KB
  Для каждой категории поездов необходимо установить число и продолжительность стоянок по техническим надобностям смены локомотивов и локомотивных бригад технического осмотра составов снабжения топливом водой а также для посадки и высадки пассажиров или погрузки выгрузки багажа и почты. Общим условием рациональной технологии обработки всех поездов является выполнение вспомогательных и подготовительных операций до их прибытия на станцию на основе предварительной информации о наличии свободных мест количестве багажа и почты...
48688. Исследование и анализ линейных динамических цепей 423.5 KB
  Полоса частот, в которой ослабление мало, называется полосой пропускания. Полоса частот, в которой ослабление велико, называется полосой непропускания (задерживания). Между этими полосами находится переходная область.
48689. Расчет радиовысотомера (РВ) с диапазоном измеряемых высот от Нmin до Нmax при удельной ЭПР отражающей поверхности не менее - 20 дБ 668.5 KB
  Расчет параметров сигнала. Принять что высота настройки УПФ следящей системы 25кГц коэффициент шума приемника 20 дБ потери энергии сигнала в высокочастотном тракте не превышают LΣ а при обработке ζΣ.04 м Ширина диаграммы направленности: φ=15 град Потери энергии сигнала в высокочастотном тракте: LΣ≤16 дБ Потери при обработке: Σ≤17 дБ Максимальная скорость изменения высоты: Vн mx=2 м с Удельная ЭПР отражающей поверхности: S≥20 дБ КПД антенны: ηа=0. При непрерывном сигнале обязательно применение в РВ...
48690. КАРКАС ОДНОЭТАЖНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЗДАНИЯ 2.19 MB
  Требуется рассчитать и cконструировать предварительно-напряженную сегментную ферму для кровли одноэтажного однопролетного здания пролетом 24 м при шаге ферм 6 м. Схема фермы и основные геометрические размеры приняты к типовым фермам серии ПК -01-129/68. Размеры панелей принять под плиты покрытия шириной 3 м. Предварительно-напряженный пояс армируется канатами класса К-7...
48691. Двухцепная линия электропередачи 110-220 кВ (дистанционная и токовые защиты) 676.5 KB
  Ульянова Электроэнергетический факультет Кафедра ТОЭ Курсовой проект Двухцепная линия электропередачи 110220 кВ дистанционная и токовые защиты Выполнил студент группы ЭЭ2104 Гордеев А. Чебоксары 2008 Содержание Тип и основные параметры элемента защиты Расчет отпаек Расчёт защиты элемента сети Выбор защиты линии
48693. Прикладная алгебра 2 MB
  Понятие группы, подгруппы, факторгруппы, индекса группы по подгруппе. Теорема Лагранжа. Понятие поля. Построение конечных полей с помощью неприводимых многочленов (привести пример). Полиномиальное и степенное представление элементов поля.
48694. Разработка аналого-цифровых преобразователей (АЦП) 1.55 MB
  Преобразователь использует конвейерную девяти каскадную архитектуру с полностью дифференциальными аналоговыми схемами и имеет отношение сигнал шум и искажения SNDR 60 дБ при полномасштабном входном сигнале частотой 5 МГц.1 Блоксхема конвейерных АЦП. 1 показана общая блоксхема конвейерных АЦП с k каскадами. Такая схема и будет использоваться в нашей курсовой работе.