79000

Философские аспекты обоснования научного знания. Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность

Доклад

Логика и философия

Научное знание выраженное в рамках соответствующей теории позволяет человеку: предвидеть наступление соответствующих событий совершаемых в природе или обществе и тем самым предсказать ход их дальнейшего развития и изменить эту объективную действительность посредством человеческой деятельности в соответствии с полученными научными знаниями и тем самым подчинить эту действительность...

Русский

2015-02-10

39.5 KB

6 чел.

Философские аспекты обоснования научного знания.

Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность

Научное знание - знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.). Важнейшими видами и единицами научного знания являются теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т.д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные).

В процессе научного познания важным вопросом является обоснование научного знания. Выделяют различные критерии приемлемости (истинности) научного знания, такие как - формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, строгость и т.д.

Процедура обоснования научных положений выражается понятиями "верификация" и "фальсификация". Понятие "верификация" (лат. - истинный и делаю) обозначает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Понятие "фальсификация" (лат. - ложный и делаю) обозначает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки.

Научное знание, выраженное в рамках соответствующей теории, позволяет человеку:

1) предвидеть наступление соответствующих событий, совершаемых в природе или обществе и тем самым предсказать ход их дальнейшего развития и

2) изменить эту объективную действительность посредством человеческой деятельности в соответствии с полученными научными знаниями и тем самым подчинить эту действительность человеку и обществу в целом.

Научному знанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Для проведения логических исследований собранных фактов при обосновании научного знания используются следующие методы: идеализация, математизация, формализация.

Идеализация – мысленное конструирование объекта, которому приписываются свойства, возможные лишь в «предельном чистом случае». Результат – идеализированные объекты, т.е. такие, которые в действительности не существуют (материальная точка, абсолютно черное тело, невесомая и нерастяжимая нить…). Все законы науки носят идеализированный характер.

Математизация – создание математической модели – абстрактной системы, состоящей из набора математических объектов (преобразование Якобиана). Выделяют два типа математических моделей:

- модели описания: не предполагают каких бы то ни было содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явлений. Соответствие между формальной и физической структурой не обусловлено какой либо закономерностью, носит характер единичного факта;

- модели объяснения: структура объекта находит себе соответствие в математическом образе, она обладает способностью объяснения.

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде – позволяет производить операции со знаками и символами вместо операций с мыслями о предметах.

На определенном уровне развития познания объектами исследования становятся сами научные теории. Научная теория представляет собой определенную систему взаимосвязанных понятий и высказываний об объектах, изучаемых в данной теории. Чтобы подвергнуть теорию строгому логическому анализу, ее необходимо формализовать.

Формализация представляет собой совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логических особенностей. Одним из способов формализации является аксиоматический метод, суть которого метода сводится к выделению неких исходных понятий теории, определения которых являются аксиомами и логических средств, которые используются в процессе развертывания теории.

Выделяют два типа формализованных теорий:

1) полностью формализованные (построены в аксиоматически дедуктивной форме с явным указанием используемых логических средств);

2) частично формализованные (язык и логические средства, используемые при развитии данной теории, явным образом не фиксируются (лингвистика, различные разделы биологии).  

Обычные содержательно-интуитивные рассуждения заменены в формализованной теории выводом (из некоторых выражений, принятых за исходные) по явно установленным и четко фиксированным правилам. Для их осуществления нет необходимости принимать во внимание, значение или смысл выражений теории. Формализованная теория может рассматриваться как система материальных объектов определенного рода (символов), с которыми можно обращаться, как с конкретными физическими объектами.

В развитии представлений о существе аксиоматического метода выделяют три этапа:

  1.  первый — этап содержательных аксиоматик, длившийся с появления «Начал» Евклида и до работ Н.И. Лобачевского по неевклидовым геометриям.
  2.  второй — этап становления формальных аксиоматик, начавшийся с появления неевклидовых геометрий и кончившийся с работами Д. Гильберта по основаниям математики (1900—1914 гг.). Для доказательства непротиворечивости неевклидовой геометрии подыскивается такая интерпретация ее аксиом, которая приводит к некоторой другой теории, в силу тех или иных оснований уже признанной непротиворечивой.
  3.  третий — этап формализованных аксиоматик, продолжающийся до сих пор. Доказательство непротиворечивости, той или иной системы аксиом связывалось уже не с наличием некоторой другой непротиворечивой теории, могущей служить интерпретацией данной системы аксиом, а 1) с возможностью описать все способы вывода, используемые при логическом развертывании данной теории, и 2) с обоснованием логической безупречности самих используемых средств вывода. Для осуществления этой программы надо было формализовать сам процесс логического рассуждения.

Таким образом, теории становятся полностью формализованные. Формализация позволяет превратить содержательно построенную теорию в систему материальных объектов определенного рода (символов), а развертывание теории свести к манипулированию этими объектами в соответствии с некоторой совокупностью правил, принимающих во внимание только и исключительно вид и порядок символов, и тем самым абстрагироваться от того познавательного содержания, которое выражается научной теорией, подвергшейся формализации.

Потребность в формализации возникает перед наукой на достаточно высоком уровне ее развития, когда задача логической систематизации и организации наличного знания приобретает первостепенное значение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39713. Понятие маркетинга, цели, принципы и функции маркетинга 17.15 KB
  Производственная: организация производственных товаров организация материальнотехнического снабжения управление качеством и конкурентоспособностью продукции. Сбытовая: организация системы товародвижения организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта и системы продаж реклама товарная политика организация сервиса ценовая политика. Управления и контроля: организационные принципы управления и контроля планирование и информационное обеспечение маркетинга организация системы коммуникаций на предприятии управление рисками.
39714. Этапы развития маркетинга 17.05 KB
  Так в это время спрос намного превышает предложение и поэтому любой производитель может продать свой товар важную роль играет количество товара а не его качество. В определенный момент монополия конкретного товара становится тормозом развития своего рынка поэтому либо вмешивается государство антимонопольная политика либо фирма вынуждена переориентировать свою деятельность препятствуя падению покупательского спроса. Задачей производителя было произвести как можно больше товара и как можно изощреннее его продать. Все это привело к...
39715. Стратегическое планирование 15.63 KB
  Не используя преимущества стратегического планирования организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса очертить глобальные тенденции рынка понять какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании чтобы она стала...
39716. Основные компоненты стратегического планирования 15.71 KB
  В нем также раскрываются потенциальные препятствия с которыми предстоит столкнуться компании и пути их преодоления. Каждый хороший стратегический план должен содержать заявление о миссии компании. Оно должно быть кратким лаконичным объяснять причину существования компании и того чего она пытается добиться. Цели организации представляют собой пути посредством которых вы планируете выполнить миссию компании.
39717. Процесс управления маркетингом: планирование, организация, мотивация и контроль 19.66 KB
  Разработка комплекса маркетинга разработка товаров; установление цен на товары; методы распространения товаров; стимулирование сбыта товаров 4. Стратегия маркетинга – это генеральная программа маркетинговой деятельности на целевых рынках. Она включает главные направления маркетинговой деятельности фирмы и инструментарий комплекса маркетинга маркетингмикс с помощью которого разрабатывают и осуществляют маркетинговые мероприятия для достижения поставленных целей. Стратегия маркетинга показывает с каким продуктом на какие рынки с каким...
39718. Маркетинговый план 16.39 KB
  Анализ достигнутого уровня: историческая справка; ситуационный анализ; анализ продаж; анализ привлекательности отрасли; плановые ожидания прогнозы. В анализе достигнутого уровня предприятия дается историческая справка о его состоянии и деятельности и приводятся основные показатели деятельности предприятия в динамике. Дается описание рынка относительно его размера основных сегментов и потребностей покупателей проводятся анализ факторов среды обзор основных товаров приводятся перечень конкурентов и их оценка показаны каналы...