79000

Философские аспекты обоснования научного знания. Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность

Доклад

Логика и философия

Научное знание выраженное в рамках соответствующей теории позволяет человеку: предвидеть наступление соответствующих событий совершаемых в природе или обществе и тем самым предсказать ход их дальнейшего развития и изменить эту объективную действительность посредством человеческой деятельности в соответствии с полученными научными знаниями и тем самым подчинить эту действительность...

Русский

2015-02-10

39.5 KB

3 чел.

Философские аспекты обоснования научного знания.

Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность

Научное знание - знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.). Важнейшими видами и единицами научного знания являются теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т.д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные).

В процессе научного познания важным вопросом является обоснование научного знания. Выделяют различные критерии приемлемости (истинности) научного знания, такие как - формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, строгость и т.д.

Процедура обоснования научных положений выражается понятиями "верификация" и "фальсификация". Понятие "верификация" (лат. - истинный и делаю) обозначает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Понятие "фальсификация" (лат. - ложный и делаю) обозначает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки.

Научное знание, выраженное в рамках соответствующей теории, позволяет человеку:

1) предвидеть наступление соответствующих событий, совершаемых в природе или обществе и тем самым предсказать ход их дальнейшего развития и

2) изменить эту объективную действительность посредством человеческой деятельности в соответствии с полученными научными знаниями и тем самым подчинить эту действительность человеку и обществу в целом.

Научному знанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Для проведения логических исследований собранных фактов при обосновании научного знания используются следующие методы: идеализация, математизация, формализация.

Идеализация – мысленное конструирование объекта, которому приписываются свойства, возможные лишь в «предельном чистом случае». Результат – идеализированные объекты, т.е. такие, которые в действительности не существуют (материальная точка, абсолютно черное тело, невесомая и нерастяжимая нить…). Все законы науки носят идеализированный характер.

Математизация – создание математической модели – абстрактной системы, состоящей из набора математических объектов (преобразование Якобиана). Выделяют два типа математических моделей:

- модели описания: не предполагают каких бы то ни было содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явлений. Соответствие между формальной и физической структурой не обусловлено какой либо закономерностью, носит характер единичного факта;

- модели объяснения: структура объекта находит себе соответствие в математическом образе, она обладает способностью объяснения.

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде – позволяет производить операции со знаками и символами вместо операций с мыслями о предметах.

На определенном уровне развития познания объектами исследования становятся сами научные теории. Научная теория представляет собой определенную систему взаимосвязанных понятий и высказываний об объектах, изучаемых в данной теории. Чтобы подвергнуть теорию строгому логическому анализу, ее необходимо формализовать.

Формализация представляет собой совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логических особенностей. Одним из способов формализации является аксиоматический метод, суть которого метода сводится к выделению неких исходных понятий теории, определения которых являются аксиомами и логических средств, которые используются в процессе развертывания теории.

Выделяют два типа формализованных теорий:

1) полностью формализованные (построены в аксиоматически дедуктивной форме с явным указанием используемых логических средств);

2) частично формализованные (язык и логические средства, используемые при развитии данной теории, явным образом не фиксируются (лингвистика, различные разделы биологии).  

Обычные содержательно-интуитивные рассуждения заменены в формализованной теории выводом (из некоторых выражений, принятых за исходные) по явно установленным и четко фиксированным правилам. Для их осуществления нет необходимости принимать во внимание, значение или смысл выражений теории. Формализованная теория может рассматриваться как система материальных объектов определенного рода (символов), с которыми можно обращаться, как с конкретными физическими объектами.

В развитии представлений о существе аксиоматического метода выделяют три этапа:

  1.  первый — этап содержательных аксиоматик, длившийся с появления «Начал» Евклида и до работ Н.И. Лобачевского по неевклидовым геометриям.
  2.  второй — этап становления формальных аксиоматик, начавшийся с появления неевклидовых геометрий и кончившийся с работами Д. Гильберта по основаниям математики (1900—1914 гг.). Для доказательства непротиворечивости неевклидовой геометрии подыскивается такая интерпретация ее аксиом, которая приводит к некоторой другой теории, в силу тех или иных оснований уже признанной непротиворечивой.
  3.  третий — этап формализованных аксиоматик, продолжающийся до сих пор. Доказательство непротиворечивости, той или иной системы аксиом связывалось уже не с наличием некоторой другой непротиворечивой теории, могущей служить интерпретацией данной системы аксиом, а 1) с возможностью описать все способы вывода, используемые при логическом развертывании данной теории, и 2) с обоснованием логической безупречности самих используемых средств вывода. Для осуществления этой программы надо было формализовать сам процесс логического рассуждения.

Таким образом, теории становятся полностью формализованные. Формализация позволяет превратить содержательно построенную теорию в систему материальных объектов определенного рода (символов), а развертывание теории свести к манипулированию этими объектами в соответствии с некоторой совокупностью правил, принимающих во внимание только и исключительно вид и порядок символов, и тем самым абстрагироваться от того познавательного содержания, которое выражается научной теорией, подвергшейся формализации.

Потребность в формализации возникает перед наукой на достаточно высоком уровне ее развития, когда задача логической систематизации и организации наличного знания приобретает первостепенное значение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19694. Творческий путь Салтыкова-Щедрина 27.5 KB
  Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...
19695. Салтыков как сатирик 30 KB
  Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо
19696. Историческая концепция в «Истории одного города» 39.5 KB
  Историческая концепция в Истории одного города Если историческая концепция и существует то это очень странная концепция. Одной фразой ее можно выразить так: история могла бы существовать но ее не возникло. То что происходило на протяжении огромного количества вре...
19697. Историческая концепция в «Истории одного города» вповести М.Е. Салтыкова-Щедрина 32 KB
  Историческая концепция в Истории одного города. Повесть М. Е. СалтыковаЩедрина €œИстория одного города€ представляет собой цикл рассказов не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями но объединенных в одно произведение ввиду общей цели сатиричес...
19698. Творческий путь Лескова 30 KB
  Творческий путь Лескова. Н. С. Лесков 18311895 известен прежде всего как прозаик автор множества романов повестей рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника Лесков рано поступил на службу в Ор...
19699. Своеобразие поэтики Лескова 43.5 KB
  Своеобразие поэтики Лескова Что касается собственного творчества писатель шел против течений. Он любит жанры новеллы и анекдота в основе которых новость неожиданность т.е. то что вступает в противоречие с привычным взглядом на вещи. Лесков стремился не
19700. Творческий путь Достоевского. Поэтика романов 33.5 KB
  Творческий путь Достоевского. Поэтика романов. Достоевский учился в Инженерном училище. Там Достоевский начал писать трагедии от которых сохранились только названия: Борис Годунов и Мария Стюарт. Настоящий дебют в литературе повесть в письмах иногда называет
19701. Преступление и наказание 35 KB
  Преступление и наказание Достоевский анализирует больную психику описывает людей в состоянии нравственной и умственной одержимости. Герои переживают внутреннюю катастрофу. Психологизм скрытый и явный: внутренний монолог перетекающий в своеобразный внутре
19702. Ф.М. Достоевский «Идиот» 32.5 KB
  Ф.М. Достоевский Идиот Позиция Достоевского в общественной борьбе его эпохи чрезвычайно сложна противоречива трагична. Писателю нестерпимо больно за человека за его искалеченную жизнь поруганное достоинство и он страстно ищет выход из царства зла и насилия в ми...