79002

Теоретический уровень науки. Генезис научной теории, её внутренняя организация. Математический аппарат и его интерпретация

Доклад

Логика и философия

Генезис научной теории её внутренняя организация. Выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1 Исходные основания фундаментальные понятия принципы законы уравнения аксиомы и т. 3 Логика теории совокупность определенных правил и способов доказательства нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 5 Совокупность законов и утверждений выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Русский

2015-02-10

58.5 KB

2 чел.

ВОПРОС 9

Теоретический уровень науки. Генезис научной теории, её внутренняя организация. Математический аппарат и его интерпретация.

Теоретический уровень науки.

В любой развитой научной дисциплине можно выделить три уровня научного знания: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

Теоретическое знание – уровень научного знания, лежащий между эмпирическим и метатеоретическим. Качественно отличается по содержанию от эмпирического знания своим предметом. В качестве предмета выступает множество идеальных объектов, конструируемых разумом на основе эмпирических объектов с помощью следующих основных методов:

1) идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов ("точка", "идеальный газ" и т.п.);

2) абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов;

3) синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему;

4) дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному.

Наряду с данными методами используются также мысленный эксперимент, теоретическое моделирование, аксиоматический и генетическо-конструктивный метод, метод формализации. Теоретический уровень научного познания включает следующие структурные компоненты: проблема, гипотеза, теория и закон.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение.

Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Термин "гипотеза" употребляется в двух основных значениях:

1) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью;

2) метод развития научного знания.

Выделяют следующие гипотезы:

1) общие - это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями.

2) частные - это тоже обоснованные предположения о происхождении и свойства единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений.

3) рабочие - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

Выделяют следующие основные элементы структуры теории:

1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.;

2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.).

3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. Выделяют два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии).

В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1). Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2). Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3). Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4). Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5) Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть "руководством к действию" по изменению реальной действительности.

Самое существенное требование к любой научной теории - теория должна соответствовать фактам.

Закон - ключевой элемент теории, которая есть не что иное, как система законов, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта (а не только эмпирические зависимости) во всей его целостности и конкретности, как единство многообразного.

В самом общем виде закон можно определить как связь между явлениями, процессами. Закон есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

На теоретической стадии науки преобладающим является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум.

Рассудок - сфера сознания, ориентированная на систематизацию и понятийное моделирование результатов чувственного познания бытия.

Разум - сфера сознания, ориентированная на конструирование мира идеальных объектов для любых сфер человеческой деятельности.

Генезис научной теории, её внутренняя организация.

С момента окончания этап преднауки начинается наука в собственном смысле. В ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы.

Первой научной теорией в истории познания явилась евклидова геометрия, строившаяся античными математиками в течение около трехсот лет (VIIIV вв. до н.э.) и завершившаяся гениальным обобщением в труде Эвклида «Начала».

Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и перехода к Новому времени. Главным процессом здесь принято считать соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания.

Развитие естествознания связано с тремя глобальными научными революциями: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.

Аристотель создал формальную логику - науку о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания.

О естествознании в современном значении этого слова можно говорить только начиная с ХVI- ХVII вв. Это эпоха научной революции, связанная с именами Кеплера, Гюйгенса, Галилея, Ньютона. Рождение естествознания в этом случае отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата.

Революция в естествознании, начавшаяся в 90-х гг. ХIХ в. началась в физике, а затем распространилась на все остальные науки и связана с именами Эйнштейна, Планка, Рентгена, Герца.

Процесс формирования теоретического знания осуществляется на различных стадиях эволюции науки различными способами и методами, но каждая новая ситуация теоретического поиска не просто устраняет ранее сложившиеся приемы и операции формирования теории, а включает их в более сложную систему приемов и методов.

Структура научной теории

Теоретическое знание является сложной структурой, состоящей из утверждений разной степени общности.

Наиболее общий уровень – развитые научные теории (аксиомы, теоретические законы). Примером является Ньютоновкая механика и три её закона (инерции; взаимосвязи силы, массы и ускорения; равенства сил действия и противодействия).

Вторым, менее общим уровнем научной теории являются частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеальных объектов, сконструированных из исходных идеальных объектов. Примерами знаний этого уровня могут служить теоретические модели и законы, характеризующие отдельные виды механического движения: модель и закон колебания маятника (законы Гюйгенса), движения планет вокруг Солнца (законы Кеплера), свободного падения тел (законы Галилея). Частные теоретические законы получаются в ходе осмысления результатов мысленного эксперимента над идеальными объектами, сконструированными из элементов исходной, «общей теоретической схемы».

Третий, наименее общий уровень развитой научной теории, состоит из частных, единичных теоретических высказываний, утверждающих нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах, отношениях некоторых идеальных объектов. Например, таким утверждением в кинематике Ньютона может быть следующее: «Если к материальной точке К1 применить силу F1, то через время Т1 она будет находиться на расстоянии L1 от места приложения к ней указанной силы».

Математический аппарат и его интерпретация.

Математический аппарат нельзя понимать как формальное исчисление, развертывающееся только в соответствии с правилами математического оперирования. Лишь отдельные фрагменты математического аппарата строятся подобным способом, а их объединение осуществляется за счет обращения к теоретическим схемам, которые разъясняются особыми модельными представлениями.

Говоря о математическом аппарате, следует отметить такое понятие, как математическая модель. Математическая модель представляет собой абстрактную систему, состоящую из набора математических объектов. Под математическими объектами подразумевает множества и отношения между множествами и их элементами.

В простейшем случае в качестве модели выступает отдельный математический объект, т. е. такая формальная структура, с помощью которой можно от эмпирически полученных значений одних параметров исследуемого материального объекта переходить к значению других без обращения к эксперименту. Например, измерив окружность шарообразного предмета, по формуле объема шара вычисляют объем данного предмета.

Ценность математической модели состоит в том, что она может быть применена к реальности в качестве средства получения информации.

Для того, чтобы исследовать реальную систему, мы замещаем ее с определенной точностью абстрактной системой с теми же отношениями; таким образом задача становится чисто математической. Например, чертеж может служить моделью для отображения геометрических свойств моста, а совокупность формул, положенных в основу расчета размеров моста, его прочности, возникающих в нем напряжений и т.д., может служить моделью для отображения физических свойств моста.

Интерпретация (с лат. истолкование, объяснение) – приписывание каким-либо элементам теории определенных значений. Различают два важнейших вида интерпретации: семантическую и эмпирическую.

Эмпирическая интерпретация означает приписывание элементам теории определенных эмпирических значений (например «материальная точка» есть «планета солнечной системы»).

Эмпирическая интерпретация достигается за счет установления связей между признаками абстрактных объектов и отношениями эмпирических объектов.

Семантическая интерпретация более широкая по объему и означает приписывание не обязательно эмпирических значений (например, семантической интерпретацией евклидовой геометрии могут быть математические объекты – числа, уравнения, системы уравнений)

 3 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33129. Учет и оценка музыкально-ритмического воспитания 26 KB
  Проблема учета и оценки муз. Сложность учета обусловлена тем что любая муз. Учет может быть текущим и итоговым.
33130. Элементы белорусского народного танца 22 KB
  Затакт: и подскочить на низких полупальцах левой ноги сгибая в коленях правую ногу и поднимая ее ступней до середины икроножной мышцы опорной ноги. Такт 1 раз небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед. и небольшой шаг на низкие полупальцы левой ноги вперед. два небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед.
33131. Элементы классического тренажа 32.5 KB
  При выполнении плие необходимо соблюдать следующие требования: распределять тяжесть тела не только на обе ноги но и на обе ступни. При гран и деми плие нужно усиленно открывать колени нужна выворотность всей ноги. Тяжесть тела на обе ноги медленно и плавно сохраняя выворотность. Означает в танцевальной терминологии – отведение и приведение ноги.
33132. Элементы русского танца 23.5 KB
  Русские танцы бывают быстрые и медленные хороводные смысловую нагрузку передают перестроениями поэтому все элементы простые. В быстрых русских танцах используются следующие элементы: веревочки исполняются на демиплие колени в стороны: простая синкопированная сложная двойная моталочка простая и сложная. Элементы мужского танца: присядки хлопушки.
33133. Украинский танец 27.5 KB
  В медленных танцах движения рук мягкие плавные широкие спокойные. В быстрых танцах движения рук самые разнообразные быстро сменяют положение и направление. В танцах мальчиков движения рук тоже широкие спокойные но более сильные чем у девочек. Движения корпуса и головы.
33134. Значение ритмики в работе с детским танцевальным коллективом 22.5 KB
  Упражнения из ритмики дают учащимся умение свободно но сознательно расширить движения во времени и пространстве в полном соответствии с поставленной танцевальной задачей правильно согласовывать движения с музыкой. Выработку навыков ориентации в пространстве можно начинать с простых упражнений ритмики построенных на фигурных перестроениях где каждый должен учитывать движения другого равнения в линиях колонках. Упражнения из ритмики целесообразно проводить в первой части тренажа.
33135. Значение тренажа 23.5 KB
  Больших успехов достигают те кто регулярно тренирует свое тело следующими упражнениями. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения давая определенную нагрузку на мышцы суставы связки. Каждый урок может включать 89 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные мягкие чередуются с упражнениями быстрыми резкими; упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах ит. Основу урока составляют приседания упражнения на развитие подвижности стопы маленькие броски круговые движения...
33136. Методика проведения занятий классического танца 21 KB
  Приступая к занятиям необходимо объяснить: как держаться за станок как поворачиваться для опоры на другую руку объяснить позиции рук и ног особое внимание уделить постановке всех частей тела и корпуса. Необходимо стремиться к тому чтобы выворотность развивалась от тазобедренного сустава до ступни что дает: большой размах движения высокий подъем ноги и свободное вращение. Основные навыки выворотности развиваются при разучивании позиций ног их точного выполнения.
33137. Календарно-тематический план по дисциплине МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 106.5 KB
  1 Методика проведения занятий в детском танцевальном коллективе 1 Совершенствования ЗУН Видео занятия в ДТК Составить развернутый конспект на заданную тему 5 Методика разучивания элементов классического танца. Методика разучивания plie. 1 Совершенствования ЗУН Алгоритм разучивания элемента Составить комбинацию и разучить с 2 учащимися Классический танец 6 Методика разучивания bttement tendu. 1 Совершенствования ЗУН Алгоритм разучивания элемента Составить комбинацию и разучить с 2 учащимися Классический танец 7 Методика разучивания...