79007

Особенности научного знания. Наука и другие формы миропостижения (философия, искусство, религия)

Доклад

Логика и философия

Ответ на вопрос о том что исследуется раскрывает природу предмета науки а ответ на вопрос о том как осуществляется исследование раскрывает метод исследования. Философия же в отличие от науки выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. В отличие от науки ценностная компонента знания неустранима из философии. Это с одной стороны натурфилософия как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки а с другой позитивизм призывающий философию отказаться от обсуждения...

Русский

2015-02-10

48.5 KB

3 чел.

31. ???Особенности научного знания. Наука и другие формы миропостижения (философия,    искусство, религия).

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Наука и философия. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Пифагор и Фалес, Декарт и Лейбниц. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:

1) любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, - она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;

2) наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину -то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью.

Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти).

В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой - позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки.: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

Наука и Искусство — это формы общественного сознания и специфические способы отражения универсума. Искусство — форма общественного сознания, которая при помощи художественных образов обеспечивает надэмпирическую трансляцию человеческого опыта. Искусство не только отражает, но и выражает личностные смыслы жизни как отдельного человека, так и поколения.

В отличие от науки, нацеленной на поиск общих закономерностей, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни.

   Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этоса. В нем с очевидностью проявляется национальный тип мироотношения. В искусстве важна индивидуализация и типизация, которая содержится в ткани художественных образов. Искусство обращено не к рассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия.  Для искусства  целеполагающим регулятивом оказывается эстетический идеал. В науке важен поиск закономерности, в искусстве — выражение идеала в восприятии мира.  Роль слова:  для науки необходима артикуляция и постановка цели и задачи научного исследования, специфика искусства допускает область не выразимого словами, а воспринимаемого душой.

Художественный образ как основная матричная единица искусства является неустранимым элементом научного исследования, подпитываемым воображением, роль и значимость которого не отрицается учеными всего мира. В этом проявляется родственность науки и искусства.

 Искусство отличается от науки тем, что оно направлено не просто на изучение сущности вещей, на постижение общего и закономерного в них, а на создание художественных образов, на вымысел событий, но так, чтобы это носило правдоподобный характер.

Наука и искусство – ориентированы на открытия, новизну. Используются и там и там знаковые средства.

Наука и религия. Если попытаться оценить место науки в духовной культуре, мы увидим, что она нам дает неполные, ограниченные познания и не может быть положена в основу духовной жизни человека и общества. Одной из форм познания является религия. Религия - это форма познания мира, связь человека с Богом. Объектом религиозного познания является познание Бога. Теология - учение о Боге, Богословии. Многие ученые обращают внимание на то, что сугубо научный подход недостаточен для понимания материального мира, космоса, Вселенной, есть нечто духовное, стоящее гораздо выше материальных процессов и закономерностей.

Религия возникла на заре человеческой истории, когда не было ни науки, ни философии, и явилась первой формой духовного освоения мира. Религиозная картина мира изложена в священных книгах и в богословских науках. Наука возникла на основе практических потребностей человека. Были периоды, когда возникали конфликты между наукой и религией. Отдельные деятели церкви злоупотребляли властью, результат - гонения еретиков, костры инквизиции (напр. в 18-20 в. протест против строительства железных дорог, метрополитена, кинематографа в России). Это привело к тому, что в эпоху Возрождения в Европейской культуре наука отделилась от религии и церкви. Добро это или зло? Конечно, наука получила возможность самостоятельно развиваться, но она перестала выполнять мировоззренческие, нравственные функции. Более того, она стала силой, которая начала использоваться не только для добра, но и во зло. Отрадно, что сейчас нет конфронтации между наукой и религией, а есть взаимный интерес, поскольку это две формы одного и того же процесса - процесса познания мира. Одной из первоочередных задач науки, образования и религии является формирование нравственной личности.

Также перед наукой стоит вопрос: существует ли жизнь после смерти или нет. Ответ на него позволит повлиять на решение вопроса о смысле жизни, что, в свою очередь, окажет влияние на нравственность человека и общества в целом. Если человек будут точно знать, что жизнь после смерти существует, то он постарается жить нравственно, согласно Божьим постановлениям и законам. Если же будет установлено, что со смертью физического тела существование человека прекращается, то выполнение Божьих законов становится необязательным, а смысл жизни по большому счету отсутствует. Перспектива эволюции человека и общественного прогресса утрачивается. Теряют смысл нравственные принципы, идея добра и зла, чувство любви и ненависти, и т.п.

Большую роль в сближении науки и религии играют международныенаучно-практические конференции, проводимые с участием ученых, преподавателей, представителей различных религиозных конфессий, органов власти.

Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

Рассматривая основную структуру научного знания, В. И. Вернадский считал, что «основной неоспоримый вечный остов науки» включает в себя следующие главные элементы:

1) математические науки во всем их объеме;

2) логические науки почти всецело;

3) научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения — научный аппарат, взятый в целом. Все эти стороны научного знания - единой науки - находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличивается.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научное познание включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

  1.  Субъект науки. Это ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п., а в конечном счете — общество в целом.
  2.  Объект - то что изучает данная наука или научная дисциплина, то, на что направлена мысль исследователя, что может быть описано.
  3.  Предмет – некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов.
  4.  Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.
  5.  Специфический язык — как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).

Как развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности — эмпирическое (опытное) и теоретическое (рациональное) исследования — две основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне преобладает чувственное познание как живое созерцание. Здесь присутствуют рациональный момент и его формы (понятия, суждения и т.п.), но они имеют подчиненное положение. Поэтому на эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Помимо наблюдения и эксперимента в эмпирическом исследовании применяются такие средства, как описание, сравнение, измерение, анализ, индукция. Важнейшим элементом эмпирического исследования и формой научного знания является факт.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания — понятий, теорий, законов и других форм мышления. Чувственное познание как живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического исследования.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68349. Научная и философская проблема языка 84 KB
  Рефлексивное обращение сознания к языку связано с созданием новой науки лингвистики. Лингвистика наука о человеческом языке как средстве общения общих законах его строения и функционирования и обо всех языках мира. Лингвистика то же самое что и языкознание.
68350. Современная Россия и Чеченский кризис 32 KB
  Главной задачей государства является обеспечение наиболее благоприятных условий жизни граждан независимо от национальной и религиозной принадлежности; реализация права на самоопределение самоуправление на территориальных уровнях право на выбор культурной идентичности наделение...
68351. Современное состояние национальных отношений в РФ. Трудности, проблемы. Кризисные явления 25 KB
  Принятие конституции Республики Чечня вроде бы наметило пути разрешения многолетней напряжённости однако теракт 9 мая в Грозном показал что до ситуации спокойствия в республике ещё далеко. Самыми кричащими явлениями выступают республики Башкортостан и Татарстан.
68352. Советская национальная политика в 1930-е года 21 KB
  К концу 1933 года существовало около 250 национальных районов 5000 сельсоветов. С 1921 по 1941 годы произошло значительное повышение уровня грамотности грамотными были уже более 60 миллионов человек одновременно причинами и результатами данного факта являлось издание...
68353. Советская национальная политика в 1920-х годах 27 KB
  Все вновь образованные ССР вошли в состав СССР. Так примерами являются Институт национальной культуры советского Востока кафедра по делам национальностей при Институте советского права НИИ национальностей при ЦИК СССР.
68354. Советская национальная политика в 20-30-е годы 25.5 KB
  Все вновь образованные республики вошли в состав СССР. В 1936 году принята новая Конституция по которой СССР провозглашался союзным государством образованным на основе добровольного объединения равноправных республик.
68355. Советская национальна политика 1945-53 года 23 KB
  На Украине в Молдавии в Прибалтике оставались элементы сотрудничавшие с фашистами и настроенные против власти СССР. Заявление о создании в ходе ВОВ советского народа принципиально нового явления базирующегося на дружбе народов СССР героизме этих народов проявленного в ходе войны который и сплотил их в единую нацию.
68356. Понятие и элементы объективной стороны преступления в современной науке российского уголовного права 139 KB
  В данной работе мне хотелось бы раскрыть такую тему, как учение об объективной стороне преступления в теории уголовного права. А именно, раскрыть понятие объективной стороны преступления в разных эпохах и привести различные мнения авторах разного времени. Также, хотелось бы, более детально рассказать об основных (обязательны) и факультативных признаки.
68357. Коренные народы Сибири: опыт управления в Российской империи и СССР (XVII–XX вв.) 55 KB
  Граница Российской империи в Сибири имела приблизительно те же очертания что и сейчас. И народы Поволжья Приуралья и большинство коренного населения Сибири было знакомо с этой практикой применявшейся у них до прихода русских людей в течение длительного времени.