79010

Эксперимент и наблюдение

Доклад

Логика и философия

Наблюдение и эксперимент в научном познании виды эксперимента. Существуют три основных метода опосредственного получения нового знания – операциональный экспериментальный и логикоматематический. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного и однозначного физического смысла тех или иных ключевых понятий для чего в их определения должен входить метод позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить правильно ли применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет. При...

Русский

2015-02-10

38.5 KB

6 чел.

34.Эксперимент и наблюдение.

Наблюдение и эксперимент в научном познании, виды эксперимента. Роль приборов

Человек может получать новое знание о действительности прежде всего непосредственно, т.е. без применения специальных познавательных средств – путем восприятия и обыденного наблюдения.  В науке, как правило, используется опосредствованный способ достижения истины. Существуют три основных метода опосредственного получения нового знания – операциональный, экспериментальный и логико-математический. Все остальные частные методы представляют некоторую комбинацию этих трех.

На операциональном уровне используются такие процедуры, как систематическое наблюдение, сравнение, счет, измерение и некоторые другие. Принципиальная методологическая важность операциональной методики в развитии естественных наук был осознан лишь в начале XX века  в свете новаторских достижений ученых при создании теории относительности и квантовой механики. Прежде всего понят был тот фундаментальный факт, что познавательные операции являются не только средством добывания знания о мире, но и важнейшим способом придания точного физического смысла научным понятиям. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного  и однозначного физического смысла тех или иных ключевых понятий, для чего в их определения должен входить метод, позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить правильно ли применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет.

При экспериментальном изучении действительности исследователь задает вопрос интересующему его объекту и получает на него ответ. При этом вопрос должен быть задан на языке, понятном природе, а ответ должен быть получен на языке, понятном человеку. Поэтому речь идет особым образом об организованном диалоге между человеком и природой. Такую деятельность в прошлые века называли «испытанием природы», а самих ученых – «естествоиспытателями». Искусство испытания заключается в том, что бы научить задавать природе внятные для нее вопросы. Главным средством такого общения служит метод экспериментирования. Благодаря искусству экспериментирования человек научился в своем отношение с природой создавать такую опытно контролируемую и прозрачную для понимания ситуацию диалога, когда явления раскрывают себя в чистом виде вне затемняющих дело обстоятельств, а ответы природы носят однозначные «да» или «нет». Несмотря на разнообразие форм конкретных естественно – научных экспериментов, они заключают в себе общие черты: в основе экспериментального способа получения нового знания лежит материальное взаимодействие, используемое в познавательных целях всякое специфическое воздействие при одних и тех же условиях его осуществления однозначно связано со специфической реакцией предмета исследования.

Операциональный и экспериментальный методы образуют средства получения эмпирического знания, включающего получение фактов и эмпирических обобщений. Факты науки – эмпирическое звено в построении теории, некая реальность, отображенная информационными средствами. Нечто существенное только тогда становится научным фактом, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в науке способом. Все вещи раскрывают свои свойство через взаимодействия. Первой формой взаимодействия, в результате которого человек получает информацию о реальности является взаимодействие объектов через информационного посредника с самими органами чувств. Органы чувств человека в своем роде – прибор, такой же как и любой другой. Введение приборов в механизм познания обусловлено целым рядом важных обстоятельств, связанных с необходимостью: преодоления ограниченности органов чувств, преобразования информации об исследуемом объекте в форму, доступную чувственному отражению, создания экспериментальных условий для обнаружения объекта, получения количественного выражения тех или иных характеристик объема. Прибором можно назвать познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения о последнем полезной информации. Важнейшая познавательная функция приборов состоит в максимальном усилении и расширении познавательных возможностей органов чувств. В зависимости от этого можно выделить три типа приборов: усилители, анализаторы и преобразователи. Абстрагирование – важнейший метод научного постижения реальности. Хотя наука всегда пользовалась абстракциями, их особое место в концептуальной структуре научных теорий стало достаточно очевидным лишь в свете тенденций современной научной революции. Наука прошлого была земной наукой, т.е. эмпирическим обобщением обыденного опыта людей, окружающих человека макроскопических условий. В числе исходных принципов этой науки важную роль играл принцип наглядности. Используемые абстракции легко находили более или менее прямую интерпретацию или аналогию на языке чувственных восприятий. Выход научного познания за рамки макромира и земных условий породил процесс элиминации наглядности из содержания научных теорий. С этого момента знание становится все более абстрактным, все более удаленным по своему  содержанию от мира непосредственно воспринимаемых вещей и явлений. Прогресс знания во многих областях науки характеризуется переходом к построению теоретических систем все более высокого уровня абстракции.

Анализ подуровня наблюдений обеспечивает непосредственный контакт субъекта с исследуемыми процессами. Важно сразу же уяснить, что научное наблюдение носит деятельностный характер, предполагая не просто пассивное созерцание изучаемых процессов, а их особую предварительную организацию, обеспечивающую контроль за их протеканием.

 Деятельностная природа эмпирического исследования на уровне наблюдений наиболее отчётливо проявляется в ситуациях, когда наблюдение осуществляется в ходе реального эксперимента. По традиции эксперимент противопоставляется наблюдению вне эксперимента.

Эксперимент, его виды и функции в научном познании. Эксперимент – предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. К нему прибегают, когда необходимо изучить некоторое состояния предмета наблюдения, которое в естественных условиях не всегда присуще объекту или доступно субъекту.

Преимущества: 1) в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т.е. изучаться при сверхнизких температурах, при чрезвычайно высоких давлениях или, наоборот, в вакууме, при огромных напряженностях электромагнитного поля и т.п. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные, порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать их сущность. 2) изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. 3) важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно, и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

Условия подготовки и проведения эксперимента: никогда не ставится наобум, он предполагает наличие четко сформулированной цели исследования; не делается «вслепую», он всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях; не проводится беспланово, хаотически; предварительно исследователь намечает пути его проведения; требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации; должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.

Только совокупность всех этих условий определяет успех в экспериментальных исследованиях.

Виды эксперимента: 1. исследовательский, связанный с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта; 2. противоречивый, применяется, когда требуется подтверждение или опровержение чего-либо.

Функция: только при определенных предпосылках и условиях исследователь получает истинное утверждение.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16042. Учебник латинского языка из программы Latrus 1.2 199.67 KB
  Учебник латинского языка из программы Latrus 1.2 Содержание: АЛФАВИТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖЕЙ ГЛАГОЛ СИНТАКСИС ГЛАГОЛА НАРЕЧИЯ ПРЕДЛОГИ МЕСТОИМЕНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОНЪЮНКТИВ ВЕКГОДСЕЗОНЫМЕСЯЦЫДНИЧАСЫ СИНТАКС...
16043. Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии (1-4 курсы) 91.83 KB
  Г. Ханзен Д. Моисеев Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии 14 курсы Цели и задачи изучения немецкого языка в Духовной школе Изучение иностранного языка вообще и немецкого в частности в Духовной школе определяется спецификой духовног...
16044. Правила русской орфографии и пунктуации 173.28 KB
  Правила русской орфографии и пунктуации М. 1956 ОРФОГРАФИЯ Правописание гласных I. Гласные после шипящих и ц II. Гласные ы и и после приставок III. Буква э IV. Буква ё V. Общие правила правописания неударяемых гласных VI. Неударяемые гласные в корнях слов VII. Н...
16045. Культура русской речи 743.75 KB
  Культура русской речи Ответственные редакторы доктор филологических наук профессор Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиаль
16046. Материалы к экзамену по предмету: Церковнославянский язык 326 KB
  Материалы к экзамену по предмету: Церковнославянский язык. Содержание: Глагол его грамматические категории. Глагол часть речи обозначающая действие или состояние предмета. П: Воздремаша вся и спаху. Исходная форм
16047. Кадровая политика в организации (на основе ООО «Компоненты бизнеса») 353 KB
  Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность бизнеса зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств
16048. Історія держави і права України 4.17 MB
  Академія правових наук України Національна юридична академія України імені Ярослава Мудрого Історія держави і права України У двох томах Том 2 За редакцією доктора юридичних наук професора академіка НАН України В.Я. Тація Доктора юрид
16049. Історія держави і права України. Підручник 2.97 MB
  Історія держави і права України. У 2х томах. Т.1 За редакцією докторів юридичних наук професорів В. Я. Тація А. Й. Рогожина В. Д. Гончаренка ЗМІСТ ЗМІСТ1 Передмова3 ЧАСТИНА ПЕРША Вступ6 Розділ перший Рабовласницькі державні утворення і пр
16050. Финансовые функции MS Excel в экономических расчетах 1.48 MB
  Финансовые функции MS Excel в экономических расчетах План: 1. Функции даты и времени для финансовых расчетов 2. Финансовые функции для расчета ипотечной ссуды 3. Функции для расчета годовой процентной ставки 4.Функции для расчета эффективности капиталовложений 5....