79010

Эксперимент и наблюдение

Доклад

Логика и философия

Наблюдение и эксперимент в научном познании виды эксперимента. Существуют три основных метода опосредственного получения нового знания – операциональный экспериментальный и логикоматематический. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного и однозначного физического смысла тех или иных ключевых понятий для чего в их определения должен входить метод позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить правильно ли применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет. При...

Русский

2015-02-10

38.5 KB

6 чел.

34.Эксперимент и наблюдение.

Наблюдение и эксперимент в научном познании, виды эксперимента. Роль приборов

Человек может получать новое знание о действительности прежде всего непосредственно, т.е. без применения специальных познавательных средств – путем восприятия и обыденного наблюдения.  В науке, как правило, используется опосредствованный способ достижения истины. Существуют три основных метода опосредственного получения нового знания – операциональный, экспериментальный и логико-математический. Все остальные частные методы представляют некоторую комбинацию этих трех.

На операциональном уровне используются такие процедуры, как систематическое наблюдение, сравнение, счет, измерение и некоторые другие. Принципиальная методологическая важность операциональной методики в развитии естественных наук был осознан лишь в начале XX века  в свете новаторских достижений ученых при создании теории относительности и квантовой механики. Прежде всего понят был тот фундаментальный факт, что познавательные операции являются не только средством добывания знания о мире, но и важнейшим способом придания точного физического смысла научным понятиям. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного  и однозначного физического смысла тех или иных ключевых понятий, для чего в их определения должен входить метод, позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить правильно ли применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет.

При экспериментальном изучении действительности исследователь задает вопрос интересующему его объекту и получает на него ответ. При этом вопрос должен быть задан на языке, понятном природе, а ответ должен быть получен на языке, понятном человеку. Поэтому речь идет особым образом об организованном диалоге между человеком и природой. Такую деятельность в прошлые века называли «испытанием природы», а самих ученых – «естествоиспытателями». Искусство испытания заключается в том, что бы научить задавать природе внятные для нее вопросы. Главным средством такого общения служит метод экспериментирования. Благодаря искусству экспериментирования человек научился в своем отношение с природой создавать такую опытно контролируемую и прозрачную для понимания ситуацию диалога, когда явления раскрывают себя в чистом виде вне затемняющих дело обстоятельств, а ответы природы носят однозначные «да» или «нет». Несмотря на разнообразие форм конкретных естественно – научных экспериментов, они заключают в себе общие черты: в основе экспериментального способа получения нового знания лежит материальное взаимодействие, используемое в познавательных целях всякое специфическое воздействие при одних и тех же условиях его осуществления однозначно связано со специфической реакцией предмета исследования.

Операциональный и экспериментальный методы образуют средства получения эмпирического знания, включающего получение фактов и эмпирических обобщений. Факты науки – эмпирическое звено в построении теории, некая реальность, отображенная информационными средствами. Нечто существенное только тогда становится научным фактом, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в науке способом. Все вещи раскрывают свои свойство через взаимодействия. Первой формой взаимодействия, в результате которого человек получает информацию о реальности является взаимодействие объектов через информационного посредника с самими органами чувств. Органы чувств человека в своем роде – прибор, такой же как и любой другой. Введение приборов в механизм познания обусловлено целым рядом важных обстоятельств, связанных с необходимостью: преодоления ограниченности органов чувств, преобразования информации об исследуемом объекте в форму, доступную чувственному отражению, создания экспериментальных условий для обнаружения объекта, получения количественного выражения тех или иных характеристик объема. Прибором можно назвать познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения о последнем полезной информации. Важнейшая познавательная функция приборов состоит в максимальном усилении и расширении познавательных возможностей органов чувств. В зависимости от этого можно выделить три типа приборов: усилители, анализаторы и преобразователи. Абстрагирование – важнейший метод научного постижения реальности. Хотя наука всегда пользовалась абстракциями, их особое место в концептуальной структуре научных теорий стало достаточно очевидным лишь в свете тенденций современной научной революции. Наука прошлого была земной наукой, т.е. эмпирическим обобщением обыденного опыта людей, окружающих человека макроскопических условий. В числе исходных принципов этой науки важную роль играл принцип наглядности. Используемые абстракции легко находили более или менее прямую интерпретацию или аналогию на языке чувственных восприятий. Выход научного познания за рамки макромира и земных условий породил процесс элиминации наглядности из содержания научных теорий. С этого момента знание становится все более абстрактным, все более удаленным по своему  содержанию от мира непосредственно воспринимаемых вещей и явлений. Прогресс знания во многих областях науки характеризуется переходом к построению теоретических систем все более высокого уровня абстракции.

Анализ подуровня наблюдений обеспечивает непосредственный контакт субъекта с исследуемыми процессами. Важно сразу же уяснить, что научное наблюдение носит деятельностный характер, предполагая не просто пассивное созерцание изучаемых процессов, а их особую предварительную организацию, обеспечивающую контроль за их протеканием.

 Деятельностная природа эмпирического исследования на уровне наблюдений наиболее отчётливо проявляется в ситуациях, когда наблюдение осуществляется в ходе реального эксперимента. По традиции эксперимент противопоставляется наблюдению вне эксперимента.

Эксперимент, его виды и функции в научном познании. Эксперимент – предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. К нему прибегают, когда необходимо изучить некоторое состояния предмета наблюдения, которое в естественных условиях не всегда присуще объекту или доступно субъекту.

Преимущества: 1) в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т.е. изучаться при сверхнизких температурах, при чрезвычайно высоких давлениях или, наоборот, в вакууме, при огромных напряженностях электромагнитного поля и т.п. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные, порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать их сущность. 2) изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. 3) важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно, и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

Условия подготовки и проведения эксперимента: никогда не ставится наобум, он предполагает наличие четко сформулированной цели исследования; не делается «вслепую», он всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях; не проводится беспланово, хаотически; предварительно исследователь намечает пути его проведения; требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации; должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.

Только совокупность всех этих условий определяет успех в экспериментальных исследованиях.

Виды эксперимента: 1. исследовательский, связанный с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта; 2. противоречивый, применяется, когда требуется подтверждение или опровержение чего-либо.

Функция: только при определенных предпосылках и условиях исследователь получает истинное утверждение.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16392. Microsoft Office Excel 2007. Вычисления в Excel. Формулы и функции 70.5 KB
  Практическая работа №10 Microsoft Office Excel 2007. Вычисления в Excel. Формулы и функции Практическая часть Задание 1. Переименование ячеек и создание ссылок Создайте лист Excel Правая кнопка/Создать/Лист Microsoft Office Excel и назовите его по своему усмотрению. В данном листе переимену
16393. Использование EXCEL для работы с финансовыми функциями накопления и дисконтирования 179.64 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 Использование EXCEL для работы с финансовыми функциями накопления и дисконтирования Цель работы: изучить финансовые функции ПС БС ПЛТ. Теоретическая часть При работе с финансовыми функциями используются специальные фи
16394. Microsoft Excel 2007. Форматы ячеек, функции, работа с блоками 47 KB
  Практическая работа № 12Microsoft Excel 2007. Форматы ячеек функции работа с блоками Задание 1. Число формат ячейки Создайте новый документ Microsoft Excel. Первый лист файла переименуйте в Формат. Для этого выполните двойной клик на Лист1 введите новое название листа и нажмите Enter. ...
16395. Microsoft Excel. Графики функций 78.97 KB
  Практическая работа № 21 Тема: Microsoft Excel. Графики функций Цель: научиться строить графики функций в MS Excel. Задание 1 1. Запустить Microsoft Excel.Создать новый файл и сохранить его в своей папке дискz: под именем Ex2_№группы_фамилия. 2. Составить таблицу для вычисления следу...
16396. Применение функций и формул для анализа данных 55 KB
  Лабораторная работа № 3 Применение функций и формул для анализа данных Цель работы: освоение методов созданий формул и их применение для анализа электронных таблиц. Задача. На основе данных в электронной таблице рассчитать заработную плату сотрудников отдела сбыта
16397. Применение математических, статистических и логических функций, построение графиков функций в табличном процессоре MS Excel’2000/2003 179.5 KB
  Тема: Применение математических статистических и логических функций построение графиков функций в табличном процессоре MS Excel’2000/2003. Цели работы: Научиться пользоваться математическими некоторыми статистическими и логическими функциями в MS Excel’2000/2003 а так же закреп
16398. Условная функция и логические выражения в Ехсеl 130.5 KB
  Практическое занятие по информатике Тема: Условная функция и логические выражения в Ехсеl Цели занятия: образовательная: усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции обучение применению ее при решении задач; повторение логических выражени
16399. Работа с массивами данных в Microsoft Excel 151.5 KB
  Работа с массивами данных в Microsoft Excel Массив данных представляет собой набор значений сгруппированных по строкам и столбцам. Примерами массивов являются векторы и матрицы. Для выполнения вычислений с массивами ввод формул осуществляется следующим образом: выделить яч...
16400. Финансовые функции Excel 97.5 KB
  Финансовые функции Excel. Финансовая функция ППЛАТ. Рассмотрим пример расчета 30летней ипотечной ссуды со ставкой 8 годовых при начальном взносе 20 и ежемесячной ежегодной выплате с помощью функции ППЛАТ Pmt. Для приведенного на левом рисунке ипотечного расчета в я