79020

Проблема смысла и сущности техники

Доклад

Логика и философия

Проблема смысла и сущности техники. Сущность техники техника призвана усиливать органы и потенции человека в том числе и интеллектуальные. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т.

Русский

2015-02-10

43 KB

41 чел.

44.Проблема смысла и сущности техники.

Сущность техники - техника призвана усиливать “органы” и потенции человека, в том числе и интеллектуальные. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство (артефакт), созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий действие (техника письма, техника плавания, техника вопросов и т.д.).

Философское осмысление техники как таковой началось с середины XIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель — объяснить,- то что смысл орудий труда, заключается в том, что люди в них проектировали сами себя.

Постепенно в работах о технике определились два направления: инженерная философия техники; гуманитарная философия техники.

 Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализирует природу технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития. Техника представляет как способ бытия человека в этом мире. Ф. Десауэр рассматривал техническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающее его.

 Вторая, анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние ее на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены, так как они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива.

Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека. При этом число людей, которых затрагивают технические мероприятия или их побочные эффекты, увеличилось до громадной величины. Затронутые этими воздействиями люди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производит данные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческой деятельности. Человек своим вмешательством может их постоянно нарушать и даже разрушать. Несомненно, это абсолютно новая ситуация: никогда прежде человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающим образом довести ее до вырождения.

 Существует 5 основных подходов сущности техники. Они связаны след. отношением:

  1.  Техника и бытие
  2.  Техника и человек
  3.  Техника и природа
  4.  Техника и социокультурный мир
  5.  Техника и Бог

Даются следующие трактовки техники:

  1.  Онтологическая (Хайдеггер). Метафизическая трактовка. Обратился к трактовке термина «техно», которую дали Платон и Аристотель. Техно – название не только ремесла, но также высокого искусства. Техника родственна подобно искусству. Техно стоит рядом со словом эпистема. Оба эти слова именуют знание в самом широком смысле, означают умение ориентироваться, разбираться в чем-либо. Эти знания являются раскрытием потаенности в соотвествие с 4 Аристотельевским причинам: 1- вещество, материал, из которого изготавливается вещь, 2 – форма, образ, которая принимает эта вещь, 3 – цель, которая определяется формой и материалом, 4 – действ. сила, сам ремесленник, художник только в результате единения 4-х причин получается раскрытие потаенности. Результатом является произведение. Это характерно для создания техники ремесленным трудом, не преминим к современной технике.

Способом раскрытия совр. техники являются по-став. По-ставом мы называем собирающее начало той установки, которая ставит, т.е. заставляет чел. выводить действительность из его потаенности способом по-ставления, как состоящего в наличии. По-ставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом совр. техники, сам не являясь ничем техническим.

Сущностью техники является способы раскрытия потаенности. Сущность совр. техники проявляется в том, что мы называем по-став.

  1.  Антропологическая трактовка (Маркс, Капп, Флоренский). Техника – система искуственных органов общественного чел, составная часть производственных сил общества. Сущность техники скрыта в труде, сущность техники может быть понята лишь всвязи с трудом как процессом, в котором чел. своей собств. деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Техника – продолжение чел. органов человека и животных. Например, продолжение рук – молоток, топор. На всех этапах орудие труда вместе с чел. составляют совокупный рабочий механизм.
  2.  Инструменталисткая трактовка (Ясперс). Ясперс трактует технику как средство, инструмент. Техникой он называет всякое оперирование материалами, силами природы для получения полезн. вещей и эффектов. Техника возникает тогда, когда для достижения цели начинают использоваться промежуточные средства.
  3.  Эволюционная трактовка (польский писатель Лем). Сопоставление развития науки и техники с эволюцией. Техн. эволюция содержит все черты системы с обратной связью программируемой изнутри, т.е. системы самоорганизирующейся, обладающей как свободой полного изменения самой себя, подобно эволюции биол. видов, так и свободой выбора строит. материалос, поскольку в расположении техника имеются все, что содержит вселенная. Сходство: а) По внеш. форме (первые автом-ли – брички, пресмыкающиеся – на рыб). б) по экол нише (птица, самолет – небо). в) по динамири развития в виде кривых медленно взбирающ. вверх, а потом падающей вниз. (диназавры – погибли, возд. шары – погибли) г) наличие ненужных необъяснимых черт (гребень у петуха, цвет у машины). д) способность к мимикрии (неядов. насекомые маск-ся под опасных, фонари – растения). Различия: а)генетические (источник природа или чел.) б) метадические, выражаемая вопросом каким образом (биоэволция – слепой конструктор) в) отношение теории к практике (биоэвол – отн-ния нету) г) моральное (биоэвол не свой-нно).
  4.  Религиозная трактовка (Диссауэр, Бердяев). Техника – результат изобретательства, греховного по прирооде человеческой. Поэтому техника бездушна и противоречива. С одной стороны она несет удобство, комфорт, а с другой – разрушает чел. личность. Техника явл-ся одним из элементовобъективирования мира (отхода от религ. основ бытия, потерей чел. вн. мира, свободы).

Сущностные характеристики техники (по Розину):

Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт. Через эту характеристику техники естественно вводится и такой план, как организация деятельности (аспект технологии в узком смысле слова). Создание технических устройств помимо замыслов, знаковых средств предполагает и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера (группы, цеха мастеров), затем сложные организации коллективной деятельности (Мегамашины, по Мэмфорду), проходящие долгий исторический путь развития.

Техника является "инструментом", другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность.

Техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Первое осознание самостоятельной роли техники относится к античности, где было введено и обсуждалось понятие "технэ", следующее – к Новому времени, но основной этап падает на конец ХIХ–начало ХХ столетия, когда были созданы технические науки и особая рефлексия техники – философия техники.

Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку.

Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими – организационной, ресурсной, технической и т.д. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57774. Різноманітність, значення та охорона плазунів 83.5 KB
  Мета: формувати такі компетентності учнів як: комунікаційну інформаційну логічну аналітичну продуктивну творчу діяльність дослідницьку технологічну мовленеву; ознайомити учнів з різноманітністю плазунів видами поширеними в Україні власному регіоні та рідкісними видами...
57775. Взаємне розміщення прямих на площині 3.51 MB
  Мета та задачі уроку: узагальнити й систематизувати знання учнів з теми; закріпити вміння застосовувати отримані знання під час розв’язування задач; розвивати логічне мислення, комунікативні навички...
57776. Отзвуки «Серебряного века» 93.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с творчеством выдающихся поэтов и композиторов эпохи серебряного века; развивать умение вслушиваться в музыку стихотворений и музыкальных произведений развивать воображение творческие способности...
57777. Погода. Спостереження за погодою 1.21 MB
  Тип проекту: Пізнавальний дослідницький творчий Задачі проекту: розширити знання учнів про атмосферні явища шляхом узагальненого поняття погода; познайомитися з науковими дослідженнями прогнозування погоди виявити...
57778. Застосування похідної для побудови графіків функції 458.5 KB
  Яка функція називається опуклої вниз на інтервалі ; b Яка функція називається опуклою в гору на інтервалі ; b Що називається точкою перегину графіка функції Назвіть властивості графіків опуклості функції...
57779. ЗАСТОСУВАННЯ ПОХІДНОЇ ДО РОЗВ’ЯЗУВАННЯ ПРИКЛАДНИХ ЗАДАЧ 201.5 KB
  МЕТА: перевірити знання учнями формул для знаходження похідної та вміння застосовувати метод диференціального числення до розвязування прикладних задач вміння виділяти етапи в розвязуванні прикладних задач...
57780. Экстремальные задачи 2.81 MB
  Цель: ознакомить учащихся с понятием экстремальные задачи; составить алгоритм их решения с помощью производной; раскрыть область применения производной, показать, что производная – способ исследования процессов действительности и современного производства.
57781. Застосування похідної до дослідження функції 582.5 KB
  На дошці учень виконую вправу: знайти максимум функції. Перше завдання детектива Кожен учень отримує картку із завдання дослідити функцію. За виконання цього завдання учень отримує різну зарплатню оцінку в залежності від складності завдання...
57782. Похідна та її застосування 76 KB
  Мета проекту: показати широке застосування похідної; довести що похідна засіб дослідження процесів дійсності і сучасного виробництва; розвивати вміння досліджувати систематизувати вивчені факти...