79020

Проблема смысла и сущности техники

Доклад

Логика и философия

Проблема смысла и сущности техники. Сущность техники техника призвана усиливать органы и потенции человека в том числе и интеллектуальные. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т.

Русский

2015-02-10

43 KB

24 чел.

44.Проблема смысла и сущности техники.

Сущность техники - техника призвана усиливать “органы” и потенции человека, в том числе и интеллектуальные. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство (артефакт), созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий действие (техника письма, техника плавания, техника вопросов и т.д.).

Философское осмысление техники как таковой началось с середины XIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель — объяснить,- то что смысл орудий труда, заключается в том, что люди в них проектировали сами себя.

Постепенно в работах о технике определились два направления: инженерная философия техники; гуманитарная философия техники.

 Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализирует природу технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития. Техника представляет как способ бытия человека в этом мире. Ф. Десауэр рассматривал техническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающее его.

 Вторая, анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние ее на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены, так как они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива.

Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека. При этом число людей, которых затрагивают технические мероприятия или их побочные эффекты, увеличилось до громадной величины. Затронутые этими воздействиями люди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производит данные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческой деятельности. Человек своим вмешательством может их постоянно нарушать и даже разрушать. Несомненно, это абсолютно новая ситуация: никогда прежде человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающим образом довести ее до вырождения.

 Существует 5 основных подходов сущности техники. Они связаны след. отношением:

  1.  Техника и бытие
  2.  Техника и человек
  3.  Техника и природа
  4.  Техника и социокультурный мир
  5.  Техника и Бог

Даются следующие трактовки техники:

  1.  Онтологическая (Хайдеггер). Метафизическая трактовка. Обратился к трактовке термина «техно», которую дали Платон и Аристотель. Техно – название не только ремесла, но также высокого искусства. Техника родственна подобно искусству. Техно стоит рядом со словом эпистема. Оба эти слова именуют знание в самом широком смысле, означают умение ориентироваться, разбираться в чем-либо. Эти знания являются раскрытием потаенности в соотвествие с 4 Аристотельевским причинам: 1- вещество, материал, из которого изготавливается вещь, 2 – форма, образ, которая принимает эта вещь, 3 – цель, которая определяется формой и материалом, 4 – действ. сила, сам ремесленник, художник только в результате единения 4-х причин получается раскрытие потаенности. Результатом является произведение. Это характерно для создания техники ремесленным трудом, не преминим к современной технике.

Способом раскрытия совр. техники являются по-став. По-ставом мы называем собирающее начало той установки, которая ставит, т.е. заставляет чел. выводить действительность из его потаенности способом по-ставления, как состоящего в наличии. По-ставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом совр. техники, сам не являясь ничем техническим.

Сущностью техники является способы раскрытия потаенности. Сущность совр. техники проявляется в том, что мы называем по-став.

  1.  Антропологическая трактовка (Маркс, Капп, Флоренский). Техника – система искуственных органов общественного чел, составная часть производственных сил общества. Сущность техники скрыта в труде, сущность техники может быть понята лишь всвязи с трудом как процессом, в котором чел. своей собств. деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Техника – продолжение чел. органов человека и животных. Например, продолжение рук – молоток, топор. На всех этапах орудие труда вместе с чел. составляют совокупный рабочий механизм.
  2.  Инструменталисткая трактовка (Ясперс). Ясперс трактует технику как средство, инструмент. Техникой он называет всякое оперирование материалами, силами природы для получения полезн. вещей и эффектов. Техника возникает тогда, когда для достижения цели начинают использоваться промежуточные средства.
  3.  Эволюционная трактовка (польский писатель Лем). Сопоставление развития науки и техники с эволюцией. Техн. эволюция содержит все черты системы с обратной связью программируемой изнутри, т.е. системы самоорганизирующейся, обладающей как свободой полного изменения самой себя, подобно эволюции биол. видов, так и свободой выбора строит. материалос, поскольку в расположении техника имеются все, что содержит вселенная. Сходство: а) По внеш. форме (первые автом-ли – брички, пресмыкающиеся – на рыб). б) по экол нише (птица, самолет – небо). в) по динамири развития в виде кривых медленно взбирающ. вверх, а потом падающей вниз. (диназавры – погибли, возд. шары – погибли) г) наличие ненужных необъяснимых черт (гребень у петуха, цвет у машины). д) способность к мимикрии (неядов. насекомые маск-ся под опасных, фонари – растения). Различия: а)генетические (источник природа или чел.) б) метадические, выражаемая вопросом каким образом (биоэволция – слепой конструктор) в) отношение теории к практике (биоэвол – отн-ния нету) г) моральное (биоэвол не свой-нно).
  4.  Религиозная трактовка (Диссауэр, Бердяев). Техника – результат изобретательства, греховного по прирооде человеческой. Поэтому техника бездушна и противоречива. С одной стороны она несет удобство, комфорт, а с другой – разрушает чел. личность. Техника явл-ся одним из элементовобъективирования мира (отхода от религ. основ бытия, потерей чел. вн. мира, свободы).

Сущностные характеристики техники (по Розину):

Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт. Через эту характеристику техники естественно вводится и такой план, как организация деятельности (аспект технологии в узком смысле слова). Создание технических устройств помимо замыслов, знаковых средств предполагает и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера (группы, цеха мастеров), затем сложные организации коллективной деятельности (Мегамашины, по Мэмфорду), проходящие долгий исторический путь развития.

Техника является "инструментом", другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность.

Техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Первое осознание самостоятельной роли техники относится к античности, где было введено и обсуждалось понятие "технэ", следующее – к Новому времени, но основной этап падает на конец ХIХ–начало ХХ столетия, когда были созданы технические науки и особая рефлексия техники – философия техники.

Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку.

Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими – организационной, ресурсной, технической и т.д. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35980. Личность в системе межличностных отношений 40 KB
  Процесс обучения его сущность функции виды 2. Процесс обучения его сущность функции виды Дидактика – это наука об обучении и образовании их целям содержании методах средствах и организационных формах. Дидактика это область педагогики исследующая закономерности процесса обучения. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения его цели научные основы содержания образования методы формы средства.
35981. Мотивационная сфера личности. Содержание образования как фундамент культуры личности 40 KB
  Содержание образования как фундамент культуры личности Образова́ние целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества государства сопровождающийся достижения гражданином обучающимся установленных государством образовательных уровней Культура – это предпосылка и результат образованности человека. Под содержанием образования следует понимать: 1 систему научных знаний практических умений и навыков; 2 систему мировоззренческих и нравственноэстетических идей которые необходимо приобрести учащимся в процессе...
35982. Принципы научной лексикографии и фразеологии. Словари РЯ 45 KB
  Словари РЯ. Лингвистические словари бывают одноязычными двуязычными и многоязычными. К числу одноязычных лингвистических словарей относятся: словари синонимов омонимов антонимов паронимов исторические этимологические диалектологические фразеологические словари иностранных слов нормативные и др. Различаются словари академического типа и словарисправочники.
35984. Этапы развития PR в США 44.5 KB
  Общепринято выделять два основных этапа развития PR в США – до конца 19 века и 20 век. Начало 17 века – 10е годы 19 века. 10е годы 19 века – конец 19 века. Начало 20 века – середина 40х годов 20 века.
35985. Абстрактный экспрессионизм 44.38 KB
  Портрет и мечта Portrit nd Drem 1953 Пасха и тотем Ester nd the Totem 1953 Серость океана Ocen Greyness 1953 Глубина The Deep Марк Ротко Эмиграция в США Глава семейства Ротковичей опасаясь того что детей заберут на службу в царскую армию решил эмигрировать в США следуя примеру многочисленных еврейских семей бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича которые обосновались в Портленде штат Орегон и занялись производством одежды. Раннее творчество...
35987. Гидросфера: строение, физические свойства и химический состав. Мировой океан. Пресные воды 44 KB
  Пресные воды Гидросфера – прерывистая водная оболочка Земли располагающаяся между атмосферой и твердой земной корой и представляющая собой совокупность вод Мирового океана и поверхностных вод суши. В общем виде принято деление гидросферы на Мировой океан континентальные воды и подземные воды. Большая часть воды сосредоточена в океане значительно меньше в континентальной речной сети и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере в виде облаков и водяного пара.
35988. Понятия биогеоценоза и ландшафта. Биогеохимический круговорот веществ и энергии 44 KB
  Биогеохимический круговорот веществ и энергии Биогеоценозы природные образования с четкими границами состоящие из совокупности живых существ биоценозов занимающих определенное место. Экосистема представляет собой систему которая обеспечивает круговорот любого ранга а биогеоценоз это экосистема в конкретных условиях ландшафта с учетом свойств почвы рельефа составляющих ее компонентов. Совокупности однотипных БГЦ образуют ландшафты Биогеохимический круговорот веществ и энергии Биогеохимический круговорот веществ это повторяющиеся...