79023

Научная картина мира как предпосылочное знание

Доклад

Логика и философия

Научная картина мира ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе включающую в себя наиболее важные теории гипотезы и факты.

Русский

2015-02-10

39.5 KB

6 чел.

47 Научная картина мира как предпосылочное знание.

Предпосылка – предварительное условие или исходный пункт рассуждения.

24 Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира и ее исторические формы

картина мира — это целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности.

Научная картина мира — целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности, основанная на обобщении и синтезе научных понятий и приниципов.

Понятие — это форма мысли, фиксирующая самые существенные свойства данного объекта, данного явления.

Знание — объективная реальность данная в познании индивида и фиксирующая объективные и закономерные свойства и характеристики действительности.

Объективная реальность — та реальность, которая существует независимо от субъекта.

КМ — это всегда отражение в нашем сознании объективной реальности.

Мировоззрение — целостная система представлений человека о мире и месте человека в этом мире.

Классификация км:

мифологические

религиозные

философские

научные (общенаучная и естественнонаучная)

Подобная классификация обусловлена следующим: человеческое сознание как то, в чем открывается действительность, не стоит на месте, поэтому и представление о деятельности становится рациональным.

Мифологическая км характерна для первобытно-общинного строя в виде отражения действительности в виде художественых образов, художественных формах.

Многие представители философии считают: мифология — результат четкого выделения себя в окружающем мире. Основная черта — синкретизм — смутное восприятие действительности, неотделение себя от окружающего мира.

Два корня мифологической картина мира.

1.попытка объяснения окружающей реальности (получение знания о действительности). Познание — процесс. Знание — результат. 2.Натурофобия — боязнь перед природой, боязнь чего-то необъяснимого.

Рождение художественных образов. Вознакает эстетическое наслаждение действительностью. Рождается миф, как целостный образ.

Три типа мифологии в зависимости от вида деятельности:

1.Сама примитивная — зооморфная — животные. Нет творческого импульса к дальнейшему развитию познания.

2.Земледельческая — растительная мифология. Мирная психология. Торговля. Развивается культурная база.

3.Самый развитой — антропологическая мифология, характерна для племен ремесленников. Попытка объяснения бытия через самого человека изнутри.

Религиозная выделяется из мифологической. Для миф.км. - слитное восприятие действительности, религиозное двух оснований. Есть смертное — бессмертное, реальное идеальное, человеческое — божественное.

Необходимость появления нравственного регулятора поведения.

Религия — форма отражения объктивной реальности, основанная на вере в сверхъестественное личность и разделение действительности на потусторонний и реальный миры.

Бог создает все как вечное и бесконечное начало. Он цель всего. Он всеобщий смысл. Человек изначально причастен к богу (создан по образу и подобию). Человек потенциально имеет склонность к греху. После первородного греха смертность и телесность человека. Душа — то, что осталось от бога. Это идеальное начало.

Преодоление телесности в религии.

Вера (на ней основана религиозная км) прямо противоречит знанию. Вера основана на безоговорочном принятии без проверки.

  1.  Научная картина мира и ее исторические формы

Научная картина мира – обобщенные схемы, образцы, посредством которых фиксируются образцы фундаментальной реальности и получается представление о типологии изучаемых объектов, представление о пространственно-временных характеристиках реальности.

Постулаты научной картины миры зависят от установок эпохи.

Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект => картина мира держится на человеке.

В социально-гуманитарном -познании картина мира основывается на:

- историко-национальных факторах развития

- социально-накопленных знаниях

- эмпирических высказываниях

С точки зрения социально-гуманитарных -знаний имеется 4 картины мира:

- Религиозная

- Научная

- Философская

- Художественная

Научные картины мира

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82447. Связь языка и культуры, характер связи 30.71 KB
  Язык это явление культуры. Именно благодаря языку человек осознаёт себя как своё я выделяет себя из внешнего мира тем самым отличаясь от животных. Язык единственное средство связи между разными поколениями именно благодаря ему мы усваиваем культуру прошлых поколений.
82448. Отражение национально-культурного различия в фразеологизмах 33.45 KB
  Хотя французы и говорят что одежда не делает монаха они встречают незнакомца нередко именно по одёжке hbillé comme un mnnequin манекен; 3. Понастоящему образованным считается тот кто в совершенстве владеет родным языком prler comme un livre un orcle un nge 4. Неслучайно имеются фразеологизмы с опорным словом rire rire comme une bleine кит comme un gmin gosse ребенок ; 5.
82449. Вильгельм Гумбольдт о связи языка и культуры 30.64 KB
  Одним из первых учёных обратившихся к проблеме взаимоотношения языка и культуры был Вильгельм фон Гумбольдт17671835основатель учения о ЯКМ. Поражает его лингвистический кругозор: владел языками разных лингвистических семей венгерский санскрит китайский испанский французский языки американских индейцев. Высказал мнение что характер связи языка и мышления глубок и противоречив.
82451. Сепир и Уорф «Об отражении в языке национально-культурных особенностей его носителей» 24.24 KB
  Бенджамин ли Уорф 18971941 ученик Эдуарда Сэпира.ли Уорф стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение. ли Уорф изучал языки американских индейцев.
82452. Практическая значимость знания и владения межкультурной коммуникации 32.55 KB
  Но в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам а потому подождите пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку в Латинской Америке объятия. Во многих странах религия оказывает влияние на деловую жизнь в том числе на распорядок дня и рабочие месяцы и дни. В других странах они могут иметь совсем иное не всегда приличное значение.
82453. Теория лингвистической относительности 30.4 KB
  Гипотеза Сепира Уорфа гипотеза лингвистической относительности концепция разработанная в 30х годах 20в.Уорф Мы расчленяем природу в направлении подсказанном нашим родным языком таким образом мы сталкиваемся с новым принципом относительности который гласит что сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых...
82455. Определение и содержание языковой картины мира 32.11 KB
  ЯКМ видение восприятие окружающего мира через посредство лексической и грамматической системы родного языка. ЯКМ своеобразная сетка которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира его оценку. Уорф стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение: Пустой бак в котором ранее был бензин.