79023

Научная картина мира как предпосылочное знание

Доклад

Логика и философия

Научная картина мира ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе включающую в себя наиболее важные теории гипотезы и факты.

Русский

2015-02-10

39.5 KB

5 чел.

47 Научная картина мира как предпосылочное знание.

Предпосылка – предварительное условие или исходный пункт рассуждения.

24 Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира и ее исторические формы

картина мира — это целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности.

Научная картина мира — целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности, основанная на обобщении и синтезе научных понятий и приниципов.

Понятие — это форма мысли, фиксирующая самые существенные свойства данного объекта, данного явления.

Знание — объективная реальность данная в познании индивида и фиксирующая объективные и закономерные свойства и характеристики действительности.

Объективная реальность — та реальность, которая существует независимо от субъекта.

КМ — это всегда отражение в нашем сознании объективной реальности.

Мировоззрение — целостная система представлений человека о мире и месте человека в этом мире.

Классификация км:

мифологические

религиозные

философские

научные (общенаучная и естественнонаучная)

Подобная классификация обусловлена следующим: человеческое сознание как то, в чем открывается действительность, не стоит на месте, поэтому и представление о деятельности становится рациональным.

Мифологическая км характерна для первобытно-общинного строя в виде отражения действительности в виде художественых образов, художественных формах.

Многие представители философии считают: мифология — результат четкого выделения себя в окружающем мире. Основная черта — синкретизм — смутное восприятие действительности, неотделение себя от окружающего мира.

Два корня мифологической картина мира.

1.попытка объяснения окружающей реальности (получение знания о действительности). Познание — процесс. Знание — результат. 2.Натурофобия — боязнь перед природой, боязнь чего-то необъяснимого.

Рождение художественных образов. Вознакает эстетическое наслаждение действительностью. Рождается миф, как целостный образ.

Три типа мифологии в зависимости от вида деятельности:

1.Сама примитивная — зооморфная — животные. Нет творческого импульса к дальнейшему развитию познания.

2.Земледельческая — растительная мифология. Мирная психология. Торговля. Развивается культурная база.

3.Самый развитой — антропологическая мифология, характерна для племен ремесленников. Попытка объяснения бытия через самого человека изнутри.

Религиозная выделяется из мифологической. Для миф.км. - слитное восприятие действительности, религиозное двух оснований. Есть смертное — бессмертное, реальное идеальное, человеческое — божественное.

Необходимость появления нравственного регулятора поведения.

Религия — форма отражения объктивной реальности, основанная на вере в сверхъестественное личность и разделение действительности на потусторонний и реальный миры.

Бог создает все как вечное и бесконечное начало. Он цель всего. Он всеобщий смысл. Человек изначально причастен к богу (создан по образу и подобию). Человек потенциально имеет склонность к греху. После первородного греха смертность и телесность человека. Душа — то, что осталось от бога. Это идеальное начало.

Преодоление телесности в религии.

Вера (на ней основана религиозная км) прямо противоречит знанию. Вера основана на безоговорочном принятии без проверки.

  1.  Научная картина мира и ее исторические формы

Научная картина мира – обобщенные схемы, образцы, посредством которых фиксируются образцы фундаментальной реальности и получается представление о типологии изучаемых объектов, представление о пространственно-временных характеристиках реальности.

Постулаты научной картины миры зависят от установок эпохи.

Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект => картина мира держится на человеке.

В социально-гуманитарном -познании картина мира основывается на:

- историко-национальных факторах развития

- социально-накопленных знаниях

- эмпирических высказываниях

С точки зрения социально-гуманитарных -знаний имеется 4 картины мира:

- Религиозная

- Научная

- Философская

- Художественная

Научные картины мира

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8608. Экономическое бытие общества 30.5 KB
  Экономическое бытие общества. Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной...
8609. Социальная сфера общества 31 KB
  Социальная сфера общества. Социальная сфера - это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и д...
8610. Политическая система и ее элементы 31 KB
  Политическая система и ее элементы. Политическая система. Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Современная...
8611. Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания 35 KB
  Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания. Понятие общественного сознания. Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность. Общественное сознание обладае...
8612. Духовная жизнь общества. Формы духовного освоения окружающего мира 29.5 KB
  Духовная жизнь общества. Формы духовного освоения окружающего мира. Духовная жизнь общества. Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через ду...
8613. Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни 33 KB
  Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни. Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в...
8614. Специфика, структура и мотивы человеческой деятельности 30.5 KB
  Специфика, структура и мотивы человеческой деятельности. Специфика человеческой деятельности. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая сам...
8615. Понятие и процесс формирования личности. Социальные роли личности. Свобода и ответственность личности 36 KB
  Понятие и процесс формирования личности. Социальные роли личности. Свобода и ответственность личности. Понятие и процесс формирования личности. Формирование личности, то есть становление социального Я - это процесс взаимодействия с себ...
8616. Социальные функции культуры. Единство и многообразие культур 34.5 KB
  Социальные функции культуры. Единство и многообразие культур. Социальные функции культуры. Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих и...