79023

Научная картина мира как предпосылочное знание

Доклад

Логика и философия

Научная картина мира ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе включающую в себя наиболее важные теории гипотезы и факты.

Русский

2015-02-10

39.5 KB

5 чел.

47 Научная картина мира как предпосылочное знание.

Предпосылка – предварительное условие или исходный пункт рассуждения.

24 Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира и ее исторические формы

картина мира — это целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности.

Научная картина мира — целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности, основанная на обобщении и синтезе научных понятий и приниципов.

Понятие — это форма мысли, фиксирующая самые существенные свойства данного объекта, данного явления.

Знание — объективная реальность данная в познании индивида и фиксирующая объективные и закономерные свойства и характеристики действительности.

Объективная реальность — та реальность, которая существует независимо от субъекта.

КМ — это всегда отражение в нашем сознании объективной реальности.

Мировоззрение — целостная система представлений человека о мире и месте человека в этом мире.

Классификация км:

мифологические

религиозные

философские

научные (общенаучная и естественнонаучная)

Подобная классификация обусловлена следующим: человеческое сознание как то, в чем открывается действительность, не стоит на месте, поэтому и представление о деятельности становится рациональным.

Мифологическая км характерна для первобытно-общинного строя в виде отражения действительности в виде художественых образов, художественных формах.

Многие представители философии считают: мифология — результат четкого выделения себя в окружающем мире. Основная черта — синкретизм — смутное восприятие действительности, неотделение себя от окружающего мира.

Два корня мифологической картина мира.

1.попытка объяснения окружающей реальности (получение знания о действительности). Познание — процесс. Знание — результат. 2.Натурофобия — боязнь перед природой, боязнь чего-то необъяснимого.

Рождение художественных образов. Вознакает эстетическое наслаждение действительностью. Рождается миф, как целостный образ.

Три типа мифологии в зависимости от вида деятельности:

1.Сама примитивная — зооморфная — животные. Нет творческого импульса к дальнейшему развитию познания.

2.Земледельческая — растительная мифология. Мирная психология. Торговля. Развивается культурная база.

3.Самый развитой — антропологическая мифология, характерна для племен ремесленников. Попытка объяснения бытия через самого человека изнутри.

Религиозная выделяется из мифологической. Для миф.км. - слитное восприятие действительности, религиозное двух оснований. Есть смертное — бессмертное, реальное идеальное, человеческое — божественное.

Необходимость появления нравственного регулятора поведения.

Религия — форма отражения объктивной реальности, основанная на вере в сверхъестественное личность и разделение действительности на потусторонний и реальный миры.

Бог создает все как вечное и бесконечное начало. Он цель всего. Он всеобщий смысл. Человек изначально причастен к богу (создан по образу и подобию). Человек потенциально имеет склонность к греху. После первородного греха смертность и телесность человека. Душа — то, что осталось от бога. Это идеальное начало.

Преодоление телесности в религии.

Вера (на ней основана религиозная км) прямо противоречит знанию. Вера основана на безоговорочном принятии без проверки.

  1.  Научная картина мира и ее исторические формы

Научная картина мира – обобщенные схемы, образцы, посредством которых фиксируются образцы фундаментальной реальности и получается представление о типологии изучаемых объектов, представление о пространственно-временных характеристиках реальности.

Постулаты научной картины миры зависят от установок эпохи.

Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект => картина мира держится на человеке.

В социально-гуманитарном -познании картина мира основывается на:

- историко-национальных факторах развития

- социально-накопленных знаниях

- эмпирических высказываниях

С точки зрения социально-гуманитарных -знаний имеется 4 картины мира:

- Религиозная

- Научная

- Философская

- Художественная

Научные картины мира

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85325. Семиотические основы изучения народной художественной культуры 39.09 KB
  Решающим фактором народной культуры является процесс антропогенеза и происхождения народной культуры как таковой. В животном мире культуры не существует. В животном мире обнаруживаются явления которые в дальнейшем послужили основанием для формирования народной культуры.
85326. Семейно-бытовые праздники и обряды: структура, функции и художественные элементы 47.87 KB
  Понятие обычая обряда ритуала традиции Мы видим что стремлением людей ярко красиво торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. являются переломными моментами в жизни людей меняющими их отношения с окружающими дающими им новые права и предъявляющими новые требования. Что же заключается в понятии обряд В чем его сущность Почему во все времена начиная с первобытнообщинного строя люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события...
85327. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева 42.19 KB
  В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природнобиологическом характере этноса обусловленного тем что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географоклпматических условиях.cnn же некоторое количество людей обладающих этим признаком соберется вместе объединенные одной целью если при этом они находятся в благоприятных географических условиях необходим разнообразный ландшафт появляется зародыш нового этноса начинается бурный процесс...
85328. Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры 38.78 KB
  До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным. Тем более что ряд наук филология история этнография искусствоведение претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в.
85329. Традиционные и инновационные формы народной художественной культуры 39.23 KB
  В народной художественной культуре любого народа постоянно появляется и бытует огромное количество образований представляюших собой традиционный фольклор традиции и новых образований связанных с традиционными художественными структурами новации. В культурологии сочетанием традиции и новации обозначают две взаимозависимые стороны развития культуры в которых зафиксирована мысль о том что она содержит в себе как устойчивые так и изменчивые моменты. Глобальная характеристика культуры заключается в единстве традиции и новаторства...
85330. Поняття «норма» і «аномалія» в психології 31.92 KB
  Норма лат. В практичній психології і педагогіці сьогодні працюючими є поняття учбова норма; соціальновікова норма індивідуальна норма. Питання про аномалії в розвитку може розглядатися тільки в контексті знання про нормальні параметри цих процесів і поведінки.
85331. Полісенсорна система навчання слабочуючих дітей і комунікаційна система навчання глухих 38.93 KB
  Отже потрібно для нього створити відповідні його природі умови. У сучасній дидактичній системі навчання мови глухих дітей за принципом формування мовного спілкування С.Зиков розрізняють три форми словесної мови: дактильная усна і письмова. В якості вихідної форми мови найбільш повно відповідає природі глухого дитини використовується пальцева сприймається зором форма словесної мови дактильная форма.
85332. Психолого-педагогічні основи розвитку і освіти дітей зі складним дефектом 37.31 KB
  Залежно від структури порушення діти з поєднаними порушеннями поділяються на три основні групи. У першу входять діти з двома вираженими психофізичними порушеннями кожне з яких може викликати аномалію розвитку: сліпоглухих діти розумово відсталі глухі слабочуючі із затримкою психічного розвитку первинної. У другу групу мають одне істотне психофізичний порушення провідне і супутнє йому інше порушення виражене в слабкому ступені але помітно обтяжлива хід розвитку: розумово відсталі діти з невеликим зниженням слуху. У третю групу...
85333. Причини порушень слуху 41.95 KB
  Стійкі порушення слуху у дітей можуть бути вродженими і набутими. Висновок про природжений або набутий характер порушення слуху робиться зазвичай на підставі відомостей отриманих зі слів батьків а ці відомості часто виявляються досить неточними. З іншого боку нерідко дійсно вроджене порушення слуху залишається протягом декількох місяців а іноді років нерозпізнаним а коли воно виявляється то приписується якомусь випадковому захворювання або травмі що мали місце незадовго до виявлення дефекту слуху.