79023

Научная картина мира как предпосылочное знание

Доклад

Логика и философия

Научная картина мира ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе включающую в себя наиболее важные теории гипотезы и факты.

Русский

2015-02-10

39.5 KB

6 чел.

47 Научная картина мира как предпосылочное знание.

Предпосылка – предварительное условие или исходный пункт рассуждения.

24 Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира и ее исторические формы

картина мира — это целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности.

Научная картина мира — целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности, основанная на обобщении и синтезе научных понятий и приниципов.

Понятие — это форма мысли, фиксирующая самые существенные свойства данного объекта, данного явления.

Знание — объективная реальность данная в познании индивида и фиксирующая объективные и закономерные свойства и характеристики действительности.

Объективная реальность — та реальность, которая существует независимо от субъекта.

КМ — это всегда отражение в нашем сознании объективной реальности.

Мировоззрение — целостная система представлений человека о мире и месте человека в этом мире.

Классификация км:

мифологические

религиозные

философские

научные (общенаучная и естественнонаучная)

Подобная классификация обусловлена следующим: человеческое сознание как то, в чем открывается действительность, не стоит на месте, поэтому и представление о деятельности становится рациональным.

Мифологическая км характерна для первобытно-общинного строя в виде отражения действительности в виде художественых образов, художественных формах.

Многие представители философии считают: мифология — результат четкого выделения себя в окружающем мире. Основная черта — синкретизм — смутное восприятие действительности, неотделение себя от окружающего мира.

Два корня мифологической картина мира.

1.попытка объяснения окружающей реальности (получение знания о действительности). Познание — процесс. Знание — результат. 2.Натурофобия — боязнь перед природой, боязнь чего-то необъяснимого.

Рождение художественных образов. Вознакает эстетическое наслаждение действительностью. Рождается миф, как целостный образ.

Три типа мифологии в зависимости от вида деятельности:

1.Сама примитивная — зооморфная — животные. Нет творческого импульса к дальнейшему развитию познания.

2.Земледельческая — растительная мифология. Мирная психология. Торговля. Развивается культурная база.

3.Самый развитой — антропологическая мифология, характерна для племен ремесленников. Попытка объяснения бытия через самого человека изнутри.

Религиозная выделяется из мифологической. Для миф.км. - слитное восприятие действительности, религиозное двух оснований. Есть смертное — бессмертное, реальное идеальное, человеческое — божественное.

Необходимость появления нравственного регулятора поведения.

Религия — форма отражения объктивной реальности, основанная на вере в сверхъестественное личность и разделение действительности на потусторонний и реальный миры.

Бог создает все как вечное и бесконечное начало. Он цель всего. Он всеобщий смысл. Человек изначально причастен к богу (создан по образу и подобию). Человек потенциально имеет склонность к греху. После первородного греха смертность и телесность человека. Душа — то, что осталось от бога. Это идеальное начало.

Преодоление телесности в религии.

Вера (на ней основана религиозная км) прямо противоречит знанию. Вера основана на безоговорочном принятии без проверки.

  1.  Научная картина мира и ее исторические формы

Научная картина мира – обобщенные схемы, образцы, посредством которых фиксируются образцы фундаментальной реальности и получается представление о типологии изучаемых объектов, представление о пространственно-временных характеристиках реальности.

Постулаты научной картины миры зависят от установок эпохи.

Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект => картина мира держится на человеке.

В социально-гуманитарном -познании картина мира основывается на:

- историко-национальных факторах развития

- социально-накопленных знаниях

- эмпирических высказываниях

С точки зрения социально-гуманитарных -знаний имеется 4 картины мира:

- Религиозная

- Научная

- Философская

- Художественная

Научные картины мира

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10452. Глаз и психофизические свойства зрения. Зрительные явления. Модель одноцветного зрения. Модель цветного зрения 301 KB
  Глаз и психофизические свойства зрения. Зрительные явления. Модель одноцветного зрения. Модель цветного зрения. На выходе изображающих систем обычно создается фотоснимок или изображение на экране которые рассматриваются человеком. Поэтому очевидно что для эффективн
10453. Квантование изображений. Фотометрия и колориметрия. Преобразование координат цвета. Цветовое тело 788.5 KB
  Квантование изображений. Фотометрия и колориметрия. Преобразование координат цвета. Цветовое тело. Рассмотрим случай чернобелого панхроматического изображения. Для его представления в цифровом виде величину каждого отсчета дискретного изображения необходимо предс...
10454. Двумерные унитарные преобразования. Преобразование Фурье, косинусное, синусное, Адамара, Хаара 2.03 MB
  Двумерные унитарные преобразования. Преобразование Фурье косинусное синусное Адамара Хаара. А. Унитарные преобразования являются частным случаем линейных преобразований когда линейный оператор точно обратим а его ядро удовлетворяет условию ортогональности. В...
10455. Вейвлет-преобразование. Алгоритмы Лифтинга и Маллата 192.5 KB
  Вейвлетпреобразование. Алгоритмы Лифтинга и Маллата. Вейвлет компрессия в последнее время стала передовой технологией среди методов представления и сжатия сигналов и изображений. Методы сжатия с вейвлет преобразованием можно отнести к классу методов с исполь
10456. Алгоритмы сжатия изображений 163 KB
  Алгоритмы сжатия изображений Введение В настоящее время в космических системах ДЗЗ отмечается быстрый рост производительности оптикоэлектронных систем съемки Земли в то время рост пропускной способности радиолиний передачи данных характеризуется более медленным...
10457. Алгоритмы сжатия на основе вейвлет-преобразования. Алгоритм SPIHT 63 KB
  Алгоритмы сжатия на основе вейвлетпреобразования. Алгоритм SPIHT. Изображение полученное при помощи вейвлетпреобразования можно сжимать различными способами. Большинство из них можно отнести к одной из двух категорий. К первой категории относятся способы сводящиеся
10458. Алгоритмы обработки изображений в астроориентации 666.5 KB
  Алгоритмы обработки изображений в астроориентации. Введение К приборам астроориентации космических аппаратов относятся солнечные датчики датчики положения Земли и звездные датчики. Термин датчик не должен вводить в заблуждение солнечные датчики и датчики полож
10459. Улучшение изображений. Изменение контраста, Видоизменение гистограммы. Подавление шумов. Медианная фильтрация 247.5 KB
  Улучшение изображений. Изменение контраста Видоизменение гистограммы. Подавление шумов. Медианная фильтрация. Процедура улучшения изображений сводится к выполнению комплекса операций с целью либо улучшения визуального восприятия либо преобразования в форму боле...