79023

Научная картина мира как предпосылочное знание

Доклад

Логика и философия

Научная картина мира ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе включающую в себя наиболее важные теории гипотезы и факты.

Русский

2015-02-10

39.5 KB

5 чел.

47 Научная картина мира как предпосылочное знание.

Предпосылка – предварительное условие или исходный пункт рассуждения.

24 Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира и ее исторические формы

картина мира — это целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности.

Научная картина мира — целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности, основанная на обобщении и синтезе научных понятий и приниципов.

Понятие — это форма мысли, фиксирующая самые существенные свойства данного объекта, данного явления.

Знание — объективная реальность данная в познании индивида и фиксирующая объективные и закономерные свойства и характеристики действительности.

Объективная реальность — та реальность, которая существует независимо от субъекта.

КМ — это всегда отражение в нашем сознании объективной реальности.

Мировоззрение — целостная система представлений человека о мире и месте человека в этом мире.

Классификация км:

мифологические

религиозные

философские

научные (общенаучная и естественнонаучная)

Подобная классификация обусловлена следующим: человеческое сознание как то, в чем открывается действительность, не стоит на месте, поэтому и представление о деятельности становится рациональным.

Мифологическая км характерна для первобытно-общинного строя в виде отражения действительности в виде художественых образов, художественных формах.

Многие представители философии считают: мифология — результат четкого выделения себя в окружающем мире. Основная черта — синкретизм — смутное восприятие действительности, неотделение себя от окружающего мира.

Два корня мифологической картина мира.

1.попытка объяснения окружающей реальности (получение знания о действительности). Познание — процесс. Знание — результат. 2.Натурофобия — боязнь перед природой, боязнь чего-то необъяснимого.

Рождение художественных образов. Вознакает эстетическое наслаждение действительностью. Рождается миф, как целостный образ.

Три типа мифологии в зависимости от вида деятельности:

1.Сама примитивная — зооморфная — животные. Нет творческого импульса к дальнейшему развитию познания.

2.Земледельческая — растительная мифология. Мирная психология. Торговля. Развивается культурная база.

3.Самый развитой — антропологическая мифология, характерна для племен ремесленников. Попытка объяснения бытия через самого человека изнутри.

Религиозная выделяется из мифологической. Для миф.км. - слитное восприятие действительности, религиозное двух оснований. Есть смертное — бессмертное, реальное идеальное, человеческое — божественное.

Необходимость появления нравственного регулятора поведения.

Религия — форма отражения объктивной реальности, основанная на вере в сверхъестественное личность и разделение действительности на потусторонний и реальный миры.

Бог создает все как вечное и бесконечное начало. Он цель всего. Он всеобщий смысл. Человек изначально причастен к богу (создан по образу и подобию). Человек потенциально имеет склонность к греху. После первородного греха смертность и телесность человека. Душа — то, что осталось от бога. Это идеальное начало.

Преодоление телесности в религии.

Вера (на ней основана религиозная км) прямо противоречит знанию. Вера основана на безоговорочном принятии без проверки.

  1.  Научная картина мира и ее исторические формы

Научная картина мира – обобщенные схемы, образцы, посредством которых фиксируются образцы фундаментальной реальности и получается представление о типологии изучаемых объектов, представление о пространственно-временных характеристиках реальности.

Постулаты научной картины миры зависят от установок эпохи.

Дильтей включал в картину мира: цель, жизнь, человек, субъект => картина мира держится на человеке.

В социально-гуманитарном -познании картина мира основывается на:

- историко-национальных факторах развития

- социально-накопленных знаниях

- эмпирических высказываниях

С точки зрения социально-гуманитарных -знаний имеется 4 картины мира:

- Религиозная

- Научная

- Философская

- Художественная

Научные картины мира

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6497. А.Р. Лурия. Инстинктивное поведение животных 112.5 KB
  А.Р. Лурия. Инстинктивное поведение животных В прошлый раз мы остановились на проблеме происхождения психики и на основных механизмах наиболее простых форм поведения. Мы видели, какое решающее значение имеет факт возникновения реакций на нейтральные...
6498. Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения 303.5 KB
  Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения Предыдущее исследование, проведенное с целью объяснения феномена идентификации на основе случайного научения, показало, что дети с готовностью имитируют поведение, демонстрируемо...
6499. Запоминание законченных и незаконченных действий 1.26 MB
  Запоминание законченных и незаконченных действий Намерение не просто порождает тенденцию к осуществлению намеченного действия при наступлении предусмотренного подходящего случая. Скорее, оно отвечает потребности (точнее, квазипотребности), которая...
6500. О двух типах условного рефлекса 118 KB
  О двух типах условного рефлекса Работа Скиннера о двух типах условного рефлекса представляет значительный интерес в качестве попытки внести больше ясности и точности, чем было ранее сделано, в ту старую и часто обсуждаемую тему условного рефлек...
6501. Психологическое влияние окружающей среды 319.5 KB
  В данной работе речь пойдет лишь о психологическом влиянии окружающей среды. Это не означает, что физическое воздействие окружения, например воздействие питания или климата, не имеет психологического значения. Напротив, мы считаем, что ребенок...
6502. Намерение, воля и потребность 503 KB
  Намерение, воля и потребность Предисловие Основная часть данной работы представляет собою расширенный вариант доклада, предназначавшегося для XI Конгресса по экспериментальной психологии (Мюнхен, 1925 г.), от участия в котором мне пришлось отказатьс...
6503. Психологическая ситуация награды и наказания 620.5 KB
  Психологическая ситуация награды и наказания Проблему награды и наказания мы будем обсуждать здесь не во всей ее полноте. Ибо в качестве педагогической проблемы вопрос о том, возможно ли вообще избежать наказания и вознаграждения, является частью...
6504. Интеллектуальное поведение животных 100.5 KB
  Р. Лурия. Интеллектуальное поведение животных В прошлом занятии мы дали характеристику двух типов поведения животных: один мы назвали типом сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй - типом перцептивной психики или индивидуально...
6505. Корреляционный анализ 43.88 KB
  Корреляционный анализ Исходные данные Построим выборку, состоящую из 20 значений двух случайных величин (xi, yi). В качестве случайной величины X была выбрана средняя заработная плата стран мира, за Y размер внешнего долга (таблица 1). Таблица 1. Ст...