79038

Становление классической науки (XVII век)

Доклад

Логика и философия

Становление классической науки XVII век. также научная революция Этап становления классической науки относится к XVII. Этап становления классической науки связан прежде всего с деятельностью таких мыслителей как Г. При этом предметом науки являются законы общие положения обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех.

Русский

2015-02-10

35.5 KB

3 чел.

10. Становление классической науки (XVII век).

     (также научная революция)

Этап становления классической науки относится к XVII. Европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью научных приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем.

Этап становления классической науки связан прежде всего с деятельностью таких мыслителей как Г. Галилей, И. Кеплер, Тихо Браге. Начало ее было положено в трудах Н. Коперника, создавшего новую, по сравнению с аристотелевско-птолемеевской, гелиоцентрическую систему мира. Она не сводилась только к перестановке центра Вселенной, но обосновывала движение как естественное свойство земных и небесных объектов. Кроме того, Коперник показал ограниченность чувственного познания, неспособного отличить наши представления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума. Тихо Браге опроверг существование небесных сфер, выдвинув  понятие орбиты, то есть траектории движения небесных тел. Кеплер установил, что планеты вращаются вокруг Солнца не по круговым, а по эллиптическим орбитам.  Эта линия анализа была продолжена Галилеем, которому принадлежит заслуга открытия нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Истинное знание, по мнению Галилея, достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума. Он конструирует гораздо более совершенный прибор для наблюдения за небом (телескоп), чем зрительная труба, изобретенная в Голландии примерно в 1600 году. Галилей установил существование множества звезд, не видимых невооруженным глазом, пятен на Солнце, кратеров на поверхности Луны, спутников Юпитера и фаз Венеры. Галилей использовал свои открытия для подтверждения гелиоцентрической теории Коперника.

Наука играет всё более значимую роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Применение механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. Представления о механической обусловленности явлений особенно упрочнилось под мощным влиянием открытий Ньютона. Он сформулировал закон всемирного тяготения и математически обосновал законы, управляющие этими процессами, также он разрабатывает дифференциальное и интегральное исчисление, данной разработкой занимался и Лейбниц.

В XVII веке наука действительно далеко продвинулась в своем развитии. Помимо телескопа, были изобретены такие приборы, как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос.

Научные достижения постоянно множились. Ньютон открыл волновую природу света и продемонстрировал, что поток света, кажущийся нам белым, состоит из спектральных цветов, на которые его можно разделить при помощи призмы. Двумя другими знаменитыми английскими экспериментаторами были Уильям Гилберт (1544-1603), заложивший основы изучения электричества и магнетизма, и Роберт Гук (1635-1703), который ввел понятие "клетка" для описания того, что увидел через линзы усовершенствованного им микроскопа. Ирландец Роберт Бойль (1627-91) изобрел вакуумный насос и сформулировал закон, известный в наши дни под названием закона Бойля-Мариотта, который устанавливает соотношение между объемом и давлением. А голландский ученый Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, доказав правильность вывода Галилея, что маятниковое устройство можно использовать для контроля за временем. В 1614 году Джон Непер ввел в обиход логарифмы. Первая суммирующая машина - далекий предок компьютера - была сконструирована Блезом Паскалем (1623-62) в 1640-х годах, а спустя 30 лет великий немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) изобрел машину, способную производить умножение. Английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) открыл, что кровь в теле человека циркулирует по замкнутому кругу благодаря сокращениям сердца, а не печени, как полагали ранее.

В Новое время, таким образом, происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно-экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теоретического (математического) естествознания. Благодаря творчеству этих ученых сформировалась классическая наука, долгое время считающаяся идеальным типом научной рациональности. Попытаемся суммировать ее основные принципы. Прежде всего она постулирует стабильность и универсальность порядка природы. Человеческий разум как активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового порядка при помощи таких же устойчивых и универсальных категорий мышления. При этом предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. Полагалось, что эти законы допускают математическое выражение, которое и выступает идеалом точности. В Новое время существует убежденность в социальной нейтральности науки. Считается, что она ориентирована собственными автономными ценностями, связанными с поиском истины. Идеалом науки было построение абсолютно истинной картины природы. Полагалось, что объективность и предметность познания достигаются лишь тогда, когда из их описания удаляется все, относящееся к субъекту и процедурам его познавательной деятельности, причем эти процедуры считались однажды данными и неизменными. Субъект познания трактовался как асоциальный и неисторичный. Поскольку ценностные характеристики относили не к самому знанию, а только к личности, доказывалась необходимость их элиминации (удалять, исключать) с помощью специальных процедур. Строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение понималось как поиск механических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики. Это укрепляло претензии на обнаружение единственно верного метода, гарантирующего построение истинной теории. В соответствии с этим строилась картина мира, которая носила механистический характер. Она продуцировала образ линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое изначально определяло настоящее, а то, в свою очередь, — будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов так, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. Был выработан и категориальный аппарат науки, приспособленный к механистическому истолкованию мира.

В это время создавались научные общества, такие как Лондонское королевское общество (учреждено в 1662) и Французская королевская Академия наук (1666), и издавались научные журналы, ускорившие развитие научного прогресса. В результате этой "революции" в XVI-XVII веках, наука стала одним из ярчайших примеров успешного сотрудничества во благо человека.

Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем. Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной посылкой было выдвижение аргумента, что для формулирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные – поддающиеся точному измерению свойства, тогда как свойства, просто доступные восприятию, следует оставить без внимания как субъективные и эфемерные.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83293. Чи легко приносити радість іншим? В.О. Сухомлинський «Покинуте кошеня» А. Костецький «Хвостата мова» 4.5 MB
  Мета: Формувати навички швидкого виразного читання, уміння уважно слухати; Збагачувати словниковий запас учнів; Простежувати причиново-наслідкові зв’язки, аналізувати проблемні ситуації і робити висновки. Вчити дітей розглядати будь-який об’єкт чи явище з позитивної і негативної точки зору...
83294. Склад числа 10. Складання і розв’язування прикладів на додавання. Складання прикладів за монетами. Розпізнавання геометричних фігур 32 KB
  Мета: розглянути всі варіанти складу числа 10; вправляти учнів у складанні прикладів за малюнками, розпізнаванні геометричних фігур; ознайомити учнів з монетою номіналом «10к.»; розвивати мислення, навички каліграфічного письма; виховувати старанність.
83295. Информационные технологии как фактор повышения мыслительной деятельности учащихся на уроках познание мира 2.58 MB
  Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли информационных технологий в учебном процессе. Раскрыть роль и значение информационных технологий в повышении результативности в обучении школьников. Экспериментальная проверка роли информационных технологий как фактора повышения качества знаний школьников на уроках познание мира.
83296. Факторы и последствия изменения климата 56.59 KB
  Изучением изменений климата занимается наука палеоклиматология. Причиной изменения климата являются динамические процессы на Земле внешние воздействия такие как колебания интенсивности солнечного излучения и с недавних пор деятельность человека.
83298. Организация контроля за деятельностью подразделений предприятия ИП «Г.Г.Соколова» 49.58 KB
  Управленческий контроль это одна из функций управления без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование организация руководство и мотивация. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки...
83299. Технология создания программы в жанре телеинтервью (на примере программы «Познер») 55.06 KB
  Актуальность теоретического исследования технология создания программы в жанре телеинтервью заключается в том, что в настоящее время жанр интервью является самым распространенным и популярным в журналистике. Всё более возрастающий интерес к нему требует от интервьюеров создания качественного материала...
83300. Электроснабжение комбината цветной металлургии 744.25 KB
  В системе цехового распределения электроэнергии широко используют комплектные распределительные устройства, подстанции и силовые токопроводы. Это создает гибкую и надежную систему распределения, в результате чего экономиться большее количество проводов и кабелей.
83301. Исследование силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях 68.22 KB
  В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно у детей дошкольного возраста. Масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей. Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость.