79040

Натурфилософия как предшественник и антипод научного знания о природе. Преодоление натурфилософии (XIX в)

Доклад

Логика и философия

Преодоление натурфилософии XIX в. Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки. явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся по предметам средствам методам и функциям форм познавательной и ориентировочной деятельности человека был сформулирован ряд концепций об их взаимоотношении.

Русский

2015-02-10

45 KB

6 чел.

12.Натурфилософия как предшественник и антипод научного знания о

природе. Преодоление натурфилософии (XIX в).

9. Натурфилософская и позитивистская и диалектическая концепции взаимосвязи философии и науки.

1.Натурфилософская концепция

 НАТУРФИЛОСОФИЯ (нем. Naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще.

Сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся (по предметам, средствам, методам и функциям) форм познавательной и ориентировочной деятельности человека, был сформулирован ряд концепций об их взаимоотношении. Исторически первой, прошедшей длительную эволюцию и долгое время (вплоть до середины XIX в.) признававшейся бесспорной подавляющим большинством философов и учёных и по существу не имевшей альтернатив, была натурфилософская (трансценденталистская) концепция. Кратко сущность концепции может быть выражена формулой: «Философия - наука наук», что означает:

  1.  гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками;(гносеология – философское учение о познании)
  2.  руководящую роль философии по отношению к частным наукам;

3 самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и существенную зависимость частных наук от философии, относительность и частность истин конкретных наук.

1.1 Натурфилософская концепция в период античности

Представления древних греков о мире, его возникновении, развитии и строении получили название натурфилософских. Натурфилософией (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и т.д.) (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Необходимо отметить, что некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.

Впервые натурфилософская концепция была сформулирована и в достаточной мере обоснована уже в рамках античной культуры. В силу значительного развития философии, которое она получила в Древней Греции, и неразвитости только-только зарождавшихся частных наук, натурфилософская концепция выглядела как естественная, само собой разумеющаяся и полностью соответствующая их реальному взаимоотношению в рамках существующей культуры.

Наиболее существенными гносеологическими основаниями, на которые опирается натурфилософская концепция, являются следующие:

  1.  философия формулирует наиболее общие законы о мире, человеке и познании;
  2.  философия стремиться к достижению объективно-истинного и доказательного характера   своих всеобщих утверждений («аксиом» всего рационального знания);
  3.  частные науки (многие из которых сформировались в античную эпоху: геометрия, механика, оптика и др.) в отличие от философии изучают не мир в целом, а только отдельные его фрагменты и поэтому их истины не имеют всеобщего характера;
  4.  поскольку мир («космос») целостен, а целое  всегда определяет свои части (их функции и предназначение),   постольку  истины   философии   «выше»  истин  частных  наук;   последние  должны «подчиняться» первым и соответствовать им;
  5.  источником философских истин является самопознающее мышление, Логос, Разум (иначе им неоткуда появиться), тогда как источником частных наук является эмпирический опыт и последующая его логическая обработка с помощью мышления ;
  6.  истины разума в своей сущности необходимы, поскольку основаны на интеллектуальной очевидности («умозрении» - Аристотель) или припоминании своего бытия в мире чистых сущностей («идей» - Платон);
  7.  истины опыта, из которых исходит наука, сами по себе всегда только вероятны (во-первых, в силу конечности, ограниченности любого опыта; во-вторых, из-за того, что чувства могут иногда обманывать нас, и, наконец, потому, что частно-научные обобщения получаются всегда с помощью перечислительной индукции, которая в целом (кроме полной индукции) является недоказательной формой умозаключения;
  8.  частно-научные, опытно приобретённые истины также могут получить доказательный статус, но только в том случае, если будут выведены из всеобщих и необходимых истин философии, «подведены» под них.

В целом натурфилософская концепция сыграла положительную роль в развитии частных наук.

1.2 Натурфилософская концепция в период средневековья

Охранительная и эвристическая роль философии по отношению к науке четко продолжала проявляться даже в Средние века, когда роль жреца Высшей Истины взяла на себя религия.

В период позднего средневековья, благодаря чёткому различению истин веры и истин разума, Фоме Аквинскому удалось смягчить несовместимость между религией и наукой, поместив философию в качестве необходимой прослойки («посредствующего звена») между религией и наукой. Однако, этот синтез имел тот существенный недостаток, что только одна философская система, а именно философия Аристотеля, была объявлена от имени религии Истинной философией.

1.3 Натурфилософская концепция в период «Нового времяни»

Второй этап эволюции натурфилософской концепции охватывает период «Новое время - середина XIX в.». В это время происходит стремительное развитие частных наук, экспериментально-математического естествознания, дисциплинарная организация науки, создание новой системы высшего образования, институализация науки. Частные науки начинают играть всё большую роль в развитии производительных сил общества, повышать свою практическую и теоретическую значимость в общей системе культуры, оформляться в её относительно независимую подсистему, развитие которой всё в большей мере начинает определяться её внутренними потребностями и закономерностями.

1.4  Классическая наука

Как завершение формируется «классическая наука» (её символ «механика Ньютона»). Учёные того времени при конфликте «упрямых» фактов и философских оснований, как правило, отдавали решительное предпочтение первым (Галилей, Коперник, Лавуазье и др.). Наука становилась более самостоятельным и относительно независимым  от  философии   видом  рационального  познания. В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной Н., но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей (напр., идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом — Николай Кузанский, Бруно).

1.5 Кант и Гегель

Наибольший  вклад   в  трансформацию натурфилософской концепции в этот период внесли представители немецкой классической философии и, прежде всего, Кант и Гегель.

Кант разграничил предметы философии и науки: вывел за пределы философии сферу онтологии (область объективного рационального знания), оставив её исключительно за наукой, а предметами философии определил сознание, гносеологию и теорию ценностей. При этом Кант ставит гносеологию, общую теорию сознания и познания выше онтологии

Гегель  пытался  спасти  натурфилософскую  концепцию  взаимодействия  науки  и  философии  путём определения и разведения их методов. Он полагал, что в силу всеобщего характера развития, как характеристики бытия любых объектов, только диалектический метод познания способен привести к абсолютно-истинному постижению реальности, в том числе к построению истинной системы природы. И такой системой может быть только диалектическая онтология, диалектико-логическая «философия природы». Частно-научный же тип познания - это односторонний, метафизический способ познания.

Новая версия натурфилософской концепции соотношения науки и философии утверждала, что только философия и философы находятся в положении универсального субъекта познания, обладающего истинным методом и масштабом видения любых объектов.

В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла натурфилософия Шеллинга, к-рая, хотя и на идеалистической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи. Один из последователей Шеллинга, Л. Окен, высказал идею развития органического мира. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны мн. гениальные мысли и предугаданы мн. позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть ст. эр. их собственной связи, “чтобы составить удовлетворительную для нашего времени “систему природы”, и когда сознание диалектического характера этой связи проникает даже в метафизически вышколенные головы естествоиспытателей вопреки их воле,— теперь натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад” (Т. 21. С. 304—305). В дальнейшем (конец 19 — начало 20 в.) такой шаг назад был сделан В. Оствальдом, Авенариусом, Т. Липсом, X. Дришем и нек-рыми др. философами-идеалистами, пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы Н. прослеживаются в теории эмерджент-ной эволюции, “критической онтологии” Н. Гартмана и т. п. В совр. условиях натурфилософские воззрения проявляются в качестве рецидива метафизических подходов, в неумении применять диалектику в естественнонаучных обобщениях

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38023. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ «БИНАРНОГО ДЕРЕВА» 197.5 KB
  нет копий одного и того же элемента. Дерево бинарного поиска – это так же бинарное дерево узлы которого помечены элементами множеств. Свойство данного дерева заключено в том что все элементы левого поддерева любого узла x меньше элемента узла x а элементы правого поддерева больше чем x. Первое поле element – это поле в котором храниться значение самого элемента множества.
38024. ИЗУЧЕНИЕ АТД «СЛОВАРЬ», «ФАЙЛ» И «НАГРУЖЕННОЕ ДЕРЕВО» 341 KB
  Временами так же возникает необходимость проверки присутствия элемента в этом множестве. Словарь можно реализовать тремя способами: 1посредством сортированных или не сортированных связанных списков; 2при помощи двоичных векторов если элементы данного множества целые числа; 3используя массив фиксированной длины с указателем на последнюю заполненную ячейку этого массива если размер множества не превышает заданную длину массива в противном случае используются связанные списки. Начальное значение сегмента всегда меньше значений элементов его...
38025. Карты изображений 1.45 MB
  подробное описание областей нанесенных на контурную карту: mp nme= Mp re shpe= rect coords= 226074 href= ссылка на Google.ru re shpe= rect coords= 61411276 href= ссылка на мой сайт mp Примечание: жирным выделено то что должно присутствовать обязательно обычным текстом переменные параметры. mp nme= Mp2 re shpe= circle coords= 842826 href= http: google.ru re shpe= poly coords= 65351417858109481107177546345 href= http: srez.
38026. Элементарные таблицы 60 KB
  Если значение ноль то рамка не требуется; cellpdding= cellspcing= добавляют свободное пространство между данными ячейки и ее границами и между ячейками таблицы соответственно. th т th контейнер ячейки Заголовок : заголовок столбца или строки. Значения: left заголовок прижать к левому краю ячейки center заголовок расположить по центру ячейки right заголовок прижать к правому краю ячейки; vlign= задает положение данных в ячейке Заголовок по вертикали. Значения: bottom заголовок прижать к нижнему краю ячейки middle заголовок...
38027. Продолжение разговора о ссылках 63.5 KB
  Способ первый с помощью атрибута nme имя закладки тэга : Заголовки стих первый стих второй стих третий в нашем примере мы сделали закладками использовав атрибут тэга nme: Заметьте href= stih3 символ решетки перед именем закладки на которую мы ссылаемся обязателен.
38028. Создание форм 45.5 KB
  Помимо атрибута type большинство элементов управления требуют указания атрибутов nme и vlue для идентификации имени и исходного значения если таковое имеется. Вот пример кода создающего текстовое поле: input type=â€text†nme=â€usernme†vlue=â€â€ Этот код может пригодиться при создании текстового поля для ввода имени пользователя при подключении к Webузлу. Для полноты картины можно дополнить его полем пароля: input type=â€pssword†nme =“userpss†vlue=â€â€ обратите внимание что атрибуту vlue в обоих случаях присвоено...
38029. Создание фреймов 729 KB
  HTML программа имеющая структуру кадров не должна содержать контейнеры body и наоборот. Обычно это файл HTML программы из того же каталога папки что и сам контейнер но может быть и абсолютный адрес файла с любого компьютера. nofrmes т nofrmes контейнер HTML текста для броузеров которые не поддерживают аппарат кадров. Левый фрейм Верхний правый фрейм Нижний правый фрейм Листинг: главный файл html hed title фреймы title hed frmeset cols= 4 frme frmeborder=yes src= left.
38030. Каскадные таблицы стилей 63.5 KB
  Каскадные таблицы стилей Основным понятием CSS является стиль т. CSS действует другим более удобным и экономичным способом. Кроме того CSS позволяет работать со шрифтовым оформлением страниц на гораздо более высоком уровне чем стандартный HTML избегая излишнего утяжеления страниц графикой. Практическое освоение CSS Как вам уже известно информация о стилях может располагаться либо в отдельном файле либо непосредственно в коде Webстранички.