79041

Достижения социально-гуманитарного знания в XVII - XIX веках

Доклад

Логика и философия

Достижения социальногуманитарного знания в XVII XIX вв. В решении проблемы о соотношении социальногуманитарного и естественнонаучного познания исторически сложились и существуют две альтернативные позиции: натурализм и антинатурализм. Данный подход казался безупречным в качестве метода научного познания и использовался для объяснения всех явлений в контексте имеющегося тогда знания. Но принцип редукционизма продолжал существовать в смысловом поле научного познания.

Русский

2015-02-10

35 KB

1 чел.

 13. ??? Достижения социально-гуманитарного знания в XVII - XIX вв.

В решении проблемы о соотношении социально-гуманитарного и ес-тественнонаучного познания исторически сложились и существуют две альтернативные позиции: натурализм и антинатурализм. Представители натурализма не видят различия между естественными и гуманитарными науками и абсолютизируют роль естественнонаучной методологии в по-знании. При этом натуралисты в качестве "образца научности" принимали разные естественнонаучные дисциплины. В зависимости от этого можно выделить три основные формы натурализма.

Прежде всего, следует выделить такую форму натурализма как меха-ницизм. Механицизмом называется сведение сложных форм движения к простейшим. Последний может выступать не только в форме сведения со-циальных, биологических, химических процессов к механическому движе-нию и его законам, но и в более тонких формах. Попытки объяснить биологические процессы только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные процессы только из особенностей биологи-ческого основаны на принципе редукционизма – сведении сложного к про-стому. Механицизм имеет своим истоком механистическую картину мира, которая появилась в XVII веке в результате абсолютизации законов клас-сической механики И. Ньютона. Данный подход казался безупречным в качестве метода научного познания и использовался для объяснения всех явлений в контексте имеющегося тогда знания. На основе механицизма проводилось также изучение общества и человека. В конце XIX в. механи-стическая картина мира исчерпала себя. Но принцип редукционизма про-должал существовать в смысловом поле научного познания.

Классическая экономическая теория не акцентировала внимание на социальных проблемах, интересах и политических разногласиях, что стало причиной её кризиса во второй половине XIX века. Указанные недостатки классической экономической теории обусловлены ориентацией на механи-ческую модель объяснения экономической системы.

С критикой основных положений классической экономической тео-рии выступил К. Маркс. Он считал основным достижением политэкономии XVIII века открытие трудовой теории стоимости. Эта теория позволила выявить внутреннюю связь экономических явлений капиталистического производства. С другой стороны, Маркс объясняет причину закономерных противоречий, с которыми столкнулась трудовая теория стоимости. Во-первых, в ней отсутствует объяснение сущности понятия "стоимость". Методологической причиной таких результатов классической экономиче-ской теории он считал антиисторизм её создателей, который не позволил им выйти за рамки видимостей капиталистического процесса производст-ва, возникающих в результате товарного фетишизма. Они не показали ма-териальное бытие стоимости, заключённое в товаре. Во-вторых, никто из них не различал понятия "прибыль" и "прибавочная стоимость", вследст-вие чего был затруднён показ роли труда как единственного источника стоимости. Нет у них, поэтому и понимания прибавочной стоимости как основы прибыли. И только введение Марксом понятий "абстрактный" и "конкретный" труд в систему экономических отношений позволило найти основу для измерения различных видов труда.

В конце XVIII в. возникает демографический детерминизм, отводя-щий решающую роль в системе общественных отношений и связей уже не географическим факторам, а народонаселению (количеству людей, живу-щих вообще на Земле, или в конкретной отдельной стране. Английский священник и экономист Т. Мальтус вывел "естественный закон народона-селения", согласно которому народонаселение растет в геометрической проекции, а средства жизнеобеспечения – в арифметической. Объяснялось им такое положение "законом убывающего плодородия почвы". Значит всё, что способствует ограничению роста населения, – оправдано. И не только естественные стихийные бедствия и социальные катаклизмы (вой-ны, эпидемии, голод, природные катаклизмы) рассматриваются как необ-ходимая и неизбежная закономерность, но допускаются и возможности ис-кусственной регламентации численности народонаселения вплоть до зако-нодательных уложений по ограничению рождаемости. Сторонники этой теории имеются и в современной социологии, хотя в методологическом аспекте она крайне уязвима.

С середины XIX века в науках о человеке, обществе и познании воз-никло ещё одно противостояние – противостояние психологизма и анти-психологизма. Объясняется это следующими причинами. Во-первых, в этот период наблюдается активное увлечение учёными и философами гно-сеологическим учением И. Канта, особенно его идеей об априорном, или трансцендентальном знании. Немецкий философ ввёл априорный уровень знания в структуру всех видов познавательной деятельности: и в чувст-венное и в логическое познание. Кант выделил этот уровень, но не стал за-ниматься исследованием его природы. Этим занялись его последователи – неокантианцы. Во-вторых, развитие психологии, и особенно эксперимен-тальной психологии в европейской науке, приводило многих философов и учёных-психологов к стремлению именно в этой области знания найти от-вет на решение проблемы природы априорного знания. Таким образом, те, кто искал корреляты априорности в психологических феноменах, – образо-вали направление психологизма. Те же, кто вслед за Кантом, занимался ис-следованием особенностей трансцендентальной логики и её возможностей в аналитике познавательных процедур и не видел необходимости зани-маться исследованием природы априорности, – стали считаться антипси-холгистами. В дальнейшем это размежевание затронуло и специалистов других областей социально-гуманитарного знания.

В социально-гуманитарном познании психологизм стал особенно по-пулярен после выхода в свет работы В. Дильтея "Введение в науки о духе" и др. В широком смысле психологизмом считается методологическая ус-тановка, ориентирующая все науки (в том числе логику и философию) ис-кать решение своих проблем на основе методов и понятий психологии. В дальнейшем эти установки были пересмотрены учёными и философами. Все социокультурные процессы, оказалось, никак нельзя описать с помощью только языка психологии, а так же объяснить и прокомментировать их только психологическими методами.

Методы психологии, конечно, имеют стратегически важное значение при исследовании как социальных явлений, таких как: войны, расовые и этнические конфликты, религиозные и межкультурные столкновения, так и при изучении особенностей поведения отдельных личностей и коллекти-вов. Но они малопродуктивны для анализа широких общественных про-блем. Экономика, политика, культура, общество в целом требуют развер-нутой методологической парадигмы, включающей достижения всех соци-альных и гуманитарных наук для исследования различных аспектов и уровней функционирования социального организма.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54160. НАЙРОЗУМНІШИЙ. Математична гра для учнів 5-6 класів 85.5 KB
  Модуль числа це: Завжди невід’ємна величина; Завжди від’ємна величина; Завжди число. Як називається сота частина числа відсоток; ар; міліметр. Натуральні числа. Квадрат числа.
54161. Математика – цариця наук 102.5 KB
  Мета: активізація пізнавальної діяльності учнів; розвиток логічної та загально математичної культури учнів; тренування уваги, пам’яті учнів; підвищення інтересу до вивчення математики.
54162. Інтегрований підхід на уроках математики 1.48 MB
  Львова Підготувала учитель математики вища кв. Для математики спорідненими є фізика чи інформатика а протилежними – християнська етика музика історія основи здоров’я і т. Працюючи багато років вчителем математики я зауважила що досягнути кращих результатів з математики можна поєднуючи її з основами християнської етики. Головним завданням математики є забезпечення міцного і свідомого оволодіння учнями системою математичних знань і умінь необхідних у професійної освіти.
54163. Додавання та віднімання дробів з різними знаменниками 807.5 KB
  Тема уроку: розв’язання вправ за темою Додавання та віднімання дробів з різними знаменниками. Розвивальна мета: розвивати практичні вміння та навички співнавчання та взаємонавчання; розвивати мислення; самостійність. Доданок Доданок Сума 27 Готуючись до уроку я розв’язала ваше домашнє завдання але потім картки впали і переплутались. Розв’язок.
54164. Розвязування задач на відсотки 195 KB
  Крім того, велика частина інформації, яку ми отримуємо, подана у вигляді відсотків. Кожному фахівцю у всіх сферах людської діяльності треба мати справу з відсотками. Отже, наша задача - мати міцні знання про відсоток.Доповідь учнів про історію виникнення поняття відсотка.
54165. Додатні та від’ємні числа. Додавання та віднімання раціональних чисел 246 KB
  Додатні та від’ємні числа. Сьогодні ми продовжимо працювати з додатними і від’ємними числамивдосконалювати вміння додавати...
54166. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння та їх розв’язки 747.5 KB
  Мета: домогтися свідомого розуміння учнями означення квадратного рівняння зведеного квадратного рівняння неповного квадратного рівняння назви коефіцієнтів квадратного рівняння; сформувати первинні вміння формулювати означення квадратного рівняння та його видів зведеного та неповного визначати коефіцієнти квадратного рівняння та за ними визначити вид квадратного рівняння підготувати учнів до сприйняття розв’язування неповних квадратних рівнянь. Чи рівносильні рівняння: а 3х – 2 = х...
54167. Математический футбол. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве 610 KB
  Прямая а не лежит в плоскости квадрата АВСD и параллельна его стороне АВ. Прямая в не лежит в плоскости квадрата КМLN и параллельна его стороне М L.Каково взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве Слайд № 18 Прямая а лежит в плоскости. Прямая а параллельна плоскости .
54168. Множення раціональних чисел 603.5 KB
  Для цього обчислимо приклади усно записані на веслах нашого корабля і прочитаємо ім’я відомого математика який сформував правила множення ділення віднімання і додавання раціональних чисел. Математика кібернетика...