79045

Неклассическая и постнеклассическая наука в XX веке

Доклад

Логика и философия

Если задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования то содержание пост-неклассической науки определяется комплексными исследовательскими программами. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью.

Русский

2015-02-10

37.5 KB

15 чел.

17.Неклассическая и постнеклассическая наука в XX в.

Формировалась во второй половине ХIХ - начале XX в. Научная революция, коренным образом изменившая классические представления, совершилась в результате происходивших с конца XIX в. научных открытий революционного значения: таких, как делимость атома, специальная и общая теория относительности, квантовая теория, квантовая химия, генетика, концепция нестационарной Вселенной, общая теория систем.

В итоге на основе специальной теории относительности и принципов квантовой механики утверждается квантово-релятивистское научное миропонимание. Такой принцип квантовой механики, как принцип дополнительности, играет конструктивную роль в синтезе классических и неклассических представлений о микропроцессах. Допускается истинность различающихся теоретических описаний одной и той же физической реальности так как в сфере идеалов и норм исследования возникает понимание относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания.

Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом, Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутритеоретическими способами апробации (одобрение, вынесенное на основе испытаний) знаний: принцип соответствия, выявление внутреннего и когерентного (связного) совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не "интуитивная очевидность", а "уместная адаптированность". Концепция эксперимента заменилась на отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия для "чистоты рассмотрения", признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта - переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы.

На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Развитие квантовой механики позволило установить взаимодействие атомов, обусловливающее их соединение в молекулы и кристаллы. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.

Если в классической науке идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к исследованию сложных систем.

Становление неклассической научной картины мира осуществлялось на основе представлений о мире как сложной системе, включающей микро-, макро- и мегамиры. В итоге создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживается иерархическая организованность Вселенной как сверхсложной системы.

Во второй половине XX в. формируется новый образ науки — постнеклассическая наука.

Одной из её характеристик является переход от дисциплинарных исследований к исследованиям комплексных программ (междисциплинарных), ориентированные на решение крупнейших проблем. В этом В.И. Вернадский видел отличительную особенность науки XX в. В комплексных программах принимают участие специалисты разных областей знаний. Реализация комплексных программ порождает особую ситуацию – соединение теории с практикой, прикладное и фундаментальное значение и исследование разных областей знаний. В таких условиях стираются границы (различия) между знаниями (например, физикой и химией). Постнеклассическая наука приводит к формированию единой общенаучной картины мира. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью (динамические, изменяющиеся) и саморазвитием. Научное познание идёт через состояние неустойчивости. Саморазвивающаяся система, в том числе и научно-позновательная характеризуется синергетическими эффектами. То есть в научном познании постоянно возникает некоторая проблема выбора какого-то пути развития из множества. В качестве ее основных мировоззренческих положений можно выделить следующие: сложноорганизованным системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям; относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них; будущее состояние системы детерминирует (ограничение, определение) ее наличное состояние; хаос является не исключительно негативной характеристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции; в моменты неустойчивости системы увеличиваются флукту-ационные процессы, а значит в критические моменты развития возрастает роль деятельности каждого отдельного человека. В первую очередь это касается естественных наук.

Если задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования, то содержание постнеклассической науки определяется комплексными исследовательскими программами. В связи с этим возникают новые формы синтеза наук, новые классы наук. У истоков тенденции, ведущей к образованию новых классов наук, стояли В.В. Докучаев и его выдающийся ученик В.И. Вернадский, заложивший основы биосферного класса наук, биосферного естествознания в целом. Эта тенденция привела к формированию биогеоценологии, основы которой были определены В.Н. Сукачевым. Биосферную и биогеоценотическую эстафету развития наук подхватил Н.В. Тимофеев-Ресовский, сформулировавший проблему «биосфера и человечество».

В формировании научного мировоззрения был сделан существенный прорыв, на который не решались классическая и неклассическая наука - человек был введен в научную картину мира, соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь между эволюцией Вселенной и жизнью человека на Земле. Эта связь выражает включение человеческой деятельности в науку и преодоление разрыва между ее субъектом и объектом. Теперь они выступают не внеположными друг другу, а относительно автономными компонентами исторически развивающейся системы научного знания. Все это способствует актуализации применения «понимающих» методик в науке, обеспечивающих ее ориентации на ценностные и смысловые параметры познания.

Важнейшей особенностью постнеклассической науки является формирование этики ответственности научного сообщества за применение научных достижений. Наука не только ищет истину, но и определяет условия ее применения. Если классическая и неклассическая науки ставили своей целью только поиск истины, а проблемы использования и применения научных открытий возлагали на общество, то постнеклассическая наука, включающая в свой предмет и антропогенную деятельность, не может оставаться в стороне от решения этических проблем, связанных с влиянием научных открытий на различные сферы человеческой жизнедеятельности.

Итак, новоевропейская наука, основываясь изначально на экспериментальном методе, обретает самостоятельный статус и проходит в своем развитии несколько этапов.

СИНЕРГЕТИКА — (совместное действие) — одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее (представление одного в другом и посредством другог) собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре.

Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем.

Синергетика — теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77962. Облік нематеріальних активів 64 KB
  Первинна вартість НМА придбаного в результаті обміну на подібний обєкт дорівнює залишковій вартості переданого нематеріального активу. Якщо залишкова вартість переданого обєкту перевищує його справедливу вартість то первинною вартістю НМА отриманого в обмін на подібний обєкт є його справедлива вартість з включенням різниці у фінансові результати витрати звітного періоду...
77963. Острый и хронический пиелонефрит 20.61 KB
  Наиболее частым возбудителем пиелонефрита является кишечная палочка реже стафилококки энтерококки протей клебсиелла. ХП как правило является следствием ранее перенесенного острого пиелонефрита. Факторы способствующие развитию пиелонефрита: нарушение оттока мочи создающее благоприятные условия для роста и размножения микроорганизмов: обратный заброс мочи рефлюксы на различных уровнях вследствие атонии мочевых путей опухоли мочевых путей и предстательной железы почечнокаменная болезнь; нарушение кровоснабжения почек...
77964. Гломерулонефрит 18.25 KB
  Острый гломерулонефрит – острое иммуновоспалительное заболевание почек с преимущественным поражением клубочков и в меньшей степени канальцев и интерстициальной ткани.
77965. Хроническая почечная недостаточность 49 KB
  ХПН не является самостоятельным заболеванием а представляет собой конечную фазу любого прогрессирующего заболевания почек. В норме в почках около 2 млн нефронов клинические проявления ХПН появляются тогда когда остается меньше 30 нефронов. При ХПН нарушается водный баланс развивается полиурия никтурия снижается относительная плотность мочи развивается изостенурия выделение мочи с монотонно низким удельным весом осмотическому давлению мочи = плазмы крови в полиурической фазе развиваются симптомы дегидратации.
77966. Мочекаменная болезнь 15.49 KB
  По химическому составу конкрементов выделяют: оксалаты ураты карбонаты фосфаты и органические камни. Большие камни лежащие в лоханке без движения могут не беспокоить больного или проявляться тупой длительной болью в поясничной области в связи с присоединением воспалительного процесса. Диагностика: клиническая картина изменения в оам небольшая протеинурия гематурия единичные цилиндры и соли рентгенологические методы выявляют уратные цистиновые и смешанные камни сочетают с УЗИ. При уратных конкрементах используются препараты...
77967. Основные симптомы заболеваний мочевыделительной системы. Лабораторные и инструментальные методы диагностики 22.88 KB
  Изменение цвета мочи Нефротический синдром. Преимущественная локализация На нижних конечностях На лице мешки под глазами Время суток К концу дня Утром Характер отеков Плотные ямки остаются долго Мягкие Рыхлые подвижные ямки быстро исчезают Цвет кожи над отеками Цианотичная Бледная Симптомы обусловленные расстройством мочеотделения Полиурия увеличение суточного количества мочи более 2 л Олигурия уменьшение количества мочи менее 500 мл. Анурия уменьшение суточного количества мочи менее 100150 мл или полное отсутствие...
77968. Организация меню. Создание главного и контекстного меню 54 KB
  Создание главного и контекстного меню Для создания меню используют 2 компоненты: TMinMenu и TPopupMenu расположенные на странице Stndrd. Компонент класса TMinMenu определяет главное меню формы. На форму можно поместить сколько угодно объектов этого класса но отображаться в полосе меню в верхней части формы будет только тот из них который указан в свойстве Menu формы.
77969. Создание и работа со списками 80 KB
  Компонент класса TListBox представляет собой стандартный для Windows список выбора с помощью которого пользователь может выбрать один или несколько элементов выбора. В компоненте предусмотрена возможность программной прорисовки элементов поэтому список может содержать не только строки но и произвольные изображения. Если MultiSelect=Flse совпадает с индексом выделенного элемента TBorderStyle: перечисл Определяет стиль рамки: bsNone нет рамки; bssingle рамка толщиной 1 пиксель Count: Integer; Содержит количество строк в компоненте...