79045

Неклассическая и постнеклассическая наука в XX веке

Доклад

Логика и философия

Если задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования то содержание пост-неклассической науки определяется комплексными исследовательскими программами. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью.

Русский

2015-02-10

37.5 KB

16 чел.

17.Неклассическая и постнеклассическая наука в XX в.

Формировалась во второй половине ХIХ - начале XX в. Научная революция, коренным образом изменившая классические представления, совершилась в результате происходивших с конца XIX в. научных открытий революционного значения: таких, как делимость атома, специальная и общая теория относительности, квантовая теория, квантовая химия, генетика, концепция нестационарной Вселенной, общая теория систем.

В итоге на основе специальной теории относительности и принципов квантовой механики утверждается квантово-релятивистское научное миропонимание. Такой принцип квантовой механики, как принцип дополнительности, играет конструктивную роль в синтезе классических и неклассических представлений о микропроцессах. Допускается истинность различающихся теоретических описаний одной и той же физической реальности так как в сфере идеалов и норм исследования возникает понимание относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания.

Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом, Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутритеоретическими способами апробации (одобрение, вынесенное на основе испытаний) знаний: принцип соответствия, выявление внутреннего и когерентного (связного) совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не "интуитивная очевидность", а "уместная адаптированность". Концепция эксперимента заменилась на отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия для "чистоты рассмотрения", признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта - переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы.

На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Развитие квантовой механики позволило установить взаимодействие атомов, обусловливающее их соединение в молекулы и кристаллы. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.

Если в классической науке идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к исследованию сложных систем.

Становление неклассической научной картины мира осуществлялось на основе представлений о мире как сложной системе, включающей микро-, макро- и мегамиры. В итоге создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживается иерархическая организованность Вселенной как сверхсложной системы.

Во второй половине XX в. формируется новый образ науки — постнеклассическая наука.

Одной из её характеристик является переход от дисциплинарных исследований к исследованиям комплексных программ (междисциплинарных), ориентированные на решение крупнейших проблем. В этом В.И. Вернадский видел отличительную особенность науки XX в. В комплексных программах принимают участие специалисты разных областей знаний. Реализация комплексных программ порождает особую ситуацию – соединение теории с практикой, прикладное и фундаментальное значение и исследование разных областей знаний. В таких условиях стираются границы (различия) между знаниями (например, физикой и химией). Постнеклассическая наука приводит к формированию единой общенаучной картины мира. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью (динамические, изменяющиеся) и саморазвитием. Научное познание идёт через состояние неустойчивости. Саморазвивающаяся система, в том числе и научно-позновательная характеризуется синергетическими эффектами. То есть в научном познании постоянно возникает некоторая проблема выбора какого-то пути развития из множества. В качестве ее основных мировоззренческих положений можно выделить следующие: сложноорганизованным системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям; относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них; будущее состояние системы детерминирует (ограничение, определение) ее наличное состояние; хаос является не исключительно негативной характеристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции; в моменты неустойчивости системы увеличиваются флукту-ационные процессы, а значит в критические моменты развития возрастает роль деятельности каждого отдельного человека. В первую очередь это касается естественных наук.

Если задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования, то содержание постнеклассической науки определяется комплексными исследовательскими программами. В связи с этим возникают новые формы синтеза наук, новые классы наук. У истоков тенденции, ведущей к образованию новых классов наук, стояли В.В. Докучаев и его выдающийся ученик В.И. Вернадский, заложивший основы биосферного класса наук, биосферного естествознания в целом. Эта тенденция привела к формированию биогеоценологии, основы которой были определены В.Н. Сукачевым. Биосферную и биогеоценотическую эстафету развития наук подхватил Н.В. Тимофеев-Ресовский, сформулировавший проблему «биосфера и человечество».

В формировании научного мировоззрения был сделан существенный прорыв, на который не решались классическая и неклассическая наука - человек был введен в научную картину мира, соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь между эволюцией Вселенной и жизнью человека на Земле. Эта связь выражает включение человеческой деятельности в науку и преодоление разрыва между ее субъектом и объектом. Теперь они выступают не внеположными друг другу, а относительно автономными компонентами исторически развивающейся системы научного знания. Все это способствует актуализации применения «понимающих» методик в науке, обеспечивающих ее ориентации на ценностные и смысловые параметры познания.

Важнейшей особенностью постнеклассической науки является формирование этики ответственности научного сообщества за применение научных достижений. Наука не только ищет истину, но и определяет условия ее применения. Если классическая и неклассическая науки ставили своей целью только поиск истины, а проблемы использования и применения научных открытий возлагали на общество, то постнеклассическая наука, включающая в свой предмет и антропогенную деятельность, не может оставаться в стороне от решения этических проблем, связанных с влиянием научных открытий на различные сферы человеческой жизнедеятельности.

Итак, новоевропейская наука, основываясь изначально на экспериментальном методе, обретает самостоятельный статус и проходит в своем развитии несколько этапов.

СИНЕРГЕТИКА — (совместное действие) — одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее (представление одного в другом и посредством другог) собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре.

Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем.

Синергетика — теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44648. Имена существительные - названия явлений природы и качеств людей 20.63 KB
  Имена существительные названия явлений природы и качеств людей. Тип урока: комбинированный ФОУД: фронтальная индивидуальная групповая Дидактическая цель: создать условия для систематизации знаний учащихся по теме Имя существительное Задачи: 1.Образовательные: познакомиться с лексическим значением групп существительных; находить отличительные особенности групп; учиться использовать их в своей речи; 2. О какой части речи это стихотворение Что такое имя существительное им.
44649. Единственное и множественное число имен существительных 19.43 KB
  Образовательные: систематизировать и углубить знания об именах существительных единственного и множественного числа; учить находить имена существительные единственного и множественно числа в тексте и подбирать их самостоятельно; учить классифицировать имена существительные единственного и множественного числа; отрабатывать умения изменять имена существительные по числам. Даны существительные в единственном числе преобразовать в существительные множественного числа. Даны существительные во множественном числе преобразовать в...
44650. Итоговый конспект урока. Единственное и множественное число имен существительных 19.98 KB
  Минутка чистописания: пропишем ее три раза 1 человек у доски 1 букву с комментированием пропишем соединение буквы т с буквой о в тетради 3 раза1 человек на доске с комментированием запишем все словарное слово в н. мн ед ч по смыслу умения находить слова мн ед ч и правильно определят чила имен сущ. доске записаны слова сосны с_сна хлеба хле_ грибы гри_ травы тр_ва горы г_ра Что заметили По какому признаку слова записаны в два столбика Запишем первое слово из второго столбика1ч к доске ост. Как мы ее можем проверить С...
44653. Контроль знаний по теме: «Имя существительное» 19.06 KB
  Образовательные: выявить умение находить имена существительные и ставить к ним вопросы выявить уровень усвоения понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные умение ставить вопросы; проверить умения отличать имена существительные нарицательные от собственных; проверить умение классифицировать имена существительные на имена существительные единственного и множественного числа; 2.Спиши имена существительные перед каждым словом поставь вопрос и определи одушевленное это имя существительное или неодушевленное.Спиши...
44655. «В школе» 16.58 KB
  Технология: традиционная ФОУД: фронтальная индивидуальная групповая. Задачи: Образовательные: сформировать у учащихся правила поведения в школе; закреплять знания о культуре общения; сделать самостоятельно вывод по данной теме; Развивающие: развивать речевую деятельность; развивать воображение; Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета; воспитывать нравственные качества; воспитывать чувство ответственности за свое поведение; Оборудование: уч. Как вы думаете что именно о школе мы...
44656. Выбор электродвигателя в системе электропривода 33.97 KB
  Правильный выбор электродвигателя и его номинальной мощности имеет большое экономическое значение, так как определяют первоначальные капитальные затраты и стоимость эксплуатационных расходов электроприводов (ЭП)