79047

Российская наука в конце XIX в. и XX веках

Доклад

Логика и философия

Главный научный руководитель атомной проблемы в СССР один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР 1943. Андрей Дмитриевич Сахаров 21 мая 1921 14 декабря 1989 советский физик академик АН СССР и политический деятель диссидент и правозащитник один из создателей советской водородной бомбы.

Русский

2015-02-10

44.5 KB

5 чел.

19. Российская наука в конце XIX в. и XX в.

Если говорить о русской биологической науке конца 19-го века и первого десятилетия 20-го, то отечественная биология занимала одно из первых мест в Европе. Она на равных сотрудничала с Германией (лидером биологического сообщества того времени), может быть уступая ей в достижениях экспериментального метода, но прочно лидируя в филогенетических направлениях эмбриологии, в вопросах эволюционной теории, цитологии растений, физиологии животных.

Система образования и организация научных исследований были заимствованы из Германии. Особое, лидирующее место принадлежало университетской науке. Именно в университетах работали крупнейшие ученые, создавались ведущие научные школы. Русские ученые внесли огромный вклад в развитие биологии конца 19-го – начала 20-го века. Простое перечисление имен – Мечников, братья Ковалевские, Павлов, Сеченов, Бекетов, Навашин, Мензбир, Тимирязев и многие другие говорит само за себя. Поэтому русские ученые никак не могли считать себя "провинцией", тем более что все основные работы печатались в известнейших европейский изданиях и получали широкий отклик в Европе.

Конечно, в дореволюционной России наука была сконцентрирована в немногих крупных центрах. Кроме Москвы и Петербурга университетскими городами были Казань, Харьков, Киев, Дерпт, Одесса, Варшава, Томск.

П.В.Волобуев [1] отметил в свое время, что главным недостатком дореволюционной российской науки было ее отставание по численности ученых, особенно если сравнивать российскую науку 1913-1914 годов с США. Но здесь надо учитывать особенности финансирования американской науки, где в начале века и особенно после I Мировой войны создавалось большое количество частных негосударственных институтов, различных обществ и фондов, рассчитанных на поддержку наиболее перспективных исследований. Русской науке на пороге 1917 года не хватало масштаба в организации. Не надо забывать, что, как и в Германии, война роковым образом сказалась на русской науке. И, тем не менее, даже в годы, предшествовавшие революции 1917 года, характерной чертой отечественной науки был высочайший профессионализм, преданность науке и творческая активность, что позволяет говорить о ее высоком научном уровне и мировом авторитете.

Если говорить о влиянии революции на деятельность российский ученых, то здесь, конечно, было несколько групп: те, кто отошел от науки или эмигрировал; те, кто, напротив, стал сотрудничать с государством. Наибольшую роль революция сыграла для маргинальных элементов из беднейших слоев общества, которые смогли получить высшее образование, на что в прежние времена они вряд ли могли рассчитывать. Наиболее талантливые из них смогли стать в советское время известными учеными.

Но если говорить о политике государства в отношении Академии наук после революции проявились две тенденции: первая – заменить академию другими структурами, непосредственно подчиненным центральным властям и лишить академию всех "степеней свободы"; вторая тенденция была более умеренной и ставила задачу постепенно подчинить Академию наук руководству страны. Вторая тенденция победила не без помощи пресловутых чисток. К концу первой трети 20 столетия многие вековые традиции русской науки были преданы забвению, появились новые формы и методы общения с властями. Академия наук практически потеряла свою свободу. Еще хуже обстояло дело со свободой совести и индивидуальной свободой личности каждого ученого.

Что касается вопроса о "стихийном материализме" русских ученых, мне кажется, что этой материализм имеет глубокие корни. Русский человек по природе религиозен (т.е. имеет врожденное религиозное чувство). И когда "передовая" русская интеллигенция еще в середине 19-го века пыталась подавить эту религиозность, ничего хорошего не получилось. Потеряв Бога, интеллигенция из сил выбивалась, чтобы чем-то занять его место. В этом случае, по меткому наблюдению Ф.М.Достоевского, для неверующего интеллигента даже атеизм является своего рада религией, верой наизнанку. И в конце 19 века атеизм, подкрепленный успехами позитивизма, становится модным в науке у нас, и за рубежом пропагандировали материалистические идеи. Не все ученые восприняли их, но очень многие отдали дань "духу времени" и моде. Уже с современных позиций можно сказать, что смешение дарвинизма с атеизмом и материализмом явилось плодом определенного религиозно-философского невежества. К сожалению, догматический атеизм русской интеллигенции был взят под особое покровительство советской властью как средство борьбы с религией и церковью и наше поколение до сих пор пожинает плоды этой борьбы.

Конец XIX - начало XX в. ознаменовались интенсивным развитием отечественной науки. Крупными достижениями получили себе заслуженную известность ученые-естественники. П.Н.Лебедев получил известность своими работами в области светового давления. Н.Е.Жуковский и его ученик С.А.Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К.Э.Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса. Мировую известность приобрели исследования в области минерологии и геохимии В.И.Вернадского. Созданное им учение о ноосфере, сфере разума, возникающей на планете в процессе сознательной деятельности человечества, сыграло огромную

роль в формировании современных представлений о взаимоотношениях человека и природы. На рубеже двух веков успешно работал в области ботаники К.А.Тимирязев.

Признание международной общественностью успехов отечественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий. Их лауреатами были выдающийся

физиолог И.П.Павлов (1904) и один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии И.И.Мечников (1908).

Значительным был вклад русских конструкторов в технический прогресс. А.С.Попов вошел в историю техники как изобретатель радио. В 1910 г. в воздух поднялся

аэроплан отечественной конструкции, созданный Я.М.Гаккелем. Выдающийся русский авиаконструктор И.И.Сикорский построил сверхмощные (для тех лет) самолеты "Илья Муромец", "Русский витязь", Эмигрировавший впоследствии, в 1919 г., в США И.И.Сикорский сыграл там огромную роль в развитии американского вертолетостроения.

Создателем первого ранцевого парашюта стал Г.Е.Котельников (1911).

Больших успехов достигли русские ученые в исследовании многих малодоступных, практически еще "неоткрытых" районов планеты. Сподвижник Н.М.Пржевальского П.К.Козлов прославился серией путешествий по Центральной Азии. Известный геолог В.А.Обручев организовывал экспедиции в районы Сибири и Дальнего Востока. Материалы, собранные его экспедицией, имели большое научное значение и были впоследствии использованы советскими исследователями Арктики. Конец XIX - начало XX в. были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных идейных исканий расцвела русская религиозная философия, ставшая одним из наиболее ярких, если не самым ярким явлением духовной жизни страны. Своеобразным религиозным ренессансом стало творчество плеяды блестящих философов - Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и других. Опираясь на соответствующие традиции русской философии, они утверждали приоритет личностного над социальным, видели важнейшее средство гармонизации общественных отношений в нравственном самосовершенствовании личности. Русская религиозная философия, начала которой были неотделимы от основ христианской духовности, стала одной из вершин мировой философской мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме

философии истории и другим вопросам, вечно волнующим человеческий ум.

Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего социолога П.А.Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность. Эмигрировавший в 1922 г. из СССР П.А.Сорокин сыграл огромную роль в становлении и развитии американской социологии. Большой вклад в изучение экономических, историко-экономических проблем внесли труды П.Б.Струве. Крупных успехов достигла и собственно отечественная историческая наука. Активно изучалось прошлое России. Филолог и историк А.А.Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. Значительных успехов в развитии отечественной историографии добились А.Е.Пресняков, С.Ф.Платонов, Ю.В.Готье и др. П.Н.Милюков прославился не только как политический деятель, но и как талантливый историк. Его магистерская диссертация, посвященная финансово-экономическим аспектам петровских преобразований, была с успехом защищена в Московском университете.

Игорь Васильевич Курчатов — выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Академик, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943).

Андрей Дмитриевич Сахаров (21 мая 1921 — 14 декабря 1989) — советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.

Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. Труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации.

Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907 — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположник практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.

Ива́н Миха́йлович Се́ченов (1 августа 1829 — 2 ноября 1905) — выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869 г.), почётный член (1904 г.) Петербургской Академии Наук.

Он обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови.

Илья́ Ильи́ч Ме́чников (3 (15 мая) 1845, 2 (15 июля) 1916, Париж) — русский и французский биолог, физиолог и патолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). Выйдя в отставку в знак протеста против реакционной политики в области просвещения, осуществляемой царским правительством и правой профессурой, организовал в Одессе частную лабораторию, затем (1886, совместно с Н. Ф. Гамалеей) первую русскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. Обнаружив в 1882 явления фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем — фагоцитарную теорию иммунитета; Нобелевская премия — 1908, совместно с П. Эрлихом). Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59211. Додавання (письмове) трицифрових чисел у випадку кількох доданків. Задачі, що включають суму 2-3 чисел 29 KB
  З вітром сперечатись не ставай†А тепер лети у ліс Звідти додому спробуй доберись. І дівча спинилось серед лісу Скрізь так темно страшно Чути свист: Тут із звідкись не візьмись Перед нею змій з’явивсь...
59212. Особливості тексту-опису. Робота автора у тексті-описі 72.5 KB
  Особливості текстуопису. Виявити особливості текстуопису Виявити роботу автора опису. Які види текстів ми вже уміємо писати Текстрозповідь Які ж особливості мас тексірозповідь Важливо викласти послідовність подій не розірвати ланцюжок подій...
59213. Вправи і завдання на застосування і заучування таблиці множення числа три 219 KB
  Мета: Пояснити, як скласти таблицю множення числа три. Вчити застосовувати її при розв’язанні прикладів, завдань. Розвивати математичні знання учнів. Виховувати працелюбність.
59214. Команда присвоєння. Кодоплівка. Проміжні величини 34.5 KB
  Для того щоб запам’ятати або змінити значення величини в алгоритмічній мові є спеціальна команда – команда присвоєння яка записується в такому вигляді: зміна: = вираз або кодоплівка ім’я змінної: = вираз...
59215. Перевірка і редагування тестів-описів 43 KB
  Мета: Вчити перевіряти творчі роботи, редагуючи тексти і виправляти помилки. Розвивати мислення, мовлення та уміння самостійно здійснювати контроль за виконанням творчих робіт. Виховувати шанобливе ставлення до мови.
59216. Множення двоцифрового числа на одноцифрове 26 KB
  Розвивати мислення і память виховувати охайність працелюбність. Розв’язуємо задачі. Розв’язування прикладів коментовано множення числа на суму ІІІ. Розв’язування задач.
59217. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Приклади виду 34 + 52 68.5 KB
  Вчити застосувати здобуті знання під час обчислення виразів розв’язанні різних завдань. Розвивати увагу спостережливість. 24 73 = 20 4 70 3 Як зручно обчислити суму 2 Пояснити розв’язання прикладу 34 52.
59218. Текст-опис за картиною. Сценарій проведення уроку 28.5 KB
  Передати функції контролю за написанням твору групам Розвивати спостережливість, зв’язне мовлення, уміння чітко висловлювати свої думки. Виховувати шанобливе ставлення до слова і любов до природи.