79048

Особенности профессионального труда в науке.

Доклад

Логика и философия

Для того чтобы удовлетворить этим требованиям он должен: хорошо знать все то что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований четко указывать на какие исследования предшественников и коллег он опирался и именно на этом фоне показывать то новое что открыто и разработано им самим. Одной из острых тем обсуждаемых в дискуссиях по вопросам социальной ответственности является свобода научных исследований. Результаты и приложения фундаментальных исследований очень часто непредсказуемы. Но можно сказать что...

Русский

2015-02-10

35.5 KB

0 чел.

20. Особенности профессионального труда в науке. Социальная

ответственность ученого и инженера.

Одной из примечательных особенностей современной науки является то, что тем, кто трудится в ней, приходится все чаще и все основательней заниматься этическими проблемами. В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. В нормах научной этики находят свое воплощение как общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной деятельности ("не укради", "не лги"), так и требования для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и отстаивание истины). В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное значение как истину или заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

 Одной из острых тем, обсуждаемых в дискуссиях по вопросам социальной ответственности, является свобода научных исследований. Результаты и приложения фундаментальных исследований очень часто непредсказуемы. Но можно сказать, что результаты сегодняшних исследований довольно быстро найдут применение, причем они могут иметь и негативные стороны. Т.к. знания – это сила, и не всегда добрая, то ученые должны стремиться к предвидению того, к чему приведет то или иное открытие. Наученное горьким опытом, человечество осознает, что более эффективный и безопасный путь – стараться предотвратить негативные последствия, нежели их устранять. Существует некий принцип предосторожности, при котором бремя доказательства безопасности новой технологии ложиться на того, кто предполагает ее ввести. Этот принцип становиться базой для предварительной оценки новых технологий. Сегодня акцент делается на том, чтобы предупредить негативное развитие событий, в чем и состоит смысл принципа предрасположенности.

Говоря о свободе исследований необходимо отметить, что свобода – одна из ценностей современной цивилизации, утвердившаяся уже на протяжении длительного периода времени. Отечественные ученые болезненно реагируют на попытки ограничения этой свободы, т.к. по идеологическим причинам в советское время исследования в определенных областях тормозились или запрещались.

На сегодняшний день Конституция РФ содержит нормы, гарантирующие свободу научного поиска. Так никто не может без добровольного согласия подвергнуться медицинским, научным и др. опытам. В 2002 г., был принят закон о временном запрещении клонирования человека.

Современные исследования требуют совместного труда больших научных коллективов и сопряжены со значительными материальными затратами, что накладывает ограничения на свободу исследований.

Нынешняя паука – достаточно сложный социальный институт, оказывающий серьезное воздействие на жизнь человека и общества. Поэтому идея неограниченной свободы не может приниматься без учета той социальной ответственности, с которой должна быть связана эта свобода.

Вопрос о свободе исследований был одним из центральных в середине 70-х годов прошлого века, когда велись дискуссии вокруг экспериментов в области генной инженерии. Высказывались опасения, что измененные молекулы ДНК могут породить новые, потенциально опасные формы жизни. Ученые по собственной инициативе объявили на это мораторий, тем самым ограничив собственную свободу. Они приостановили исследования, сулившие им колоссальные успехи. После объявления моратория ученые в этой области разработали целую систему мер предосторожности, обеспечивающих безопасное проведение исследований. Т.о. проявление обеспокоенности и социальной ответственности оказалось не только общественной проблемой, но и общественно признаваемой, общественно стимулируемой формой поведения ученых. В последствие выяснилось, что опасности экспериментов в целом были преувеличены. Но благодаря мораторию были получены новые научные данные, новые знания, новые методы экспериментирования.

Т.о. свобода исследований рассматривается не как абсолютное право, а как то, что должно быть связано с определенными ограничениями и с ответственностью ученых перед обществом. А это значит что дилемма «свобода исследований или социальная ответственность» оказывается некорректной – ни один из членов оппозиции не исключает другого. Само существование и развитие науки сегодня не возможно без тех или иных форм и норм регулирования исследований и вообще научной деятельности.

Инженера

Современная техника часто употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми.

Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью инженерной деятельности. Вероятно, следовало бы говорить о социальной оценке техники, но в таком случае не фиксируются такие важные аспекты, как например, экологический. Оценка техники, или оценка последствий техники, является междисциплинарной задачей и требует, несомненно, подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими и естественнонаучными, но и социально-гуманитарными знаниями. Однако это не означает, что ответственность отдельного рядового инженера при этом уменьшается - напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной ответственностью. А такая ответственность означает необходимость развития самосознания всех инженеров в плане осознания необходимости социальной, экологической и т.п. оценки техники.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10532. Российский менталитет. Его сущность и национальная специфика 40.5 KB
  Российский менталитет. Его сущность и национальная специфика. Идеалы равенства и социальной справедливости в российской ментальности. 1 равенство и социальная справедливость а также на настороженное отношение к частной собственности и особенное отношение к деньгам...
10533. Структура и механизм функционирования индивидуального сознания. Понятия: хитрость и мудрость; разум и интеллект 58 KB
  Структура и механизм функционирования индивидуального сознания. Понятия: хитрость и мудрость; разум и интеллект Структура сознания. Понятие сознание не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того...
10534. Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни. Гегель и Маркс 39.5 KB
  Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни. Гегель и Маркс. Материалистическое понимание общества. Марксистский философский материализм неизбежно приводит к материалистическому пониманию истории к революционнокоммунистическим выводам. В
10536. Закономерность и свободная деятельность людей. Фатализм и Волюнтаризм 38 KB
  Закономерность и свободная деятельность людей. Фатализм и Волюнтаризм. ВОЛЮНТАРИЗМ философская мировоззренческая позиция суть Крой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего либо акта волнения в качестве высшего принципа бытия. Термин €œВ.€ введен
10537. Западноевропейская средневековая ученость 57.5 KB
  Западноевропейская средневековая ученость В отличие от арабской культуры высокий уровень которой позволил сразу по достоинству оценить достижения античности европейские варвары захватившие Западную Римскую империю находились в этот период на более низком уровне
10538. Основні поняття в екології. Екологічна система, біогеоценоз та його структура. Трофічні ланцюги живлення. Екологічні фактори. Лімітуючий фактор. Біотичні та абіотичні фактори 125 KB
  Природне середовище – це все живе й неживе, що оточує організми і з чим вони взаємодіють. Розрізняють повітряне, водне та ґрунтове середовище, таким середовищем може бути і тіло іншого організму (для паразитуючих організмів).
10539. Политология как наука: объект, предмет, структура 48.78 KB
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Национальный минерально сырьевой университет горный реферат по политологии на тему:...
10540. Историческое становление образа науки 58 KB
  Историческое становление образа науки. Классическая Ф о науке. Позитивизм и неопозитивизм. Предметом лекции являются учения где есть попытка построить целостный образ науки как самостоятельного явления культуры и особого вида познания. Первое приближ...