79048

Особенности профессионального труда в науке.

Доклад

Логика и философия

Для того чтобы удовлетворить этим требованиям он должен: хорошо знать все то что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований четко указывать на какие исследования предшественников и коллег он опирался и именно на этом фоне показывать то новое что открыто и разработано им самим. Одной из острых тем обсуждаемых в дискуссиях по вопросам социальной ответственности является свобода научных исследований. Результаты и приложения фундаментальных исследований очень часто непредсказуемы. Но можно сказать что...

Русский

2015-02-10

35.5 KB

0 чел.

20. Особенности профессионального труда в науке. Социальная

ответственность ученого и инженера.

Одной из примечательных особенностей современной науки является то, что тем, кто трудится в ней, приходится все чаще и все основательней заниматься этическими проблемами. В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. В нормах научной этики находят свое воплощение как общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной деятельности ("не укради", "не лги"), так и требования для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и отстаивание истины). В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное значение как истину или заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

 Одной из острых тем, обсуждаемых в дискуссиях по вопросам социальной ответственности, является свобода научных исследований. Результаты и приложения фундаментальных исследований очень часто непредсказуемы. Но можно сказать, что результаты сегодняшних исследований довольно быстро найдут применение, причем они могут иметь и негативные стороны. Т.к. знания – это сила, и не всегда добрая, то ученые должны стремиться к предвидению того, к чему приведет то или иное открытие. Наученное горьким опытом, человечество осознает, что более эффективный и безопасный путь – стараться предотвратить негативные последствия, нежели их устранять. Существует некий принцип предосторожности, при котором бремя доказательства безопасности новой технологии ложиться на того, кто предполагает ее ввести. Этот принцип становиться базой для предварительной оценки новых технологий. Сегодня акцент делается на том, чтобы предупредить негативное развитие событий, в чем и состоит смысл принципа предрасположенности.

Говоря о свободе исследований необходимо отметить, что свобода – одна из ценностей современной цивилизации, утвердившаяся уже на протяжении длительного периода времени. Отечественные ученые болезненно реагируют на попытки ограничения этой свободы, т.к. по идеологическим причинам в советское время исследования в определенных областях тормозились или запрещались.

На сегодняшний день Конституция РФ содержит нормы, гарантирующие свободу научного поиска. Так никто не может без добровольного согласия подвергнуться медицинским, научным и др. опытам. В 2002 г., был принят закон о временном запрещении клонирования человека.

Современные исследования требуют совместного труда больших научных коллективов и сопряжены со значительными материальными затратами, что накладывает ограничения на свободу исследований.

Нынешняя паука – достаточно сложный социальный институт, оказывающий серьезное воздействие на жизнь человека и общества. Поэтому идея неограниченной свободы не может приниматься без учета той социальной ответственности, с которой должна быть связана эта свобода.

Вопрос о свободе исследований был одним из центральных в середине 70-х годов прошлого века, когда велись дискуссии вокруг экспериментов в области генной инженерии. Высказывались опасения, что измененные молекулы ДНК могут породить новые, потенциально опасные формы жизни. Ученые по собственной инициативе объявили на это мораторий, тем самым ограничив собственную свободу. Они приостановили исследования, сулившие им колоссальные успехи. После объявления моратория ученые в этой области разработали целую систему мер предосторожности, обеспечивающих безопасное проведение исследований. Т.о. проявление обеспокоенности и социальной ответственности оказалось не только общественной проблемой, но и общественно признаваемой, общественно стимулируемой формой поведения ученых. В последствие выяснилось, что опасности экспериментов в целом были преувеличены. Но благодаря мораторию были получены новые научные данные, новые знания, новые методы экспериментирования.

Т.о. свобода исследований рассматривается не как абсолютное право, а как то, что должно быть связано с определенными ограничениями и с ответственностью ученых перед обществом. А это значит что дилемма «свобода исследований или социальная ответственность» оказывается некорректной – ни один из членов оппозиции не исключает другого. Само существование и развитие науки сегодня не возможно без тех или иных форм и норм регулирования исследований и вообще научной деятельности.

Инженера

Современная техника часто употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми.

Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью инженерной деятельности. Вероятно, следовало бы говорить о социальной оценке техники, но в таком случае не фиксируются такие важные аспекты, как например, экологический. Оценка техники, или оценка последствий техники, является междисциплинарной задачей и требует, несомненно, подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими и естественнонаучными, но и социально-гуманитарными знаниями. Однако это не означает, что ответственность отдельного рядового инженера при этом уменьшается - напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной ответственностью. А такая ответственность означает необходимость развития самосознания всех инженеров в плане осознания необходимости социальной, экологической и т.п. оценки техники.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18366. Массивы - заполнение и простые действия 63 KB
  14 урок. Массивы 1 урокзаполнение и простые действия. Массивы описываются следующим образом: цел таб а[1:50] вещ таб а[1:50] Заполнение массива из 5 чисел внутри алгоритма и нахождение среднего арифметического этих...
18367. Массивы. Обработка элементов 222.5 KB
  15 урок. Массивы. Обработка элементов. Дан массив из 10 элементов вывести их на экран и рассчитать квадратный корень из nэлемента n11 вводится с клавиатуры. Дан массив целых чисел выяснить является ли nэлемент n11 вводится с
18368. Массивы - поиск по условию 662 KB
  16 урок. Массивы поиск по условию. Дан массив из 20 элементовцелых. Вывести на экран первоначальное состояниет.е. сами элементы затем только нечетные и их кво. Дан массив из 10 элементов. Вывести на экран сам массив и номера вхо
18369. Массивы - изменение исходного массива 236 KB
  18 урок. Массивы изменение исходного массива. Массив из 5 элементов. Поменять местами 3 и 5 элементы. Часть а. Массив из 6 элементов. Часть б. Массив из 6 элементов. Удалить из массива 3 элемент. Т.е. 456 элеме
18370. Двумерный массив 353.5 KB
  19 урок. Двумерный массив. 1 урок Двумерный массив задается : цел таб а[1:n11:n2] Массив из целых чисел 4Х4 заполняется генератором случайных чисел. Вывести сначала все элементы построчно на экран и 3 элемент в 1 . Составить программу для вы...
18371. Литерные величины 439 KB
  20 урок. Литерные величины. Команды обработки литерныхтекстовых величин: а:=длинб результатом является число символов в текстовой переменной. Вырезка а[3:5] например: дает вырезку с 3 символа по пятый. Взятие символа а[3] выводит 3 символ
18372. Литерные величины и цикл 1.42 MB
  21 урок. Литерные величины и цикл. Введенное слово напечатать его а наоборот б четные буквы. Вариант б Получить строку состоящую из 5 символов Введено слово добавить в начале и в конце слова столько звездочек...
18373. Обработка цифр в строке 1.8 MB
  22 урок. Обработка цифр в строке. Определить сколько цифр во введенной строке. 1 способ нерациональный 2 способ рациональный. Дан текст с цифрами. Найти сумму цифр в нем. Дано трехзначное число. На...
18374. Вспомогательные алгоритмы 52 KB
  23 урок. Вспомогательные алгоритмы. Если алгоритм А вызывает алгоритм Б то алгоритм А называется основным а алгоритм Б вспомогательным. Рассмотрим пример на сложение 2 чисел и вывод результата на экран.